Сущность и структура политического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и структура политического процесса



Политический процесс – одна из цен­тральных и вместе с тем весьма специ­фическая категория политической науки. Правда, некоторые ученые отождествляют ее с понятием по­литики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и со­перничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих инте­ресов и целей (Ч. Мэрриам).

В рамках этих различных подходов политический процесс об­нажает свои важнейшие источники, состояния, элементы. В то же время при всех различиях теоретической интерпретации полити­ческого процесса считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившееся не в соответствии с намерениями лидеров или программами партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутрен­них факторов. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими сте­реотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с дру­гом и государством, реализуя свои специфические роли и функ­ции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого пове­дения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии собы­тий и явлений.

Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как их осуществление воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает и творит третьи. Тем самым политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической систе­мы, характеризует ее переход от одного состояния к другому. При этом важнейшим значением для политического процесса обладает продолжительность или краткосрочность временных периодов дан­ных изменений в формах отправления власти, соотношения сил, способах принятия решений и т.д.

Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию по­литической системы, изменение ее состояний во времени и про­странстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дис­функций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

В ряде учебников, изданных в последнее время, встречается и другое понятие политического процесса, которое определяет его как совокупную деятельность социальных субъектов – индивидов, классов, других общностей, посредством которых происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.

Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, т.е. показывает, как общество формирует свою госу­дарственность, а государство в свою очередь «завоевывает» обще­ство. С точки же зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, пред­ставляя собой совокупность относительно самостоятельных, ло­кальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, свя­занных теми или иными специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.

По значимости для общества тех или иных форм политического регулиро­вания социальных отношений полити­ческие процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управлен­ческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политичес­кого участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных поли­тических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в полити­ческой системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.

В то же время и базовые, и периферийные политические про­цессы различаются по времени и характеру осуществления, с ориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. К примеру, явный (открытый) политический процесс характе­ризуется тем, что интересы групп и граждан систематически вы­являются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. В про­тивоположность открытому теневой процесс базируется на дея­тельности публично не оформленных политических институтов и Центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления.

Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основ­ных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами, и потому политическая активность населе­ния развивается здесь в соответствии с фазами выдвижения кан­дидатов в законодательные (исполнительные) органы, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Как правило, пик такой активности приходится на время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление контрольных функций за управляющими рутинизируется.

Циклы государственного управления может задавать деятель­ность правящих партий. К примеру, в бывшем СССР очередные съезды КПСС, определяя «исторические» задачи, рубежи пятиле­ток и пр., обусловливали ритм деятельности всех институтов вла­сти на внутри- и внешнеполитической арене. В то же время сегодня, в период реформации общественных отношений, решаю­щее влияние на ритмы функционирования государственных учреждений, способы политического участия населения оказыва­ют уже не решения высших органов управления, а отдельные по­литические события, изменяющие расстановку и соотношение по­литических сил (например, августовский «путч» ГКЧП в 1991, ап­рельский референдум в 1993, кризис в октябре 1993 г.). Аналогичный «рваный» ритм задавали политическому процессу военные пере­вороты в ряде афро-азиатских государств, менявшие как институ­циональные структуры управления, так и условия включения на­селения в политическую жизнь.

В конечном счете, все частные политические процессы объеди­нены одной и той же потребностью их субъектов повлиять на при­нимаемые государственной властью политические решения. По­этому главная задача всех участников различных по значению по­литических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государственной влас­ти управленческие решения.

Институты государственной власти являются важнейшим ин­струментом учета групповых требований и выработки общеколлективных целей политического развития (политической воли об­щества). Таким образом, в их деятельности все частные политичес­кие процессы выражают тот или иной аспект выработки, принятия и осуществления управленческих решений. От деятельности госу­дарственных институтов зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Используя свою устой­чивость и мобильность, институты государственной власти спо­собны поддерживать даже те нормы и цели (а следовательно, и связанные с ними частные политические процессы), которые не отвечают интересам основной части общества, расходятся с поли­тическими традициями социума и противоречат гражданскому менталитету.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.006 с.)