Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование неблагоприятного детского опыта (НДО)Уже давно научно доказано, что психические травмы делают людей физически больными. Например, Винсент Фелитти, Роберт Анда и их коллеги в своём исследовании изучили состояние здоровья 17500 преимущественно белых и хорошо образованных пациентов клиники по борьбе с лишним весом. При этом они спрашивали пациентов о событиях их детства, о неблагоприятном детском опыте (НДО). Под таковым подразумевались физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, недостаток внимания, родители с психическими заболеваниями, наркотической зависимостью или опытом пребывания в тюрьме, расставание родителей, домашнее насилие. Результаты были однозначны: чем больше НДО имелось у человека, тем хуже было его физическое состояние. У 67 % имелся как минимум один вид НДО, у 12,6 % более четырёх. Если у человека в детстве было более семи НДО, риск рака лёгких у него был выше в 3 раза, а риск инфаркта - выше в 3,5 раза. Даже когда обследуемые лица не демонстрировали дополнительного рискованного поведения — курения, плохого питания и малоподвижного образа жизни (которые сами по себе тоже являются стратегиями выживания), риск заболеть у них всё равно был существенно выше. По мнению авторов исследования, именно «токсичный стресс» разрушал здоровье людей. Другие исследования подтвердили этот вывод: травмы, полученные в детстве, приводят к повышенному риску и психических, и физических заболеваний, а также к снижению ожидаемой продолжительности жизни. Тело не может забыть перенесённое насилие. Детские травмы остаются в нём. Время не лечит оставшиеся после этих травм раны. Наоборот, чем старше мы становимся, тем меньше остаётся сил для вытеснения, тем бессильнее наши стратегии выживания, и тем ярче проступают старые раны. Длящееся уже 75 лет исследование Гарвардского университета, объектом которого являются американские мужчины как из верхних, так и из нижних слоёв общества, показало, что основой физического и психического здоровья в пожилом возрасте являются, прежде всего, надёжные и поддерживающие отношения, а не факторы типа уровня холестерина. В то время как одиночество и изоляция делают человека больным. «Я не чувствую себя травмированной!» К природе психотравмы относится её отрицание на личном и общественном уровне. Вот пример: У Марии М. (22 года) цистит и она обратилась к врачу. Он спросил её, не было ли в её жизни психической травмы. Сначала Мария ответила на вопрос отрицательно, но после беседы с приёмной матерью она сообщила врачу, что попала к своим приёмным родителям в возрасте 2 лет. У её матери была героиновая зависимость, и она употребляла наркотик и во время беременности. Тогда врач посоветовал Марии обратиться к психотерапевту. Однако терапевт, работающий с Марией, полагает, что ей не стоит беспокоиться: она здоровая женщина и у неё нет никаких психических травм. Её это успокоило, однако осталась некая неуверенность, и Мария поинтересовалась моим мнением о ситуации. Когда она рассказала мне, что родилась с очень большим недостатком веса, я поздравил её с тем, что ей удалось выжить, несмотря на тяжелейшую, на мой взгляд, травму ещё в животе матери. И после рождения она не получала ни любви, ни заботы, уже в младенчестве оказавшись в совершенно невыносимой ситуации. «Но я не чувствую себя травмированной!» - ответила мне Мария. Ведь она успешно справлялась с циститом с помощью антибиотиков. На это я сказал, что только ей самой решать — будет ли она заниматься своей ранней историей, то есть такими темами, как вероятная попытка аборта, недостаточное питание, отравление во время беременности, нехватка материнской любви и опыт младенца, надолго оставленного без внимания. Может быть, стоит заняться этим сейчас, сказал я, прежде чем она сама станет матерью и родит ребёнка. Кажется, этот аргумент убедил Марию: она сказала, что у неё есть подруга, которая тоже в раннем возрасте попала к приёмным родителям. Для этой подруги беременность и рождение собственного ребёнка стали настоящей катастрофой. Весь мой опыт, основанный на наблюдениях за собой и за теми людьми, с которым я работаю в качестве терапевта, свидетельствует о следующем: человек воспроизводит свои психотравмы до тех пор, пока не поймёт, не почувствует их и не освободится от них! «Болезнь» - причина, условие или следствие? Недавно моя жена, пребывая в приподнятом настроении, отправилась в горный поход. Вернувшись два дня спустя, она чувствовала себя подавленной и больной. Первые симптомы проявились ещё при спуске с вершины: тошнота и физическая слабость, потом понос, озноб и температура. Подозрение сразу пало на чуть тёплый картофельный суп, который она ела в горном приюте. То есть это могла быть бактериальная инфекция. Что же было в этой ситуацией её «болезнью»? Телесные симптомы? Если мы считаем, что из-за антисанитарии в горном приюте или из-за испортившихся продуктов в её тело извне попали токсичные вещества, то проявившиеся потом симптомы — не причина, а их следствие. Даже если понос, озноб и лихорадка неприятны, они являются не признаком некой «болезни», а информацией о том, что её тело умело защищается от токсичного вторжения в него. Оно старается как можно быстрее изгнать незваных гостей. Оно ограничивает процессы обмена веществ в тех местах, куда проникли захватчики (прежде всего в животе). С помощью повышения температуры тело активизирует иммунную систему, чтобы начать борьбу с вредоносными бактериями. Отсутствие аппетита на следующий день и отвращение к еде казались жене неприятными, но осмысленными реакциями. Они ограждали её от возможного попадания в организм новых ядов в период, пока её тело боролось с попыткой вражеского захвата. Так что же в «болезни» является причиной, что следствием, а что - условием, при котором причина может привести к более или менее тяжёлым последствиям? Мы страдаем не только от непосредственных результатов вредных воздействий на наше тело — не только от боли, возникающей в результате ожога. Нам приходится страдать и от того, как наше тело защищается от нанесённых ему повреждений. Поэтому мы часто называем словом «болезнь» и то, и другое. Зачастую мы не можем различить это на сознательном уровне и смешиваем причины, условия и последствия. Это приводит к тому, что мы иногда принимаем меры, действующие против защитных усилий нашего тела и мешающие процессам самоизлечения. Например, когда мы принимаем горячую ванну, в то время как наше тело специально снижает температуру, или когда мы сбиваем высокую температуру, в то время как она очень важна для успешной работы нашей иммунной системы. В результате «болезни» даже могут стать хроническими, если мы раз за разом саботируем попытки самоизлечения, с благими намерениями пытаясь лечить «болезнь». Зачастую это происходит в надежде на быстрое выздоровление, когда нам нужно явиться на важное мероприятие, и мы пытаемся с помощью антибиотиков быстро поставить себя на ноги. Но рано или поздно наступает расплата. «Болезни» - объективные или субъективные феномены? Ко всем противоречиям, связанным с понятием болезни, добавляется ещё одна сложность, делающая использование этого термина проблематичным. Существует ли «болезнь», например, рак, аллергия или мигрень как некое явление независимо от конкретного человека, у которого проявляются соответствующие симптомы? Являются ли телесные симптомы объективными фактами, против которых можно принимать объективные меры и проводить стандартные процедуры? Или же их возникновение и протекание можно понять, только рассматривая каждого отдельного больного человека со всеми его субъективными особенностями? Тогда мы могли бы лучше объяснить, почему не все люди становятся «больными», хотя носят в себе один и тот же набор вирусов и бактерий. Эти вирусы и бактерии — тоже часть нашей субъектности и от них нельзя просто отмахнуться. Считать «болезни» чем-то объективным, независимым и отдельным от человеческого субъекта, классифицировать их — основная парадигма медицины, ориентирующейся на естественные науки. Естественно-научная медицина рассматривает человеческое тело как объект, якобы функционирующий исключительно в соответствии с биологическими, физическими и химическими законами. И даже человеческая психика с этой точки зрения является не более чем результатом работы сложного механизма мозга. Предполагается, что душа, воля, сознание определяются материальными процессами в теле и поэтому сводятся к физике, химии и биологии. Тогда встаёт вопрос, зачем людям для существования вообще нужно своё Я, своя воля, чувства, мысли и т.д. Такая редуцированная парадигма с как бы научной точностью проводит в жизнь принципы «традиционной медицины»: она классифицирует разные формы проявления «болезней» на основе «симптомов» и даёт им всем имена. Иногда это имя первооткрывателя «картины заболевания» (например, болезнь Бехтерева). Часто это слова из латыни или греческого — например, «мигрень», что по-гречески значит «половина черепа». Эти, как правило, малопонятные и трудновыговариваемые названия болезней производят впечатление на профанов в медицине и создают дистанцию между человеком и его телом. Медицина такого типа мало занимается конкретными условиями жизни «больных». Возможные политические, экономические и межчеловеческие причины «болезней» она в своих выводах практически не учитывает. Поэтому традиционная медицина часто считает причины болезней «генетически обусловленными». То есть причина болезней человека находится в его генах, в нём самом. А поскольку с «генами» в теле ничего особенно не поделаешь, медицинские лечебные процедуры означают, как правило, работу с симптомами. Эти процедуры представляют собой попытку отделить больного человека от его болезни, что может означать даже уничтожение отдельных частей тела ради выздоровления — с помощью медикаментов, облучения или операций. Последствия такого мышления стали мне ясны, когда я работал с женщиной, у которой был такой запрос: «Я хочу деактивировать свой вирус простого герпеса». Однако выяснилось, что вирус был её ранней детской частью, а также представлял её мать, которая постоянно пыталась контролировать дочь. Её лечение состояло не в том, чтобы деактивировать саму себя, а в том, чтобы активировать свою отключённую травмированную часть и наконец начать жить свободно. Только так она может успокоить агрессивную мать в своей внутренней системе. Внутренняя борьба против матери бесперспективна и приводит к ещё большему стрессу. В традиционной медицине человека называют «вылеченным», когда он избавляется от симптома, который более или менее случайно оказался в центре внимания медицинских усилий. Поскольку это часто не удаётся, то целью медицинской помощи становится сведение уровня симптомов к минимуму — с тем риском, что в результате «побочного» действия лечения возникнут новые симптомы и этому лечению не будет конца. Такими мерами нельзя дать человеку здоровье. Они могут обеспечить более или менее успешное функционирование и выживание — несмотря на сохраняющиеся травмы в организме. Медицина такого типа сама является стратегией выживания.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.005 с.) |