Формирование звукопроизношения в онтогенезе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование звукопроизношения в онтогенезе.



Прочитать

Ребенок овладевает речью постепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Овладение речью - активный процесс поисков, наблюдений и сравнений, установления отношений и обобщений, нуждающийся в использовании ребенком всех анализаторов (речедвигательного, речеслухового, зрения, вкуса, слуха, обоняния, осязания).

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции "речевого онтогенеза" А.А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или стадий.

1-й - подготовительный (с момента рождения до года);
2-й - преддошкольный (от года до 3 лет);
3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й - школьный (от 7 до 17 лет).

Ребенок появляется на свет, и свое появление он знаменует криком, который служит основой для последующего развития звукопроизносительной стороны речи и представляет собой безусловно-рефлекторную реакцию на воздействие сильных раздражителей, как правило отрицательного характера. Крик - первая голосовая реакция ребенка. И крик, и плач ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.

Первые месяцы рождения ребенка – это время интенсивного развития слухового, зрительного, двигательно-кинестетического анализаторов. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции, но прежде, чем он сможет произносить членораздельные звуки, ему необходимо пройти длительный подготовительный период (доречевой).

Доречевой период является подготовительным по отношению к собственно речевой деятельности. Ребенок не осознанно упражняется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатывается интонационная структура родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого простого слова. Огромное значение имеет гармоничное развитие фонематической стороны речи, двигательной сферы, в совершенствовании работы периферического речевого аппарата.

Восприятие звуков речи и их воспроизведение – это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (В.И. Бельтюков, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, Н.Х. Швачкин и др.). Звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцептивном, акустическом, артикуляторном. Для овладения правильным произношением, ребенку необходимо правильно и четко и воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате правильной работы которого образуются единицы данной языковой системы.

Ответ на вопрос

Александр Николаевич Гвоздев описывал крики новорожденных как звук гласного типа разной степени открытости, крик невозможно развить на отдельные составляющие его элементы и выделить в нем те или иные звуки. Автор отмечает, что в онтогенезе речевой деятельности определяющей является артикуляционная сложность звуков.

К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции - гуление - звуки, которые напоминают гласные ([а], [о], [у], [э]), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные ([п], [м], [б]), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные ([г], [к], [х]), связанные с физиологическим актом глотания.

Гуканье – ранняя стадия гуления, звукокомплексы из 2-3 звуков с преобладанием нечетких, гласноподобных, коротких звуков.

Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка - лепет. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.

В 5-6 месяцев появляются сочетания губных и гласных звуков (ба, ма), и язычных звуков (та). Затем сочетания сменяются цепочками. Ребенок несколько минут подряд ритмически повторяет слоги: та-та-та, га-га-га и т.д. Постепенно цепочки усложняются те-тя-тё…

В 10-12 месяцев эти цепочки слогов становятся всё короче ребенок начинает произносить "слова", образованные повторением одного и того же слога по типу: ба-ба, ма-ма.

К 1 г ребенок овладевают структурой открытого слога, который является основной структурной единицей русской речи.

Первые слова в фонетическом отношении элементарно просты, состоят из одного или двух открытых слогов, в двусложных словах слоги преимущественно одинаковые (ба-ба, ма-ма, би-би).

К концу 2-го года жизни ребенка формируется элементарная фразовая речь это 2-3 слова, (мама дай, папа иди, Лиле пить дать). В стечении согласных не произносит или вставляет гласную (мошка – моша - мошака). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, это уже считается отставанием речевого развития от нормы.

На 3-ем году жизни ребенку доступно произношение всех гласных кроме [ы].

До трех лет у ребенка появляются звуки раннего онтогенеза: [п]-[п'], [б]-[б'], [м]-[м'], [в]-[в'], [ф]-[ф'], [д]-[д'], [т]-[т'], [н]-[н'], [к]-[к'], [г]-[г'], [х]-[х']. Допустимы дефекты смягчения, оглушения.

Неумение произносить свистящие [з'] [з] [с'] [с], [ц]), шипящие ([ж], [ш], [щ], [ч']); [р]-[р'], [л]-[л'] эти звуки заменяются, либо пропускаются.

В 3 года появляется умение произносить в стечении согласные. Появляются свистящие [ц]; [з], [с], их смягченный вариант появляется, как правило, раньше. Дефекты смягчения и оглушения ещё остаются (зонтик - сёнтик).

В 4 – 4,5 года должны появиться шипящие [ж], [ш], [щ'], [ч'], уйти дефекты оглушения и смягчения.

В начале 5-го года жизни у ребенка появляется умение произносить звуки [л], [л']. Также на 5-м году появляются звуки позднего генеза [р], [р'].

В первую очередь у детей в онтогенезе формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т'], [д'], [д], [б], [н]. Позднее появляются звуки [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р].

Артикуляторно-сложные – это звуки с более сложным составом артикуляторных движений и поэтому они позже формируются в онтогенезе и замещаются простыми. Согласно этим представлениям, порядок усвоения звуков в онтогенезе и последовательность формирования звуковых дифференцировок при речепроизводстве обусловлены постепенностью созревания речедвигательного анализатора.

Таким образом, формирование звукопроизношения в онтогенезе человека осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат. Артикуляционная база, звуковая структура речи в онтогенезе постепенно формируется, нормализуется к пяти годам при нормальном психоречевом развитии ребенка. При условии своевременного формирования фонематического слуха (в норме – к 1 г. 7 мес. – 2 г.).


 

4. Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе

В литературе отмечается, что ребёнок с нормальным речевым развитием овладевает первыми навыками восприятия и произношения слоговой структуры слов уже в процессе лепета.

Слоговая структура слова определяется как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности (А.К. Маркова).

Слоговая структура по Марковой А.К это характеристика слова с точки зрения:

              - ударности;

              - модели самого слога (строения): открытый (заканчивается гласным звуком) и закрытый (заканчивается согласным звуком) слоги;

              - количества слогов в слове;

              - линейной последовательности слогов.

А. Н. Гвоздев, И. А. Сикорский, Н. Н. Швачкин, Б. Киттерман, указывают на необходимость выделять внутри фонематической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.

А. Н. Гвоздев останавливался на особенностях слоговой структуры слов:

· особенности слоговой структуры русских слов заключается в том, что сила безударных слогов неодинакова;

· при овладении слоговой структурой слова ребёнок научается воспроизводить сложные слоги, слова в порядке их сравнительной силы, сначала из всего слова передаётся ударный слог, затем первый предударный, далее слабые безударные слоги;

· опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в него звуков.

Усвоение разных звуков и звукосочетаний зависит от усвоения слоговой структуры. Сравнительную силу слогов А. Н. Гвоздев называет «главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, поэтому ударный слог, как правило, сохраняется». Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других, является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова.

В своей работе А. Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи» определил последовательность овладения ребёнком структурой слога:

1. Самым простым слогом для произнесения, является тот слог, который состоит из согласного и последующего гласного (СГ – открытый слог). Благодаря этому ребёнок овладевает такими слоговыми моделями, как двух и трёх сложные слова, состоящие из открытых слогов: мама, малина.

2.  Следующая модель: гласная, согласная (ГС – закрытый слог, СГС – прикрытый слог). Благодаря этому в речи ребёнка появляются односложные слова, рак, кот.

3. Далее ребёнок начинает объединять открытый слог с закрытым (СГ+СГС): петух, моток.

4. Следующие слова со стечением согласных (ССГ, ГСС). Самым простым является стечение согласных в середине слова, труднее – в начале и конце. Так же, ребёнку легче произнести те стечения, когда соседствуют два звука разные по способу артикуляции - кофта, сложнее соседство двух звуков одинаковых по способу артикуляции, - тапки.

5. Далее одно и тоже слово включает в себя стечение согласных и закрытый слог: памятник.

6. В одном слове два стечения согласных: клетка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 4476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.86.155 (0.011 с.)