Этапы (периоды) речевого онтогенеза. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы (периоды) речевого онтогенеза.



1. Дословесный этап (1-й год жизни): это голосовые вокализации и жесты.

2. Собственно языковые средства 1-х слов и развитие грамматики (Н.И.Лепская, Т.Н. Ушакова).

1. Подготовительный этап (завершается к 1,6- 2 годам);

2. Становление речи (М.И.Лисина, Г.А. Розенгарт- Пупко)

Этапы по А.А. Леонтьеву

1. Доречевой, разделяемый, в свою очередь, на период гуления и период лепета (примерно 0,2- 0,5 и 0,5-0,11);

2. Дограмматический или этап первичного освоения языка (0,11- конец второго года);

3.Этап усвоения грамматики (третий год жизни)

И.Н.Горелов выделял 6 стадий развития ребенка

1) Лепет и первые реакции на собственное имя и имя матери (5-7 мес.)

2) Первые слова –предложения (9-12 мес.)

3) Первые предложения (к 2-м г.)

4) Первые возможности понимания чужой и употребление собственной речи вне ситуации (к 3-м г.)

5) Беглая речь, словотворчество (к 4-м г.)

6) Сознательное отношение к правилам языка, исправление ошибок в речи других, качественный скачок в сфере полисемии слова.

Этапы формирования у ребенка грамматического строя русского языка по А.Н. Гвоздеву (подробнее см. ответ в вопросе 5)

1. Период предложений, состоящих из аморфных слов- корней, которые употребляются всегда в неизменном виде (1,3- 1,10)

2. Период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1,10- 3г.)

3. Период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3-7лет)

Этапы развития речи по М.М. Кольцовой

9,5 мес.- 1 г. 6 мес. Формирование лепетных слов: ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя Звукоподражательные слова: му-му, ав-ав Все существительные употребляются в именительном падеже, в ед. числе
1г 6 мес.- 1г. 8мес. Попытки связать два слова во фразу: “мама дай!” Усваивается повелительное наклонение глаголов: “иди, иди!”, “Дай, дай!”, поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для него важное значение.
1.г. 8 мес.- 1 г. 10мес. Появляются формы множественного числа (так как разница между одним предметом и несколькими очень наглядна)
1 г. 10мес.-2г. Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы -23%, др. части речи- 14 %. Союзов нет. От 1,6 лет до 2 лет- первый период вопросов “Что это?” Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем родительный, дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже.
3-й год Появляются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года -соединительные союзы и местоимения
4-5 лет Условная форма придаточных предложений. Длинные фразы. Монологи. Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов “Почему?”

Характеристика этапов становления речи по А.Н. Леонтьеву см. в вопросе 7.

Признаки речевого дизонтогенеза в доречевом периоде (от рождения до 1 г.)

Этап детских криков-плачей.

1. Мать не может интерпретировать крик-плач ребенка в 2-3 мес.

2. Отсутствие интонационной выразительности крика.

3. Слабый крик, похожий на “мяукание”.

4. Сильно выраженный носовой оттенок крика.

5. Слишком пронзительный, резкий крик.

Этап гуления.

1. Появление гукания (стадии до гуления) в 3-5 мес. могут быть признаком ДЦП.

2. Гуление не возникает в ответ на эмоциональное общение со взрослым.

3. Гуление больше похоже на визг.

4. Отсутствие второй фазы гуления: имитации звуков (оценивается с 4 мес.).

5. Гуление слепых не отличается от гуления зрячих, хотя у некоторых слепых отмечается более длительный период гуления.

6. Звуки гуления лишены певучести (короткие звуки).

7. Отсутствуют заднеязычные звуки в гулении (признак чрезмерного напряжения корня языка).

8. Низкая активность гуления.

Этап лепета.

1. Позднее начало лепета (после 6 мес.) Появление лепета позже 8 мес. – один из признаков интеллектуальной недостаточности, ДЦП.

2. Отсутствие лепета или какой-либо из его стадий.

3. Бедность звукового содержания лепета (ограничение его звуками ма/па/эа/аэ).

4. Отсутствие слоговых рядов в лепете: представлены только отдельные слоги.

5. Отсутствие в лепете механизмов аутоэхолалии и эхолалии.

6. Отсутствие губно-зубных, передне-, средне-, заднеязычных согласных в лепете.

7. Резкое преобладание в лепете губных и гортанных звуков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.234.83 (0.006 с.)