Дифференциальная теория эмоций К.Э. Изарда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциальная теория эмоций К.Э. Изарда.



Основные системы (структуры) личности:

1. Гомеостатическая;

2. Эмоциональная;

3. Перцептивная;

4. Когнитивная;

5. Моторная;

6. Система побуждений.

Типы мотиваций:

ü Побуждение;

ü Эмоции (10 основных);

ü  ________________

ü  ________________

Эмоции – это адаптивно-мотивационные переживания.

Составляющие эмоций:

- Нейрофизиологическая;

- Нервно-мышечная (мимика и т.д.);

- Феноменологическая (субъективное переживание).

Функции эмоций:

I.Сигнальная.

II.Оценочная.

III.Регуляция (ослабление/усиление) действующей мотивации.

IV.Социальный контакт. Например, по мимике можно «читать намерения» другого человека. (Можно отнести к пункту I).

Подавление проявлений эмоций очень негативно влияет на психический статус личности! Часто подавление происходит из-за соблюдения социальных норм. За счет подавления нарушается нормальное течение эмоциональных процессов, растет нейрофизиологическое напряжение, которое может привести к психическим расстройствам.

Внешнее выражение фундаментальных эмоций врожденное. Полярность отдельных видов эмоций.

v Иерархичное строение эмоций. Пример: интерес-страх-ужас.

v Взаимодействие фундаментальных эмоций – образование сложных эмоций. Пример: воинствующий энтузиазм и т.п.

v Связь с побуждениями. Одно побуждение может вызвать разные эмоции. Пример: боль.

Острая больиспуг

Опасное поражениестрах

Длительная больтревога, страдание

Боль приступаминапряженность (в ожидании следующего приступа), гнев.

 

30. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций - это следствие психических явлений. Наиболее четкую формулировку этой

теории дал И. Ф. Гербарт, считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. В свою очередь, это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.

Этой же позиции придерживался и В. Вундт. По его мнению, эмоции - это

прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Таким образом, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о

субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения.

Дарвин доказывал, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но также к психическому и поведенческому развитию животных. Так, по его мнению, между поведением животного и человека много общего. Свою позицию он обосновывал исходя из наблюдений за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Э. Клапаред писал: <Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха>. Джемс и Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и

в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу, <мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся>.

Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются перво-

причинами эмоций. Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция.

У. Кэннон обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные

различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Кэннон

обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями.

 П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из

всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы., X. Дельгадо установил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.

Психоорганическая теория эмоций (так условно стали называть концепции

Джемса-Ланге и Кэннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга. В результате проводимых экспериментальных исследований возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории, эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма. А эмоциональные проявления, как показали электрофизиологические исследования мозга, есть не что иное, как изменение уровня активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель.

В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л, Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс. Диссонанс – это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс.

Таким образом, с позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса чаще всего используется для того, чтобы объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях.     

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.005 с.)