Эмоции, ценности и развитие системы эмоциональных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоции, ценности и развитие системы эмоциональных отношений



Особую тревогу у психолога вызывают дети, имеющие инверсии в блоках системы личностных отношений. В норме позитивный полюс эмоции должен преобладать над негативным, то есть отношение ре­бенка должно быть обозначено цветом, расположенным на более высоких уровнях цветового градусника. В случае актуализации нега­тива у ребенка происходит инверсия в соответствующем блоке сис­темы личностных отношений, что влечет за собой нарушения в лич­ностном развитии. При этом очевидно, в каком блоке имеются нарушения.

Анализ данных, полученных при помощи данного теста у детей разного возраста, привел нас к пониманию того, что эмоции и ценно­сти в системе эмоциональных отношений детей подвижны и могут выступать в качестве актуально переживаемых чувств или относитель­но устойчивых ценностей. Критерием оценки, определяющим, эмоция перед нами или ценность, выступает статистический закон распреде­ления предпочтения детьми определенных социальных объектов. На практике это выглядит следующим образом: если абсолютное боль­шинство детей предпочитает, например, «Счастье» и отрицает «Горе», то «Счастье» является для них ценностью. Если статистическое рас­пределение предпочтений «Счастья» приближается к нормальному, мы имеем дело с психическим процессом, то есть с актуально переживае­мым чувством.

Показателем этого на ответном листе является снижение рейтинга позитивного полюса и повышение негативного полюса эмоции: дети окрашивают домики, в которых живут «Счастье», «Дружба», «Доброта», в цвета, находящиеся на низких уровнях цветового градусника. Пре­вратить эмоцию в ценность — вот задача возрастно-психологического консультирования. Сложнее обстоит дело, когда инверсия абсолютна: позитивный полюс эмоции окрашен цветом, находящимся на послед­нем уровне цветового градусника, а негативный — цветом, находящим­ся на первом уровне.

Инвертированные дети всегда оценивают образовательное учреж­дение, которое они посещают, ниже, чем дети с нормальным развити­ем системы личностных отношений. Ценностные ориентации этих детей находятся на более низких уровнях шкалы духовных ценностей, а у детей 10—11 лет появляются асоциальные ценности. Количество таких детей достигает до двух третей общего количества. Впрочем, это во многом зависит от педагогических технологий.

Среди детей с нормальной системой эмоциональных отношений нет амбивалентных детей и очень редки дети с инверсиями цветовых градусников. У них не бывает декларированных ценностей. Высокий уровень по шкале актуальных ценностей сопровождается высокой рей­тинговой цветовой оценкой.

Очевидно, что у инвертированных мальчиков средний балл ценно­стей с возрастом падает, у мальчиков с нормальным развитием системы личностных отношений средний балл увеличивается. У девочек, как инвертированных, так и с нормальным развитием личностных отноше­ний, средний балл к подростковому возрасту падает (с небольшим пиком к концу младшего школьного возраста) ниже, чем у мальчиков.

Таблица 6

Шкала актуальных ценностей детей 10-12 лет

Инвертированные дети Дети с нормальной системой личностных отношений
«Хожу на кружки» «Вышиваю, делаю поделки, рисую»
«Любовь к делам» + негативный цвет «Делаю уроки» + позитивный цвет
«Музыкальная школа» «Композитор сочиняет музыку»
«Солнце светит» + негативный цвет «Ученый» + позитивный цвет
«Русский язык» + негативный цвет «Русский язык» + позитивный цвет
«Виктор Цой» «Друг Антон»
«Наемный убийца» «Конструирует приемники»
«Веселится» «Веселый, играет в футбол»
«Сплю» «Играю на скрипке»

Таблица 7

Средние баллы ценностей детей разного возраста и пола

Возраст

Инвертированные дети

С нормальной системой личностных отношений

девочки мальчики девочки мальчики
6-7 лет 20,8 18,6 29,6 23,1
9-10 лет 21,4 13,7 40,0 37,4
11-12 лет 10,0 14,9 30,0 48,0

Стоит также хорошо задуматься, если дети в качестве ценностей отмечают: «спит», «отдыхает», «ест». Можем ли мы ждать успехов в учебе в случаях, когда не удовлетворяются основные физиологические потребности детей?

Степень уязвимости блоков личностных отношений различна у мальчиков и девочек. Мальчики в этом плане более уязвимы. Чаще всего у них страдает блок личностного роста («Справедливость—Оби­да»), далее блок межличностных взаимодействий, блок познания мира, блок базового комфорта и блок потенциальной агрессии. (У девочек чаще страдает блок познания мира (синдром «Царевны Несмеяны»), далее блок межличностных взаимодействий, личностного роста, блок базового комфорта. Блок потенциальной агрессии, как и у мальчиков, у девочек страдает в последнюю очередь.

Кроме того, анализ актуализации негатива показал, что выводы о предпочтении позитивных эмоций — свидетельство нормального раз-

вития личности и позитивного восприятия окружающего мира, низкий уровень предпочтения негатива — свидетельство сформированности личностной защиты от негатива.

Низкий уровень актуализации «Скуки» при низком уровне актуа­лизации «Злобы» — свидетельство включенности индивида в процессы саморазвития.

Низкий уровень актуализации «Скуки» при высоком уровне актуа­лизации «Злобы» — свидетельство сублимации процессов развития и перехода на асоциальные способы самореализации.

Глава 3

ПЕРВИЧНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

В результате проведения диагностических исследований и обработ­ки результатов собирается большой объем психологической информа­ции, который требует последующего описания и регистрации в сводных таблицах и использования в процессе консультирования и коррек­ции.

СХЕМА ОПИСАНИЯ ОТВЕТНЫХ ЛИСТОВ

1. Характер раскрашивания. Определение психологического состоя­ния ребенка по предпочтению цвета, характеру штриховки и заполне­ния пространства — особый вид тестирования, при котором ребенок не скован и свободно проявляет себя.

По данным С. Толкачевой и Н. Титовой, предпочтение ребенком теплых тонов (желтый, оранжевый, красный, розовый, красно-корич­невый, коричневый) означает его внутренний подъем, активность, он настроен на действие и подвижные игры, ему необходимо выплеснуть избыток энергии.

Если ребенок предпочел холодные тона (голубой, синий, сине-зе- леный, фиолетовый) — ребенок склонен к созерцанию, размышлению, его психическое состояние достаточно стабильно.

Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с рез­кими, угловатыми или «мохнатыми» штрихами говорит о перенапря­

жении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации или ее объяснения.

Если контрасты не насыщенны, линии плавные, округлые, то ре­бенок ищет «золотую середину», стремится к цельности и гармонии. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность, так как это может привести к возникновению замкнутости у ребенка.

Если ребенок, раскрашивая, выходит за границы контура рисунка, он стремится к свободе и независимости до упрямства, скорее всего это результат излишнего давления взрослых. Возможно, он несколько рас­сеян, но это — проявление сосредоточенности на фантазиях. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категоричность, для такого ребенка необходимо внести элемент сказочного в обыденные дела.

Если ребенок не выходит за границы контура рисунка, не исклю­чено, что он насторожен, замкнут из-за неуверенности в себе. Скован­ность может мешать ему в общении и учебе. Он может стать вечно «ведомым», обидчивым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.

Если ребенок заполняет часть рисунка, для него значимы детали, мелочи, переход от частного к общему. Такой ребенок склонен к точным и естественным наукам. Если ребенок заполняет весь рисунок — у него развитое обобщающее мышление, он умеет находить взаимосвязь ме­жду внешними несвязанными вещами. Это — фантазер со склонно­стями к литературе и искусствам.

Если, раскрашивая рисунок, ребенок заполняет только нижнюю его часть, цикл его биоритмов и внутреннего психологического состоя­ния пограничный: переход от спада к подъему. Ребенок заполняет толь­ко верхнюю часть рисунка — пик интенсивности биоритмов. Макси­мальная активность восприятия любой информации может граничить с перевозбуждением, несмотря на внешнее спокойствие.

2. Цветовые выборы. Первая информация для консультирования — это инверсии, наблюдаемые при выполнении I задания (раскрашива­ние дорожки). По сути, ребенок дает психологу цветовой градусник, цветовое мироощущение. Психолог должен насторожиться, если ос­новные цвета ребенок ставит на последние два места, а негативные — на первые. Интерпретация цветовых выборов ведется в соответствии с цветовым диагностическим тестом Люшера [Собчик JI. Н., 1990]. Следует обращать внимание на местоположение основных (синего, зеленого, красного, желтого) и негативных цветов (коричневого и чер­ного).

Присутствие коричневого и черного цветов в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком тре­воги: «!», «!!» или «!!!». При этом «!» соответствует наличию коричне­вого или черного цвета на третьем или четвертом месте цветового ряда, «!!» соответствует наличию коричневого или черного цвета на втором месте, «!!!» — наличию одного из перечисленных цветов на первом месте. Кроме того, психологический или физиологический стресс, вызывающий тревогу, считается также по-разному выражен­ным, если основной цвет находится на пятом или шестом месте цве­тового градусника и обозначается соответственно: «!!» и «!!!». Таким образом, интенсивность тревоги измеряется суммой знаков «!», тео­ретически возможное их количество равно 12. Последующий анализ цветового обозначения ребенком социальных объектов во II и III заданиях может указать на возможные обстоятельства, вызывающие стресс.

Рассмотрим, например, как выполнил I задание Юра С. шести с половиной лет. Его цветовая дорожка (красный, синий, черный, зеле­ный, коричневый, желтый) содержит инверсии, выраженные суммой тревог в 4!: умеренные протестные реакции (черный цвет на третьем месте) и выраженный стресс, вызванный неудовлетворенной потреб­ностью в активном взаимодействии с окружающими — желтый цвет на последнем месте. Соотнесение позиции черного цвета и обозначе­ние ребенком черным цветом социальных объектов во II и III задани­ях указывают на возможные обстоятельства, вызывающие стресс: «доб­рота», «игра», «папа».

Однако необходимо помнить, что дети с инверсиями цветового градусника имеют нарушения личностного развития на уровне базовых эмоций.

3. Сфера социальных эмоций. Здесь важно обратить внимание на два факта.

Первый — собственно дифференциация эмоций. Безошибочное выполнение задания указывает на сформированность системы соци­альных чувств, тонкость, дифференцированность эмоциональной сфе­ры ребенка, его способность вычленять субъектно-объектные связи, способность ребенка подниматься над ситуацией, отличать в конечном счете добро от зла. Здесь важно проследить, каким цветом ребенок обозначил позитивные и негативные социальные объекты. Хорошо, если ребенок обозначил позитивные социальные объекты основными Цветами, а негативные — коричневым или черным. Часто дети обозна­чают одним и тем же цветом позитивные и негативные объекты. Эти случаи указывают на возможные проблемы ребенка в общении и дея­тельности.

Второй факт является производным от первого и определяет систе­му личностных отношений и основных блоков структуры личности, указывающих на возможные деформации и варианты личностного развития. Здесь необходимо отследить место позитивного и негатив­ного полюсов отдельных социальных эмоций, обозначенных цветом. При нормальном варианте личностного развития позитивные полюса эмоций всегда находятся выше по рейтингу цветового градусника, чем негативные. В противном случае выявляются деформации в опреде­ленных блоках системы личностных отношений.

4. Сфера деятельностных отношений. Выполнение этого задания определяет систему деятельностных отношений и актуальных ценно­стей ребенка. Предполагается, что именно эти отношения составляют собственно предиспозиции личности и определяют осознанные формы поведения ребенка: то, насколько сформированы его потребности в той или иной деятельности, с каким настроением он посещает обра­зовательное учреждение, каковы его актуальные переживания и цен­ности. Обозначение ребенком определенным цветом данных социаль­ных объектов указывает на наличие у него осознанных проблем, а значит, и на возможность их решения.

5. Резюме. В резюме констатируются основные положения интер­претации цветовых выборов ребенка и формулируются его пробле­мы.

6. Рекомендации. В рекомендациях указывается необходимый ком­плекс коррекционных работ, дополнительных исследований на осно­вании выявленных у ребенка проблем.

Описание ответного листа

Сад (Школа)_____________________________________

Фамилия, имя____________________________________

Группа_____________ Дата________________________

1. Характер раскрашивания

2. Цветовые выборы

3. Сфера социальных эмоций

4. Сфера деятельностных отношений

5. Резюме

6. Рекомендации

Педагог-психолог_____________ Подпись

«__ >______________ 200__ г.

 

ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЙ ОТВЕТНЫХ ЛИСТОВ

Так как предложенные описания ответных листов составлялись по рекомендованной схеме, они содержат вынужденные повторы, вызван­ные характером раскрашивания конкретных детей.

Примеры описаний содержат интерпретации по методическим ука­заниям JI. Н. Собчик.

Юра С.

1. Характер раскрашивания не выявляет особенностей.

2. Цветовые выборы: красный, синий, черный, зеленый, коричне­вый, желтый.

Цветовой градусник содержит инверсии, выраженные суммой тре­вог в 4!: умеренные протестные реакции (черный цвет на третьем мес­те) и выраженный стресс, вызванный неудовлетворенной потребностью в активном взаимодействии с окружающими. Соотнесение позиции черного цвета и обозначение ребенком черным цветом социальных объектов во втором задании, в третьем задании указывают на возмож­ные обстоятельства, вызывающие стресс: «Доброта», «Игра», «Папа».

3. Эмоциональная сфера дифференцирована не полностью. Амби­валентны, недифференцированы социальные эмоции «Справедли­вость—Скука». «Справедливость» находится на низком рейтинговом месте (4-е место, последнее место позитивного ряда). «Доброта» обо­значена черным цветом, выражающим умеренную протестную реак­цию. «Счастье» обозначено цветом, находящимся на последнем месте цветового градусника. Кроме того, актуализированы негативные по­люса «Обида», «Ссора», в меньшей степени «Скука».

Ярко выражены деформации в системе личностных отношений, в блоках базового комфорта и благополучия, личностного роста. Наме­чена деформация и в блоке межличностного взаимодействия. «Дружба» выступает как ценность, но актуализировано состояние ссоры.

4. Анализ цветовых выборов III задания указывает на то, что у Юры сформировано позитивное отношение к чтению и счету. Проявляется интерес к искусству Кроме того, ребенку комфортно в садике. В игре и рисовании отмечены протестные реакции, а танцы и природа ребен­ком отвергаются. Вызывает тревогу собственный выбор ребенка — «папа», обозначенный черным цветом, свидетельствующий об умерен­но выраженной протестной реакции.

5. Резюме. Цветовой градусник содержит инверсии, выраженные суммой тревог в 4!, умеренные протестные реакции и выраженный

стресс, вызванный неудовлетворенной потребностью в активном взаи­модействии с окружающими. Эмоциональная система дифференци­рована не полностью, что выражено в несформированности социаль­ной эмоции «Справедливость» как ценности на основании обобщения негативного социального опыта. Деформированы основные блоки: базового благополучия и комфорта и блок личностного роста. Отме­чены протестные реакции в некоторых видах деятельности, включая игровую, и по отношению к значимым взрослым — к папе.

6. Рекомендации. Были рекомендованы исследование энергетиче­ского баланса парасимпатического и симпатического отделов вегета­тивной нервной системы, консультация у невропатолога, диагностика детско-родительских взаимоотношений и системы «взрослый—ребе­нок». В случае выявления проблем — проведение дополнительной ра­боты по повышению родительской эффективности.

Саша П.

1. Характер раскрашивания. Выбор спектрально-контрастных цветов для своих состояний и отношений, а также резкие, угловатые, «мохна­тые» штрихи при раскрашивании говорят о перенапряжении, внутрен­нем возбуждении Саши, поиске выхода из какой-то ситуации или по­иска объяснения чему-либо.

Раскрашивая рисунок, Саша выходит за границы его контура, он стремится к свободе и независимости до упрямства, что скорее всего является результатом излишнего давления взрослых. Возможно, он несколько рассеян, но это — сосредоточенность на фантазиях.

2. Цветовые выборы: синий, зеленый, красный, желтый, коричне­вый, черный.

Цветовой градусник не содержит инверсий.

Несколько настораживает синий цвет на первом месте, что может свидетельствовать об определенном напряжении или усталости нервной системы, потребности в защите от внешних воздействий. Желтый цвет на четвертом месте говорит о некотором избегании ребенком актив­ного общения и эмоционального приятия окружающих.

3. Анализ социальных эмоций указывает на то, что ребенок эмоцио­нально дифференцирован. Из позитивных эмоций низко актуализи­рованы (обозначены цветом, находящимся на довольно низких уровнях цветового градусника) «Счастье» и «Доброта». Из негативных эмоций актуализированы «Обида» и «Скука» (обозначены цветом, находящим­ся на довольно высоком уровне цветового градусника), хотя эти ин­версии и не выходят за рамки нормы. Из всех основных блоков системы личностных отношений у Саши относительно спокойно выглядит блок межличностного взаимодействия со сверстниками.

4. Анализ деятельностных отношений указывает на то, что у Саши сформировано позитивное отношение к рисованию и танцам как эс­тетическим видам деятельности, а также к игре и природе. В то же время такие виды деятельности, как счет, занятия в музее и особенно чтение, вызывают у него отрицательное отношение. Пение обозначе­но у ребенка на уровне социальных эмоций «Скука» и «Обида».

Свой выбор «я» Саша обозначил цветом, находящимся на третьем месте. Это говорит о том, что для ребенка актуальным является пере­живание низкой самооценки.

5. Резюме. Цветовой градусник не указывает на наличие проблем, эмоциональная сфера дифференцирована, личностная структура ре­бенка не деформирована. Однако следует отметить, что к семи годам Саша П. накопил достаточно большой багаж негативного социально­го опыта в общении и познании. Для него является актуальным осо­знание несовершенства окружающего мира и скуки познания. Кроме того, ребенком не решена проблема самоутверждения в системе «взрос­лый—ребенок». Поэтому свой выбор ребенок обозначил активным красным цветом. Если у ребенка не произойдет переоценки ценностей или не изменится его негативный социальный опыт, в школе у Саши произойдет усиление акцентов негатива и система личностных отно­шений деформируется в блоках базового благополучия и комфорта, личностного роста, потенциальной агрессии и познания мира.

6. Рекомендации. Проведение коррекционной работы по повыше­нию самооценки и развитие интереса в познавательной сфере. При этом необходимо использовать позитивное отношение к эстетическим видам деятельности (рисованию и танцам).

Кроме того, необходима диагностика детско-родительских взаимо­отношений и системы «взрослый—ребенок». В случае выявления про­блем нужно провести дополнительную работу по повышению роди­тельской и учительской эффективности. Родителям и воспитателям не рекомендовано проявлять излишнюю категоричность, лучше внести элемент сказочности в обыденные дела.

Наташа М.

1. Характер раскрашивания указывает на проявление повышенного уровня тревожности.

Предпочтение спектрально-контрастных цветов в сочетании с рез­кими, угловатыми, «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении.

Раскрашивая рисунок, Наташа выходит за границы контура, что указывает на ее стремление к свободе и независимости.

2. Цветовые выборы: желтый, красный, синий, зеленый, коричне- j вый, черный.

Цветовой градусник не содержит инверсий.

Наташе свойственны оптимистичность и некоторая эмоциональная ' неустойчивость. В выборе деятельности девочка наибольшее значение 'i придает тому, чтобы сам процесс деятельности приносил удовольствие. При этом выражена тенденция разбрасываться, браться сразу за не­сколько дел. Любые формальные рамки тесны и плохо переносятся. Цветовые выборы свидетельствуют о раскованности в узком кругу близ­ких, где она, возможно, проявляет требовательность, настойчивость и; протест в отношений запретов и нежелательных ограничений.

3. Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, сформированы основные социальные чувства. Несколько низко актуализированы «Справедливость» и «Дружба». Высоко актуализирована «Скука». В це­лом система личностных отношений не имеет деформаций.

4. Анализ деятельностных отношений выявляет наличие проблем, 1 возникающих вследствие эмоционально-характерологического базиса,; выявленного на основе цветового градусника по М.Люшеру— I Л. Н. Собчик. Деятельностные отношения свидетельствуют, что девоч- j ке некомфортно в детском саду. При этом ребенок на уровне нижней границы нормы выделяет игровую деятельность и рисование. Счет Наташа отвергает. Выраженное позитивное отношение у Наташи к чтению и танцам.

5. Резюме. Характер раскрашивания указывает на проявления тре- ^ вожности.

Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Наташе свой- ственны оптимистичность и некоторая эмоциональная неустойчивость. \ Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, сформированы ос-» новные социальные чувства. Имеет место выраженное позитивное отношение к чтению и танцам. В целом у Наташи выявлен вариант нормального развития личности, характерный для девочек.

6. Рекомендации. Для такого ребенка необходимо внести элемент * сказочности в обыденные дела. Кроме того, рекомендовано чтение * литературы, содержащей высокую оценку человеческим чувствам друж- J бы, справедливости.

Костя Г. (ребенок, посещающий ДОУ № 12 с программой приори- | тетного эстетического воспитания эмоциональной сферы)

1. Характер раскрашивания. Предпочтение Костей холодных тонов указывает на то, что ребенок склонен к созерцанию, размышлению, его состояние достаточно стабильно. Однако предпочтение спектраль­но-контрастных цветов в сочетании с резкими, угловатыми, «мохна­тыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении. Раскрашивая, Костя выходит за границы контура рисунка, он стремит­ся к свободе и независимости, что скорее всего является результатом излишнего давления взрослых. Возможно, он несколько рассеян, но это — проявление сосредоточенности на фантазиях.

Особое отношение у Кости к зеленому цвету. На фоне использова­ния синего и коричневого Костя прибегнул к нему только два раза. Это указывает на необходимость получить расшифровку выбора зеленого цвета. Она указывает на потребность ребенка в отстаивании собствен­ных установок, ориентировку на собственное мнение, значимость соб­ственной социальной позиции.

2. Цветовые выборы: синий, красный, желтый, зеленый, черный, коричневый.

Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Однако на­стораживает синий цвет на первом месте. Это может свидетельствовать об определенном напряжении или усталости нервной системы, потреб­ности в защите от внешних воздействий. Красный на второй позиции свидетельствует о наличии разнонаправленных тенденций — высокой мотивации избегания неуспеха и мотивации достижений. Уравнове­шивая друг друга, эти тенденции создают внешне гармоничный пат­терн, чреватый психосоматическими расстройствами.

3. Характер выполнения второго задания по дифференциации социаль­ных эмоций. Эмоциональная сфера дифференцирована на высоком обобщающем уровне, сформированы основные социальные чувства с ярко выраженной оценочной позицией — «хорошо—плохо». Интерес­но, что после проведения процедуры обследования Костя вслух подвел итог: «Вы все время говорили о плохом и хорошем по очереди». Такое обобщение демонстрировали только дети школьного возраста. Раскра­шивая свои отношения, ребенок использовал преимущественно два цвета (высокий уровень сформированное™ символической функции цвета). Только для отношения «Справедливость», которую Костя от­метил позитивно, был выбран третий, особый, цвет. Система лично­стных отношений сформирована без деформаций.

4. Характер выполнения третьего задания. При выполнении третьего задания Костя проявил ту же тенденцию использования минимума цветов. При этом только два вида деятельности им отвергаются — пение

и танцы. Проявилось и то особое отношение к чтению, обозначенное зеленым цветом. В группе чаще всего его можно видеть с книжкой.

Собственный выбор «путешествия» Костя обозначил синим цветом, определив ему первое рейтинговое место.

5. Резюме. В эмоционально-личностном плане Костя находится на высоком уровне развития. Эмоциональная сфера дифференцирована на высоком обобщающем уровне, сформированы основные социальные чувства с ярко выраженной оценочной позицией — «хорошо—пло­хо».

Костя склонен к созерцанию, размышлению, его состояние доста­точно стабильно. Однако предпочтение спектрально-контрастных ] цветов в сочетании с резкими, угловатыми, «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, возможно, он стремится к свободе и независимости, что скорее всего является ре­зультатом излишнего давления взрослых. Обнаружено также наличие конфликтных тенденций: высокой мотивации избегания неуспеха и мотивации достижения.

6. Рекомендации. Необходимо проведение коррекционной работы по повышению самооценки, тренинг общения.

Кроме того, необходима диагностика детско-родительских взаимо­отношений и системы «взрослый—ребенок». В случае выявления про­блем — проведение дополнительной работы по повышению родитель­ской и учительской эффективности. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность.

Алеша Ф. (ребенок, посещающий ДОУ № 12 с программой приори­тетного эстетического воспитания эмоциональной сферы)

1. Характер раскрашивания. Характер раскрашивания указывает на предпочтение ребенком теплых тонов, что означает его внутренний подъем, активность. Алеша настроен на действие и подвижные игры. Раскрашивая, он выходит за границы контура рисунка, что может сви­детельствовать о тенденциях к свободе и независимости. Однако кон­трасты ненасыщенны, значит, ребенок ищет «золотую середину» в общении и деятельности. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю категоричность.

2. Цветовые выборы: красный, желтый, синий, зеленый, коричне­вый, черный.

Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Цветовые выборы свидетельствуют о яркости эмоционального состояния Алеши, широте увлечений, выраженной оптимистичности, поиске новых контактов и сфер интересов. Однако активность сочетается с неустойчи­востью эмоционального состояния и неустойчивостью самооценки. Самостоятельность действий сочетается с потребностью в сочувствии, уважении и понимании со стороны значимых взрослых.

3. Характер выполнения второго задания по дифференциации социаль­ных эмоций. Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, основные социальные чувства сформированы. Система личностных отношений сформирована без деформаций. Есть сложности в блоке взаимоотно­шений со сверстниками, возможно из-за склонности к лидерству.

4. Характер выполнения третьего задания. Система деятельностных отношений сформирована без негатива. Ребенок активен, настроен позитивно на все виды деятельности.

Выбор «война», обозначенный Алешей черным цветом, находя­щимся на последней позиции, указывает на актуальное переживание ребенком негативных явлений социума с ярко выраженным адекват­ным отношением, характеризующим высокий уровень личностного развития.

5. Резюме. Характер раскрашивания указывает на предпочтение ребенком теплых тонов, что означает его внутренний подъем, актив­ность, тенденции к свободе и независимости, однако контрасты нена­сыщенны, значит, ребенок ищет «золотую середину» в общении и деятельности. С такими детьми нельзя проявлять излишнюю катего­ричность. Цветовой градусник не содержит инверсий и проблем. Од­нако активность сочетается с неустойчивостью эмоционального со­стояния и неустойчивостью самооценки.

Эмоциональная сфера тонко дифференцирована, основные соци­альные чувства сформированы. Система личностных отношений сфор­мирована без деформаций. Есть сложности в блоке взаимоотношений со сверстниками, возможно из-за склонности к лидерству.

Система деятельностных отношений сформирована без негатива. Ребенок активен, настроен позитивно на все виды деятельности. Цен­ностные ориентации характеризуют высокий уровень личностного развития.

6. Рекомендации. Можно рекомендовать проведение коррекционной работы по повышению самооценки, тренинг общения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.075 с.)