Процедура приписывания баллов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процедура приписывания баллов



По окончании работы ответные листы собираются, и к ним приме­няется шкалирование: всем цветам первого задания слева направо приписываются баллы от шести в первом выборе до одного балла в последнем. Таким образом, мы получаем цветовой градусник — балль­ные оценки цветовых выборов, каждый из которых получает балл в зависимости от степени предпочтения.

  Цвет, выбранный ребенком первым, получает 6 баллов, вторым — 5 баллов, третьим — 4 балла, четвертым — 3 балла, пятым — 2 балла, шестым — 1 балл.

Процедура шкалирования отражена в таблице 2.

Таблица 2

Процедура шкалирования на примере цветовых обозначений эмоциональных отношений «Счастье—Горе»

Эмоциональные категории Обозначение цветом Место цвета в цвето­вом градуснике Баллы Эмоциональные про­явления
1 «Счастье» Красный 1 6 Дифференциация
  «Горе» Черный 6 1 эмоции
2 «Счастье» Красный 1 6 Амбивалентность
  «Горе» Красный 1 6 эмоции
3 «Счастье» Желтый 6 1 Инверсия эмоций

Далее, сопоставляя баллы цветовых выборов первого задания, мы приписываем соответствующие баллы эмоциональным отношениям, обозначенным соответствующим цветом во втором задании, и эмоцио­нальным отношениям к различным видам деятельности в третьем за­дании. Таким образом, мы получаем балльные оценки эмоциональных отношений. При этом цветовой выбор от 5 до 6 баллов означает ярко выраженное предпочтение (актуализацию) эмоциональной категории или вида деятельности, цветовой выбор от 1 до 2 баллов — ярко выра­женное их отвержение.

Это дает нам возможность увидеть, насколько предпочтителен (ак­туализирован) для ребенка один из полюсов и насколько неприятен другой. Таким образом, мы получаем степень предпочтения ребенком каждого полюса эмоциональных блоков или определенного вида дея­тельности (рис. 5).

Цветовой гра­дусник Синий Зеленый Красный Желтый Коричневый Черный
Баллы 6 5 4 3 2 1

Рис. 5. Схема определения степени предпочтения ребенком определенного вида

деятельности

На основании анализа цветового обозначения при раскрашивании пяти пар эмоциональных категорий позитивного и негативного содер­жания у дошкольников и школьников были выявлены эмпирические критерии дифференциации, амбивалентности и инверсии.

Вид деятельности «Я играю»

Определение дифференциации эмоций

Дифференциация эмоций отличается выраженным предпочтением эмоциональных категорий позитивного и отвержением эмоциональных категорий негативного содержания. При раскрашивании дети обозна­чают эмоциональные категории цветом, находящимся в «цветовом градуснике» выше, чем цвет, которым обозначена эмоциональная ка­тегория негативного содержания.

Критерием дифференциации эмоций является предпочтение ре­бенком позитивных и отвержение негативных эмоций, выраженное цветом, соотнесенное со шкалой цветового градусника (рис. 6).

Цветовое обозначе­ние эмоциональной категории

«Счастье»

«Горе»

Цветовой градус­ник Красный Желтый

Зеленый

Синий Коричне­вый Чер­ный  
Место цвета в цве­товом градуснике 1 2

3

4 5 6  
Баллы 6 5

4

3 2 1  
                 

Рис. 6. Схема определения дифференциации позитивных и негативных эмоций

Определение амбивалентности

Довольно часто дети обозначают одним цветом и позитивные, и негативные эмоциональные категории. Это может происходить при цветовом обозначении как одной пары эмоциональных категорий, так и двух, трех, четырех и всех пяти пар эмоциональных категорий. В этих случаях мы говорим о степени проявления амбивалентности, недиф­ференцированной эмоциональной сферы ребенка.

Опыт определения субъективного опыта существует в практике цветовой диагностики: «обозначение различных понятий одним цветом является косвенным показателем их субъективного сходства, то есть если два или несколько понятий человек обозначает одним цветом, то, видимо, в этих понятиях есть для человека что-то общее, и он отно­сится к ним приблизительно одинаково» [Соломин И. Л., 2000].

Возможности методической процедуры теста «Домики» позволяет выделить у детей проявления амбивалентности, выраженные в двух— трех-, четырех- и пятикомпонентных эмоциональных цепочках типа «Счастье—Скука», «Справедливость—Обида—Восхищение», «Горе- Обида—Злоба—Восхищение».

Критерием амбивалентности эмоций является обозначение ребен­ком одним цветом позитивных и негативных эмоций, выраженное в баллах, полученных при шкалировании (рис. 7). Амбивалентность мо­жет быть выражена при цветовом обозначении как одной пары эмо­циональных категорий, так и при обозначении этим же цветом других эмоциональных категорий. В этих случаях мы говорим о степени про­явления амбивалентности или недифференцированное™ эмоциональ­ной сферы ребенка.

Цветовое обозначение эмоциональной категории

«Счастъе»

«Горе»

Цветовой градусник Красный Желтый Синий Зеленый Коричне­вый Чер­ный
Место цвета в цветовом градуснике 1 2 3 4 5 6
Баллы 6 5 4 3 2 1

Рис. 7. Схема определения амбивалентности позитивных и негативных эмоций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.006 с.)