Внешняя политика современной России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика современной России



Понятие «внешняя политика» раскрывает деятельность государства на мировой арене, направленную на осуществление взаимодействия с другими субъектами международных отношений: иностранными государствами, союзами государств, международными организация­ми – всемирными и региональными, зарубежными политическими партиями, общественными организациями и группами интересов. Основными формами проведения внешней политики являются: дипломатические отношения между государствами; членство государств в международных организациях; переговоры и контакты на разных уровнях, высшим из которых являются встречи глав госу­дарств и правительств.

Для осуществления внешней политики во властных структурах современных государств существуют специальные органы – мини­стерства иностранных дел и соответствующие парламентские коми­теты. В случае возникновения спорных ситуаций, например при ра­тификации международных договоров и т.п., они 'разрешаются конституционными судами или другими органами конституцион­ного или высшего судебного надзора.

В Российской Федерации руководство внешней политикой осу­ществляет Президент. Законодательное обеспечение внешнеполи­тического курса государства и выполнения его международных обя­зательств возложено на Федеральное Собрание Российской Федерации. Министерство иностранных дел ведет работу по непо­средственной реализации утвержденного Президентом внешнепо­литического курса, осуществляет координацию внешнеполитиче­ской деятельности федеральных органов исполнительной власти и контроль за ней.

Внешняя политика призвана защищать государственные ин­тересы страны, способствовать благоприятному развитию ее международных связей и эффективному участию в мировой по­литике. Она неразрывно связана с внутренней политикой госу­дарства.

И поэтому, выстраивая схему взаимодействий внутренних фак­торов и внешней политики, исследователи часто помещают в центр своего анализа национальные интересы, процессы и механизмы их формирования и реализации.

Национальный интерес включает в себя систему отношений, сочетающих в себе потребности функционирования и развития нации-народа как единого организма. Его основу составляют по­требности общества, необходимые для его развития и функцио­нирования, защита народа от угроз со стороны других государств и природно-климатических факторов, а также поддержание со­циального мира и порядка внутри страны.

К коренным национальным интересам относятся вопросы цело­стности и культурной идентичности, безопасности нации-народа, а также контроль и возможность использования важнейших природ­ных ресурсов.

Современное понимание национальных интересов России на­шло отражение в двух стратегических документах – Концепции национальной безопасности и Концепции внешней политики.

Новая Концепция внешней политики утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 30 июня 2000 г. Необходимость разработки об­новленной внешнеполитической платформы прямо связана с при­нятием в начале 2000 г. в России новой Концепции национальной безопасности. Она является базовым документом, содержащим анализ внешних угроз безопасности Российской Федерации. Кон­цепция внешней политики развивает эту проблематику примените­льно к конкретным областям внешнеполитической деятельности российского государства.

Целями внешней политики России провозглашаются: обеспече­ние надежной безопасности, суверенитета и территориальной цело­стности государства, создание благоприятных внешних условий для его поступательного развития, подъема экономики, укрепление гражданского общества, защита прав и свобод наших граждан и со­отечественников.

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие.

Строительство демократической многополярной системы международных отношений. В политике западных государств, осо­бенно в последние годы, обозначилось стремление к однополюсной модели мироустройства, основанной на доминировании ограничен­ного круга наиболее развитых государств во главе с США. Предпри­нимаются попытки принизить значение суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, вне­дрить в международный оборот концепции типа «гуманитарной интервенции» в целях оправдания односторонних силовых акций в обход Совета Безопасности ООН. В Концепции не отвергаются зна­чение военной силы в международных отношениях и положитель­ная роль миротворческих операций, но подчеркивается пагубность попыток принизить роль и международные права суверенного госу­дарства и недопустимость решения международных проблем сило­выми методами без соответствующих санкций ООН, региональных и субрегиональных организаций.

Сотрудничество с государствами СНГ. Предполагается разви­тие добрососедских отношений и стратегического партнерства с го­сударствами Содружества, углубление взаимовыгодных интеграци­онных процессов. «Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси и России как высшей на данном этапе формы ин­теграции двух суверенных государств».

Отношения со странами Европы. Интересам России отвечало бы создание на континенте стабильной, недискриминационной и всеобъемлющей системы европейской безопасности. В придании дополнительного импульса нуждается разностороннее сотрудниче­ство между Россией и Европейским Союзом. В российском понима­нии европейская интеграция – это единая Европа на принципах демократии и взаимного уважения, а не создание замкнутых оази­сов благополучия.

Отношения с США. В Концепции внешней политики подчерки­вается, что российско-американское взаимодействие является необ­ходимым условием обеспечения глобальной стратегической стаби­льности. Прежде всего это касается проблем разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массо­вого уничтожения, а также предотвращения и урегулирования наи­более опасных региональных конфликтов.

Отношения со странами Азии. В шкале внешнеполитических приоритетов России возрастает значение Азии. В отношении Китая, в частности, ставится задача приведения масштабов экономическо­го взаимодействия в соответствие с уровнем политических отноше­ний. Подчеркивается заинтересованность России в развитии регио­нального сотрудничества в рамках форума «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, а также в активизации деятельности «шан­хайской пятерки» (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджики­стан).

В отношении государств Ближнего Востока, Средиземноморья, Африки, Южной и Центральной Америки в Концепции выделены главным образом те направления сотрудничества, которые реально представляют или могут представлять интерес для России в полити­ческом или экономическом аспектах.

Реализм новой внешнеполитической концепции России – это признание и осмысление новых реальностей мирового развития, в том числе тенденций глобализации.

Следует выделить три измерения понятия «глобализация», важ­ных с точки зрения науки о международных отношениях: а) глоба­лизация – это исторический процесс, развивающийся на протяже­нии многих столетий; б) глобализация означает гомогенизацию мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым цен­ностям, следование единым обычаям и нормам поведения, стремле­ние все универсализировать; в) глобализация – это признание рас­тущей взаимозависимости, главным следствием которой является подрыв, разрушение национального государственного суверенитета под напором действий новых факторов общепланетарной сцены – глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур, которые взаимодействуют на равных не только между собой, но и с самими государствами – традиционны­ми действующими лицами международных отношений.

Тенденции к глобализации международных отношений носят сложный и противоречивый характер. Сегодня просматриваются два варианта развития международных отношений в условиях глобализации. Один из них – использование ее возможностей, в основном, для индустриально развитых стран, представляющих так называемый золотой миллиард человечества, в целях обеспе­чения их стабильности, устойчивого экономического и социально­го развития и благополучия. Другой – объединение националь­ных усилий для решения проблем глобализации, создание механизмов регулирования ее процессов в интересах всех членов мирового сообщества. Цели и задачи внешней политики госу­дарств, тенденции развития важнейших регионов и всего мирово­го сообщества в условиях глобализации международных отноше­ний будут все больше увязываться с перспективами выживания земной цивилизации.

Фактор глобализации задает новые критерии оценки реального положения и роли страны в мире, видоизменяет традиционные представления о мощи держав в мировой политике. Зафиксирован­ное в Концепции смещение акцентов в представлении о величии держав вносит важные коррективы в национальные приоритеты, выводит на передний план задачи экономической и социальной мо­дернизации, превращения России в сильную и успешную страну, прежде всего, в экономическом отношении. С учетом этого еще более весомым выглядит положение Концепции о том, что важней­шими компонентами национальной мощи Российской Федерации становятся сегодня интеллектуальные, информационные и комму­никационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, баланс научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и разнообразие экономиче­ских связей.

Россия активно вовлечена во все мировые процессы, включая глобализацию. Для России глобализация таит в себе немало опасно­стей. Задача внешней политики – помочь минимизировать эти опасности, в частности, содействовать формированию таких между­народных механизмов, которые обеспечивали бы наиболее благо­приятные условия устойчивого развития российской экономики, ее органичное встраивание в систему мирохозяйственных связей при должном учете факторов, определяющих экономическую безопас­ность страны.

 

Литература

Арбатов Г.А. Российско-американские отношения: проблемы и задачи.//США: экономика, политика, идеология. – 1995. – №10.

Беляев Н., Чичканов В. Стратегия внешнеполитической деятельности России. //Международная жизнь. – 1992. - №1.

Богатуров А.Д. и др. Внешняя политика России. // США: экономика, политика, идеология. – 1992. – №10.

Вахромеев А.В. Геополитическое положение и внешняя политика России. //Социально-политический журнал. – 1998. – №2.

Загладин Н. «Новый мировой порядок» и внешняя политика России. //Мировая политика и международные отношения. – 2000. – №1.

Косолапов Н. Внешняя политика и внешнеполитические процессы субъектов международных отношений. //Мировая политика и международные отношения. – 1999. – №3.

Кременюк В.А. Внешняя политика США на рубеже веков. // США: экономика, политика, идеология. – 2000. – №5.

 

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите субъекты мировой политики.

2. Какие проблемы относятся к глобальным проблемам современности?

3. Какие принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН?

4. Что относится к субъектам внешней политики?

5. Перечислите цели и функции внешней политики.

 

 

 

 

   

 


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

               
Отношения между странами и народами по поводу их положения в системе мировых связей
Усложнение международных отношений
 

 


 

 

 

Содержание

 

 

Пояснительная записка.…………………………………………3

Программа курса «Политология»………………………………4         

Планы семинарских занятий…………………………………..12

Методика написания рефератов……………………………… 35         

Правила составления библиографических описаний………. 37

Методические советы по подготовке и сдаче экзамена……. 39         

Рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов……………………………………………... 42

Тесты итоговой аттестации студентов……………………….. 44

Ключи к тестам итоговой аттестации…………………………56

Словарь основных понятий политологии…………………... 57        

Вопросы, выносимые на экзамен по политологии………... 80

                                                   

Курс лекций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.97.219 (0.022 с.)