Формирование эмоциональной сферы эстетического сознания дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование эмоциональной сферы эстетического сознания дошкольников



Мы предположили, что художественные эмоции, имеющие соци­альный генезис, возникающие на занятиях искусством, формируют на личностном уровне дошкольника систему позитивных отношений, ко­торая служит защитой от негатива (Т. П. Хризман). Таким образом, дети эстетического Центра продемонстрируют более высокий уровень диф­ференцированных, не омраченных, социальных и эстетических чувств, высокий уровень активности и зрелые ценностные ориентации, направ­ленные на окружающий мир и ценности человеческой сущности.

Анализ результатов позитивных отношений к эстетическим видам деятельности и актуальности их для ребенка (рейтинг разных видов деятельности) показал, что музыка один из наиболее сложных видов деятельности для восприятия и осмысления детьми дошкольного воз­раста из всех видов эстетической деятельности. Музыка представляет собой деятельность, связанную со слуховым восприятием в отличие от изобразительной деятельности и музейной педагогики, деятельности зрительного ряда, где ребенок может полюбоваться не только красотой, но и увидеть плоды своего творчества.

Таблица 12

Эмоциональные предпочтения эстетической деятельности у дошкольников 6-7 лет (в баллах)

Виды деятельности Мальчики Девочки Средние значения
Музейная педагогика 4,5 4,0 4,25
Изодеятельность 5,0 4,1 4,6
Муз. деятельности 4,4 3,8 4,1
Хореография 3,9 4,2 4,05

Анализ позитивных оценочных отношений к музыкальной деятель­ности в зависимости от возраста показал, что наблюдается устойчивый рост рейтинга от среднего к старшему дошкольному возрасту. Причем у мальчиков рост рейтинга музыкальной деятельности более значите­лен: от 2,9 в средней группе до 4,4 балла в подготовительной группе. А у девочек — с 3,3 до 3,8 балла. Анализ подобных отношений у детей контрольной группы показал, что рост рейтинга музыкальной деятель­ности у мальчиков не превышает 3,0 и у девочек 3,6 балла, что дает возможность говорить о преимуществах данной программы, особенно для мальчиков.

Также был проведен анализ результатов социальных и эстетических чувств, обозначенных детьми тем же цветом, что и музыкальная дея­тельность (таблица 13). Гипотеза исследования предполагала, что дети испытывают при музицировании актуальные чувства, которые обозна­чают определенным понравившимся им цветом. Выяснилось, что эти чувства представляют собой сложный ряд эмоциональных состояний от счастья, добра, дружбы и восхищения до скуки и горя. Гамма пози­тивных чувств преобладает над негативом. Причем доля позитивных чувств возрастает к подготовительной группе с 54 до 78,6%, а доля негатива снижается более чем в два раза, с 45,5 до 21,4%. Это свиде­тельствует о повышении интереса, осмыслении содержания музыкальг ной деятельности и собственного творчества на занятиях.

Наряду с этим происходит дифференциация чувств как показателя развития эстетического сознания дошкольников. Если в средней груп­пе дети отмечают в ассоциации с музицированием такие социальные чувства, как дружба, доброта, счастье, восхищение, то в подготовитель­ной группе — эстетические чувства — счастье и восхищение. Это под­тверждает мнение психологов, что «лица людей, одухотворенные твор­чеством, выглядят счастливыми» [Якобсон П. М., 1958].

Таблица 13

Окрашенность эмоциональных отношений (ЭО) дошкольников на занятиях эстетического цикла

  Позитивные ЭО детей ДОУ №12 Позитивные ЭО детей контроль­ной гр. Негативные ЭО детей ДОУ №12 Негативные ЭО детей контроль­ной гр.
Музей 78,5% 50,7% 22,0% 49,3%
Хореография 84,8% 80,8% 15,2% 19,2%
ИЗО 97,8% 90,0% 2,2 % 10,0%
В среднем 87,0% 73,8% 13,1% 26,2%

Произведенный анализ представлен графически на рисунке 15.

Таким образом, оценочно-эмоциональные отношения мальчиков и девочек к художественно-эстетическим видам деятельности и музи­цированию растут вместе с дифференциацией эстетических чувств и эстетического сознания, особенно у мальчиков. Психологические ис­следования подтвердили все концептуальные положения Т. П. Хризман: комплекс художественно-эстетических, в том числе музыкальных, воз­действий наполняет и формирует позитивное эстетическое сознание ребенка

СИСТЕМА ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЦЕННОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ 9 -12 ЛЕТ1 |

Были проанализированы статистические распределения данных, полученных при помощи проективного теста личностных отношений и ценностных ориентаций «Домики» в двух третьих и одном пятом классах общеобразовательной школы (всего было протестировано 70 человек). Таким образом, мы могли отследить изменения в форми­ровании личностных отношений и ценностных ориентаций в зависи­мости от возраста детей и стиля педагогических отношений. Дети 31 и

1 Опыт использования проективного теста «Домики» с применением программы Sta ­ tistica for Windows Release 4.5 A Copyright & StatSoft inc 1993.

32 классов (дети 9—10 лет) были отобраны в 7-летнем возрасте на ос­новании предварительного тестирования на уровень школьной зрело­сти. Класс 31 был сформирован из детей, лучше подготовленных к школе, нежели их сверстники. По нашим наблюдениям, с первого класса они отличались более высокими темпами учебной деятельности и лучшей работоспособностью и, как следствие, испытывали меньшее давление со стороны учителей и классных руководителей.

Критерием оценки являлся характер гауссовского распределения, при котором соответствие или несоответствие анализируемого распре­деления отношений нормальному статистическому распределению указывает на механизмы протекания психических процессов. В данном случае отношения школьников могут выступать на уровне эмоций или ценностей. На графиках гистограммы № 1, 2 (рис. 16) соответствуют последним местам рейтингового или негативного предпочтения деть­ми социальных объектов, оценивающиеся соответственно в 1 и 2 бал­ла. Гистограммы с 3 по 6 — позитивные предпочтения, соответствующие 4, 3, 2 и 1 месту, оценивающиеся соответственно в 3, 4, 5 и 6 баллов.

Анализировались также количественные характеристики инверсий системы личностных отношений.

Детей, не имеющих инверсий в системе личностных отношений, в более успешном 31 классе оказалось больше, чем ребят с проблемами личностного развития. В то время как данные о количестве детей, имеющих инверсии в системе личностных отношений, класса 32 вы

глядят аналогично данным по классу 51 (дети 11—12 лет). В этих клас­сах детей, не имеющих инверсий в системе личностных отношений, оказалось значительно меньше. Основной вывод — успешность в учеб­ной деятельности, стиль педагогического общения, так же как и осо­бенности подросткового возраста, в значительной мере определяют развитие системы личностных отношений и ценностей школьников. При этом различий по полу не наблюдалось.

Характер распределения по параметру «Счастье» в системе эмоцио­нальных отношений указывает на тот факт, что в возрасте 9-12 лет у детей происходит переоценка ценностей (см. рис. 16). Многие считают, что «Счастье» — ценность, но у большинства детей отношение к поня­тию «Счастье» выражается на уровне эмоции, то есть они чувствуют себя счастливыми или несчастными, что находит выражение в их оцен­ках. В то время как у дошкольников «Счастье» — ценность.

Анализ характера распределения по параметру «Счастье» по классам подтверждает выводы о том, что успешность деятельности и стиль педагогического общения формируют систему личностных отношений и ценностей. Причем у девочек это выражено ярче.

Анализ распределения отношений детей по параметру «Горе» пока­зывает, что отношение школьников к данному понятию, по сравнению с дошкольниками, не изменилось: абсолютное количество детей избе­гают «Горя». Однако есть определенное количество детей, которые поставили эту категорию на первое место.

Распределение по параметру «Горе» (отрицательный полюс отноше­ния базового комфорта) по классам демонстрирует тенденции, проти­воположные своему позитивному полюсу «Счастье», и не выявляет зави­симости от стиля педагогического общения и успешности в учебе. Очевидно, данное отношение более глобально и формируется под влия­нием некоторых других факторов, нежели учеба и школьное общение. Причем детей, поставивших «Горе» на последнее место, а также на первое, больше среди мальчиков (см. рис. 17). То есть среди мальчиков наблюда­ются более очевидные различия в оценке данного негативного явления.

На графике здесь и далее данные мальчиков обозначены sex 1, дан­ные девочек — sex 2.

Анализ распределений по параметру «Справедливость» показывает на тенденции, аналогичные параметру «Счастье». Для части детей 9— 12 лет «Справедливость» выступает в качестве отношения на уровне эмоции, то есть они чувствуют, что к ним относятся в разной степени справедливо. Однако для достаточно большой части школьников «Справедливость» выступает в качестве ценности, причем не обнару­жено различий ни по классам, ни по полу. Это подтверждает, что в отличие от дошкольников у подростков «Справедливость» — это цен­ность. Возможно, мы как раз «застали» процесс становления «Спра­ведливости» как ценности.

Характер распределения отношений по параметру «Обида» указы­вает на то, что у детей 10-12 лет по сравнению с дошкольниками этот параметр выступает на уровне эмоций, дети ощущают себя в разной степени обиженными. Кроме того, у достаточно большого количества детей чувство обиды актуализировано. Они поставили «Обиду» на пер­вое место.

Анализ характера распределения по параметру «Обида» по классам указывает, что в классах 51 и 32 эти тенденции одинаковы, с той лишь разницей, что акценты в классе 51 ярче. В то время как в классе 31 (успешный по учебе класс) тенденция другая: для абсолютного боль­шинства детей этого класса «Обида» не актуальна. Вывод: на форми­рование данного отношения влияет успешность, а вернее, неуспеш­ность в учебной деятельности и стиль педагогического общения. Причем с возрастом (51 класс) это чувство накапливается.

Анализ данных по полу определенных закономерностей не выявил. Однако можно все же сказать, что среди мальчиков детей с актуализи­рованным чувством обиды значительно больше.

Как мы уже отмечали, у детей 9-12 лет происходит переоценка ценностей и понятие «Дружба» для большинства детей остается ценностью, но для части детей это отношение выражено на уровне эмоции.

Сравнение данных по классам показало, что только в классе 31 понятие «Дружба» является ценностью. Вывод — успешность учебной деятельности и стиль педагогического общения определяют формиро­вание отношения к «Дружбе» как к ценности.

Сравнение данных по полу указывает, что среди мальчиков есть довольно большая группа детей, для которых «Дружба» потеряла свою ценность. Очевидно, что учебная деятельность и сопровождающий ее стиль педагогического общения не способствовали у этих детей пред­ставлению о «Дружбе» как о ценности.

Понятие «Ссора» еще остается для детей 9—12 лет негативным яв­лением. Однако для части школьников это уже не так очевидно.

Сравнение данных по классам указывает на то, что отношение к «Ссоре» как к негативному явлению у подростков не однозначно и зависит от возраста и характера, успешности учебной деятельности, а также стиля педагогического общения.

Сравнение данных по полу не выявило особых различий в представ­лении мальчиков и девочек о «Ссоре» как негативном явлении, за ис­ключением того, что мальчиков, поставивших «Ссору» на второе место, оказалось примерно в три раза больше, чем девочек.

Анализ распределений по параметру «Доброта» показал, что это чувство является ценностью для большинства детей 9-12-летнего воз­раста.

Успешность в учебной деятельности, стиль педагогического обще­ния и особенности подросткового возраста оказывают определенное влияние на изменение отношения к «Доброте» как к ценности.

Отношение к «Доброте» как к ценности более характерно для маль­чиков, хотя среди них есть дети, которые поставили «Доброту» на по­следнее место (см. рис. 19). Для большинства детей 10—12 лет злоба является негативным явлением, но для довольно большого количества детей это уже не так, и отношение к понятию «Злоба» по сравнению с дошкольниками у школьников переходит с уровня ценности на уровень эмоции. Возможно, у подростков происходит накопление агрессивно­сти, особенно у мальчиков.

Распределение эмоционального отношения «Злоба» по классам показывает, что понятие «Злоба» является негативным явлением для большинства школьников 9—12-летнего возраста, особенно в 31 клас­се. Очевидно, стиль педагогического общения и успешность в учебе оказывают существенное влияние на формирование отношения «Зло­ба», связанного с ростом агрессивности. Однако, в подростковом воз­расте (51 класс) картина меняется: отношение к «Злобе» как к негатив­ному явлению меняется, причем за счет мальчиков.

Распределение эмоциональных отношений к категории «Скука» по классам показало, что дети, для которых «Скука» актуальна, как это ни парадоксально, оказались в классе 31 и 51. Очевидно, что успешность учебной деятельности, возраст и стиль педагогического общения не являются определяющими в формировании отношения к понятию «Скука». «Скука» не актуальное явление для большинства детей 9—12 лет. И все же «скучают» в большей степени девочки.

Отношение к понятию «Восхищение» у детей 9-12-летнего возрас­та выступает как ценность.

Сравнение данных по классам показывает, что успешность учебной деятельности, стиль педагогического общения и особенности подро­сткового возраста являются определяющими в формировании отно­шения «Восхищение».

Отношение к понятию «Восхищение» выступает как ценность в большей степени у мальчиков. Однако именно среди них есть часть детей, которые поставили «Восхищение» на последнее место. Для де­вочек «Восхищение» — в большей степени эмоция.

АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ДЕТЕЙ 9 -12 ЛЕТ

Анализ актуальных ценностей детей проводился по параметру «Соб­ственный выбор» и оценке отношения детей к «Собственному выбору». Учитывалось место «Собственного выбора» ребенка в цветовом гра­дуснике. Оценка по параметру «Собственный выбор» производился по шкале индексов личностных ценностей.

Шкала индексов личностных ценностей:

от 1 до 10 с минусом — асоциальные ценности;

0     — нет выбора;

1     — естественные потребности (пища, отдых, сон, простые дейст­вия);

2     — мир вещей, животные;

3     — игра;

4     — «я сам»;

5     — родные, друзья;

6     — явления окружающего мира, путешествия;

7     — учеба, труд, досуг;

8     — профессии;

9     — искусство, эстетика, наука;

10   — человек и его чувства.

Наиболее характерными актуальными ценностями для детей 10— 12-летнего возраста являются учеба, досуг, труд. На втором месте ока­зались естественные потребности (спать, отдыхать, гулять — очевидно, этого не хватает школьникам) и профессии. На третьем месте — эсте­тика, искусство и науки. На четвертом месте — игра. На пятое — не­большая часть детей поставила чувства человека (радость, веселье, один ребенок в качестве «Собственного выбора» указал «плачет»). Кроме того, некоторые дети не справились с задачей выбора. Эта группа школьников нуждается в особом внимании психолога наряду с детьми, которые выбрали асоциальные ценности.

Сравнительный анализ распределения шкалы индексов актуаль­ных ценностей у мальчиков и девочек показал, что для мальчиков более актуальными являются ценности учебы и профессий, а также встречаются асоциальные ценности, для девочек — естественные ценности и эстетические. Естественные ценности у мальчиков и де­вочек также отличаются. Мальчики предпочитают спать, девочки — отдыхать, загорать, гулять. Ценность игры также более актуальна для мальчиков.

Сравнение распределения индексов шкалы духовных ценностей в зависимости от наличия у детей инверсий в системе личностных отно­шений показал, что для детей, не имеющих инверсий, не характерны асоциальные ценности, широта их интересов охватывает не только учебу, досуг и профессии, но и искусство, эстетику, науку. Актуальны для них ценности игры и чувств человека.

Для детей с деформированной системой личностных отношений характерны ценности учебы и естественных потребностей. Возможно, эти дети, не слишком успешные в учебе, стоят перед необходимостью больше времени тратить на учебные занятия, их интересы ограничены этой необходимостью и не развиваются. Зато развиваются осознание необходимости отдыха в бесконечной и бесполезной гонке за положи­тельными отметками и протестные реакции в виде асоциальных цен­ностей.

Анализ степени принятия ценностей на основе оценки рейтинга «Собственного выбора» показал, что большое количество детей при­нимают свой выбор и ставят его на первое место (см. рис. 22). Можно предположить, что на сегодняшний день эти ценности определяют их поступки и желания.

Но есть не определенная часть детей, которые не принимают свой выбор однозначно. Их выбор характеризуется отношением на уровне эмоций, то есть является актуальным переживанием для этих детей, имеет сиюминутный характер. Есть и довольно большая часть школь­ников, отрицающая свой выбор (на рис. 22 гистограммы 1 и 2). Вы­бранные ими ценности являются декларированными, навязанными требованиями социума, но вряд ли определяют их поступки и тем бо­лее желания.

Анализ данных по полу показал, что мальчики в большинстве сво­ем, не сомневаясь, принимают «Собственный выбор». Но в то же вре­мя мальчиков, не принимающих свой «Собственный выбор», поста­вивших его на последнее место, больше, чем девочек.

Среди школьников, не имеющих инверсий в системе личностных отношений, нет детей, которые поставили «Собственный выбор» на последнее место.

Выводы

В возрасте 9-12 лет у школьников происходит переоценка системы личностных отношений и ценностей. Те отношения, которые в дошко­льном возрасте выступали как ценности — «Счастье», «Доброта», «Дружба», в школьном возрасте все больше выступают на уровне эмо­ций, дети переживают эти ценности, а не предпочитают их. С другой стороны, такие явления, как «Справедливость» и «Восхищение», ко­торые выступали в дошкольном детстве на уровне эмоций, выступают у школьников как ценности.

На формирование отношений к понятиям «Счастье», «Справедли­вость», «Доброта», «Дружба», «Восхищение» определяющее влияние оказывают успешность в учебной деятельности, стиль педагогическо­го общения и особенности подросткового возраста.

На формирование отношений к понятиям «Горе», «Обида», «Ссора», «Злоба» и «Скука» успешность в учебе, стиль педагогического общения и особенности подросткового возраста не оказывают определяющего влияния. Очевидно, эти явления являются более глобальными, и есть факторы, влияющие на их развитие, которые в данном исследовании не рассматривались.

Успешность в учебе, стиль педагогического общения и возраст детей влияют на формирование ценностей школьников.

Наиболее характерной актуальной ценностью для детей 10-12-лет­него возраста являются учеба, досуг, труд. На втором месте оказались естественные потребности (спать, отдыхать, гулять — очевидно, этого не хватает школьникам) и профессии.

Для детей 11—12 лет искусство, эстетика и наука оказались более характерными ценностями, чем для детей 9—10 лет.

Дети, которые не справились с задачей выбора, нуждаются в особом внимании психолога наряду с детьми, которые выбрали асоциальные ценности.

Для детей, не имеющих инверсий в системе личностных отношений, не характерны асоциальные ценности, широта их интересов охваты­

вает не только учебу, досуг и профессии, но и искусство, эстетику, науку. Актуальны для них ценности игры и чувств человека.

Для детей с деформированной системой личностных отношений характерны ценности учебы и естественных потребностей. Возможно, эти дети, не слишком успешные в учебе, стоят перед необходимостью больше времени тратить на учебные занятия, их интересы ограничены этой необходимостью и не развиваются. Зато развиваются осознание необходимости отдыха в бесконечной и бесполезной гонке за положи­тельными отметками и протестные реакции в виде асоциальных цен­ностей.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

— Что ты делаешь? — спросили первого.

— Разве не видишь, таскаю кам­ни, — ответил он.

— Что ты делаешь? — спросили второго.

— Что-то строю, — ответил он.

— Что ты делаешь? — спросили третьего.

— Строю Шартрский собор, — был ответ.

Притча

Из всего вышесказанного можно сделать несколько важных выводов.

Главный вывод состоит в том, что существует органическая связь процессов формирования личности и становления эмоциональной сферы. Отклонения в развитии личности и варианты личностного раз­вития могут быть обнаружены в дошкольном возрасте в неадекватных изменениях эмоциональной сферы. Однако по нашему мнению, ко­торое отличается от точки зрения ряда авторов [Бюллер К., 1924; Изард К., 1999; Штерн В., 1922], эти изменения представлены не столь­ко негативными эмоциями, общими для человека и животных (страх, гнев, тоска и т. п.), или формами неадекватного поведения (агрессив­ность, избегание, аутизм), сколько несформированностью чисто чело­веческих социальных эмоций и чувств.

Исходя из освещенной нами проблемы, успешность личностного развития, как и всех психических процессов, включая познавательные, находится в непосредственной зависимости от той эмоциональной окраски, которую они приобретают для ребенка, его потребностей и влечений. И тогда успех воспитания будет зависеть не от того, насколь­ко ребенку что-то хорошо рассказали и объяснили, хвалили или руга­ли, а от того, удалось лив результате всех усилий взрослого обеспечить нужную деятельность каждого ребенка надлежащим образом. С нашей точки зрения, для развития чисто человеческих высших социальных

эмоций и художественных и эстетических чувств следует обеспечить все виды деятельности ребенка, в которых эти эмоции возникают, развиваются и закрепляются в личностных новообразованиях.

Универсальное определение творчества как взаимодействия, веду­щего к развитию, разработал Я. А. Пономарев [1976]. Исходя из этого определения, механизмом развития творческих способностей является организация специфических форм взаимодействия ребенка со взрослым в процессе различных видов детской деятельности, а значит, в системе. Так, в процессе выполнения творческого задания каждый ребенок де­лает собственные открытия, выходит за рамки изведанного, самостоя­тельно находит разнообразные художественные образы, выразительные средства, обобщает в речи и формулирует названия, формирует собст­венные представления о красоте, добре, ценностях и т. д.

Известно, что существующее направление психотерапии — арт- терапия — является относительно новым методом, впервые термин был использован Адрианом Хиллом в 1938 году. Эффективность этого метода в процессе лечения основывается на том, что применение ху­дожественных средств позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Анализ и обоб­щение результатов экспериментальной педагогической работы в ДОУ № 12 со здоровыми детьми показал, что дошкольники, занимающиеся искусством, обнаруживают высокие результаты во всех сферах психи­ческого развития. Таким образом, программы, использующие средст­ва искусства и эстетики в системе, являются программами «равных возможностей», создающими детям вне зависимости от их способно­стей и особенностей (мальчики, девочки, лево- и правополушарные, педагогически запущенные и имеющие медицинские диагнозы) усло­вия для достижения равно высоких результатов в развитии.


Приложение 6

СООТВЕТСТВИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЦВЕТАМ ПО ТЕСТУ ЛЮШЕРА

Название цвета Предпочтение цвета Отвержение цвета
1 Синий Стремление к согласию, доверию, пони­манию, сочувствию, отсутствию кон­фликтов, дружеским отношениям, лю­бовь, привязанность, спокойствие Нарушение отношений, одиночество, беспокой­ство
2 Зеленый Стремление к самоутверждению, повы­шению положения, власти, уважению, признанию, превосходству, уверен­ность, независимость, настойчивость, оборона Недостаток признания, принуждение, унижение, обида, неспособность к сопротивлению
3 Красный Стремление к достижению, успеху, ини­циатива, наступление, деятельность, борьба, возбуждение Перевозбуждение, раз­дражение, бессилие, утомление, защита
4 Желтый Стремление к изменению, выходу, осво­бождению, расслаблению, ожидание, надежда на удачу и случай, оптимизм, избегание проблем Разочарование, отчая­ние, подозрение, недо­верие
5 Фиолетовый Стремление к отождествлению, иденти­фикации с кем-то, эротические и эсте­тические устремления, желание понра­виться, обратить на себя внимание, произвести впечатление, получить одобрение Подавление чувств, ра­циональность, контроль, скромность, стремление быть незаметным
б Коричневый Стремление к физическому комфорту, безопасности, отдыху, чувственному удовлетворению, болезненное состоя­ние, слабость, усталость, голод Вытеснение физических потребностей, самоогра­ничение, отрицание сла­бости
7 Черный Стремление к разрушению, агрессия, враждебное отношение, негативизм, неприятие, протест, отказ Отрицание и подавление агрессии
8 Серый Желание избежать участия, скрыться, маскировка, утаивание Активное включение в ситуацию

В случае если потребность, выраженная основным цветом, являет­ся очень слабой или полностью удовлетворенной, то цвет, который ассоциируется с этой потребностью, является индифферентным, то есть находится в середине ряда. Он не является ни приятным, ни про­тивным. Когда соответствующая потребность усиливается, то симво­лизирующий ее цвет становится более привлекательным, перемещаясь в начало раскладки. Наконец, если потребность становится настолько сильной, что удовлетворить ее в полной мере не представляется воз­можным, то цвет, который характеризует эту потребность, становится неприятным и занимает одно из последних мест ряда.

Для основных цветов позиции в середине ряда соответствует либо наиболее слабой степени выраженности соответствующих потребно­стей, либо полной их удовлетворенности. Позиции основных цветов в начале ряда свидетельствуют о том, что потребности, которые они символизируют, наиболее актуальны. Наконец, в том случае, если ос­новной цвет находится в конце ряда, то это является признаком фру- стрированных, подавленных, вытесненных потребностей. Это может быть связано либо с тем, что соответствующие потребности настолько выражены, что человек не может удовлетворить их в полной мере, либо с тем, что человек испытывает непреодолимые затруднения в удовле­творении в общем не самых сильных потребностей и они вследствие этого приобретают характер сверхзначимых.

Дополнительный цвет на последних местах ряда свидетельствует о слабой, наименее выраженной потребности, в середине ряда — об актуальной потребности, в начале ряда — о наиболее сильной потреб­ности, которая может приводить к нарушению контроля поведения и состояния со стороны человека. Таким образом, привлекательность дополнительных цветов позволяет предположить ведущую роль базо­вых биологических потребностей в человеческом поведении, в то вре­мя как у большинства людей эти потребности не являются решающи­ми или в достаточной мере удовлетвореными.


Приложение 7

АДАПТИРОВАННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ ТАБЛИЦЫ ПО ЛЮШЕРУ1

( 1 Собчик Л. Н. МЦВ — метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2001. 112 с. )

+1+2

Потребность в прочной и глубокой привязанности, эмоциональном комфорте и защите от внешних воздействий. Дружелюбие, конформность установок. Потребность в понимании, любви и поддержке является ве­дущей и поэтому наиболее легко травмируемой мишенью. Замкнутость, избирательность в контактах, аналитический склад ума, вдумчивый под­ход к решению проблем, инертность в принятии решений. Тормозимые черты, преобладание стремления к покою, уединенности, всплески ак­тивности быстро сменяются фазой пассивности. Вышеописанные тен­денции служат инструментом для достижения нормальных условий ра­боты и взаимодействия с окружающими на основании вдумчивого, рассудительного, трезвого подхода при решении проблем. Потребность в оберегании от посягательств своей социальной позиции, повышенное чувство собственного достоинства, потребность как в самоуважении, так и сохранении личностного реноме в глазах значимых окружающих. Склонность к системному мышлению, тяга к точным сферам знаний. Деликатность в сфере межличностных контактов сочетается с упрямст­вом в отстаивании своей позиции. Мотивация избегания неуспеха при достаточно ригидных (негибких) установках и упорстве в своих начина­ниях. Черты повышенной аккуратности и внимания к деталям.

+1+3

Конфликтное сочетание разнонаправленных тенденций — высокой мотивации избегания неуспеха и мотивации достижения. Выраженная склонность к непосредственной самореализации сталкивается со столь же высокой тенденцией к избеганию конфликтов, повышенным кон­тролем над своими чувствами и поведением. Уравновешивая друг дру­га, эти тенденции создают внешне гармоничный поведенческий рису­нок, чреватый физиологическими расстройствами. Эротичность в сфере влечения к противоположному полу сочетается с эмпатийностью (умением сопереживать), что может служить основой для гармоничных отношений.

+1+4

Смешанный, эмоционально неустойчивый рисунок индивидуально- личностных свойств, выявляющий высокую подверженность внешним (средовым) воздействиям. Ранимость, чувствительность, зависимость от значимых других, повышенный самоконтроль и конформность установок сочетаются с тенденцией к легкой смене настроения и уст­ремлений, вживаемостью в разные социальные роли. Склонность к экзальтации, потребность нравиться окружающим. Энтузиазм и стрем­ление к сопричастности интересам референтной группы легко сменя­ются тенденцией уйти от излишней ответственности, участие и сопе­реживание более значимы, чем конкретные цели. В работе значение придается больше самому процессу как удовлетворяющему ведущим тенденциям, чем ее окончательному результату. Большое значение придается произведенному впечатлению и дружелюбным отношениям с окружающими.

+1+6

Пассивность позиции, черты зависимости, тревожность, неуверен­ность в себе, мнительность и боязливость, опасения за свое здоровье.

Чувство непонятости, недостаток эмоционального тепла со сторо­ны окружающих. Выраженная зависимость от объекта привязанности, потребность в защите и помощи.

+1+7

Позиция пассивно-протестная (смешанный тип реагирования, характерный для лиц со склонностью к развитию физических недомо­ганий Т-ситуации эмоциональной напряженности), выраженная неус­тойчивость состояния, несбалансированность эмоционально-вегета- тивного тонуса. Неудовлетворенность и протест против сложившихся обстоятельств, сниженный фон настроения, сочетающийся с протест- ными реакциями. Потребность в разрешении невыносимой ситуации — и ощущение ее неразрешимости. Осознанный контроль над иррацио­нальными (не поддающимися пониманию) поведенческими реакциями. Столкновение конфликтных мотивов, приводящее к эмоциональной напряженности, которая, не имея возможности быть отреагированной вовне, проявляется психосоматическими расстройствами.

+2+1

Скептичность, потребность в отстаивании собственных установок, упорство, противодействие обстоятельствам, которое носит защитный характер. Практичность и трезвость суждений, рационализм, тенденция

к системному подходу при решении проблем. Опора на накопленный опыт. Ориентировка на собственное мнение, сопротивление внешне- средовым воздействиям. Зрелость жизненной платформы. Чувство соперничества. Значимость собственной социальной позиции. Тропизм к конкретным видам деятельности, сфере точных знаний и положению лидера в социальном окружении. Эти особенности смягчаются уста­новкой на избегание конфликта и контролируемостью. Повышенная ранимость в отношении критических замечаний со стороны окружаю­щих, уязвимое самолюбие, значимость социального престижа. Потреб­ность в самоуважении и уважении со стороны окружающих. Вдумчи­вость, аккуратность, серьезное отношение к обязанностям, интерес к точным наукам и работе, требующей конкретных знаний, тонкого руч­ного выполнения, подсчета. Интерес к технике, экономике, матема­тике или физике.

+2+3

Амбициозность и защитно-оборонительные тенденции, высокая поисковая активность, упорство в достижении цели, выраженная тен­денция к доминированию, противодействие давлению внешних фак­торов, самостоятельность принятия решений, предприимчивость, инициативность. Эти характеристики усилены уверенностью в себе, наступательностью тактики взаимодействия в межличностных контак­тах, еще более выраженными чертами независимости. Стеничность (волевая активность), стрессоустойчивость, противодействие обстоя­тельствам, препятствующим свободной самореализации личности, развитое чувство соперничества, увлеченность и стремление к преодо­лению стоящих на пути к реализации своих намерений препятствий.

+2+4

Амбициозно-защитные тенденции, потребность в отстаивании соб­ственных установок, упорство, противодействие обстоятельствам, ко­торое носит защитный характер. Практичность и трезвость суждений, рационализм, тенденция к системному подходу при решении проблем. Опора на накопленный опыт. Ориентировка на собственное мнение, сопротивление внешнесредовым воздействиям. Зрелость жизненной платформы. Чувство соперничества. Значимость собственной соци­альной позиции. Тропизм к конкретным видам деятельности, сфере точных знаний и положению лидера в социальном окружении сочета­ется с такими особенностями, как выраженная надежда на успех, по­требность в эмоциональной вовлеченности, в переменах, в общении. Оптимистичность, легкое вживание в разные социальные роли, демон­



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.068 с.)