Механизм возникновения и протекания эмоций (теоретические подходы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм возникновения и протекания эмоций (теоретические подходы).



Биологические теории эмоций НЕНАДО

П.К. Анохин: "Биологическая теория эмоций". Анохин рассматривает эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирается на теорию эволюции Ч. Дарвина. Согласно ей сохраняются только полезные приспособления. Исходя из этого эмоциональные состояния, не только удерживающиеся в процессе эволюции, но и развившиеся до определенной планки, не могли бы сохраниться и закрепиться наследственностью, если бы они были хоть немножко вредны или бесполезны для жизни. При этом Анохин утверждает, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата…

Линдсли: "Активационная теория эмоций". В своей теории Линдсли заменил широкое понятие организмического возбуждения, которое было предложено Даффи, на понятие активации.

Активация - "нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры".

Толкование эмоций Линдсли предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, который может быть внешним условным, либо внутренним безусловным. Эти стимулы порождают импульсы, которые в свою очередь активизируют ствол мозга, дальше импульсы посылаются к таламусу и к коре больших полушарий. "Гипотетический активизирующий механизм" преобразует все эти импульсы в поведение, которое характеризуется "эмоциональным возбуждением"…

Теория эмоций У.Джемса - Г.Ланге. Согласно этой теории возникновения эмоций, обусловлено изменениями в произвольной двигательной сфере или в сфере непроизвольных актов, которые в свою очередь вызваны внешними воздействиями. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу органические изменения являются первопричиной эмоций, то есть мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; и радуемся потому, что смеемся. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, органические изменения порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности…

Психоаналитические теории эмоций. Теория Фрейда рассматривает преимущественно негативные аффекты. Это исходит из того, что аффекты порождаются конфликтом между бессознательным (интерес - влечением либидо) и предсознательным (санкции Супер-Эго). Такого рода аффекты порабощают Эго и могут стать причиной психического расстройства. Психоаналитическая теория эмоций - "теория эмоций, которая утверждает означающий характер эмоциональных фактов, должна искать это значение в самом сознании. Иначе говоря, именно сознание само делает себя сознанием, будучи взволнованным потребностью во внутреннем значении". Холт отвергает теорию инстинктивных влечений. В своей теории он подчеркивает значимость внешней стимуляции и перцептивно-когнитивных процессов, но в то же время признает, что важны феномены, которые связаны с выражением и переживанием эмоций. По мнению Холта, "не смотря на то, что сексуальное влечение, агрессию, страх и другие аффективные феномены можно рассматривать как биологически детерминированные, врожденные … реакции, они активизируются лишь в результате осознания индивидом внешнего давления…"…

Когнитивные теории эмоций

Арнольд: Эмоция как функция когнитивных процессов. Согласно Арнольд, эмоции возникают как результат воздействия какой-либо последовательности событий, которые описываются в категориях восприятия и оценок. "Термин "восприятие" Арнольд толкует как "элементарное понимание". В данном случае "воспринять объект" - значит в некотором смысле "понять" его, вне зависимости от того, как он влияет на воспринимающего". В сознании формируется образ воспринимаемого предмета, и для того, чтобы этот образ получил эмоциональную окраску, его нужно оценить, учитывая его влияние и на воспринимающего. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что Арнольд понимает эмоцию не как оценку, а как неосознаваемое влечение к объекту, или отторжение его.

По Арнольд оценка происходит сразу после непосредственного восприятия объекта, это интуитивный акт, который не связан с размышлением, оценка выступает в роли завершающей стадии перцептивного процесса и отдельно может быть представлена только рефлексивно…

Шехтер: Двухфакторная теория эмоций. Шехтер высказал предположение, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения, но только при наличии когнитивной оценки ситуации, которая вызвала возбуждение. По Шехтеру одно и тоже физиологическое возбуждение может истолковываться и как радость, и как гнев, в зависимости от того, как воспримется ситуация, которая вызвала напряжение, так как именно оценка, которая может производиться по памяти и чувству, позволяет определить напряжение как какую-нибудь эмоцию…

Теория эмоций Дж.Келли. Дж.Келли создал теорию личностных конструктов. Он полагал, что "люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта". [3, с. 473] также он описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констелляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный. Целью Келли было создание более эмпирического подхода в клинической психологии. Так же Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний, психического здоровья, а также в терапевтической практике…

Л.Фестингер: Теория когнитивного диссонанса. Леон Фестингер сформулировал теорию когнитивного диссонанса. Он говорит, что возникновение диссонанса мотивирует индивида уменьшить степень диссонанса и по возможности достигнуть консонанса. Помимо этого стремления уменьшить диссонанс, индивид стремится избегать ситуации и информацию, которые могут вести к возрастанию степени диссонанса.

Когнитивный диссонанс автор понимает как условие, которое приводит к действиям, направленным на его уменьшение. Фестингер говорит о том, что диссонанс может возникнуть в ситуациях, когда человек становится очевидцем каких-либо непредсказуемых событий или когда он узнает новую информацию.

По Фестингеру положительные эмоции возникают только тогда, когда не возникает когнитивного диссонанса между исходом ситуации и тем, как этот исход был представлен в сознании индивида, и отрицательные или негативные эмоции возникают в случае наличия когнитивного диссонанса…

Адаптационная теория эмоций Плутчика. Плутчик рассматривает эмоции как средство адаптации. В нижеприведенной таблице мы рассмотрим базовые прототипы адаптивного поведения и эмоции, которые им соответствуют.

Протипический адаптивный комплекс Первичная эмоция

Инкорпорация - поглощение пищи и воды Принятие

Отвержение - реакция отторжения, экскреция, рвота Отвращение

Разрушение - устранение препятствия на пути удовлетворения Гнев

Защита - первоначально на боль или на угрозу боли Страх

Репродуктивное поведение - реакции, сопутствующие сексуальному поведению Радость

Депривация - утрата объекта, приносящего удовольствие Горе

Ориентировка - реакция на контакт с новым, незнакомым объектом Испуг

Исследование - более или менее беспорядочная, произвольная активность, направленная на изучение окружающей среды Надежда или любопытство

Плутчик определяет эмоцию как соматическую реакцию, которая сопряжена с конкретным адаптивным биологическим процессом, который общий для всех живых организмов. Он разделяет эмоции на первичные и вторичные. Под вторичными эмоциями он подразумевает различные комбинации первичных эмоций. К тому же, первичные эмоции, ограничены во времени и образуются при внешнем воздействии, а каждой вторичной соответствует определенный физиологический и экспресситвно-поведенческий комплекс. Плутчик считает, что "постоянная блокировка адекватных моторных реакций в конфликтных или фрустрирующих ситуациях вызывает хроническое напряжение в мышцах, которое может служить показателем плохой адаптации…"…

Информационная теория эмоций Симонова. Симонов говорит о том, что его подход к проблеме изучения эмоций принадлежит павловскому направлению изучения высшей нервной деятельности мозга. Он придерживается мнения, что "эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе гинетического и ранее приобретенного индивидуального опыта".

Симонов предлагает формулу, в которой он представляет правило возникновения эмоций: Э = f [П, (Ин - Ис), …]…

Эмоции в рамках учения А.Н. Леонтьева. "В самом общем виде функция эмоций может быть охарактеризована как индикация плюс - минус санкционирования осуществленной, осуществляющейся или предстоящей деятельности". Эмоции, по мнению Леонтьева, способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищаемыми результатами, но в то же время он подчеркивает, что хотя эмоции и играют очень важную роль в мотивации, сами мотивами не являются.

К эмоциональным процессам Леонтьев относит аффекты, собственно эмоции, чувства. Он разделяет их по продолжительности во времени. Следуя логике Леонтьева, самые непродолжительные во времени аффекты, они сопровождаются ярко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, а самыми продолжительными - чувства, причем они надситуативны, предметны и иерархизированы.

Если обратиться к вопросу о возникновении эмоций - единого мнения не существует (этого и следовало ожидать). Деление теорий на группы производилось с учетом того, что именно ученые считали причиной возникновения эмоций.

В биологических теориях эмоций (теории Анохина, Даффи, Линдсли, Джемса, Ланге) источник возникновения кроется в органических изменениях. У разных авторов это называется по разному, но не важно как это называется, так как смысл един.

В психоаналитических теориях причина эмоций - столкновение инстинктивной энергии с запретами и нормами Супер-Эго. Это можно объяснить тем, что вся теория психоанализа была построена на представлении о двух инстинктах (эрос, тонатос), а так же на трехкомпонентной теории строения личности (Ид, Эго, Супер-Эго).

Когнитивные теории, в них возникновение эмоций связывается с деятельностью cogito, и эмоция представляется как оценка, в этом с когнитивными теориями эмоций сходна информационная теория Симонова, где эмоция это оценка ситуации, мне кажется, что их можно было бы объединить под общим названием когнитивных теорий, но делать мы этого не будем в силу того, что ключевым словом у когнитивистов является оценка, а у Симонова - информация.

Оставшиеся теории: мотивационная, адаптационная соответственно рассматривают эмоции как мотивы адаптации к условиям среды, при этом механизм возникновения становится понятным

Отдельное место занимает взгляд А.Н. Леонтьева на ту же самую проблему, так как он рассматривает эмоции в рамках своего учения о деятельности, механизмом возникновения, автоматически, является человеческая деятельность. Причем он говорит о том, что эмоции - это "специфическое личностное отношение", а уже само понятие отношение включает в себя понятие о деятельности, то есть без какого-либо рода деятельности отношения и отношение не представляется нам возможным.

Нам кажется, что полноценной теории эмоций, которая бы объясняла все, так и не создано, все те многочисленные взгляды, которые были представлены в данной работе, основаны на изучении отдельных сторон феномена эмоции, но не описывают феномен в целом. Хоть они и называются громким словом "Теория", далеко не все ему соответствуют…

 

 

31. Проблема определения и классификации эмоции

Значение проблемы эмоций для психологов не нуждается в обосновании. Какие бы условия ни определяли деятельность и поведение индивида - внутренне, психологически действенными они становятся лишь тогда, когда они проникают в сферу его эмоций, преломляясь и закрепляясь в ней. Фиксируя в человеке пристрастность, без которой немыслимо ни одно активное действие, эмоции обнаруживают свое влияние и в работе и в семье, и в учебе и досуге, и в творчестве и в духовных кризисах любого человека.

Такая уникальная значимость эмоций должна являться, казалось бы, верным залогом как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности. И действительно, за все время длительной истории изучения эмоций они пользовались вниманием, им отводилась одна из ключевых ролей среди психологических категорий, определяющих внутреннюю жизнь и поведение человека. Однако в современной позитивистской психологии отношение к проблеме эмоций совершенно иное. Научный интерес и внимание к их проблеме стал гаснуть, когда появилось множество неудачных попыток отыскать самые надежные средства для объективного (в позитивистском смысле слова) их исследования.

Большую путаницу в психологию эмоций вносят разночтения и расхождения в терминологии. В какой-то мере они заложены уже в разговорном языке, позволяющем обозначать, например, страх эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением или объединять под общим названием чувств такие различные явления, как боль и иронию, красоту и уверенность, прикосновение и справедливость. Но это свидетельствует о том, что феноменологический материал, объяснить который призвана теория эмоций, не обладает отчетливо различимыми признаками, которые могли бы обеспечить некоторую единую изначальную его группировку и упорядочивание. При решении этой задачи в психологической теории влияние неизбежно оказывают концептуальные традиции и представления, которые в силу своих различий закрепляют за неопределенными житейскими понятиями различное содержание. На запутанность реального соотношения того, что в разных концепциях обсуждается под одними и теми же названиями эмоций, страстей или чувств, оказало влияние еще и то обстоятельство, что они создавались на разных языках и в разные эпохи, имеющие свои традиции в употреблении таких понятий.

Из-за существующей терминологической неоднозначности в психологии эмоций очень важно учитывать условность названий и решать вопрос об их соотношении не по внешнему звучанию, а на основе тщательной проверки того, что именно они обозначают.

Проблеме теорий эмоций, их определения, природы и механизма возникновения посвятил отдельное историко-психологическое исследование один из столпов отечественной психологии Л.С. Выготский.

В.О. Леонтьев считает, что в психологии, нет адекватного определения понятия эмоции. Этот факт создает трудности при попытках составить полный список эмоций. Некоторые названия могут производить впечатление эмоциональных явлений, но при более точном рассмотрении таковыми не являются.

Определение должно быть таким, чтобы можно было отличить эмоцию от других процессов и состояний. Например, иногда к эмоциям причисляется боль или рассеянность, а некоторыми исследователями ставится вопрос о том, является ли эмоцией чувство голода. Для того чтобы составить аргументированный список и не внести в него явно лишних понятий нужно иметь адекватное определение или хотя бы достаточно близкое необходимое условие. В качестве такого необходимого условия возьмем когнитивную основу эмоций. Полноценная эмоция возникает только в результате сложной когнитивной обработки информации. Термин «когнитивная» означает, как минимум, распознавание образов, сравнение распознанных образов с извлеченными из памяти, возможно, прогноз развития ситуации и другие алгоритмы. Если нет когнитивной обработки информации, то нет и эмоций. Например, человек может долго размышлять о ситуации на финансовом рынке и после сложного анализа различных факторов прийти к выводу о его нестабильности. И придя к этому выводу, он может испытать страх за свои банковские вклады. Эмоция страха возникла только после сложной аналитической работы. Возможны и более простые алгоритмы. Если что-то большое быстро движется в вашу сторону, то может возникнуть страх. Чем ближе находится движущийся объект, тем сильнее страх.

Пользуясь этим необходимым условием, некоторые психические явления легко исключить из списка эмоций. Боль является результатом физического воздействия на рецепторы. Рассеянность это неспособность сконцентрировать внимание. Голод это результат сигнализации рецепторов об отсутствии пищи в желудке. Когнитивной обработки информации здесь не происходит и, потому, эти явления не будем относить к эмоциям.

Правда, нужно оговориться, что некоторые эмоции тоже могут возникать рефлекторно без когнитивной обработки. Внезапный громкий звук может вызвать страх. Вид ран, язв и других болезненных явлений может вызвать рефлекторное отвращение. Здесь тоже нет когнитивной обработки, но таких эмоций не много, и, как правило, их легко распознать без дополнительных рассуждений.

Проблема заключается в том, чтобы составить полный список эмоций, не включая в него лишние термины. Т.е. как минимум, для каждого кандидата в список нужно сформулировать хотя бы один примерный алгоритм когнитивной обработки информации, в результате которого он может возникнуть. Если психическое явление всегда возникает без такой обработки, то это не эмоция. Но наличие когнитивной обработки не гарантирует, что термин означает эмоцию. Например «смелость» можно понимать, как способность преодолеть страх с помощью воли. Это уже не эмоция, а черта личности, представляющая из себя сложное эмоционально-волевое явление.

По примерным оценкам, список эмоций содержит порядка сотни терминов. В психологической литературе довольно много различных списков, но, все они страдают отсутствием аргументации.

Примыкающей проблемой является выделение эмоции из общего списка синонимических групп. Например, слова «страх», «ужас», «боязнь», скорее всего, обозначают одну и ту же эмоцию и отражают различные ее оттенки по интенсивности. Боязнь – слабый страх, ужас – очень сильный страх. Поэтому, сознавая всю важность проблемы, Леонтьев указывает на необходимость составления всех синонимических групп, чтобы для выделения термина из своей синонимической группы в отдельную эмоцию нужна была дополнительная аргументация.

Еще в 19-м веке В. Вундт описал несколько признаков эмоций, которые считаются важнейшими и сейчас. Прежде всего, это знак эмоции. Эмоция называется положительной, если она имеет приятный субъективный фон, и отрицательной, если имеет неприятный фон. Например, эмоция радости в чистом виде (т.е. при отсутствии других эмоций и ощущений) вызывает приятные ощущения и, следовательно, положительна. Эмоция страха вызывает неприятные ощущения и отрицательна. Однако знак эмоции перестает быть очевидным в некоторых других случаях.

Дополнительная проблема заключается в том, чтобы весь список эмоций аргументировано разделить на положительные и отрицательные. Любой исследователь, вводя новый признак, должен разбить все эмоции по этому признаку или показать, как это можно сделать.

Для каждой эмоции из полного списка должно быть аргументировано определено значение каждого признака. При этом, в конце концов, неизбежно возникнет полная классификация эмоций.

Кроме понятия знака В.Вундт ввел понятие силы эмоции как интенсивности вызываемого субъективного ощущения. Несмотря на то огромное и неоценимое влияние, которое эти понятия оказали на развитие психологии эмоций, эти определения являются субъективными, т.к. основаны на понятии субъективного ощущения. Проблема заключается в том, чтобы сформулировать объективные определения знака и силы эмоций.

Также остро стоит проблема соотношения и взаимодействия эмоций и процессов мотивации. Эта проблема посвящена уже не топологическим, а функциональным характеристикам эмоциональной сферы. То есть, оно рассматривает локализацию эмоций не столько в системе психологических образований, сколько в системе сил, приводящих эти образования в движение. Поэтому решение этой проблемы непосредственно связано с исходным утверждением об объеме совокупности эмоциональных явлений, и зависит от того, присоединяются ли к нему психологические переживания, имеющие побуждающий характер - желания, влечения, стремления и т. п.

Очевидно, что проблема природы процессов, побуждающих к деятельности, не является просто одной из внутренних проблем психологии эмоций. Из ее решения следуют далеко идущие концептуальные выводы, касающиеся принципиального понимания психического. Так, именно данная проблема является ключевой для различения в истории психологии дихотомных (интеллект - аффект) и трихотомных (познание - чувство - воля) схем психического. В современной психологии она столь остро не стоит, однако ее значение продолжает отстаиваться так называемыми мотивационными теориями эмоций.

 

33. Режимы функционирования психики и эмоциональные явления НЕНАДО

По механизму ядерного мышления можно выделить пять режимов функционирования психики человека, каждому из которых присущи свои особенности ядерного мышления в части восприятия и переработки информации и формирования образа действия.

Выделяются: интуитивная подсознательная психическая деятельность, рассудочная психическая деятельность, эмоциональная психическая деятельность, рефлекторная психическая деятельность и интуитивная сверхсознательная психическая деятельность.

Интуитивная подсознательная психическая деятельность по сути есть механическая реакция человека на изменение текущей факторной ситуации, которая обеспечивается реализацией заложенных в памяти субъекта стереотипов восприятия и действия, наработанных предшествующим опытом. Проявленная деятельность при этом носит субъективный спонтанный характер и характеризуется относительно небольшим (в пределах 0,5-1,5 с) рассогласованием во времени между реальным течением факторной ситуации и ее субъективным психическим отражением в сознании индивида, то есть реальные процессы и их отражение в сознании - относительно синхронны. Интуитивная подсознательная психическая деятельность является хорошо отлаженной механистической основой как повседневной жизни человека, так и его профессиональной деятельности. Процесс трансформации образа восприятия в образ действия в ядре психической системы происходит без заминок. Факторная ситуация как таковая воспринимается практически бессознательно и целиком, то есть без фрагментации.

Так, например, летчик, пилотирующий самолет по приборам, считывает и оценивает приборную информацию (о высоте, скорости, курсе, крене и т.д.) не в цифровом виде с анализом каждого показателя в отдельности, а объемно, по положению стрелок и указателей («не видя ничего конкретного, - видит все сразу»).

Субъективная спонтанность обеспечивает надежность функционирования психики человека в факторных ситуациях, память о которых заложена в ядре психической системы в форме опорно-значимых образов, наработанных предшествующим опытом.

Однако в ряде случаев этот хорошо отлаженный механизм функционирования психики дает сбой, например, при попадании в незнакомую факторную ситуацию, в процессе азартного удовлетворения желаний, при кратковременном выпадении активного сознания из текущей ситуации, при высоком темпе изменения ситуации (пусть даже хорошо знакомой).

Что же при этом происходит? Согласно релятивистской концепции нарушается синхронность психического и реального процессов и имеет место переход к десинхронизированным видам психической деятельности - к рассудочной или эмоциональной.

При этих видах деятельности не обеспечивается (полностью или частично) адекватность реакций и действий человека в реально сложившейся ситуации в плане их своевременности и правильности. Все человеческие ошибки, в основном, являются следствием функционирования психики в десинхронизированных режимах, когда происходит замедление или ускорение психологического течения времени. Изменение течение времени обусловлено скоростью обработки информационного потока физиологическими структурами ядра психической системы.

Рассудочная психическая деятельность характеризуется активным включением в процесс восприятия и обработки информационного потока механизма памяти по причине недостатка готовой информации в банке хранения опорно-значимых образов. В результате образ восприятия индивидом текущей факторной ситуации отстает от ее реального изменения, как минимум, на 2 секунды. При этом образ восприятия распадается на отдельные фрагменты и деформируется, что естественно не позволяет индивиду интегрально оценивать ситуацию и принимать правильное решение. Проявленная деятельность при этом реализуется с естественным запаздыванием относительно реального течения факторной ситуации более чем на 2 секунды.

При функционировании психики в режиме рассудочной деятельности вследствие фрагментации и деформации образа восприятия человек не способен не только интегрально воспринимать ситуацию, но и равнозначно оценивать наблюдаемые им фрагменты реального образа. Он обращает внимание лишь на приоритетные (по его мнению или ощущению) фрагменты, при кажущемся нежелании (а на самом деле - невозможности) видеть и оценивать другие, не менее значимые. Так, в практике расследования авиационных происшествий встречаются ситуации, в которых пилотирующий летчик, находясь в режиме рассудочной психической деятельности, с завидным упорством, последовательно реализует управление воздушным судном по двум-трем каналам (например, по курсу, по крену и по скорости), совершенно «забывая» о высоте полета или о вертикальной скорости снижения, что приводит к неожиданному (для экипажа) катастрофическому столкновению с землей или к грубой посадке. При функционировании психики в рассудочном режиме изменяются и двигательные реакции, которые не только запаздывают во времени, но и реализуются с значительно меньшей интенсивностью, чем при спонтанности.

При логическом и абстрактном мышлении, при включении речемыслительных процессов психика человека функционирует в рассудочном режиме.

Эмоциональная психическая деятельность характеризуется быстрым запуском и ускоренной реализацией извлеченных из памяти стереотипов поведения и действия. Это фактически, очень ускоренный вариант интуитивной подсознательной психической деятельности. В результате возникает парадоксальное явление: субъективный образ восприятия ситуации отстает во времени от реализуемого образа действия, то есть то, что должно быть «причиной», отстает от «следствия». При этом реальная факторная ситуация формируется как бы «за спиной» индивида, что означает фактическую потерю связи сознания индивида с реальностью и полный разрыв образа восприятия с образом действия. Естественно, что в таком случае невозможно осознанно контролировать ситуацию, более того, в сознании человека непроизвольно рождается императивное (повелительное) стремление выполнить желаемое, задуманное или начатое во что бы то ни стало.

Проявленная деятельность при эмоциональном режиме функционирования психики реализуется с фактическим опережением реального времени или «в темпе спешки».

При управлении транспортными средствами этот вид деятельности представляет особую опасность, поскольку водитель или пилот не имеют возможности предвидеть развитие реальной ситуации или своевременно обнаружить в ней значимые текущие изменения, требующие обязательной коррекции.

Выход сознания из эмоционального режима функционирования и переход к оптимальной деятельности крайне затруднителен и практически невозможен вплоть до момента грубого рассогласования между реальным образом и реализуемыми действиями. В момент проявления рассогласования происходит мгновенный переход к импульсивной деятельности (см. ниже), после которой, как правило, психика начинает функционировать в рассудочном режиме, и лишь после этого, если позволяют обстоятельства, возможен переход к оптимальному режиму функционирования психики.

В практике расследования авиационных происшествий встречаются ситуации, когда пилотирующий летчик, психика которого функционирует в эмоциональном режиме, выполняя заход на посадку в сложных погодных условиях, не видит и не слышит сигналов, предупреждающих об опасности создавшегося положения, а пытается, действуя «в темпе спешки», выполнить посадку во что бы то ни стало. Даже когда ситуация становится катастрофической, пилот либо вообще не предпринимает активных действий по ее парированию, либо его действия безнадежно запаздывают и носят импульсивный характер.

Следует сказать, что при функционировании психики в десинхронизированных режимах, то есть в состояниях, отличных от психологически комфортных, неизбежно наблюдается рост психоэмоционального напряжения. Это вызывает дополнительные трудности, связанные с восприятием ситуации, в частности, имеет место сужение объема внимания и снижение его концентрации.

Подмечена закономерность, что в ряде сложных и экстремальных ситуаций имеет место «маятникообразное» чередование десинхронизированных видов деятельности (рассудочной и эмоциональной), что в практике летной деятельности является весьма неблагоприятным прогностическим признаком, особенно в условиях дефицита времени. В какой-то период времени пилот отстает от реальной ситуации, затем форсированно пытается ее догнать, затем, обогнав, вновь отстает и т.д. В таких случаях имеет место полная дестабилизация образа восприятия реальности: он то отстает от реально текущей ситуации во времени, подвергаясь при этом фрагментации и деформации, то вовсе теряет с нею связь и формируется как бы «за спиной» пилота.

Эмоциональная психическая деятельность служит также инструментом для реализации разного рода желаний. Кроме того, в эмоциональном режиме психика функционирует при реакциях гнева, раздражения, восторга и прочих бурных проявлениях чувств и эмоций.

Рефлекторная психическая деятельность является результатом либо крайне быстрого изменения факторной ситуации, либо результатом ее неожиданного предъявления. При этом имеет место узко фрагментированный или быстро «набегающий» образ восприятия, мгновенная реакция на который сопровождается «взрывным» действием (или периодом «взрывных» действий), или же, при отсутствии в памяти знакомого отклика на возникшую ситуацию, - ступором (полным бездействием).

Проявленная деятельность при этом реализуется в импульсивном (вневременном) режиме.

Рефлекторная деятельность способна проявиться на фоне любого вида психической деятельности, исключая интуитивную сверхсознательную (см. ниже).

В практике расследования авиационных происшествий имели место случаи, когда пилот, действуя импульсивно, размашистыми энергичными движениями «раскачивал» воздушное судно вплоть до катастрофического сваливания в «штопор». В основе подобного явления лежит закономерный физиологический эффект запаздывания образа восприятия относительно самих двигательных действий, как это имеет место при эмоциональной психической деятельности, только в гораздо большей степени.

Как уже отмечалось, мышление, двигательные действия и речь для каждого вида психической деятельности имеют свои характерные особенности.

Если принять за норму проявленную деятельность в спонтанном режиме, то при функционировании психики в рассудочном режиме процесс мышления растянут во времени, включается внутренняя речь (речемыслительная деятельность), фразы и предложения обстоятельно конструируются, двигательные действия относительно вялые и осторожные.

При функционировании психики в эмоциональном режиме мышление, скачущее и хаотичное, речь громкая, многословная и отрывистая, двигательные действия быстрые и размашистые.

При функционировании психики в рефлекторном режиме мышление, неосознанное и отрывистое, речь очень громкая и односложная (выкрики и междометия), движения импульсивные и крайне размашистые.

Для иллюстрации функционирования психики в различных режимах деятельности можно использовать варианты поведения человека в метро, когда он собирается сесть в стоящий на перроне поезд и слышит объявление «Осторожно, двери закрываются».

Один из вариантов поведения внешне выражается в следующем: услышав объявление, человек после кратковременной паузы, стремглав бросается к открытым дверям, сталкиваясь с неожиданно (только для него!) возникшими на пути пассажирами, и практически стукается лбом о закрывающиеся двери вагона, застыв от неожиданности и удивления, либо вбегает в вагон, буквально «прищемив хвост». В процессе движения человек не способен ни слышать, ни видеть ничего вокруг, и остановить его практически невозможно. Этот пример хорошо иллюстрирует деятельность психики в эмоциональном режиме. Каждый, имеющий маломальское воображение может внутренне прочувствовать, а при случае и проиграть эту ситуацию. Внутренне эта деятельность строится по следующему сценарию: «Двери открыты - бегу!».

Другой вариант поведения:услышав объявление, человек, внешне не спеша, несколько ускоряет ход, ловко лавируя между попадающимися на его пути пассажирами, и входит в вагон до закрытия дверей. Внутренне происходит следующее: «Я знаю, что успею. Иду». Ситуация находится под интуитивным контролем, и если человек успел - он доволен; если все-таки не успел и двери закрылись, он не стукнется лбом о дверь и не расстроится («Поеду следующим поездом»). Это классический вариант «моделирования» интуитивной спонтанной деятельности.

Третий вариант поведения:услышав объявление, человек некоторое время раздумывает, затем начинает медленное движение, пропуская и обходя встречающихся на пути пассажиров, и подходит к вагону, когда двери уже закрылись. Внутренне по одному из сценариев происходит следующее: «Видимо не успею, но попробую. Много людей навстречу - как бы не столкнуться... Так и знал, - не успел». По другому сценарию: «Я должен успеть, только надо быть внимательнее - кругом много народа. Надо же - не успел». Описанное поведение характерно для рассудочной психической деятельности. Теперь один из вариантов, характеризующих чередование десинхронизированных видов психической деятельности: услышав объявление, человек после некоторого раздумья начинает быстрое движение в направлении стоящего поезда, однако столкнувшись с другим пассажиром, некоторое время двигается осторожно, потом переходит на бег и вновь сталкивается с пассажиром или с закрывающейся дверью. Внутренний сценарий: «Успею ли? Успею, только надо побыстрее. Надо же, откуда он (человек) взялся? Надо быть внимательнее. Ой, не успеваю. Успею! Не успел!..».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.06 с.)