Определение инверсий в эмоциональных блоках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение инверсий в эмоциональных блоках



Довольно часто у ребенка наблюдаются инверсии эмоций. Инверсия определяется путем сравнения балльных оценок эмоциональных ка­тегорий, если балльная оценка эмоциональной категории негативного содержания превышает оценку эмоциональной категории позитивно­го содержания.

В этом случае ребенок при раскрашивании обозначает эмоцио­нальную категорию негативного содержания цветом, находящимся выше в цветовом градуснике, чем цвет, которым ребенок обозначил эмоциональную категорию позитивного содержания. Как и в случае амбивалентности, инверсии могут происходить при цветовом обозна­чении как одной пары эмоциональных категорий, так и двух, трех,

четырех и всех пяти пар эмоциональных категорий. В этих случаях мы говорим о степени проявления инверсии эмоциональной сферы ре­бенка.

Выявление особенностей проявлений инверсий у детей разного пола и возраста само по себе не будет достаточным без понимания сущности инверсий в эмоциональных блоках базового комфорта, личностного роста, межличностного взаимодействия, конструктивности отноше­ний, познавательного блока. Сутью любого механизма психологиче­ской защиты является сохранение баланса между внешними силами, действующими на человека, и внутренними ресурсами. Перечисленные блоки разнородны, следствия их инверсий различны. Инверсия в бло­ке базовый комфорт отражает базовый дискомфорт, который свиде­тельствует о дезадаптации. Инверсия в блоке личностного роста отра­жает прекращение саморазвития. Инверсия в блоке межличностного взаимодействия означает неспособность к установлению и поддержа­нию межличностных контактов. Инверсия в блоке конструктивности отношений приводит к актуализации агрессии. Инверсия в познавательном блоке приводит к снижению познавательной активности.

Критерием инверсии эмоций является предпочтение ребенком не­гативных и отвержение позитивных эмоций, выраженное в баллах, полученных при шкалировании (рис. 8). Инверсии могут быть выражены при цветовом обозначении как одной пары эмоциональных ка­тегорий, так и двух, трех, четырех и всех пяти пар эмоциональных категорий. В этих случаях мы говорим о степени проявления инвер­сии.

Цветовое обозначение эмоциональной категории

«Счастье»

«Горе»

Цветовой градусник Черный* "Красный Синий Зеленый Коричневый Желтый
Место цвета в цвето­вом градуснике 1 2 3 4 5 б
Баллы 6 5 4 3 2 1

Рис. 8. Схема определения инверсии позитивных и негативных эмоций

Оформление протокола, составление сводной таблицы

При составлении таблицы необходимо соблюсти ряд требований. В таблицу вносятся все параметры теста по заданиям: цветовой градус­ник, личностные блоки и социальные объекты.

Данные таких параметров, как пол, амбивалентность и некоторые другие, вводятся с использованием дихотомических шкал, например:

□  мужской пол — 1, женский — 2;

□    дифференцированность — 0, амбивалентность эмоций — от 1 до 5 (по количеству амбивалентностей), инверсия — от 1 до 5 (по ко­личеству инверсий).

Далее по социальным объектам заносятся рейтинговые оценки детей по процедуре приписывания баллов. По собственному выбору де­тей вводится балл, соответствующий индексу ценности и рейтинговой оценке приемлемости. Кроме данных по ответному листу можно зане­сти и любые другие данные. Например, данные по сформированное™ учебных навыков, успеваемость или данные по творческим и лично­стным тестам. Для этого в таблицу добавляются столбцы (Приложение 1).

Интерпретация данных

Средние величины (меры средней тенденции) по столбцам второго задания являются показателями степени приемлемости позитивных и негативных эмоций в группе.

Высокие предпочтения позитивных эмоциональных категорий и низкие предпочтения негативных категорий могут свидетельствовать о нормальном развитии эмоциональной сферы ребенка. Снижение предпочтения позитивных и повышение негативных эмоциональных категорий могут свидетельствовать о снижении эмоциональной зна­чимости позитивных эмоциональных категорий в силу негативного жизненного опыта, об актуализации негативных эмоциональных от­ношений в эмоциональной сфере ребенка.

Средние величины (меры средней тенденции) по столбцам третье­го задания отражают эмоциональные отношения детей разного воз­раста и пола к интеллектуальным, эстетическим и учебным видам дея­

тельности и игре и являются показателями степени приемлемости определенных социальных объектов и видов деятельности, характерных для субкультуры определенного возраста ребенка.

Средние величины (меры средней тенденции) по строкам третьего задания являются показателями широты интересов детей разного воз­раста и пола, выраженными уровнем их эмоциональности. Чем выше мера средней тенденции данных показателей, тем выше эмоциональ­ность.

Полученные данные могут быть подвержены любой математической и статистической обработке от вычисления процентных отношений до применения статистических приемов и техник по вычислению крите­риев достоверности, ранговых корреляций и т. д.

Нормы соотношения амбивалентности и инверсий

При анализе полученных данных выявляются следующие особен­ности детей: дифференциация эмоциональных категорий позитивно­го и негативного содержания, проявление амбивалентности (однознач­ности) эмоциональных категорий; инверсии эмоциональных категорий позитивного и негативного содержания и проявление одновременно как амбивалентности, так и инверсии позитивных и негативных эмо­циональных категорий.

Очевидно, что заданными фактами стоят различия в эмоциональ­ной сфере детей. Соответственно можно говорить о четырех типах развития эмоциональной сферы:

1 — дети с дифференцированной эмоциональной сферой, проявив­шие дифференциацию эмоциональных категорий позитивного и не­гативного содержания при раскрашивании;

2 — дети с амбивалентностью в эмоциональной сфере, проявляющие амбивалентность при раскрашивании эмоциональных категорий;

3 — дети с инверсиями в эмоциональной сфере, проявляющие ин­версии при раскрашивании эмоциональных категорий положительно­го и отрицательного содержания;

4 — дети с амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой, у которых проявляются амбивалентность и инверсии при раскраши­вании.

Первый тип — дифференцированная эмоциональная сфера (Приложе­ние 2) — отличается ярко выраженным предпочтением позитивных и отвержением негативных эмоций. Корреляционный анализ показал,что эмоциональная сфера этих детей представляет собой развитую структуру с большим количеством связей (при р <,05). Были выявлены 7 положительных и одна отрицательная связь внутри позитивного бло­ка эмоциональных отношений («Счастье», «Справедливость», «Дружба», «Доброта», «Восхищение»), При этом, наиболее тесными оказались свя­зи «Счастье—Дружба» (г= 0,56), «Счастье—Справедливость» (г= 0,42), «Справедливость—Дружба» (г= 0,51). Внутри негативного блока эмо­циональных отношений выявлены 10 положительных связей («Горе», «Обида», «Ссора», «Злоба», «Скука»), наиболее тесными являются «Горе—Злоба» (г = 0,71), «Обида—Злоба» (г — 0,59), «Обида—Горе» (г = 0,57), «Горе—Скука» (г= 0,53), «Обида—Скука» (г = 0,52), «Зло­ба—Скука» (г= 0,42). Кроме того, установлены 23 отрицательны! связи между позитивным и негативным блоками, включая: «Счастье—Горе» (/•=—0,54), «Справедливость—Обида» (г = —0,45), «Дружба—Ссора» (/•=—0,58), «Восхищение—Скука» (г= —0,16). Большое количество отрицательных корреляционных связей между позитивными и нега-' тивными эмоциями подтверждает факт дифференциации эмоциональ­ной сферы детей данной типологической группы.

У детей с дифференцированной эмоциональной сферой самый вы­сокий уровень предпочтения позитивных эмоций по сравнению с дру­гими детьми (при р < 0,001): «Восхищение» — 5,04, «Счастье» — 5,02, «Дружба» — 4,91, «Доброта» — 4,86, «Справедливость» — 4,77 балла. Отвержение негативных эмоций детьми с дифференцированной эмо­циональной сферой ярко выражено: «Обида» — 2,07, «Ссора» — 1,96, «Горе» — 1,69, «Злоба» — 1,51 балла.

Второй тип — эмоциональная сфера с проявлением амбивалентности эмоций (Приложение 3) — выражается в однозначности эмоциональ­ного отношения к позитивным и негативным эмоциональным катего­риям. Выявленная интраиндивидуальная структура эмоциональной сферы детей с проявлением амбивалентности эмоций представляет собой малоразвитую структуру с небольшим количеством корреляци­онных связей (при р < 0,05). Были выявлены всего 2 положительные связи внутри позитивного блока эмоциональных отношений. При этом наиболее тесными оказались связи: «Счастье—Справедливость» (/• = 0,27) и «Счастье—Дружба» (г = 0,38). Внутри негативного блока эмоциональных отношений выявлены 3 положительных связи: «Горе- Обида» (/•= 0,37), «Горе—Злоба» (г= 0,45) и «Обида—Злоба» (/- = 0,39). Кроме того, установлены 10 отрицательных связей между позитивным и негативным блоками. При этом наиболее тесными оказались связи «Счастье—Обида» (/•= -0,53), «Дружба—Обида» (г = -0,56), «Друж­

ба—Горе» (г= 0,50). Малое количество отрицательных корреляционных связей между позитивными и негативными эмоциями подтверждает факт отсутствия дифференциации эмоций у детей данной типологи­ческой группы.

Третий тип — эмоциональная сфера с проявлением инверсий позитив­ных и негативных эмоций (Приложение 4) — проявляется в предпочтении (актуализации) негативных и отвержении позитивных эмоций. Выяв­ленная интраиндивидуальная структура эмоциональной сферы детей с инверсиями позитивных и негативных эмоций менее развита, чем у детей с дифференцированной эмоциональной сферой, но более раз­вита по сравнению с детьми с амбивалентностью эмоциональной сфе­ры (при р < 0,05). У детей с инверсиями позитивных и негативных эмоций была установлена всего одна положительная корреляционная связь внутри позитивного блока эмоциональных отношений — «Сча­стье—Доброта» (г = 0,30), 2 положительных связи «Горе—Злоба» (г= 0,43), «Ссора—Злоба» (г= 0,17) и 1 отрицательная внутри негатив­ного блока эмоциональных отношений «Злоба—Скука» (г = —0,27). Кроме того, выявлены 15 отрицательных связей между позитивным и негативным блоками, наиболее тесными из которых являются «Сча­стье—Горе» (г= -0,26), «Справедливость—Обида» (г= —0,19), «Друж­ба—Ссора» (г= -0,21), «Доброта—Злоба» (г= -0,24), «Восхищение- Скука» (г — -0,24). Наличие отрицательных корреляционных связей между позитивными и негативными эмоциями подтверждает факт, что дети с инвертированной эмоциональной сферой эмоционально диф­ференцированы, но эта дифференциация носит обратный характер.

Четвертый тип — эмоциональная сфера с сочетанием амбивалентности и инверсий эмоций (Приложение 5). Интраиндивидуальная структура корреляционных связей эмоциональной сферы детей с сочетанием амбивалентности и инверсий эмоций представляет собой достаточно развитую структуру, сочетающую в себе особенности второго и третье­го типа (при р < 0,05). Были установлены 1 положительная и 1 отрица­тельная связь внутри позитивного блока эмоциональных отношений «Счастье—Доброта» (/*= 0,22) и «Справедливость—Дружба» (г=-0,10). Выявлены 2 положительные связи и одна отрицательная внутри нега­тивного блока эмоциональных отношений «Горе—Злоба» (г= 0,19), «Ссора—Злоба» (г = 0,27) и «Злоба—Скука» (г= —0,14). Кроме того, установлены 15 отрицательных связей между позитивным и негативным блоками эмоциональных отношений. При этом наиболее тесными являются «Счастье—Горе» (г = —0,20), «Справедливость—Обида» (г = -0,19), «Дружба-Ссора» (г= -0,19), «Доброта—Злоба» (г= -0,24),

«Восхищение—Скука» (г = —0,14). Наличие отрицательных корреля­ционных связей между позитивными и негативными эмоциями ука­зывает на факт дифференциации эмоциональной сферы детей данной типологической группы, однако эта дифференциация носит обратный характер.

Недифференцированность эмоций у детей с амбивалентно-инвер­тированной эмоциональной сферой значительно превышает показа­тели недифференцированное™ эмоций детей с амбивалентной эмо­циональной сферой, особенно у девочек. Однако динамика снижения показателей недифференцированности эмоций у детей данной группы не зависит от пола: количество амбивалентных эмоций, выраженных разнокомпонентными эмоциональными цепочками, сначала возрас­тает в первом классе и затем поступательно снижается к десятому классу.

Недифференцированность эмоций у детей данной группы, выра­женная простыми 2-компонентными цепочками, особенно характер­на для девочек: 24,75% — у дошкольниц, 33,45% — у первоклассниц, 13,55% — у третьеклассниц и 6,55% — у десятиклассниц. Недифферен­цированность эмоций, выраженная многокомпонентными эмоцио­нальными цепочками, также характерна для девочек: 19,5% — у до­школьниц, 24,4% — у первоклассниц, 17,1% — у третьеклассниц и 4,8% — у десятиклассниц. Для мальчиков с амбивалентно-инвертиро­ванной эмоциональной сферой более характерны простые эмоцио­нальные цепочки, особенно для первоклассников — 37%.

Анализ количества инверсий у детей данной типологической груп­пы разного возраста и пола по эмоциональным блокам показал, что с возрастом у детей с амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой увеличивается актуализация негативной эмоции «Обида», что указывает на ее эмоциональную значимость у этих детей.

Количество инверсий у девочек с амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой меньше, чем количество инверсий у мальчиков данной типологической группы. Кроме того, в десятом классе количество инверсий у девочек резко падает до 19,2%, в то время как у мальчиков возрастает до 45,42%. Такой рост инверсий у мальчиков может быть объяснен ростом негативизма и агрессии, характерным для подросткового возраста, что не типично для девочек данной типологиче­ской группы, в отличие от девочек с инвертированной эмоциональной сферой. Проведенный кластерный анализ подтвердил наличие групп с раз­личными вариантами развития эмоциональной сферы. Были выявлны группы детей с дифференцированной, с амбивалентной, с инвер­тированной и амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой.

Цветовые предпочтения в цветовых градусниках детей с различны­ми вариантами развития эмоциональной сферы практически совпада­ют с цветовыми предпочтениями групп детей, выделенными на осно­ве кластерного анализа.

Анализ развития эмоциональной сферы показал, что количество детей с дифференцированной эмоциональной сферой неуклонно рас­тет от старшего дошкольного до старшего школьного возраста. При этом увеличивается не только прямая, но и обратная эмоциональная дифференциация: количество детей с дифференцированной эмоцио­нальной сферой среди дошкольников составляет 27,3%, среди десяти­классников — 43,5%, количество детей с инвертированной эмоцио­нальной сферой (обратная дифференциация) среди дошкольников составляет 23,7%, среди десятиклассников — 28,0%.

Количество детей с амбивалентной эмоциональной сферой незна­чительно уменьшается: в дошкольном возрасте составляет 12,63%, в десятом классе составляет 9,19%. Это самая малочисленная типоло­гическая группа. Количество детей с амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой значительно уменьшается: в старшем дошко­льном возрасте составляет 36,4%, в десятом классе снижается до 19,32%.

Таким образом, с возрастом в целом происходит уменьшение амби­валентности эмоций и увеличение степени их дифференциации. Рост количества детей с инвертированной эмоциональной сферой в старшем подростковом возрасте можно объяснить особенностями данного воз­раста: ростом негативизма, агрессии, стремлением быть непохожими на других.

Анализ количества детей в выделенных типологических группах в зависимости от пола показал, что развитие эмоциональной сферы у мальчиков происходит за счет снижения амбивалентности и амбива- лентно-инвертированности эмоций. Развитие эмоциональной сферы у девочек происходит за счет снижения амбивалентно-инвертирован- ности эмоций.

Анализ результатов исследования показал, что типы развития эмоцио­нальной сферы (ЭС) в большей степени влияют на эмоциональные от­ношения к различным видам деятельности, чем возраст и пол (табл. 3).

Дети с дифференцированной эмоциональной сферой позитивно относятся к предложенным видам деятельности: игре, чтению, счету,

рисованию, пению, танцам. Самые низкие предпочтения различных видов деятельности наблюдаются у детей с амбивалентно-инвертиро­ванной ЭС. Выделены достоверные различия (при р < 0,001 и р < 0,03) между детьми с дифференцированной, инвертированной и амбива- лентно-инвертированной эмоциональной сферой. Достоверных раз­личий между детьми с дифференцированной и детьми с амбивалентной эмоциональной сферой не выявлено.

Таблица 3

Предпочтение видов деятельности детьми с различными типами развития эмоциональной сферы

Виды дея­тельности

Эмоциональные отношения детей с дифференцированной ЭС

Эмоциональные отношения детей с амбивалентной ЭС

6-7 лет 7-8 лет 9-10 лет В ср. 6-7 лет 7-8 лет 9-10 лет В ср.
Игра 4,63 4,65 4,56 4,61 3,71 4,88 4,50 4,36
Рисрвание 4,77 4,42 4,29 4,49 4,71 4,42 4,29 4,47
Танцы 3,9 4,24 4,21 4,12 4,29 4,31 3,29 3,96
Пение 4,63 4,22 4,07 4,31 4,43 3,69 3,96 4,03
Чтение 4,37 3,99 4,28 4,21 4,43 3,46 3,96 3,95
Счет 4,67 3,87 4,21 4,25 4,29 3,92 3,96 4,06
 

В ср. по типу ЭС

4,33

В ср. по типу ЭС

4,14

Виды дея­тельности

Эмоциональные отношения детей с инвертированной ЭС

Эмоциональные отношения детей с амб.-инвертированной ЭС

6-7 лет 7-8 лет 9-10 лет В ср. 6-7 лет 7-8 лет 9-10 лет В ср.
Игра 4,58 4,22 4,18 4,33 3,73 4,06 4,18 3,99
Рисование 4,26 3,84 4,12 4,07 3,91 3,74 4,33 3,99
Танцы 4,42 3,50 3,90 3,94 4,05 4,01 3,82 3,96
Пение 4,63 4,16 3,80 4,20 3,41 3,61 3,68 3,57
Чтение 3,16 3,56 3,82 3,51 3,59 3,92 3,76 3,76
Счет 3,37 4,09 3,41 3,62 4,05 3,68 3,85 3,86
 

В ср. по типу ЭС

3,95

В ср. по типу ЭС

3,85

Анализ результатов исследования выявил предпочтение чтения и счета у третьеклассников по сравнению с первоклассниками, что сви­детельствует о формировании позитивного отношения третьеклассни­ков к учебной деятельности, девочки по сравнению с мальчиками предпочитают танцевать — 4,16 балла (при р < 0,001) и петь — 4,01 балла (при р < 0,04) больше, чем читать и считать.

Далее производилось сопоставление параметров развития когни­тивной сферы с разными типами развития эмоциональной сферы у дошкольников и школьников (табл. 4).

Таблица 4

Особенности развития когнитивной сферы и креативности у дошкольников с раз­личными вариантами развития эмоциональной сферы

Показатели развития когнитивной сферы (в баллах)

Дети с различными типами развития эмоциональной сферы

дифференц. амбивал. инверт. амб.-инв.
Творческое мышление по Торренсу 11,5 12,28 10,63 8,64
Творческое мышление по Торренсу (беглость) 8,87 9,71 8,42 6,73
Творческое мышление по Торренсу (вербали­зация) 2,63 2,57 2,21 1,91
Невербальное мышление по Равену 30,2 30,2 29,76 27,32
Невербальное мышление по Равену (1 серия) 10,09 10,39 9,88 9,45
Невербальное мышление по Равену (2 серия) 10,33 10,77 10,22 9,08
Невербальное мышление по Равену (3 серия) 9,78 9,04 9,66 8,79
Когнитивный стиль «поленезависимость» (в %) 94,57 92,14 84,42 78,14

У детей дошкольного возраста анализировались параметры когнитивного стиля «поленезависимость», показателей невербального мыш­ления по Равену и креативности по Торренсу. Были выявлены следующие факты: показатели «поленезависимости» у детей с дифференцированной и амбивалентной эмоциональной сферой выше, чем у детей с инверти­рованной и амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой (при р < 0,001). Уровень развития творческого мышления по Торренсу у детей с дифференцированной и амбивалентной эмоциональной сфе­рой выше, чем у детей с инвертированной и амбивалентно-инвертиро- ванной эмоциональной сферой (при р < 0,01). Уровень невербального мышления у детей с дифференцированной и амбивалентной эмоцио­нальной сферой выше, чем у детей с инвертированной и амбивалентно- инвертированной эмоциональной сферой (при р < 0,001). Можно сде­лать вывод, что у дошкольников эмоциональная сфера с проявлением инверсий и сочетанием амбивалентности и инверсий эмоций соответ­ствует более низкому уровню развития когнитивной сферы.

У первоклассников с различными вариантами развития эмоциональ­ной сферы анализировался уровень сформированное™ мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования. Были вы­явлены следующие факты: сформированность мыслительных операций первоклассников с дифференцированной и амбивалентной эмоцио­нальной сферой выше и составляет в среднем 3,41 балла у первокласс­ников с инвертированной эмоциональной сферой сформированность мыслительных операций ниже — 3,50 балла, у детей с амбивалентно- инвертированной эмоциональной сферой самый низкий уровень раз­вития сформированное™ мыслительных операций — 3,16 балла (при р<0,001). Первоклассники с амбивалентной эмоциональной сферой, также как и дети с дифференцированной эмоциональной сферой, име­ют высокий уровень сформированности мыслительных операций.

У третьеклассников с различными типами развития эмоциональной сферы анализировались показатели мышления (табл. 5): «Аналогии», «Обобщение», «Классификация», «Числовые ряды», «Образное мыш­ление». Были выявлены следующие факты: у третьеклассников с диф­ференциацией и амбивалентностью эмоциональной сферы уровень развития образного мышления (при р < 0,02), развития мышления по показателю «Числовые ряды» (при р < 0,001) и уровень развития вер­бального мышления по показателям «Аналогии», «Обобщение» и «Классификация» (при р < 0,02) выше, чем у третьеклассников с ин­версиями и амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой. Можно сделать вывод, что у третьеклассников эмоциональная сфера с проявлением инверсий и сочетанием амбивалентности и инверсий эмоций соответствует более низкому уровню развития когнитивной сферы.

Таблица 5

Особенности развития когнитивной сферы у третьеклассников с различными вари­антами развития эмоциональной сферы

Показатели развития когнитивной сферы (в баллах)

Дети с различными типами развития эмоциональной сферы

с дифферен­циацией с амбивалент­ностью с инверсиями с амб. и инв.
Аналогии 10,10 10,29 9,86 9,86
Обобщение 7,94 8,71 7,20 7,20
Классификация 10,37 10,46 9,75 9,75
Числовые ряды 6,72 6,25 6,98 6,98
Образное мышление 6,69 6,13 4,55 4,55

Следующий этап анализа заключался в исследовании структуры взаимосвязей показателей когнитивного развития и эмоциональных отношений к различным видам деятельности (игра, рисование, танцы, пение, чтение и счет). Было выявлено большое количество связей, однако структура корреляционных связей оказалась различной у детей разного возраста (при р < 0,05).

У старших дошкольников показатели развития когнитивной сферы и креативности положительно связаны с блоком позитивных эмоций: «Справедливость» (/•= 0,27), «Дружба» (/•= 0,47), «Доброта» (г = 0,43) и отрицательно связаны с блоком негативных эмоций: «Горе» (г= -0,35), «Обида» (г = -0,49), «Злоба» (г = -0,37), «Ссора» (г= -0,26), «Злоба» (г = —0,46), всего было выявлено 12 связей. Это означает, что чем выше у детей дошкольного возраста уровень развития невербального и твор­ческого мышления, чем более они поленезависимы, тем выше у них предпочтение эмоций «Справедливость», «Дружба», «Доброта» и выше отвержение эмоций «Горе», «Обида», «Ссора», «Злоба», тем более диф­ференцирована их эмоциональная сфера.

Степень выраженности амбивалентности позитивных и негативных эмоций имеет отрицательные корреляционные связи с показателями когнитивной сферы: с «поленезависимостью» (г=—0,44), с невербаль­ным мышлением (г=— 0,27). Степень выраженности инверсий эмоций образует отрицательные связи с «поленезависимостью» (г=—0,30), невербальным мышлением (г=-0,27), с показателем развития творче­ского мышления (г=— 0,29). Вероятно, что дошкольники с низким уровнем развития когнитивной сферы чаще обладают эмоциональной сферой с амбивалентностью и инверсиями позитивных и негативных эмоций.

Параметры развития когнитивной сферы положительно связаны с эмоциональными отношениями дошкольников к различным видам деятельности: к игре (г= 0,36), к танцам (/-=0,25), счету (г=0,29), чте­нию (г=0,24). Всего выявлено 5 положительных связей показателей развития когнитивной сферы с эмоциональными отношениями к ин­теллектуальным, игровым и эстетическим видам деятельности. Это значит, что чем выше уровень развития когнитивной сферы дошколь­ников, тем выше у них предпочтение игры, счета и танцев.

Следует отметить, что эмоциональные отношения дошкольников к этим видам деятельности не имеют связей с предпочтением позитив­ных и отвержением негативных эмоций. Вероятно, эмоциональные отношения к игре, чтению, счету, рисованию, пению, танцам у дошко­льников определяются в большей мере когнитивным уровнем регуля­

ции, а не эмоциональным. Кроме того, эмоциональные отношения к эстетическим видам деятельности имеют отрицательные связи со сте­пенью выраженности амбивалентности и инверсий эмоций (при р < 0,05): с эмоциональным отношением к игре (/-=—0,31), к пению (г=— 0,30), к чтению (/-=-0,32) и к счету (/-=-0,26). Вероятно, что дошкольники с высокой степенью выраженности амбивалентности и инверсий позитивных и негативных эмоций менее позитивно относят­ся к учебным и эстетическим видам деятельности.

Мы предполагаем, что развитие детей с эмоционально-дифферен­цированным типом эмоциональной сферы, характеризующейся пред­почтением позитивных и отвержением негативных эмоций, является оптимальным. Дети с амбивалентным типом эмоциональной сферы представляют вариант нормы, характеризующийся отсутствием дифференциации положительных и отрицательных эмоций. Дети с инвертированной эмоциональной сферой представляют собой другой вариант дифференциации (дифференциация наоборот), характеризую­щийся отвержением положительных и предпочтением отрицательных эмоций. Дети с амбивалентно-инвертированным типом эмоциональной сферы представляют собой крайний вариант нормы, характеризую­щийся не только отсутствием дифференциации, но и предпочтением негативных и отвержением позитивных эмоций.

Для собственного выбора ребенка подсчет производится по особой процедуре, в которой учитывается коэффициент из разработанной нами шкалы личностных ценностей и его рейтинг. При этом коэффи­циент умножается на полученный при сопоставлении цветового вы­бора балл ценности. Это дает возможность различать так называемую декларированную ценность, навязанную ребенку социумом, но не принятую им, от собственно личностной, актуально переживаемой ребенком на момент выполнения задания.

Шкала личностных ценностей (собственного выбора):

от минус 1 до минус 10 — асоциальные ценности;

0 — нет выбора;

1 — естественные потребности (пища, отдых, сон, простые дейст­вия);

2 — мир вещей, животные;

3 — игра;

4 — «я сам»;

5 — родные, друзья;

6 — явления окружающего мира, путешествия;

7 — учеба, труд, досуг;

8 — профессии;

9 — искусство, эстетика, наука;

10 — чувства человека.

Отрицательные значения коэффициентов приписываются в случае асоциальных ценностей выбора по данной шкале: «наемный убий­ца» — 10, «овца работает» — 8. В случае отражения в собственном вы­боре отрицательного отношения к тестовой ситуации ценность счита­ется также отрицательной, так как служит реализацией негативного социального опыта общения со взрослыми и является показателем дезадаптации.

Так педагогическая несостоятельность семьи и школы приводит к отвержению подростками социальных ценностей.

Случается, что дети называют сложные ценности по типу: «играет на компьютере», «играет в футбол» или «играет на фортепиано». В этом случае анализ производится следующим образом: в первом случае за ценность принимается «игра», так как прямое назначение компьютера ребенком не вербализовано. Во втором и в третьем случаях за ценность принимаются виды занятий — «футбол» — коэффициент 8, «форте­пиано» — 9. Бывают случаи, когда ребенок выдает ценность «веселый, играет в футбол», которую можно рассмотреть как полусумму индексов: (8+ 10) / 2 = 9.

Примеры подсчета баллов для собственных выборов детей:

1. Ценность «едим» имеет коэффициент по шкале ценностей — 1, рейтинг цвета — 4 балла (третье место в цветовом градуснике). 1 х4 = 4балла;

2. Ценность «сочиняем музыку» имеет коэффициент 9, рейтинг цвета — 6 баллов (первое место в цветовом градуснике). 9x6 = = 54 балла;

3. Ценность «наемный убийца» имеет коэффициент минус 8, рей­тинг цвета — 6 баллов (первое место в цветовом градуснике). —8x6 = —48 баллов;

4. Ценность «веселый, играет в футбол» имеет коэффициент (7+10) /2 = 8,5, рейтинг цвета — 6 баллов (первое место в цвето­вом градуснике). 8,5 х 6 = 51 балл.

АМБИВАЛЕНТНЫЕ ДЕТИ

Специфической информацией для психолога и психологического консультирования является информация о способности детей к диф­ференциации ценностей и эмоций. Как известно, полимотивационная природа человеческого поведения приводит к тому, что в результате деятельности удовлетворяется лишь часть мотивов, но далеко не все. Таким образом, происходит наложение положительных и отрицатель­ных чувств и эмоций. Бывает, что накладываются эмоции разных уров­ней регуляции: чувство долга и страх. И. М. Сеченов называл подобный вид амбивалентности «моралью запуганных людей».

JI. С. Выготский [1982] считал, что у ребенка 6—7 лет возникает обобщение чувств, то есть если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер кото­рого также относится к единичному восприятию или воспоминанию. Часто эти аффективные образования носят негативный характер, пом­рачение позитивных состояний. Выготский приводит пример с маль­чиком, радость игры в футбол для которого омрачается его хромотой. 3. Фрейд считал, что подобные амбивалентные аффекты, перенесенные в детстве, становятся причиной болезни взрослого.

Поведение амбивалентных детей отличается тем, что ребенок не знает, что выбрать, колеблется, проявляя беспокойство, тревогу.

Поданным Г. Э. Бреслава, амбивалентное поведение может наблю­даться уже в раннем возрасте. Оно может считаться нормальным, если появляется в ситуациях социальных ограничений на удовлетворение потребностей (в ситуациях «хочу—нельзя») до пяти лет. Амбивалентное поведение в рамках социальных ограничений на более поздних этапах детства является признаком нарушения личностного развития.

По нашему мнению, амбивалентность в системе личностных отно­шений связана с ситуативной привязкой оценочной функции эмоций в дошкольном возрасте.

Приводим диалог психолога с Машей А. (6,5 года):

— Когда ты приходишь в детский сад, какое у тебя бывает настроение?

Маша пометила на ответном листе негативный символ (методика

исследования эмоциональной окрашенности состояний «Закодиро­ванное письмо» Е. В. Васильева).

— Почему?

— Вставать рано!

После напоминания психолога о том, что в садике ее ждут любимые воспитатели и друзья, символ был исправлен девочкой на позитивный.

Таким образом, сначала у Маши произошла привязка ее оценки к негативной ситуации (вставать рано), затем к позитивной (встреча с друзьями).

Практика показывает, что не все дети 6—12 лет ситуативно отделяют плохое от хорошего. На ответном листе дети часто обозначают одним цветом негативные и позитивные полюсы эмоций или несколько эмо­ций. Виталик У., шесть с половиной лет, мальчик гиперактивный (вследствие родовой травмы), художественно одаренный, активно са­моутверждающийся, имеет инверсии цветового градусника (нарушение на уровне базовых эмоций). Виталик обозначил красным цветом (пер­вое место в цветовом градуснике) «Счастье», «Горе», «Ссору», «Восхи­щение». Черным цветом он обозначил «Справедливость», «Злобу» и «Скуку» (третье место в цветовом градуснике)! Подобная амбивалент­ность не связана с ситуацией «хочу—нельзя», поэтому является нару­шением развития системы личностных отношений на уровне социаль­ных эмоций. Собственный выбор — «пишет сказки» обозначен красным цветом (54 балла).

Анализ амбивалентностей показывает неслучайный характер нало­жения чувств у детей:

Дети до 10 лет объединяют категории «Справедливость—Скука» в 56,2% случаев; «Дружба—Скука» в 43,2%; «Ссора—Восхищение» в 13% случаев.

Дети 11—12 лет объединяют категории «Справедливость—Злоба» в 33,4% случаев; «Дружба—Скука» и «Ссора—Восхищение» в 16,7% слу­чаев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.074 с.)