Максимальные уровни инвестиционной помощи в 2014-2020 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимальные уровни инвестиционной помощи в 2014-2020 гг.



Зона поддержки I (Восточная и Северная Финляндия) Крупные предприятия Средние предприятия Малые предприятия     15% 25% 35%
Зона поддержки II (район Сало, муниципалитет Саариярви-Виитасаари и Конневеси) Крупные предприятия Средние предприятия Малые предприятия   10% 20% 30%
Зона поддержки  III (остальная часть Финляндии) Крупные предприятия Средние предприятия Малые предприятия     --- 10% 20%

Источник: Министерство занятости и экономики Финляндии, апрель 2019 г.

 

Конкурентоспособность регионов и их благополучие во многом зависят от степени интернационализации предприятий. Финляндия имеет существенные технологические наработки во многих областях, что создаёт предпосылки для развития сферы услуг и производства товаров с высокой добавочной стоимостью. Производственная сфера всё больше сливается со сферой услуг. Цифровые технологии и инновации в производстве являются устойчивым фундаментом для регионального развития. Дигитализация способствует объединению преимуществ ИКТ с потребностями конечного потребителя товаров или заказчика услуг, в связи с чем, государственные и региональные структуры, крупные, средние и малые предприятия переходят на оцифровку своей деятельности. Дигитализация государственных услуг направлена, прежде всего, на достижение равноправия регионов, доступности услуг и образования. В настоящее время Союзом коммун Финляндии[22] реализуется национальный двухгодичный проект по цифровизации регионов страны на 2018 – 2019 гг. (Tulevaisuuden kunnan digitalisointi - projekti).

С 1 января 2020 г. в Финляндии планируется создание нового государственного Агентства цифровых и демографических данных путем объединения Центра регистрации населения и местных регистрационных бюро. Агентство будет содействовать цифровизации общества, обеспечивать доступность информации и предоставлять комплексные услуги.

Дополнительная государственная поддержка регионов осуществляется также в виде реализации пилотных инновационных проектов, а также государственных закупок. Данная деятельность Правительства направлена на оказание содействия в повышении уровня благосостояния граждан и эффективности бизнес-среды, перехода к циркулярной низкоуглеродной экономике, развитие чистых технологий и возобновляемых источников энергии, повышения рентабельности отечественной пищевой продукции, достижения баланса в торговле и роста финской биоэкономики, повышения профессиональных компетенций и уровня образования. В Финляндии существует Консультативная группа по государственным закупкам, действующая в рамках Ассоциации финских местных и региональных органов власти и Министерства занятости и экономики.

Другой особенностью деловой культуры Финляндии является развитая система объединения предпринимателей в региональные и отраслевые ассоциации, что позволяет снижать затраты на получение актуальной информации по оценке рынков, особенностям научно-технологического прогресса в данной отрасли, прогнозным разработкам, сведениям о потребителях и конкурентах. Кроме того, отраслевые ассоциации содействуют снижению затрат на НИОКР и лабораторные испытания, получение юридических услуг и защиту интеллектуальной собственности, а также на повышение квалификации специалистов и маркетинг как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

По данным Статистического центра Финляндии, объем бюджетных средств, направляемых на НИОКР, будет увеличен в 2019 году на 107,9 млн. евро по сравнению с 2018 годом и составит 1 991,1 млн. евро. Доля государственного финансирования НИОКР, по оценкам, 0,83 % ВВП. Больше всего увеличится размер финансирования мероприятий, направленных на развитие промышленности, на 68,3 млн. Финансирование исследований, связанных с землепользованием, транспортной системой и другой инфраструктурой снизится на 15,2 млн. евро. Среди органов власти НИОКР финансируют более всего Министерство образования и культуры 1 206,1 млн. евро (рост на 41,7 млн.) и Министерство занятости и экономики (рост на 72,7 млн. евро, в основном по линии организации Business Finland).

По данным Статистического центра Финляндии, официальная численность населения в конце 2018 года составила 5 517 919 человек, она выросла за год на 4 789 чел. Это наименьший рост после 1970 года. За последние пять лет количество населения, для которого родными являются финский, шведский или саамский языки уменьшилось на 36 029 чел. Одновременно число лиц, для которых родным является иностранный язык, выросло на 102 678 чел. Во всей Финляндии они составляют 7% населения (наибольшие группы – русские, эстонцы, арабы). Больше всего население увеличилось в провинциях Уусимаа, Пирканмаа, Варсинайс-Суоми. Больше всего сократилось в Южном Саво, Кюменлааксо. Среди городов наибольший прирост населения отмечен в Вантаа (5 139 чел.), Хельсинки (4 770) Эспоо (4 588). В столичном регионе прирост произошел в основном за счет иностранцев (3/4). Савонлинна и Коувола потеряли более 1000 жителей. К концу 2018 года средний коэффициент демографической нагрузки, или количество лиц моложе 15 лет и достигших 65 лет на 100 человек трудоспособного возраста составил 60,8. В последний раз более высокий коэффициент был отмечен в 1959 году. По регионам самый высокий коэффициент в Южном Саво (75,0) и Центральной Остроботнии (71,6), самый низкий в Уусимаа (51,5).

Финляндии в ближайшем будущем угрожает дефицит рабочей силы. По данным Муниципальной пенсионной страховой компании Keva, около трети сотрудников публичного сектора достигнут пенсионного возраста в ближайшие десять лет: треть работников сферы образования, треть младших медсестер и половина медсестер-сиделок, работающих в муниципальном секторе. Хорошие условия работы, трудовая иммиграция и повышение уровня занятости - возможные пути выхода из кризиса. Роботизация и дигитализация не смогут кардинально изменить ситуацию, так как для работы с людьми нужны люди.

Согласно проведенному исследованию Статистического центра Финляндии, в 2018 году уровень занятости лиц в возрасте 15–64 лет составил 71,7%. Уровень занятости среди мужчин составлял 72,7 %, а среди женщин - 70,6%. Рост занятости среди мужчин составил 2%, а среди женщин - 2,1% по сравнению с 2017 годом.

В 2018 году в Финляндии работало в среднем 2 540 000 человек в возрасте от 15 до 74 лет, что на 67 тыс. человек больше, чем в 2017 году. Мужчин было трудоустроено на 35 тыс. и женщин на 32 тыс. больше, чем в 2017 году. Число работников увеличилось на 57 тыс., а количество предпринимателей - на 9 тыс., Уровень занятости увеличился во всех возрастных группах, а число занятых увеличилось почти во всех основных секторах.

Среднее число безработных в 2018 году составило 202 тыс. человек, что на 32 тыс. человек меньше, чем в предыдущем году. В 2018 г. средний уровень безработицы среди населения в возрасте 15–74 лет составлял 7,4% по сравнению с 8,6% в 2017 г. Уровень безработицы среди мужчин снизился до 7,4%, а у женщин - до 7,3%.

В 2018 году в розничной торговле работало штатных на 44 000 человек больше и временных на 13 тыс. человек больше, чем в 2017 году. 42% всех работников отрасли работали неполный рабочий день.

В 2018 г. в общей сложности неработающих было 1 382 000 человек или 34% населения в возрасте 15–74 лет. Это на 24 тыс. человек меньше, чем в 2017 г. Число безработных сократилось больше всего в возрастной группе 55–64 года на 19 тыс. человек.

Социальная экономика находится в неразрывной связи с качеством жизни граждан. В Финляндии всё заметнее становится влияние миграции на структуру населения страны и распределение рабочей силы. В течение продолжительного времени наблюдается быстрое старение населения, а рост происходит в основном за счёт мигрантов. Ассоциации работодателей и профсоюзы считают, что иностранная рабочая сила помогла бы справиться с проблемами, вызванными старением нации, то есть благодаря трудовой миграции в Финляндии стало бы больше плательщиков налогов и пенсий.

С 2015 года количество беженцев стало стремительно расти во всей Европе, что учитывается в программах развития отдельно взятых регионов, в том числе и в Финляндии. Согласно политике страны, в каждом регионе должна иметься возможность принять и обучить беженцев, адаптировать их к жизни в условиях Финляндии. Регионам рекомендуется налаживать обмен опытом по приёму просителей убежища. Одновременно отмечается, что привлечение высококвалифицированных мигрантов и работников из других стран может стать одним из факторов повышения конкурентоспособности регионов. Миграционная работа и адаптация мигрантов осуществляется за счёт тесного сотрудничества между различными секторами и организациями. Решающими факторами являются доступность услуг по адаптации, социальные контакты и возможности трудоустройства. Финансирование интеграционных курсов в 2018 г. составило в совокупности 59,4 млн. евро, курсов для безработных – 26,1 млн. евро

В 2018 году было подано 4 548 заявлений на получение статуса беженца. Новых приезжих было значительно меньше, чем в прошлые годы, но многие из ранее прибывших подают заявления по нескольку раз. Свое первое заявление на убежище в Финляндии подали 2 409 прибывших. Выходцы из Ирака по-прежнему являются самой крупной группой среди просителей убежища. За иракцами следовали граждане России и Сомали. Решений о депортации просителей убежища было принято 1 092. Почти все из них были приняты на основе нелегального пребывания в стране при отсутствии вида на жительство. В целом число решений, принятых в пользу просителей убежища, выросло. В 43% случаев заявители получили убежище в Финляндии.

Согласно информации Миграционной службы Финляндии, число заявлений от россиян на получение вида на жительство (ВНЖ) в 2018 году сократилось на 13%, до 8,7 тысячи. Разрешение на пребывание в Суоми получили 7,9 тыс. россиян, что на 12% больше, чем в 2017 г. Вслед за ними идут мигранты из Китая, Индии, Вьетнама и Ирака. Из получивших положительное решение, 42% соискателей переехали к семье, 29% – работать, 28% – учиться. Россияне стали второй после китайцев группой студентов, прибывающих в Финляндию из-за пределов ЕС.

В целом всё больше людей запрашивают ВНЖ в Финляндии на основании работы — 11 тыс. иностранцев получили возможность остаться в стране для трудоустройства. Частично это можно объяснить тем, что в 2018 году появился новый тип ВНЖ — для владельцев стартап-предприятий.

Гражданство Финляндии в 2018 году получили 1800 россиян. В сравнении с 2017 г. это на 35% меньше. Число заявлений осталось почти таким же. С 2017 года процент отказа поднялся с 5% до 6%. Вслед за россиянами в списке получивших наибольшее количество финских паспортов идут граждане Сомали, Ирака и Эстонии.

Благодаря действующей системе расселения бездомных, на данный момент Финляндия – одна из немногих стран мира, где число бездомных идет на спад. В 1980-е годы в Финляндии было около 20 тыс. бездомных. Сейчас их насчитывается чуть более 7 тыс. Такие перемены – результат совместной работы государственных структур и некоммерческих организаций, которые выяснили, что решением проблемы является предоставление постоянного жилья вместо временного приюта. Весной 2019 г. Правительство приняло решение за четыре года сократить число бездомных вдвое. Таким образом, Финляндия в ближайшем будущем может стать первой страной, где совсем не будет бездомных.

В Финляндии отсутствуют отдельные нормативные правовые акты, касающиеся поддержки территорий, находящихся в особых климатических зонах. Некоторые нормы, регулирующие специальные меры поддержки указанных территорий содержатся в законах, регулирующих отдельные сферы деятельности (например, сельское хозяйство, транспорт, т.д.).

В стране уделяется особое внимание межрегиональному сотрудничеству. Наличие многопрофильных ресурсных центров поддерживает равномерное развитие регионов. Городские центры и сельские регионы действуют в одной сети, региональные структуры способствуют гармоничному разделению труда, всё это направлено на расширение сотрудничества и разнообразие рынков. Для активного взаимодействия необходимо хорошее транспортное сообщение: дороги, инфраструктура, логистика.

Доступность и развитая инфраструктура региона – это индикаторы его жизнеспособности и конкурентоспособности. Эффективное взаимодействие транспорта и логистики, высокий уровень услуг способствуют сохранению национального потенциала и конкурентоспособности не только внутри страны, но и на уровне ЕС. Для процветания малонаселённых регионов также необходима доступность высокоскоростных информационных технологий, комплексная поддержка системы землепользования, современные жилищные проекты, транспортные и инфраструктурные решения.

Выделение субсидий на транспортные перевозки в Финляндии осуществляется на основании постановления Правительства Финляндии о региональной поддержке транспортировки товаров на 2018 – 2019 гг. (1030/2018). Целью выделения субсидий является поддержка и стимулирование малых и средних предприятий (МСП), несущих дополнительные расходы в связи с осуществлением своей деятельности на территориях, удалённых от региональных центров.

Субсидии на транспортные перевозки предоставляются на осуществление доставки грузов по территории Финляндии при условии, что товар произведён в регионах Кайнуу, Лапландии, Северной Остроботнии, Центральной Остроботнии, Северной Карелии, Северного или Южного Саво в муниципалитете Саариярви-Виитасаари. Кроме того, расстояние транспортных перевозок должно превышать установленный минимальный километраж 266/101 км.

Право на получение субсидии на транспортные перевозки имеют также МСП, занимающиеся производством продукции и самостоятельно оплачивающие логистическим компаниям транспортировку своего товара к месту реализации. При этом определение МСП соответствует рекомендациям Положения Европейской Комиссии EU (651/2014).

Размер субсидии при транспортировке груза автотранспортом или железнодорожным транспортом зависит от километража перевозки и рассчитывается по следующей схеме:

Таблица 44

Расстояние транспортировки груза, км Размер субсидии, % от стоимости транспортных услуг
101*/266 - 400 9 (в 2017 г. было 7)
401 - 600 13 (в 2017 г. было 10)
601 - 800 17 (в 2017 г. было 14)
801 - 20 (в 2017 г. было 17)

Источник: Министерство занятости и экономики Финляндии, апрель 2019 г.

*101 км при подключении к транспортной цепочке перевозок через финские порты.

 

Получить субсидию возможно также в виде компенсации при осуществлении транспортировки грузов через порты, расположенные в Ботническом заливе, порт Йоэнсуу, порт в муниципалитете Мерикарвиа или порты в акватории озера Саймаа.

Субсидии на транспортные перевозки не выделяются на следующие группы товаров: необработанные и повторно переработанные материалы, вещества и элементы, сырьё, бывшие в употреблении товары, полезные ископаемые, руда, зола, торф, шлаки, известь, промышленные и бытовые отходы, необработанная древесина, щепа, пеллеты, брикеты, стружка, побочные продукты промышленного производства и др.

Данная субсидия не распространяется на такие отрасли, как: производство стали, угольная промышленность, судостроение, производство синтетического волокна, сельское и лесное хозяйство, рыборазведение и рыбопереработка, производство и передача электроэнергии, горнодобывающая промышленность. Принципиальным условием также является то, что субсидия не выдается в том случае, если компания использует для перевозки грузов собственные транспортные средства, а не пользуется услугами логистических компаний.

Следует отметить, что в Финляндии уделяется внимание повышению привлекательности территорий, находящихся в особых климатических зонах. Успешным примером является кооперация государственной почты Финляндии Posti с транспортными компаниями.

В Финляндии как в стране с неблагоприятными климатическими условиями субсидирование имеет более важную роль по сравнению с другими странами ЕС для сохранения собственного сельскохозяйственного производства и поддержания рентабельности хозяйств. Финансовая поддержка выделяется в рамках Единой сельскохозяйственной политики Евросоюза (CAP-Common Agricultural Policy). Фермерам Финляндии выплачиваются различные виды субсидий, в том числе, финансируемые в полном объеме Евросоюзом из Европейского сельскохозяйственного фонда гарантий (European Agricultural Guarantee Fund - EAGF), софинансируемые ЕС и дотации, выделяемые из национального бюджета страны.

К формам поддержки сельского хозяйства и сельских территорий Финляндии относятся:

­ поддержка фермеров, включающая в себя обеспечение производства национальных продуктов питания и обеспечение доступности продуктов питания;

­ поддержка проектной деятельности, направленная на обновление средств производства, повышение рентабельности, повышение квалификации и улучшение сельских услуг и жилищных условий на селе;

­ поддержка предпринимательства в сельских районах и создание возможностей для получения прибыли от сельскохозяйственной деятельности;

­ структурная поддержка, направленная на инвестирование в фермерские хозяйства, поддержку стартапов молодых фермеров;

­ маркетинговая поддержка с целью стабилизации уровня цен на сельскохозяйственные продукты (в том числе, на поддержку экспорта, поставку молока в школы и на другие механизмы внутренней поддержки).

По линии Центров экономики, занятости и окружающей среды в 2018 году был выделен рекордный объем стартовой государственной поддержки сельхозпредприятиям и начинающим предпринимателям сельского хозяйства (447 молодых фермера): стартовая поддержка в форме субсидий для начинающих в размере свыше 14 млн. евро и льготные кредиты на сумму 67,5 млн. евро.

В течение текущего бюджетного периода (финансирования) ЕС в 2018 году сельское хозяйство получило максимальный объем инвестиций. ELY-центры осуществили более 2000 выплат: в виде субсидий свыше 117 млн. евро, 135 млн. евро в качестве льготных кредитов.

Наибольшее число решений о мерах поддержки (инвестициях) было принято в провинции Южная Остроботния: поддержано 318 хозяйств, далее следуют провинции Остроботния, Северная Остроботния и Варсинайс-Суоми, этим территориям было выделено 56% всех инвестиций, в т.ч. субсидий на сумму 74 млн. евро (63% всех субсидий). На инвестиции, связанные с производством энергии, было направлено 8,5 млн. евро (230 инвестиционных решений).

В настоящее время Финляндия — одно из самых децентрализованных государств в мире. Благосостояние людей здесь во многом основывается на эффективной системе местного самоуправления. Муниципалитеты страны отвечают за значительный объем предоставляемых государственных и коммунальных услуг:

­ организацию работы профилактического здравоохранения, базовой и специализированной медицинской помощи;

­ образование и услуги социального обеспечения;

­ коммунальные услуги, вопросы застройки и землепользования, содержание дорожной сети и экологический контроль;

­ содействие деловой жизни, занятости, развитию дигитализации.

Предметы ведения финских коммун: социальное обеспечение (ежедневный уход за детьми, уход по старости, инвалидности и бедности), здравоохранение (все клиники), образование (начальное, среднее и профессионально-техническое), защита окружающей среды в местном масштабе, инфраструктура (городское планирование, местные дороги и улицы, система водопровода и канализации). Многие муниципалитеты добровольно берут на себя дополнительные задачи: центральное отопление, электричество и общественный транспорт. В общей сложности в финских муниципалитетах работает порядка 650 тысяч человек.

В Финляндии общий объем муниципальных бюджетов примерно равен государственному бюджету. Муниципальный совет принимает местный бюджет, а также устанавливает местные налоги и сборы. Данные решения не нуждаются в дополнительном одобрении государства. В среднем 47% доходов местного бюджета - поступления от местных налогов, 27% - дополнительные доходы, 19% - государственные субсидии, 4% - займы, 2% - инвестиционные доходы, и 1% - иные доходы. Главный источник местных налоговых доходов - налог на заработную плату, который составляет от 15 до 21% зарплат жителей муниципалитета. Муниципальный совет устанавливает этот процент ежегодно. Среднестатистический житель Финляндии выплачивает в виде налогов 30-35% своей заработной платы в местный и государственный бюджеты. Около 22% налога на прибыль предприятий также идет в фонд муниципалитета. Налог на добавленную стоимость и налог на доходы от недвижимости полностью идут в государственный бюджет.

Дополнительные доходы бюджета формируются за счет муниципальных сборов: за воду и энергию (реальная стоимость услуг), дневной уход за ребенком в детском саду (часть реальной стоимости в зависимости от доходов семьи), услуги здравоохранения (5—10% стоимости), помощь пожилым людям (часть стоимости в зависимости от доходов граждан). Система общего образования является для граждан Финляндии бесплатной, включая питание и транспортировку к месту учебы.

Государственные субсидии предоставляются коммунам частично для того, чтобы обеспечить оказание обязательных услуг, но в основном - с целью выравнивания доходов муниципалитетов страны. Несколько наиболее развитых муниципалитетов субсидии не получают. В то же время в отдаленных районах севера и востока Суоми, где расстояния и издержки производства высоки, и уровень безработицы является достаточно высоким, объем субсидий может превышать 50% доходов местных бюджетов.

В Парламенте Финляндии с 2017 года велось рассмотрение ряда законопроектов, направленных на обеспечение реформы территориального управления, основная цель которой - оптимизация действующей системы управления, гарантия равной доступности для всех жителей страны базового набора социальных и медицинских услуг, обеспечение экономически эффективного содержания инфраструктуры муниципальных образований в условиях глобализации и сосредоточения населения в центральных городах.

На данный момент в Финляндии приостановлена реформа системы социального обеспечения, здравоохранения и регионального самоуправления (Sote), которая является одной из наиболее масштабных реформ в истории Финляндии. Реформа предполагает передачу в ведение провинций от муниципалитетов двух ключевых отраслей – здравоохранения и социального обеспечения, и предусматривает усиление конкуренции между государственными и частными поставщиками медицинских услуг, открывая больше возможностей для частного сектора.

Согласно оценке Министерства социального обеспечения и здравоохранения Финляндии, реформа может повлиять на работу сотен тысяч людей и предоставляемые всем гражданам услуги. Изменения будут распространяться также на финансирование, управление и налогообложение в области социальной защиты и здравоохранения. Предоставление услуг социального обеспечения и здравоохранения и некоторые другие функции муниципалитета планируется перенести под компетенцию 18-ти регионов. Ожидается, что грядущие реформы сократят ежегодные расходы страны на 3 млрд. евро благодаря внедрению системы трехступенчатой системы власти (местная, региональная и государственная).

Ожидалось, что реформа вступит в силу 1 января 2021 г. Однако, практика показала, что реализация масштабных реформ в условиях современного быстро меняющегося мира является сложновыполнимой задачей, а проведение комплексной системной реформы нецелесообразно. В связи с этим, 8 марта 2019 г. Премьер-министр Финляндии Юха Сипиля (партия Финляндский центр) сообщил об отставке своего Правительства на основании того, что являющаяся ядром его политической программы реформа соцздрава зашла в тупик, и времени на ее реализацию до предстоящих парламентских выборов 14 апреля 2019 г. не осталось.

Чуть позднее мэры шести крупных финских городов - Хельсинки, Эспоо, Оулу, Тампере, Турку и Вантаа – выступили за продолжение реформы системы социального обеспечения и здравоохранения. Согласно принятой общей резолюции, централизация системы социального обеспечения и здравоохранения и поэтапное проведение точечных реформ в соответствии с индивидуальными запросами муниципалитетов позволит снизить существующие риски и достичь существенных изменений уже в течение срока полномочий следующего правительства. По мнению шести мэров, необходимо простое, легко осуществимое решение, способное эффективно использовать уже проделанную работу.

Финляндия следует региональной и структурной политике Европейского Союза, которая направлена на достижение баланса в региональных различиях государств-членов, что позволяет смягчать их структурные проблемы. Регионально-структурная политика основана на субсидиях, выделяемых из фондов ЕС, к которым всегда подключается доля национального финансирования. В современной европейской цивилизационной традиции считается, что органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя. Данный тезис закреплен в Европейской хартии местного самоуправления (ETS №122 Страсбург, от 15.10.1985 г.).

Финляндия, являясь неотъемлемой частью европейского внутреннего рынка, уделяет большое внимание участию регионов в международном межрегиональном сотрудничестве. Финские регионы нацелены на вхождение в глобальные сети, цепочки добавленной стоимости и экологические системы, поэтому сотрудничество и кооперация европейских регионов играют особую роль. Потребности регионов в инновационной политике, конкурентоспособности и занятости учитываются также в Арктической политике ЕС и были отражены в планах деятельности Арктического совета на период председательства Финляндии в 2017 - 2019 гг.

Цели и задачи Финляндии в Арктике обозначены в Правительственной Программе и Стратегии Финляндии в Арктическом регионе, принятой в 2013 г. и обновленной в 2016 г. Основной идеей Стратегии является представление Финляндии как пионера устойчивого развития в Арктике. В документе рассматриваются пути укрепления позиций Финляндии в Арктическом регионе, новые торговые возможности, вопросы защиты окружающей среды, обеспечения безопасности и стабильности, положение северных регионов, международное сотрудничество, экспертные знания и опыт в Арктике в широком смысле. Продвижение прав малочисленных коренных народов является одним из ключевых элементов политики Финляндии в области прав человека.

В последние годы заметно возрос интерес к Арктике как к туристическому объекту. Все особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ), включая природные заповедники и важнейшие национальные парки, находятся в малонаселенных районах северной Финляндии. Так, в провинции Лапландия к данным территориям относится более 30% земель. При этом экономическая активность там не ограничивается, а напротив, имеет принципиальное значение для использования земель в качестве пастбищ для оленеводства и в туристических целях. Коренной малочисленный народ саамы и местные жители северных регионов Финляндии обладают особыми правами на использование земель своего исконного проживания.

Наиболее значимые ООПТ расположены на земле, принадлежащей государству, и административно подчиняются Лесному управлению Финляндии, которое разрабатывает целевые планы для использования природоохранных земель. Планы составляются с учетом мнения местных органов власти и общественности и утверждаются Министерством окружающей среды.

С 1973 года в стране действует Саамский Парламент Финляндии – высший политический орган саамов, проживающих в Суоми. Представительство Парламента находится территориально в поселке Инари (Лапландия). В составе Парламента функционируют несколько рабочих групп, курирующих различные направления деятельности, касающиеся обеспечения условий жизни и прав саамов, образования, культуры, сохранения саамских языков, социальных вопросов и здравоохранения.

В Северной Европе ключевыми организациями в сфере поддержки международных проектов выступают так называемые «Четыре Северных Совета»: Совет Баренцева /Евроарктического Региона (СБЕР), Арктический Совет (АС), Совет Государств Балтийского Моря (СГБМ) и Совет Министров Северных Стран (СМСС). Советы созданы во второй половине ХХ века для решения различных геополитических, экономических и социальных задач. Финляндия является участницей всех четырех Советов. В настоящее время практически во всех наиболее важных проектах и мероприятиях Советов присутствуют представители народа саамов.

В ходе реализации мероприятий по поддержке регионов Финляндия принимает активное участие в европейских программах финансирования, которое осуществляется, главным образом, за счет средств Европейского фонда регионального развития (ЕФРР) и Европейского фонда социального развития (ЕФСР), а также Европейского аграрного фонда развития сельской местности и Европейского фонда рыболовства. Средства распределены по регионам и общегосударственным программам. В рамках государственных отраслевых программ по линии ЕФСР финансирование осуществляется Министерством социального обеспечения и здравоохранения, Министерством образования и культуры, Министерством занятости и экономики Финляндии. Выделяемые средства направляются на реализацию программ поддержки молодёжи, мобильности трудовых ресурсов в Европе, программ адаптации для мигрантов, включая их обучение, а также программ по вовлечению в трудовую деятельность людей с ограниченными возможностями.

Из структурных фондов ЕС выделяется также дополнительное финансирование на мероприятия, направленные на поддержку стартапов, малого и среднего предпринимательства, а также на развитие технологий и инноваций, увеличение занятости населения и повышение конкурентоспособности финских регионов. Целью этой деятельности является предоставление всем регионам Финляндии равных возможностей, повышение конкурентоспособности и благосостояния регионов страны.

Согласно решению Правительства Финляндии о распределении средств структурных фондов ЕС и национального финансирования в 2019 году, за счет средств структурных фондов будут поддержаны меры, направленные на устойчивый рост и содействие занятости. Средства Европейского фонда регионального развития (EAKR) и Европейского фонда социального развития (ESR) в размере 582 млн. евро были направлены в регионы, решения по ним будут приниматься Центрами экономики, транспорта и окружающей среды и региональными союзами коммун. Средства Европейского фонда регионального развития будут использованы на поддержку новых исследований, мер по развитию и инновационной деятельности, на создание новых рабочих мест и рост числа проектов по уменьшению углеродных выбросов. С помощью проектов Европейского фонда социального развития будут усилены меры по обеспечению доступности квалифицированной рабочей силы.

В Финляндии в настоящее время отсутствуют отдельные национальные программы, направленные на развитие приграничных территорий. В рамках государственной региональной политики поддержки устойчивого развития развивающихся регионов на приграничные территории Финляндии распространяются все существующие в стране меры целевого финансового содействия, направленные на стимулирование развития сильных сторон этих регионов.

Межрегиональное и приграничное сотрудничество Финляндии с иностранными государствами осуществляется в рамках основных направлений внешней политики Финляндии и Евросоюза и с учетом принципов и приоритетов внешнеэкономического сотрудничества, определенных Правительством страны. Реализация конкретных проектов, направленных на развитие приграничных территорий, осуществляется, главным образом, в рамках деятельности Программ приграничного сотрудничества «Европейского инструмента соседства на 2014-2020 гг.» (СВС ENI). Общий бюджет трех программ: «Коларктик», «Карелия» и «Юго-Восточная Финляндия – Россия» составляет 178,7 млн. евро, из которых вклад Финляндии равен 41,3 млн. евро, столько же обязалась внести Россия. Кроме того, Финляндская Республика принимает участие в 79 программах Европейского территориального сотрудничества (ETC), таких, как программы INTERREG, URBACT, INTERACT, ESPON, Northern Periphery и Baltic Sea Region.

26 февраля 2019 года в Хельсинки состоялось II заседание Межправительственной Российско-Финляндской комиссии по приграничному сотрудничеству под председательством заместителя Министра экономического развития России Тимура Максимова и Государственного секретаря Министерства транспорта и связи Финляндии Яри Партанена.

В заседании участвовали представители органов власти двух стран – МИД России, Минэкономразвития России, ФТС России, Посольства России в Финляндии, МИД Финляндии, Министерства занятости и экономики Финляндии. Кроме того, в число участников вошли представители приграничных регионов: российских – Республики Карелия, Ленинградской и Мурманской областей; и финских – Кюменлааксо, Северной Карелии, Южной Карелии, Северной Остроботнии, Лапландии, Кайнуу, а также руководители и эксперты управляющих органов программ приграничного сотрудничества.

Обсуждались результаты выполнения программ приграничного сотрудничества «Карелия», «Коларктик» и «Россия – Юго-Восточная Финляндия» на период 2014 - 2020 гг., перспективы и форматы взаимодействия на следующий программный период 2021 – 2027 гг. В ходе заседания был утвержден Многолетний план действий по приграничному сотрудничеству между Российской Федерацией и Финляндской Республикой, в котором определяются основные направления и приоритетные сферы взаимодействия по вопросам развития российско-финляндского приграничного сотрудничества с целью оказания ему системной поддержки на государственном, региональном и местном уровнях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.038 с.)