Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение инверсий в эмоциональных блоках
Довольно часто у ребенка наблюдаются инверсии эмоций. Инверсия определяется путем сравнения балльных оценок эмоциональных категорий, если балльная оценка эмоциональной категории негативного содержания превышает оценку эмоциональной категории позитивного содержания. В этом случае ребенок при раскрашивании обозначает эмоциональную категорию негативного содержания цветом, находящимся выше в цветовом градуснике, чем цвет, которым ребенок обозначил эмоциональную категорию позитивного содержания. Как и в случае амбивалентности, инверсии могут происходить при цветовом обозначении как одной пары эмоциональных категорий, так и двух, трех, четырех и всех пяти пар эмоциональных категорий. В этих случаях мы говорим о степени проявления инверсии эмоциональной сферы ребенка. Выявление особенностей проявлений инверсий у детей разного пола и возраста само по себе не будет достаточным без понимания сущности инверсий в эмоциональных блоках базового комфорта, личностного роста, межличностного взаимодействия, конструктивности отношений, познавательного блока. Сутью любого механизма психологической защиты является сохранение баланса между внешними силами, действующими на человека, и внутренними ресурсами. Перечисленные блоки разнородны, следствия их инверсий различны. Инверсия в блоке базовый комфорт отражает базовый дискомфорт, который свидетельствует о дезадаптации. Инверсия в блоке личностного роста отражает прекращение саморазвития. Инверсия в блоке межличностного взаимодействия означает неспособность к установлению и поддержанию межличностных контактов. Инверсия в блоке конструктивности отношений приводит к актуализации агрессии. Инверсия в познавательном блоке приводит к снижению познавательной активности. Критерием инверсии эмоций является предпочтение ребенком негативных и отвержение позитивных эмоций, выраженное в баллах, полученных при шкалировании (рис. 8). Инверсии могут быть выражены при цветовом обозначении как одной пары эмоциональных категорий, так и двух, трех, четырех и всех пяти пар эмоциональных категорий. В этих случаях мы говорим о степени проявления инверсии.
Рис. 8. Схема определения инверсии позитивных и негативных эмоций Оформление протокола, составление сводной таблицы При составлении таблицы необходимо соблюсти ряд требований. В таблицу вносятся все параметры теста по заданиям: цветовой градусник, личностные блоки и социальные объекты. Данные таких параметров, как пол, амбивалентность и некоторые другие, вводятся с использованием дихотомических шкал, например: □ мужской пол — 1, женский — 2; □ дифференцированность — 0, амбивалентность эмоций — от 1 до 5 (по количеству амбивалентностей), инверсия — от 1 до 5 (по количеству инверсий). Далее по социальным объектам заносятся рейтинговые оценки детей по процедуре приписывания баллов. По собственному выбору детей вводится балл, соответствующий индексу ценности и рейтинговой оценке приемлемости. Кроме данных по ответному листу можно занести и любые другие данные. Например, данные по сформированное™ учебных навыков, успеваемость или данные по творческим и личностным тестам. Для этого в таблицу добавляются столбцы (Приложение 1). Интерпретация данных Средние величины (меры средней тенденции) по столбцам второго задания являются показателями степени приемлемости позитивных и негативных эмоций в группе. Высокие предпочтения позитивных эмоциональных категорий и низкие предпочтения негативных категорий могут свидетельствовать о нормальном развитии эмоциональной сферы ребенка. Снижение предпочтения позитивных и повышение негативных эмоциональных категорий могут свидетельствовать о снижении эмоциональной значимости позитивных эмоциональных категорий в силу негативного жизненного опыта, об актуализации негативных эмоциональных отношений в эмоциональной сфере ребенка. Средние величины (меры средней тенденции) по столбцам третьего задания отражают эмоциональные отношения детей разного возраста и пола к интеллектуальным, эстетическим и учебным видам дея
тельности и игре и являются показателями степени приемлемости определенных социальных объектов и видов деятельности, характерных для субкультуры определенного возраста ребенка. Средние величины (меры средней тенденции) по строкам третьего задания являются показателями широты интересов детей разного возраста и пола, выраженными уровнем их эмоциональности. Чем выше мера средней тенденции данных показателей, тем выше эмоциональность. Полученные данные могут быть подвержены любой математической и статистической обработке от вычисления процентных отношений до применения статистических приемов и техник по вычислению критериев достоверности, ранговых корреляций и т. д. Нормы соотношения амбивалентности и инверсий При анализе полученных данных выявляются следующие особенности детей: дифференциация эмоциональных категорий позитивного и негативного содержания, проявление амбивалентности (однозначности) эмоциональных категорий; инверсии эмоциональных категорий позитивного и негативного содержания и проявление одновременно как амбивалентности, так и инверсии позитивных и негативных эмоциональных категорий. Очевидно, что заданными фактами стоят различия в эмоциональной сфере детей. Соответственно можно говорить о четырех типах развития эмоциональной сферы: 1 — дети с дифференцированной эмоциональной сферой, проявившие дифференциацию эмоциональных категорий позитивного и негативного содержания при раскрашивании; 2 — дети с амбивалентностью в эмоциональной сфере, проявляющие амбивалентность при раскрашивании эмоциональных категорий; 3 — дети с инверсиями в эмоциональной сфере, проявляющие инверсии при раскрашивании эмоциональных категорий положительного и отрицательного содержания; 4 — дети с амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой, у которых проявляются амбивалентность и инверсии при раскрашивании. Первый тип — дифференцированная эмоциональная сфера (Приложение 2) — отличается ярко выраженным предпочтением позитивных и отвержением негативных эмоций. Корреляционный анализ показал,что эмоциональная сфера этих детей представляет собой развитую структуру с большим количеством связей (при р <,05). Были выявлены 7 положительных и одна отрицательная связь внутри позитивного блока эмоциональных отношений («Счастье», «Справедливость», «Дружба», «Доброта», «Восхищение»), При этом, наиболее тесными оказались связи «Счастье—Дружба» (г= 0,56), «Счастье—Справедливость» (г= 0,42), «Справедливость—Дружба» (г= 0,51). Внутри негативного блока эмоциональных отношений выявлены 10 положительных связей («Горе», «Обида», «Ссора», «Злоба», «Скука»), наиболее тесными являются «Горе—Злоба» (г = 0,71), «Обида—Злоба» (г — 0,59), «Обида—Горе» (г = 0,57), «Горе—Скука» (г= 0,53), «Обида—Скука» (г = 0,52), «Злоба—Скука» (г= 0,42). Кроме того, установлены 23 отрицательны! связи между позитивным и негативным блоками, включая: «Счастье—Горе» (/•=—0,54), «Справедливость—Обида» (г = —0,45), «Дружба—Ссора» (/•=—0,58), «Восхищение—Скука» (г= —0,16). Большое количество отрицательных корреляционных связей между позитивными и нега-' тивными эмоциями подтверждает факт дифференциации эмоциональной сферы детей данной типологической группы.
У детей с дифференцированной эмоциональной сферой самый высокий уровень предпочтения позитивных эмоций по сравнению с другими детьми (при р < 0,001): «Восхищение» — 5,04, «Счастье» — 5,02, «Дружба» — 4,91, «Доброта» — 4,86, «Справедливость» — 4,77 балла. Отвержение негативных эмоций детьми с дифференцированной эмоциональной сферой ярко выражено: «Обида» — 2,07, «Ссора» — 1,96, «Горе» — 1,69, «Злоба» — 1,51 балла. Второй тип — эмоциональная сфера с проявлением амбивалентности эмоций (Приложение 3) — выражается в однозначности эмоционального отношения к позитивным и негативным эмоциональным категориям. Выявленная интраиндивидуальная структура эмоциональной сферы детей с проявлением амбивалентности эмоций представляет собой малоразвитую структуру с небольшим количеством корреляционных связей (при р < 0,05). Были выявлены всего 2 положительные связи внутри позитивного блока эмоциональных отношений. При этом наиболее тесными оказались связи: «Счастье—Справедливость» (/• = 0,27) и «Счастье—Дружба» (г = 0,38). Внутри негативного блока эмоциональных отношений выявлены 3 положительных связи: «Горе- Обида» (/•= 0,37), «Горе—Злоба» (г= 0,45) и «Обида—Злоба» (/- = 0,39). Кроме того, установлены 10 отрицательных связей между позитивным и негативным блоками. При этом наиболее тесными оказались связи «Счастье—Обида» (/•= -0,53), «Дружба—Обида» (г = -0,56), «Друж ба—Горе» (г= 0,50). Малое количество отрицательных корреляционных связей между позитивными и негативными эмоциями подтверждает факт отсутствия дифференциации эмоций у детей данной типологической группы. Третий тип — эмоциональная сфера с проявлением инверсий позитивных и негативных эмоций (Приложение 4) — проявляется в предпочтении (актуализации) негативных и отвержении позитивных эмоций. Выявленная интраиндивидуальная структура эмоциональной сферы детей с инверсиями позитивных и негативных эмоций менее развита, чем у детей с дифференцированной эмоциональной сферой, но более развита по сравнению с детьми с амбивалентностью эмоциональной сферы (при р < 0,05). У детей с инверсиями позитивных и негативных эмоций была установлена всего одна положительная корреляционная связь внутри позитивного блока эмоциональных отношений — «Счастье—Доброта» (г = 0,30), 2 положительных связи «Горе—Злоба» (г= 0,43), «Ссора—Злоба» (г= 0,17) и 1 отрицательная внутри негативного блока эмоциональных отношений «Злоба—Скука» (г = —0,27). Кроме того, выявлены 15 отрицательных связей между позитивным и негативным блоками, наиболее тесными из которых являются «Счастье—Горе» (г= -0,26), «Справедливость—Обида» (г= —0,19), «Дружба—Ссора» (г= -0,21), «Доброта—Злоба» (г= -0,24), «Восхищение- Скука» (г — -0,24). Наличие отрицательных корреляционных связей между позитивными и негативными эмоциями подтверждает факт, что дети с инвертированной эмоциональной сферой эмоционально дифференцированы, но эта дифференциация носит обратный характер.
Четвертый тип — эмоциональная сфера с сочетанием амбивалентности и инверсий эмоций (Приложение 5). Интраиндивидуальная структура корреляционных связей эмоциональной сферы детей с сочетанием амбивалентности и инверсий эмоций представляет собой достаточно развитую структуру, сочетающую в себе особенности второго и третьего типа (при р < 0,05). Были установлены 1 положительная и 1 отрицательная связь внутри позитивного блока эмоциональных отношений «Счастье—Доброта» (/*= 0,22) и «Справедливость—Дружба» (г=-0,10). Выявлены 2 положительные связи и одна отрицательная внутри негативного блока эмоциональных отношений «Горе—Злоба» (г= 0,19), «Ссора—Злоба» (г = 0,27) и «Злоба—Скука» (г= —0,14). Кроме того, установлены 15 отрицательных связей между позитивным и негативным блоками эмоциональных отношений. При этом наиболее тесными являются «Счастье—Горе» (г = —0,20), «Справедливость—Обида» (г = -0,19), «Дружба-Ссора» (г= -0,19), «Доброта—Злоба» (г= -0,24), «Восхищение—Скука» (г = —0,14). Наличие отрицательных корреляционных связей между позитивными и негативными эмоциями указывает на факт дифференциации эмоциональной сферы детей данной типологической группы, однако эта дифференциация носит обратный характер. Недифференцированность эмоций у детей с амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой значительно превышает показатели недифференцированное™ эмоций детей с амбивалентной эмоциональной сферой, особенно у девочек. Однако динамика снижения показателей недифференцированности эмоций у детей данной группы не зависит от пола: количество амбивалентных эмоций, выраженных разнокомпонентными эмоциональными цепочками, сначала возрастает в первом классе и затем поступательно снижается к десятому классу. Недифференцированность эмоций у детей данной группы, выраженная простыми 2-компонентными цепочками, особенно характерна для девочек: 24,75% — у дошкольниц, 33,45% — у первоклассниц, 13,55% — у третьеклассниц и 6,55% — у десятиклассниц. Недифференцированность эмоций, выраженная многокомпонентными эмоциональными цепочками, также характерна для девочек: 19,5% — у дошкольниц, 24,4% — у первоклассниц, 17,1% — у третьеклассниц и 4,8% — у десятиклассниц. Для мальчиков с амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой более характерны простые эмоциональные цепочки, особенно для первоклассников — 37%. Анализ количества инверсий у детей данной типологической группы разного возраста и пола по эмоциональным блокам показал, что с возрастом у детей с амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой увеличивается актуализация негативной эмоции «Обида», что указывает на ее эмоциональную значимость у этих детей.
Количество инверсий у девочек с амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой меньше, чем количество инверсий у мальчиков данной типологической группы. Кроме того, в десятом классе количество инверсий у девочек резко падает до 19,2%, в то время как у мальчиков возрастает до 45,42%. Такой рост инверсий у мальчиков может быть объяснен ростом негативизма и агрессии, характерным для подросткового возраста, что не типично для девочек данной типологической группы, в отличие от девочек с инвертированной эмоциональной сферой. Проведенный кластерный анализ подтвердил наличие групп с различными вариантами развития эмоциональной сферы. Были выявлны группы детей с дифференцированной, с амбивалентной, с инвертированной и амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой. Цветовые предпочтения в цветовых градусниках детей с различными вариантами развития эмоциональной сферы практически совпадают с цветовыми предпочтениями групп детей, выделенными на основе кластерного анализа. Анализ развития эмоциональной сферы показал, что количество детей с дифференцированной эмоциональной сферой неуклонно растет от старшего дошкольного до старшего школьного возраста. При этом увеличивается не только прямая, но и обратная эмоциональная дифференциация: количество детей с дифференцированной эмоциональной сферой среди дошкольников составляет 27,3%, среди десятиклассников — 43,5%, количество детей с инвертированной эмоциональной сферой (обратная дифференциация) среди дошкольников составляет 23,7%, среди десятиклассников — 28,0%. Количество детей с амбивалентной эмоциональной сферой незначительно уменьшается: в дошкольном возрасте составляет 12,63%, в десятом классе составляет 9,19%. Это самая малочисленная типологическая группа. Количество детей с амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой значительно уменьшается: в старшем дошкольном возрасте составляет 36,4%, в десятом классе снижается до 19,32%. Таким образом, с возрастом в целом происходит уменьшение амбивалентности эмоций и увеличение степени их дифференциации. Рост количества детей с инвертированной эмоциональной сферой в старшем подростковом возрасте можно объяснить особенностями данного возраста: ростом негативизма, агрессии, стремлением быть непохожими на других. Анализ количества детей в выделенных типологических группах в зависимости от пола показал, что развитие эмоциональной сферы у мальчиков происходит за счет снижения амбивалентности и амбива- лентно-инвертированности эмоций. Развитие эмоциональной сферы у девочек происходит за счет снижения амбивалентно-инвертирован- ности эмоций. Анализ результатов исследования показал, что типы развития эмоциональной сферы (ЭС) в большей степени влияют на эмоциональные отношения к различным видам деятельности, чем возраст и пол (табл. 3). Дети с дифференцированной эмоциональной сферой позитивно относятся к предложенным видам деятельности: игре, чтению, счету, рисованию, пению, танцам. Самые низкие предпочтения различных видов деятельности наблюдаются у детей с амбивалентно-инвертированной ЭС. Выделены достоверные различия (при р < 0,001 и р < 0,03) между детьми с дифференцированной, инвертированной и амбива- лентно-инвертированной эмоциональной сферой. Достоверных различий между детьми с дифференцированной и детьми с амбивалентной эмоциональной сферой не выявлено. Таблица 3 Предпочтение видов деятельности детьми с различными типами развития эмоциональной сферы
Анализ результатов исследования выявил предпочтение чтения и счета у третьеклассников по сравнению с первоклассниками, что свидетельствует о формировании позитивного отношения третьеклассников к учебной деятельности, девочки по сравнению с мальчиками предпочитают танцевать — 4,16 балла (при р < 0,001) и петь — 4,01 балла (при р < 0,04) больше, чем читать и считать. Далее производилось сопоставление параметров развития когнитивной сферы с разными типами развития эмоциональной сферы у дошкольников и школьников (табл. 4). Таблица 4 Особенности развития когнитивной сферы и креативности у дошкольников с различными вариантами развития эмоциональной сферы
У детей дошкольного возраста анализировались параметры когнитивного стиля «поленезависимость», показателей невербального мышления по Равену и креативности по Торренсу. Были выявлены следующие факты: показатели «поленезависимости» у детей с дифференцированной и амбивалентной эмоциональной сферой выше, чем у детей с инвертированной и амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой (при р < 0,001). Уровень развития творческого мышления по Торренсу у детей с дифференцированной и амбивалентной эмоциональной сферой выше, чем у детей с инвертированной и амбивалентно-инвертиро- ванной эмоциональной сферой (при р < 0,01). Уровень невербального мышления у детей с дифференцированной и амбивалентной эмоциональной сферой выше, чем у детей с инвертированной и амбивалентно- инвертированной эмоциональной сферой (при р < 0,001). Можно сделать вывод, что у дошкольников эмоциональная сфера с проявлением инверсий и сочетанием амбивалентности и инверсий эмоций соответствует более низкому уровню развития когнитивной сферы. У первоклассников с различными вариантами развития эмоциональной сферы анализировался уровень сформированное™ мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения и абстрагирования. Были выявлены следующие факты: сформированность мыслительных операций первоклассников с дифференцированной и амбивалентной эмоциональной сферой выше и составляет в среднем 3,41 балла у первоклассников с инвертированной эмоциональной сферой сформированность мыслительных операций ниже — 3,50 балла, у детей с амбивалентно- инвертированной эмоциональной сферой самый низкий уровень развития сформированное™ мыслительных операций — 3,16 балла (при р<0,001). Первоклассники с амбивалентной эмоциональной сферой, также как и дети с дифференцированной эмоциональной сферой, имеют высокий уровень сформированности мыслительных операций. У третьеклассников с различными типами развития эмоциональной сферы анализировались показатели мышления (табл. 5): «Аналогии», «Обобщение», «Классификация», «Числовые ряды», «Образное мышление». Были выявлены следующие факты: у третьеклассников с дифференциацией и амбивалентностью эмоциональной сферы уровень развития образного мышления (при р < 0,02), развития мышления по показателю «Числовые ряды» (при р < 0,001) и уровень развития вербального мышления по показателям «Аналогии», «Обобщение» и «Классификация» (при р < 0,02) выше, чем у третьеклассников с инверсиями и амбивалентно-инвертированной эмоциональной сферой. Можно сделать вывод, что у третьеклассников эмоциональная сфера с проявлением инверсий и сочетанием амбивалентности и инверсий эмоций соответствует более низкому уровню развития когнитивной сферы. Таблица 5 Особенности развития когнитивной сферы у третьеклассников с различными вариантами развития эмоциональной сферы
Следующий этап анализа заключался в исследовании структуры взаимосвязей показателей когнитивного развития и эмоциональных отношений к различным видам деятельности (игра, рисование, танцы, пение, чтение и счет). Было выявлено большое количество связей, однако структура корреляционных связей оказалась различной у детей разного возраста (при р < 0,05). У старших дошкольников показатели развития когнитивной сферы и креативности положительно связаны с блоком позитивных эмоций: «Справедливость» (/•= 0,27), «Дружба» (/•= 0,47), «Доброта» (г = 0,43) и отрицательно связаны с блоком негативных эмоций: «Горе» (г= -0,35), «Обида» (г = -0,49), «Злоба» (г = -0,37), «Ссора» (г= -0,26), «Злоба» (г = —0,46), всего было выявлено 12 связей. Это означает, что чем выше у детей дошкольного возраста уровень развития невербального и творческого мышления, чем более они поленезависимы, тем выше у них предпочтение эмоций «Справедливость», «Дружба», «Доброта» и выше отвержение эмоций «Горе», «Обида», «Ссора», «Злоба», тем более дифференцирована их эмоциональная сфера. Степень выраженности амбивалентности позитивных и негативных эмоций имеет отрицательные корреляционные связи с показателями когнитивной сферы: с «поленезависимостью» (г=—0,44), с невербальным мышлением (г=— 0,27). Степень выраженности инверсий эмоций образует отрицательные связи с «поленезависимостью» (г=—0,30), невербальным мышлением (г=-0,27), с показателем развития творческого мышления (г=— 0,29). Вероятно, что дошкольники с низким уровнем развития когнитивной сферы чаще обладают эмоциональной сферой с амбивалентностью и инверсиями позитивных и негативных эмоций. Параметры развития когнитивной сферы положительно связаны с эмоциональными отношениями дошкольников к различным видам деятельности: к игре (г= 0,36), к танцам (/-=0,25), счету (г=0,29), чтению (г=0,24). Всего выявлено 5 положительных связей показателей развития когнитивной сферы с эмоциональными отношениями к интеллектуальным, игровым и эстетическим видам деятельности. Это значит, что чем выше уровень развития когнитивной сферы дошкольников, тем выше у них предпочтение игры, счета и танцев. Следует отметить, что эмоциональные отношения дошкольников к этим видам деятельности не имеют связей с предпочтением позитивных и отвержением негативных эмоций. Вероятно, эмоциональные отношения к игре, чтению, счету, рисованию, пению, танцам у дошкольников определяются в большей мере когнитивным уровнем регуля ции, а не эмоциональным. Кроме того, эмоциональные отношения к эстетическим видам деятельности имеют отрицательные связи со степенью выраженности амбивалентности и инверсий эмоций (при р < 0,05): с эмоциональным отношением к игре (/-=—0,31), к пению (г=— 0,30), к чтению (/-=-0,32) и к счету (/-=-0,26). Вероятно, что дошкольники с высокой степенью выраженности амбивалентности и инверсий позитивных и негативных эмоций менее позитивно относятся к учебным и эстетическим видам деятельности. Мы предполагаем, что развитие детей с эмоционально-дифференцированным типом эмоциональной сферы, характеризующейся предпочтением позитивных и отвержением негативных эмоций, является оптимальным. Дети с амбивалентным типом эмоциональной сферы представляют вариант нормы, характеризующийся отсутствием дифференциации положительных и отрицательных эмоций. Дети с инвертированной эмоциональной сферой представляют собой другой вариант дифференциации (дифференциация наоборот), характеризующийся отвержением положительных и предпочтением отрицательных эмоций. Дети с амбивалентно-инвертированным типом эмоциональной сферы представляют собой крайний вариант нормы, характеризующийся не только отсутствием дифференциации, но и предпочтением негативных и отвержением позитивных эмоций. Для собственного выбора ребенка подсчет производится по особой процедуре, в которой учитывается коэффициент из разработанной нами шкалы личностных ценностей и его рейтинг. При этом коэффициент умножается на полученный при сопоставлении цветового выбора балл ценности. Это дает возможность различать так называемую декларированную ценность, навязанную ребенку социумом, но не принятую им, от собственно личностной, актуально переживаемой ребенком на момент выполнения задания. Шкала личностных ценностей (собственного выбора): от минус 1 до минус 10 — асоциальные ценности; 0 — нет выбора; 1 — естественные потребности (пища, отдых, сон, простые действия); 2 — мир вещей, животные; 3 — игра; 4 — «я сам»; 5 — родные, друзья; 6 — явления окружающего мира, путешествия; 7 — учеба, труд, досуг; 8 — профессии; 9 — искусство, эстетика, наука; 10 — чувства человека. Отрицательные значения коэффициентов приписываются в случае асоциальных ценностей выбора по данной шкале: «наемный убийца» — 10, «овца работает» — 8. В случае отражения в собственном выборе отрицательного отношения к тестовой ситуации ценность считается также отрицательной, так как служит реализацией негативного социального опыта общения со взрослыми и является показателем дезадаптации. Так педагогическая несостоятельность семьи и школы приводит к отвержению подростками социальных ценностей. Случается, что дети называют сложные ценности по типу: «играет на компьютере», «играет в футбол» или «играет на фортепиано». В этом случае анализ производится следующим образом: в первом случае за ценность принимается «игра», так как прямое назначение компьютера ребенком не вербализовано. Во втором и в третьем случаях за ценность принимаются виды занятий — «футбол» — коэффициент 8, «фортепиано» — 9. Бывают случаи, когда ребенок выдает ценность «веселый, играет в футбол», которую можно рассмотреть как полусумму индексов: (8+ 10) / 2 = 9. Примеры подсчета баллов для собственных выборов детей: 1. Ценность «едим» имеет коэффициент по шкале ценностей — 1, рейтинг цвета — 4 балла (третье место в цветовом градуснике). 1 х4 = 4балла; 2. Ценность «сочиняем музыку» имеет коэффициент 9, рейтинг цвета — 6 баллов (первое место в цветовом градуснике). 9x6 = = 54 балла; 3. Ценность «наемный убийца» имеет коэффициент минус 8, рейтинг цвета — 6 баллов (первое место в цветовом градуснике). —8x6 = —48 баллов; 4. Ценность «веселый, играет в футбол» имеет коэффициент (7+10) /2 = 8,5, рейтинг цвета — 6 баллов (первое место в цветовом градуснике). 8,5 х 6 = 51 балл. АМБИВАЛЕНТНЫЕ ДЕТИ Специфической информацией для психолога и психологического консультирования является информация о способности детей к дифференциации ценностей и эмоций. Как известно, полимотивационная природа человеческого поведения приводит к тому, что в результате деятельности удовлетворяется лишь часть мотивов, но далеко не все. Таким образом, происходит наложение положительных и отрицательных чувств и эмоций. Бывает, что накладываются эмоции разных уровней регуляции: чувство долга и страх. И. М. Сеченов называл подобный вид амбивалентности «моралью запуганных людей». JI. С. Выготский [1982] считал, что у ребенка 6—7 лет возникает обобщение чувств, то есть если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого также относится к единичному восприятию или воспоминанию. Часто эти аффективные образования носят негативный характер, помрачение позитивных состояний. Выготский приводит пример с мальчиком, радость игры в футбол для которого омрачается его хромотой. 3. Фрейд считал, что подобные амбивалентные аффекты, перенесенные в детстве, становятся причиной болезни взрослого. Поведение амбивалентных детей отличается тем, что ребенок не знает, что выбрать, колеблется, проявляя беспокойство, тревогу. Поданным Г. Э. Бреслава, амбивалентное поведение может наблюдаться уже в раннем возрасте. Оно может считаться нормальным, если появляется в ситуациях социальных ограничений на удовлетворение потребностей (в ситуациях «хочу—нельзя») до пяти лет. Амбивалентное поведение в рамках социальных ограничений на более поздних этапах детства является признаком нарушения личностного развития. По нашему мнению, амбивалентность в системе личностных отношений связана с ситуативной привязкой оценочной функции эмоций в дошкольном возрасте. Приводим диалог психолога с Машей А. (6,5 года): — Когда ты приходишь в детский сад, какое у тебя бывает настроение? Маша пометила на ответном листе негативный символ (методика исследования эмоциональной окрашенности состояний «Закодированное письмо» Е. В. Васильева). — Почему? — Вставать рано! После напоминания психолога о том, что в садике ее ждут любимые воспитатели и друзья, символ был исправлен девочкой на позитивный. Таким образом, сначала у Маши произошла привязка ее оценки к негативной ситуации (вставать рано), затем к позитивной (встреча с друзьями). Практика показывает, что не все дети 6—12 лет ситуативно отделяют плохое от хорошего. На ответном листе дети часто обозначают одним цветом негативные и позитивные полюсы эмоций или несколько эмоций. Виталик У., шесть с половиной лет, мальчик гиперактивный (вследствие родовой травмы), художественно одаренный, активно самоутверждающийся, имеет инверсии цветового градусника (нарушение на уровне базовых эмоций). Виталик обозначил красным цветом (первое место в цветовом градуснике) «Счастье», «Горе», «Ссору», «Восхищение». Черным цветом он обозначил «Справедливость», «Злобу» и «Скуку» (третье место в цветовом градуснике)! Подобная амбивалентность не связана с ситуацией «хочу—нельзя», поэтому является нарушением развития системы личностных отношений на уровне социальных эмоций. Собственный выбор — «пишет сказки» обозначен красным цветом (54 балла). Анализ амбивалентностей показывает неслучайный характер наложения чувств у детей: Дети до 10 лет объединяют категории «Справедливость—Скука» в 56,2% случаев; «Дружба—Скука» в 43,2%; «Ссора—Восхищение» в 13% случаев. Дети 11—12 лет объединяют категории «Справедливость—Злоба» в 33,4% случаев; «Дружба—Скука» и «Ссора—Восхищение» в 16,7% случаев.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.074 с.) |