Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации «домики»
Тест разработан на основе авторской модели структуры личности и факте предпочтения эмоций как потребности [Орехова О. А., 2002, 2006, 2007] и предназначен для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Методической основой теста «Домики» является цвето-ассоциативный эксперимент. Применение цвето-ассоциативного эксперимента является реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проникнуть в глубинные слои психической организации социального опыта, сложного для осознания и вербализации в этом возрасте. Используя цвет, ребенок выражает свое отношение (эмоцию), не выходя за пределы своего актуального опыта. Эмоции представлены в виде «жильцов» домиков, которые ребенок раскрашивает, подбирая подходящий цвет. Тест позволяет произвести диагностику: □ степени дифференцированности—обобщенности эмоциональной сферы (дифференциация, амбивалентность, инверсии позитивных и негативных эмоций); □ шкалы актуальных ценностей; □ предпочтений определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста); □ вариантов личностного развития, с рекомендациями коррекции в случае необходимости в определенных эмоциональных блоках. Методической основой теста «Домики» является цвето-ассоциа- тивный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткивда. Процедура теста предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям. Необходимые материалы: □ ответный лист; □ шесть цветных карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, без особых примет, окрашены в цвета, соответствующие цвету грифеля; это очень важно для выравнивания условий процедуры исследования. Можно использовать грифельные карандаши или восковые карандаши. Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета. Во втором задании сущность процедуры меняется. Собственно здесь и происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций. Ребенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых «живет» ряд нравственных социальных категорий. Таким образом, ребенок выражает эмоцию, имеющую социальный генезис, воспитанную в рамках социума, свое отношение к той или иной нравственной категории. Цвет служит мерой оценки, субъективной шкалой предпочтения данной категории.
В третьем задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в детском саду, к самому детскому саду, который ребенок посещает. Сущность процедуры исследования еще более усложняется при раскрашивании последнего домика третьего задания. Здесь ребенок выбирает для себя социальный объект предпочтения самостоятельно, выбирает для него занятие и только затем раскрашивает в подходящий цвет, обозначая, таким образом, отношение к данной ценности. Собственно весь тест является отражением шкалы духовных ценностей ребенка. Но так как ребенок определяет свой выбор самостоятельно, мы говорим о выборе ребенком определенной актуально переживаемой ценности (духовной ценности, ценностной ориентации) относительно социальных объектов и занятий. После раскрашивания домиков мы видим всю систему личностных отношений ребенка, его социальных предпочтений и ценностей, варианты личностного развития, а порой боль, непонимание, обиды, накопленные ребенком в период педагогического общения, общения со сверстниками и воспитателями. Процедура исследования Психологическая диагностика проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми в зависимости от требований к чистоте эксперимента и определяется нормами, регламентирующими продолжительность различных видов деятельности ребенка в детском саду, но не больше 20 минут на одного ребенка, группу за одно занятие. Естественно, групповое занятие предъявляет особые требования к профессионализму психолога, его внимательности, умению работать в группе. Один тот факт, что «на вкус и цвет товарищей нет», а дети дошкольного возраста склонны к конформизму, усложняет групповой вариант проведения процедуры исследования. Часто многие дети выкрикивают свои суждения, оказывая влияние на выбор других ребят. Бывает, что дети, чтобы быть непохожими, меняют свой первоначальный выбор. В этом случае необходимо делать пометки.
Эти сложности заставляют отдать предпочтение индивидуальным вариантам проведения тестирования. Однако групповые занятия также возможны при проведении экспресс-диагностики большого количества детей или в случае использования теста для развивающих занятий. Можно использовать ряд мер по повышению достоверности данных: □ ограничение количества детей в группе до 10-14 человек; □ введение интриги секретности, чтобы дети сами были заинтересованы в соблюдении режима молчания. Этого можно достичь проведением предварительных занятий, игр, требующих от детей выполнения определенных правил; □ проведение занятия с подготовленными помощниками. В групповом варианте дети рассаживаются по одному за стол. Перед каждым из них на столе находится набор карандашей и ответный лист. При выполнении раскрашивания нужно проследить, чтобы дети выполняли задание слева направо. Если ребенок ошибся, и это стало очевидным, когда исправить положение невозможно, психолог ставит стрелочку в направлении выполнения ребенком работы. В этом случае в последующем меняется порядок приписывания баллов (см. процедуру приписывания баллов). Часто дети не могут определиться с цветом однозначно и выражают желание раскрасить домик, используя несколько цветов. Это значительно затруднит последующую работу психолога. Следует ограничивать детей одним цветом. Если ребенок все же настаивает, также следует делать пометку, какой цвет был использован первым. Однако уже этот факт говорит о том, что чувства ребенка амбивалентны, излишне сложны, неопределенны. Групповой вариант проведения методики рекомендован для детей с 6—7 лет. Для детей 5—6 лет — индивидуальный вариант. Для детей 4—5 лет рекомендован адаптированный вариант методики с сокращенным количеством категорий и индивидуальным вариантом проведения. Для выравнивания процедуры исследования детям предлагается инструкция по раскрашиванию. Конечно, она достаточно сложна для запоминания. Однако психологу необходимо соблюдать ряд ключевых моментов, которые мы выделили жирным шрифтом. Это поможет выработать логику исследования, соответствующую логике происходящих у детей процессов цветового ассоциирования. Инструкция по раскрашиванию «Ребята! Сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Посмотрим, что лежит у вас на столах: цветные карандаши и лист, который мы будем раскрашивать. На листе вы видите три задания, обозначенные римскими цифрами. Начнем с первого. I задание Нужно раскрасить дорожку из шести клеточек. Посмотрите, какая она бесцветная, неинтересная. Рассмотрим карандаши (возможна беседа: сколько карандашей, какого цвета), какие разные, красивые цвета! Есть ли среди них карандаш такого цвета, который нравится вам больше остальных? Не смотрите друг на друга. У каждого из вас этот цвет может быть своим. Карандашом, который вы выбрали, раскрасьте первую клеточку. Как красиво получилось! Отложите карандаш в сторону, в этом задании он больше не понадобится. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Есть ли среди них еще один карандаш, цвет которого нравится вам больше остальных? Возьмите его и раскрасьте следующую клеточку. Отложите карандаш в сторону...»
Таким образом нужно раскрасить все шесть клеточек. Необходимо проследить, чтобы раскрашивание производилось слева направо. Для стимуляции цветовых выборов можно использовать выражения «цвет тоже красивый», «лучше остальных». Если ребенок отказывается выбирать далее, можно стимулировать маленьких детей следующим образом: «Посмотри, карандашикам грустно, что их не выбрали», или «Посмотри, карандашик говорит тебе, что он тоже красивый, лучше других». В конце задания полюбуйтесь, как хорошо получилось и какой красивой, разноцветной стала наша дорожка. II задание «Второе задание отличается от первого. Посмотрите на лист. На что похожи фигуры? На домики. Здесь целая улица. Но она такая бесцветная, скучная. Нужно ее раскрасить. Но, прежде чем начинать раскрашивать, послушайте, как правильно это сделать. На этой улице в домиках живут разные хозяева. Я скажу, кто живет в каждом домике, а вы покрасьте этот домик в подходящий для этого хозяина цвет. В первом домике живет «Счастье». Выберите карандаш, цвет которого, вам кажется, подошел бы этому хозяину. Раскрасьте первый домик. Молодцы! Карандаш не нужно откладывать. Домиков много, больше, чем карандашей, а их хозяева могут быть похожими». Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение. Все слова произносятся с четким интонированием, для маленьких эмоционально окрашиваются. Если детям не понятно, что обозначает названное слово, нужно его объяснить. Необходимо избегать объяснения через понятия: счастье — это радость. Новые слова могут оказаться также непонятны детям. В объяснении лучше использовать предикаты, содержащие глагольные формы и наречия, выражающие чувства и настроения. Рекомендуем следующие пояснения: Счастье — когда нам весело, все хорошо получается и мы всем довольны. Горе — когда у человека случилось что-то плохое и он сильно расстроился, ему очень горько. Справедливость — когда все по-честному, поровну, по правилам. Обида — когда кого-то незаслуженно обидели, огорчили. Обманули, что-то отняли. Дружба — когда мы дружим, помогаем друг другу, защищаем друг друга. Ссора — когда кто-то раздружился и ругается. Доброта — когда кто-то делает хорошее людям, делится, не жадный, жалеет тех, кому плохо. Злоба — когда кто-то сердится, обижает, хочет сделать другому плохо. Скука — когда неинтересно, нечего делать, все надоело, мамы дома нет. Восхищение — когда мы любуемся чем-то очень красивым, нам очень радостно от этого, и мы чувствуем большое удовольствие. Таким образом обеспечивается адекватный выбор цветов. После выполнения задания необходимо похвалить детей, полюбоваться, какой веселой стала улица. Этим достигается позитивное отношение к процедуре исследования и психотерапевтический эффект. III задание «Ребята, у нас осталось еще одно задание. Чтобы его выполнить, нужно послушать еще одно правило. Открою тайну. На этой улице живем мы. В каждом домике мы делаем что-то особенное, и в зависимости от того, что мы там делаем, этот домик нужно раскрасить в свой подходящий цвет». Обозначение домиков: первый домик — наш сад (школа), во втором домике мы рисуем, в третьем мы танцуем, четвертый домик — музей, в пятом мы поем, в шестом считаем, в седьмом — читаем, в восьмом играем, в девятом — наблюдаем природу.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.014 с.) |