Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации «домики» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации «домики»



Тест разработан на основе авторской модели структуры личности и факте предпочтения эмоций как потребности [Орехова О. А., 2002, 2006, 2007] и предназначен для детей в возрасте от 6 до 11 лет. Мето­дической основой теста «Домики» является цвето-ассоциативный эксперимент. Применение цвето-ассоциативного эксперимента яв­ляется реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проник­нуть в глубинные слои психической организации социального опыта, сложного для осознания и вербализации в этом возрасте. Используя цвет, ребенок выражает свое отношение (эмоцию), не выходя за пре­делы своего актуального опыта. Эмоции представлены в виде «жиль­цов» домиков, которые ребенок раскрашивает, подбирая подходящий цвет.

Тест позволяет произвести диагностику:

□ степени дифференцированности—обобщенности эмоциональ­ной сферы (дифференциация, амбивалентность, инверсии по­зитивных и негативных эмоций);

□ шкалы актуальных ценностей;

□ предпочтений определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);

□ вариантов личностного развития, с рекомендациями коррекции в случае необходимости в определенных эмоциональных блоках.

Методической основой теста «Домики» является цвето-ассоциа- тивный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткивда. Про­цедура теста предполагает раскрашивание как выражение личностно­го отношения к определенным социальным категориям.

Необходимые материалы:

□ ответный лист;

□ шесть цветных карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, без особых примет, окрашены в цвета, соответствующие цвету грифеля; это очень важно для выравнивания условий процедуры исследования. Можно использовать грифельные карандаши или восковые карандаши.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашива­нию. В первом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по степени предпочтения каждого цвета.

Во втором задании сущность процедуры меняется. Собственно здесь и происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций. Ре­бенка просят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых «жи­вет» ряд нравственных социальных категорий. Таким образом, ребенок выражает эмоцию, имеющую социальный генезис, воспитанную в рамках социума, свое отношение к той или иной нравственной кате­гории. Цвет служит мерой оценки, субъективной шкалой предпочтения данной категории.

В третьем задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности в детском саду, к самому детскому саду, который ребенок посещает.

Сущность процедуры исследования еще более усложняется при раскрашивании последнего домика третьего задания. Здесь ребенок выбирает для себя социальный объект предпочтения самостоятельно, выбирает для него занятие и только затем раскрашивает в подходящий цвет, обозначая, таким образом, отношение к данной ценности. Соб­ственно весь тест является отражением шкалы духовных ценностей ре­бенка. Но так как ребенок определяет свой выбор самостоятельно, мы

говорим о выборе ребенком определенной актуально переживаемой ценности (духовной ценности, ценностной ориентации) относительно социальных объектов и занятий.

После раскрашивания домиков мы видим всю систему личностных отношений ребенка, его социальных предпочтений и ценностей, ва­рианты личностного развития, а порой боль, непонимание, обиды, накопленные ребенком в период педагогического общения, общения со сверстниками и воспитателями.

Процедура исследования

Психологическая диагностика проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми в зависимости от требований к чистоте эксперимента и определяется нормами, регламентирующими продол­жительность различных видов деятельности ребенка в детском саду, но не больше 20 минут на одного ребенка, группу за одно занятие. Есте­ственно, групповое занятие предъявляет особые требования к профес­сионализму психолога, его внимательности, умению работать в группе. Один тот факт, что «на вкус и цвет товарищей нет», а дети дошкольно­го возраста склонны к конформизму, усложняет групповой вариант проведения процедуры исследования. Часто многие дети выкрикивают свои суждения, оказывая влияние на выбор других ребят. Бывает, что дети, чтобы быть непохожими, меняют свой первоначальный выбор. В этом случае необходимо делать пометки.

Эти сложности заставляют отдать предпочтение индивидуальным вариантам проведения тестирования. Однако групповые занятия также возможны при проведении экспресс-диагностики большого количест­ва детей или в случае использования теста для развивающих занятий. Можно использовать ряд мер по повышению достоверности данных:

□ ограничение количества детей в группе до 10-14 человек;

□ введение интриги секретности, чтобы дети сами были заинтере­сованы в соблюдении режима молчания. Этого можно достичь проведением предварительных занятий, игр, требующих от детей выполнения определенных правил;

□ проведение занятия с подготовленными помощниками.

В групповом варианте дети рассаживаются по одному за стол. Перед каждым из них на столе находится набор карандашей и ответный лист.

При выполнении раскрашивания нужно проследить, чтобы дети выполняли задание слева направо. Если ребенок ошибся, и это стало очевидным, когда исправить положение невозможно, психолог ставит стрелочку в направлении выполнения ребенком работы. В этом случае в последующем меняется порядок приписывания баллов (см. проце­дуру приписывания баллов).

Часто дети не могут определиться с цветом однозначно и выражают желание раскрасить домик, используя несколько цветов. Это значи­тельно затруднит последующую работу психолога. Следует ограничи­вать детей одним цветом. Если ребенок все же настаивает, также сле­дует делать пометку, какой цвет был использован первым. Однако уже этот факт говорит о том, что чувства ребенка амбивалентны, излишне сложны, неопределенны.

Групповой вариант проведения методики рекомендован для детей с 6—7 лет. Для детей 5—6 лет — индивидуальный вариант. Для детей 4—5 лет рекомендован адаптированный вариант методики с сокращен­ным количеством категорий и индивидуальным вариантом проведе­ния.

Для выравнивания процедуры исследования детям предлагается инструкция по раскрашиванию. Конечно, она достаточно сложна для запоминания. Однако психологу необходимо соблюдать ряд ключевых моментов, которые мы выделили жирным шрифтом. Это поможет выработать логику исследования, соответствующую логике происхо­дящих у детей процессов цветового ассоциирования.

Инструкция по раскрашиванию

«Ребята! Сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Посмот­рим, что лежит у вас на столах: цветные карандаши и лист, который мы будем раскрашивать. На листе вы видите три задания, обозначенные римскими цифрами. Начнем с первого.

I задание

Нужно раскрасить дорожку из шести клеточек. Посмотрите, какая она бесцветная, неинтересная. Рассмотрим карандаши (возможна бе­седа: сколько карандашей, какого цвета), какие разные, красивые цве­та! Есть ли среди них карандаш такого цвета, который нравится вам больше остальных? Не смотрите друг на друга. У каждого из вас этот цвет может быть своим. Карандашом, который вы выбрали, раскрасьте первую клеточку. Как красиво получилось!

Отложите карандаш в сторону, в этом задании он больше не понадо­бится. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Есть ли среди них еще один карандаш, цвет которого нравится вам больше остальных? Возь­мите его и раскрасьте следующую клеточку. Отложите карандаш в сто­рону...»

Таким образом нужно раскрасить все шесть клеточек. Необходимо проследить, чтобы раскрашивание производилось слева направо. Для стимуляции цветовых выборов можно использовать выражения «цвет тоже красивый», «лучше остальных». Если ребенок отказывается вы­бирать далее, можно стимулировать маленьких детей следующим об­разом: «Посмотри, карандашикам грустно, что их не выбрали», или «Посмотри, карандашик говорит тебе, что он тоже красивый, лучше других».

В конце задания полюбуйтесь, как хорошо получилось и какой краси­вой, разноцветной стала наша дорожка.

II задание

«Второе задание отличается от первого. Посмотрите на лист. На что похожи фигуры? На домики. Здесь целая улица. Но она такая бесцвет­ная, скучная. Нужно ее раскрасить. Но, прежде чем начинать раскра­шивать, послушайте, как правильно это сделать. На этой улице в доми­ках живут разные хозяева. Я скажу, кто живет в каждом домике, а вы покрасьте этот домик в подходящий для этого хозяина цвет.

В первом домике живет «Счастье». Выберите карандаш, цвет кото­рого, вам кажется, подошел бы этому хозяину. Раскрасьте первый до­мик. Молодцы! Карандаш не нужно откладывать. Домиков много, боль­ше, чем карандашей, а их хозяева могут быть похожими».

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Все слова произносятся с четким интонированием, для маленьких эмоционально окрашиваются. Если детям не понятно, что обозначает названное слово, нужно его объяснить. Необходимо избегать объясне­ния через понятия: счастье — это радость. Новые слова могут оказать­ся также непонятны детям. В объяснении лучше использовать преди­каты, содержащие глагольные формы и наречия, выражающие чувства и настроения.

Рекомендуем следующие пояснения:

Счастье — когда нам весело, все хорошо получается и мы всем до­вольны.

Горе — когда у человека случилось что-то плохое и он сильно рас­строился, ему очень горько.

Справедливость — когда все по-честному, поровну, по правилам.

Обида — когда кого-то незаслуженно обидели, огорчили. Обманули, что-то отняли.

Дружба — когда мы дружим, помогаем друг другу, защищаем друг друга.

Ссора — когда кто-то раздружился и ругается.

Доброта — когда кто-то делает хорошее людям, делится, не жадный, жалеет тех, кому плохо.

Злоба — когда кто-то сердится, обижает, хочет сделать другому плохо.

Скука — когда неинтересно, нечего делать, все надоело, мамы дома нет.

Восхищение — когда мы любуемся чем-то очень красивым, нам очень радостно от этого, и мы чувствуем большое удовольствие.

Таким образом обеспечивается адекватный выбор цветов. После выполнения задания необходимо похвалить детей, полюбоваться, ка­кой веселой стала улица. Этим достигается позитивное отношение к процедуре исследования и психотерапевтический эффект.

III задание

«Ребята, у нас осталось еще одно задание. Чтобы его выполнить, нужно послушать еще одно правило. Открою тайну. На этой улице жи­вем мы. В каждом домике мы делаем что-то особенное, и в зависимости от того, что мы там делаем, этот домик нужно раскрасить в свой подхо­дящий цвет».

Обозначение домиков: первый домик — наш сад (школа), во втором домике мы рисуем, в третьем мы танцуем, четвертый домик — музей, в пятом мы поем, в шестом считаем, в седьмом — читаем, в восьмом играем, в девятом — наблюдаем природу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.014 с.)