Значение научных концепций Л. С. Выготского для развития специальной психологии и ппд как ее прикладной области. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение научных концепций Л. С. Выготского для развития специальной психологии и ппд как ее прикладной области.



Логопсихология изучает особенности психического развития детей с ТНР.

Предмет: особенности психического развития детей с ТНР.

Задачи: 1. Изучение специфики психического развития

Изучение связи интеллектуальных и речевых нарушений у детей с ТНР.

Изучение эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.

Разработка методов психической коррекции и профилактика речевых нарушений в детском возрасте

Отличие: недостатки психомоторики (видно во время физ-ры и музыки).

Теоретические истоки логопсихологии находятся в теории Выготского и его концепциях: О закономерностях развития психики в случаях нарушенного онтогенеза.

Концепции:

I. Культурно-историческое происхождение – формирование личности происходит за счет усвоения и присвоения общественно-исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закрепленного в яыке

Знаки – это буквы, цифры, научные символы, ноты, дорожные знаки;

Язык – это система знаний.

 Выготский выделял 2 уровня развития ребенка:

1) Натуральное развитие – это биологические предпосылки (нервная система);

2) Культурное развитие –). формируется в условия общения с людьми (1 – невербальный, 2 – период комплексного оживления, приобщение к видам деятельности

На этом уровне происходит перестройка психики и формируется ВПФ, которые характеризуются: а) формируются при жизни, б) опосредованы речью и употреблением знаков; в) ВПФ носят осознанный и произвольный характер.

К ВПФ относятся: 1. Произвольное внимание. 2. Логическая память. 3. Словесное мышление.

4. Творческое воображение. 5. Осмысленная речь.

II. О факторах, обуславливающих психическое развитие ребенка.

Взаимодействие биологических и социальных факторов.

Неблагоприятное влияние оказывает социальное лишение.

III. Об общих закономерностях развития психики

Закономерности: 1. Интеграция изолированных психических процессов в функциональной системе Выготский считал на ранних этапах онтогенеза мышление и речь развиваются параллельно и имеют разные генетические корни. Мышление – из предметно-практической деятельности, а речь – общение. К 2-м годам эти линии переплетаются, далее это развитие речи мыслительной деятельности. 2,4 года для девочек - крайний возраст, 2,8 лет - для мальчиков.

Неравномерность психического развития

2.1. Существует поступательный и скачкообразный период развития психики.

2.2. Наличие возрастных кризисов, переход на новую возрастную ступень и новый вид деятельности. 1 год – ходьба, речь, 2 года – формирование самосознания, 7 лет – поступление в школу, подростковый кризис.

2.3. Наличие сензитивных периодов для каждой психической функции. До 3 лет: развитие сенсорного восприятия, непроизвольная память, 3 года: освоение родного языка, 2-5 лет – бурное развитие речи. Функционирует наглядно-образное мышление. После 10 лет: в сензитивный период появляется словесно-логическое мышление.

Пластичность (за счет чего возможно коррекционное воспитание).

IV. Общие концепции для детей с нарушениями.

1.) Расхождение 2 планов развития - биологического и социального. Норма: ребенок растет и переходит на более сложные ступени развития психики. Ребенок с ОВЗ: физически норма, психически отстает (оказывать коррекционную работу, чтобы приблизить к норме).

2.) Учение о системном строении дефекта. Первичный дефект – органическое поражение, Вторичный дефект – ребенок развивается на дефектной основе.

3.) Возможность компенсации нарушений за счет опоры на сохранные функции (страдает слух, опирается на зрение)

V. Концепция развивающего обучения. «Обучение должно вести за собой развитие»

1) Зона актуального развития (реальное развитие ребенка);

2) Зона ближайшего развития – это потенциальные возможности ребенка (с помощью взрослого)

Обучаемость ребенка – это важный диагностический критерий.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.006 с.)