Признаки речевого дизонтогенеза в раннем преддошкольном периоде (до 3 лет). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки речевого дизонтогенеза в раннем преддошкольном периоде (до 3 лет).



После 1,6 года

1. Отсутствие или очень малый пассивный словарь.

Отсутствие специфического детского активного словаря: лепетоподобные (баба, деда, бай-бай), звукоподражательные: “гав-гав”, “би-би”, “тик-так”; протослова: “ки” - все, что интересно ребенку.

2. Отсутствие лексико-семантических сверхгенерализаций (сверхобобщений): “дяка”- (ягода) и яблоко, и персик, и слива.

3. Отсутствие коммуникативных жестов: пока-пока, воздушный поцелуй, дай.

После 2-х лет

1. Отсутствие двусловных высказываний (“мама гулять”, “книжка читать”).

2. Малый пассивный и специфический детский активный словарь.

После 2,6 лет

1. Тенденция к конечному открытому слогу “тюля” – стул, “тёка”- платок.

2. Большой разрыв между активным и пассивным словарями- 1:10(20)

3.    Активное использование словаря языка нянь (в норме ребенок к этому возрасту уже перестает пользоваться звукоподражанием, лепетными словами). Предложения “телеграфного стиля”: «Мама бай», «Папа ням-ням».

4.    Слоговая элизия – сокращение количества слогов в слове: “ки”- носки, “гава”- голова.

5.    Замена гласных звуков: “галять”- гулять, “дида”- деда, “гось” -гусь.

Признаки речевого дизонтогенеза в дошкольном периоде (от 3 до 6-7лет)

После 3-х лет

1. Отсутствие предлогов: «Гуляю мама» (гуляю с мамой), «А масине» (на машине).

2. Отсутствие формообразовательных инноваций (словотворчество): «Поскаку» (поскачу), «Посидю» (посижу), «Терёшь на тёрке» (трешь на тёрке).

3. Длительное сосуществование предложений, грамматически правильно и неправильно оформленных (нет закономерности в использвании): «Кататься лыжах и коньки», «Нарисовал хвост у петуха и слон».

 

Онтолингвисты выделяют группу ошибок, которую относят к патологическим, анамальным, не свойственные детям с нормальным речевым развитием.

· Это воспроизведение слова через два гласных звука: “ауа” – бабуля, “иа” – киса, “уа”- кукла.

· Последовательная замена всех звонких согласных глухими (и наоборот), а также всех мягких твердыми (и наоборот): “папушка”- бабушка, “сябякя”- собака.

· Дисгармония развития различных компонентов языка: достаточно хорошо формируется лексика, но запаздывает формирование грамматической системы языка (телеграфный стиль)

 


 

12.  Причины проявления и варианты речевого дизонтогенеза

Дизонтогенез речевой деятельности -- то нарушение развития речи на каком-либо этапе ее онтогенеза. Собственно дизонтогенез – нарушение онтогенеза (индивидуального развития организма); термин чаще употребляется по отношению к внутриутробному периоду и раннему детскому возрасту. Впервые термин «дизонтогенез» был предложен в 1927 г. Швальбе. Первоначально под термином «дизонтогенез» понималось отклонение внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии термин приобрел более широкое значение, им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный тем сроком развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. Различают пренатальный и постнатальный дизонтогенез. Если пренатальный дизонтогенез становится ведущим моментом психического развития, то дизонтогенез постнатального периода характеризуется появлением и различным сочетанием симптомов и синдромов, преимущественно пограничного нервно-психического реагирования.

Нарушение речи – это вид дисонтогенеза, отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речи. Нарушения речи собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др.

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные факторы риска. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т.п.), а также впервые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т.п.). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка. В связи с этим следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (социально-психологические факторы).

Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.005 с.)