Цели, функции и средства внешней политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели, функции и средства внешней политики



Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правле­ния, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и прежде всего военно-политических блоках, политиче­ской динамики государства, уровня политической культу­ры и т.д. Основными целями внешней политики государст­ва можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политиче­ского могущества государства; обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и террито­риальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в международных отношениях; защита опреде­ленных политических и экономических позиций во внеш­нем мире. Все перечисленные цели тесно связаны между собой. Успешная реализация каждой из них спо­собствует благоприятным условиям реализации всех ос­тальных.

Цели внешней политики весьма разнообразны. Их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономи­ки, союзами с другими государствами. Можно выделить следующую группу целей внешнеполитической деятельно­сти современных государств. Это — обеспечение нацио­нальной безопасности; возрастание экономического и по­литического могущества государства; укрепление его ме­ждународных позиций.

Укрепление национальной безопасности — одна из важ­нейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиня­ют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В истории государств немало примеров, иллюст­рирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война СССР против гит­леровского фашизма.

Одной из важнейших целей внешней политики госу­дарства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных ин­тересов тесно связано с обеспечением оптимальных усло­вий функционирования государства. Могущество государ­ства зависит от его внутренней политической стабильно­сти, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю поли­тику может способствовать эффективному экономическо­му развитию страны, повышению уровня жизни населе­ния. Государство способно приумножить свое националь­ное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.

Важной задачей государства является создание пози­тивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества. Перечисленные цели внешней политики тес­но взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих целей. Например, политическая дестабилизация общества серьезно подрывает на­циональную безопасность государства, ослабляет его меж­дународные позиции. Понятно, что достигнуть идеального состояния, при котором обеспечивается оптимальная реализация всех целей государства, весьма трудно, а порой и просто невозможно. Необходимо также помнить, что цели внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития де­мократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях.

Среди них выделяются охранительная и информационно-представительская.

Охранительная функция связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Ее назначение состоит также в приспособлении национальной внешнеполитической стратегии к полистратегиям систем государств. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мирного политического решения возникающих спорных проблем. Угрозу для государства могут представлять снижение имиджа в глазах мирового сообщества, появление территориальных претензий со стороны соседних государств, поддержка сепаратистских движений в собствен­ной стране со стороны иностранных государств. Эффек­тивная реализация данной функции зависит от способно­сти государства и соответствующих органов и институтов определить потенциальные источники угрозы и не допус­тить нежелательного течения событий. Институтами, спо­собствующими реализации охранительной функции, яв­ляются посольства, консульства, представительства, куль­турные центры. Специфические задачи охранительного порядка реализуют также разведка и контрразведка.

Информационно-представительская функция находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в ми­ровом сообществе. Эти органы информируют свое прави­тельство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими странами. Эти органы проводят анализ полистратегической обстановки по конкретным вопросам. Представительская функция реа­лизуется посредством влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы сформи­ровать благоприятные условия для решения внешнеполи­тических задач. Успешное осуществление данной функции уменьшает возможности ошибочных решений во внешней политике, смягчает негативные последствия дисфункциональных факторов. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных об­менов, деятельности центров культуры иностранных госу­дарств и т.п.

Функции внешней политики заключаются также в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней поли­тики (МИД, посольств).

Регулирующие функции внешней политики необходи­мы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей. В процессе реали­зации внешнеполитической деятельности органов государ­ства проявляется гибкость политической стратегии государства. Жесткая политическая система всегда реагирует на нарушение внешнеполитического равновесия незначи­тельным количеством реакций, свобода выбора решений невелика. Мобильность политической системы зависит от многих факторов, в том числе исторического опыта сис­темы, основных свойств ее структуры. В процессе негоциаторной деятельности проявляется качество диплома­тии, осуществляется приспосабливание средств внешней политики к ее целям.

Указанные выше функции внешней политики име­ют универсальный характер. Универсальность возникает вследствие того, что все подсистемы внешней политики тесно взаимосвязаны, и ни одна функция в отдельности не может удовлетворить потребности государства в доста­точной степени.

Существенным элементом процесса внешнеполитической деятельно­сти является выбор средств и оцен­ка их результативности. Выбор средств внешней полити­ки обычно свидетельствует о ее рациональности и эффективности. Осуществляя внешнюю политику, государство обычно применяет многие средства. Сгруппировать их можно следующим образом: информационно-пропагандистские средства, политические, экономические, военные. Информационно-пропагандистские средства (или идеологические) играют важную роль в адаптации государства к сложным полииерархическим международным структурам в области средств массовой информации, деятельности культурных центров и др. В международных системах пропагандистские средства проявляются скрытно и нерав­номерно в зависимости от международной обстановки. Политические средства внешней политики используются прежде всего в целях дипломатических отношений. Ди­пломатия осуществляется в форме переговоров, перепис­ки, повседневного представительства государства за гра­ницей, участия в международных организациях.

Экономические средства внешней политики подразу­мевают использование экономического потенциала дан­ной страны как для решения внутренних проблем, так и для воздействия на политику иных государств. Экономи­ческая мощь страны является особо важным средством внешней политики, определяющим позиции и место го­сударства в мировом сообществе. Государство, обладаю­щее сильной экономикой, имеет и прочные международ­ные позиции. Важными средствами внешней политики являются также сырьевая база государства, внешняя тор­говля, лицензионная политика. В международной практи­ке широко используются такие средства внешней поли­тики, как эмбарго или режим наибольшего благоприятст­вования в торговле.

Военными средствами внешней политики принято считать военную мощь государства, т.е. численность ар­мии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания косвенного давления на иные страны. Формами давления могут быть учения, парады, маневры, испытания новых видов оружия.

Помимо означенной типологии, иногда выделяют так­же средства внешней политики, которые можно опреде­лить как устойчивые (территория, климат, природные ис­копаемые, геополитическое положение) и переменные (направления и концепции внешней политики, политиче­ские лидеры, политическая культура, политическая сис­тема и др.).

При исследовании проблем принятия внешнеполити­ческих решений используются два подхода. За основу принимаются в одном случае решения, принимае­мые в рамках политической системы данного государства при учете использования их специфики в международных отношениях, в другом - процессы принятия решений в международных организациях при учете национальной специфики государства.

Исходя из этих подходов, можно прийти к выводу, что внешняя политика государства должна рассматриваться на двух уровнях:

1) как элемент в иерархически организованной поли­тической системе государства, где решения принимаются центрами государственной власти и обязательны для ис­полнения адресатами, в том числе аппаратом государства;

2) как элемент в полииерархических международных системах, где отсутствуют центры власти и решения при­нимаются суверенными субъектами права (государствами), которые не имеют обязательной силы, как это имело бы место в рамках отдельного государства.

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, зависит от множества факторов, выполняет в обществе разнообразные функции и использует различные средства для достижения своих целей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

Развитие международных отношений, практическая реализация внешней политики во многом зависят от дея­тельности международных объединений и организаций. Международные организации – постоянные объединения межправительственного и неправительственного характе­ра, создаваемые на основе международного соглашения (устава, статуса или иного конституционного документа) в целях содействия решению международных проблем.

Планы создания подобных организаций выдвигались, начиная с глубокой древности. Однако первые междуна­родные организации появились лишь в XIX в. Особенно быстро они начали создаваться после второй мировой войны. В современных условиях их количество огромно.

Международные организации подразделяются на меж­правительственные, создаваемые на основе многосторонних международных договоров и объединяющие государства (ООН, ЮНЕСКО, МСС, ОАЕ и др.), и неправительст­венные, включающие национальные общественные орга­низации (ВПФ), частных лиц (Совет Пагуошского движе­ния), города (Всемирная федерация породненных горо­дов), научные учреждения (Международный совет научных союзов) и др. объединения. Подразделяются они также на всемирные и региональные.

Международные организации являются важным субъ­ектом международных отношений и оказывают в послед­ние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.011 с.)