Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неотложные меры и стратегическое управление
На начальном этапе решаются неотложные проблемы промышленного развития: создается правовая основа для реализации промышленной политики в долгосрочной перспективе, запускаются механизмы преодоления накопившихся диспропорций, создаются предпосылки промышленного развития на уровне как общегосударственном, так и конкретной отрасли и предприятия, формируются основы государственно-управленческого инструментария управления и стимулирования промышленного развития. В течение 2004–2005 гг. необходимы разработка и принятие трех системных федеральных законов («О стимулировании финансирования реального сектора», «О промышленном развитии», «О государственном внебюджетном ссудном фонде промышленности») а также ряда указов президента и постановлений правительства, которые необходимы до принятия соответствующих федеральных законов и для их последующей реализации (Приложение 3.2.). После конституирования Министерства экономического развития в новом статусе оно на основе настоящей разработки формирует и представляет на утверждение президенту долгосрочную программу промышленного развития России, перечень приоритетных отраслей промышленности и систему мер по их развитию, прежде всего находящихся в компетенции исполнительной власти. Принимается постановление правительства о новой методике переоценки основных фондов и дополнения в постановление правительства о механизме ускоренной амортизации для приоритетных отраслей промышленности. Срок, необходимый для доработки и внесения перечисленных федеральных законов, составляет около года. Разработка и внесение законов может проходить через правительство, а также через депутатов Государственной Думы. Наиболее важные законы, видимо, могли бы быть внесены Президентом Российской Федерации. В дальнейшем завершается формирование правовой основы промышленной политики. Необходимо принятие девяти пакетов нормативных правовых актов, объединенных по предмету правового регулирования: «Стимулирование инвестиций»; «Интеллектуальная собственность»; «Развитие науки и техники»; «Градообразующие предприятия»; «Государственный заказ»; «Внешнеторговая деятельность»; «Промышленная интеграция»; «Банкротство»; «Бизнес–власть».
Они должны развить положения законов, принятых на первом этапе, особенно нормы, имеющие рамочный характер, а также совершенствовать законодательство в некоторых сферах с целью устранения пробелов и замены устаревших норм. Итогом реализации второго этапа будет создание стабильной нормативно-правовой основы регулирования промышленного развития на долгосрочную перспективу (10–15 лет), учитывающей вместе с этим необходимость управленческого маневра и тенденции развития. Пакет 1. «Стимулирование инвестиций». Задачей данного пакета нормативных правовых актов является совершенствование правового регулирования инвестиционной деятельности с целью создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую промышленность. Для этого необходимо принятие федерального закона «Об инвестиционной деятельности». Предмет данного закона составляют следующие вопросы: определение целей и приоритетов инвестиционной деятельности, формы и механизмы осуществления инвестиций, источники инвестиций, в том числе федеральный бюджет, положения о процедуре формирования инвестиционной программы федерального бюджета, меры поощрения инвестиционной деятельности, в том числе амнистия капитала, ограничения и ответственность при осуществлении инвестиционной деятельности. Принятие закона потребует внесения изменений в действующее законодательство, в том числе в федеральные законы «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях», «О негосударственных пенсионных фондах», а также изменений в КоАП и УК РФ в части закрепления амнистии капитала. Для реализации закона требуется принятие постановления правительства, регламентирующего особый порядок предоставления инвестиционных налоговых кредитов предприятиям приоритетных отраслей промышленности, а также постановления правительства, определяющего процедурные вопросы, связанные с амнистией капитала. Пакет 2. «Интеллектуальная собственность». Задача данного пакета нормативных правовых актов заключается в стимулировании предприятий к закупке и использованию объектов интеллектуальной собственности и других инновационных нововведений, в повышении заинтересованности в производстве конкурентоспособной продукции на базе использования инновационных нововведений, в укреплении правовых гарантий интеллектуальной собственности. Для этого необходимо внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс в части снижения ставок НДС на приобретаемые объекты интеллектуальной собственности, дифференциации налога на прибыль от реализации наукоемкой продукции. Пересмотреть пакет на имущество с объектов интеллектуальной собственности, препятствующий введению в финансово-хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности. Требуются изменения в федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» в части расширения возможностей аккредитации научных организаций, а также в федеральном законе «О бухгалтерском учете» в части формирования себестоимости, ведения учета нематериальных активов по рыночной стоимости. Для повышения уровня правовой защиты объектов интеллектуальной собственности нужны изменения в УК РФ и КоАП РФ в части усиления ответственности за нарушения в сфере интеллектуальной собственности. Кроме того, потребуется принятие нового «Положения о вовлечении в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и инноваций», утверждаемого Правительством РФ, а также иных правительственных решений, отраслевых стандартов, руководящих и методических материалов по коммерциализации инноваций, технологическому аудиту.
Пакет 3. «Развитие науки и техники». Данный пакет направлен на совершенствование законодательного регулирования научно-технической деятельности, создание новых организационных и экономических условий для их опережающего развития. Основу данного пакета составляет федеральный закон «О зонах научно-технического прогресса», который регулирует следующие вопросы: создание зон НТП, определение их статуса, ресурсов, целей и механизмов функционирования, порядок введения в оборот продукции зон НТП, социально-экономические и иные вопросы их функционирования. Закон дополняет государственный инструментарий стимулирования промышленного развития, закладывает организационные и экономические основы опережающего развития науки и техники в интересах промышленного развития и технологического обновления. Законом предусмотрены изменения в действующее законодательство, в частности, в законы «О науке и государственной научно-технической политике», «О наукоградах», а также в Налоговый кодекс РФ. Реализация закона потребует принятия ряда распорядительных актов на правительственном уровне. Пакет 4. «Градообразующие предприятия». Решению ряда социально-экономических проблем, связанных с функционированием крупных градообразующих предприятий, должен служить федеральный закон «О градообразующем предприятии». Закон определяет специфику и критерии градообразующих предприятий, особенности их функционирования, специфику взаимоотношений с органами местного самоуправления. Закон решает проблемы оптимального баланса экономических и социальных вопросов при функционировании градообразующих предприятий, особенно в период осуществления структурной перестройки промышленности и финансового оздоровления предприятий.
Закон вносит изменения в действующее законодательство, в том числе в законы «О закрытом административно-территориальном образовании», «О статусе наукограда», а также в Налоговый кодекс. Пакет 5. «Государственный заказ». Данный пакет законов нацелен на повышение эффективности применения такого важного инструмента стимулирования промышленного развития, как государственный заказ. Пакет состоит из закона «О внесении изменений и дополнений в законодательство о закупках и поставках для государственных нужд». Закон содержит нормы, обусловливающие государственный заказ в приоритетных отраслях промышленности целями промышленного развития, а также нормы, способствующие повышению прозрачности проведения конкурсов на поставки для государственных нужд (привлечение к участию представителей общественности, технология «обратного аукциона и т.д.). Регламентации подлежат также отношения по поставкам продукции в рамках северного завоза. Закон вносит изменения в законы «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», «О государственном оборонном заказе», «О конкурсах на размещение заказов для государственных нужд». Для реализации положений закона требуется внесение соответствующих изменений и на подзаконном уровне. Пакет 6. «Внешнеторговая деятельность». Законодательство о внешнеторговой деятельности требует совершенствования в целях реализации промышленной политики. Необходимо внесение изменений в действующие законодательные акты для совершенствования механизмов обеспечения конкуренции в данной сфере, а также для защиты приоритетных отраслей российской промышленности в течение переходного периода. Для этого необходимо изменить и дополнить законы «О внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите интересов РФ при осуществлении внешней торговли», а также Таможенный кодекс. Указанные изменения реализуются в рамках закона «О внесении изменений и дополнений в законодательство о внешнеторговой деятельности». Отдельного законодательного регулирования требует государственная поддержка экспорта высокотехнологичных товаров для изменения структуры российского экспорта. Эти проблемы решает закон «О государственной поддержке экспорта», который устанавливает цели и способы государственной поддержки экспорта продукции приоритетных отраслей российской промышленности.
Для реализации указанных законов необходимо принятие ряда подзаконных актов, в том числе постановления правительства по применению защитных мер (об упрощении порядка проведения расследований при обращении в Правительство РФ с ходатайством о введении защитных мер), постановлений правительства об утверждении ставок защитных пошлин. Также требуется указ президента об учреждении системы государственно-частных консорциумов по импортозамещению. Пакет 7. «Промышленная интеграция». Для совершенствования законодательного регулирования процессов интеграции в российской промышленности необходимы разработка и принятие закона «О промышленной интеграции». Он содержит основные требования и условия интеграции в промышленности, стимулирует элементы сетевой экономики, вводит институт холдинга, создает благоприятные условия для существования оптимальных с точки зрения промышленного развития интегрированных промышленных структур с учетом требований антимонопольного законодательства и инновационной модели развития. Закон вносит изменения в федеральные законы «О финансово-промышленных группах», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью». Пакет 8. «Банкротство». В целях реализации мероприятий по структурной перестройке и финансовому оздоровлению промышленных предприятий необходимо внесение изменений и дополнений в закон «О банкротстве» для устранения выявленных в ходе его правоприменения недостатков, повышения прозрачности и пресечения злоупотреблений в процедурах банкротства, направления процедур на санацию, а не на захват и передел собственности. Пакет 9. «Бизнес–власть». В рамках данного блока должны быть приняты несколько законов, направленных на совершенствование механизмов взаимодействия бизнеса (промышленности) и государства в целях повышения чувствительности государственного управления и промышленной политики к реальным проблемам, снижения злоупотреблений в сфере государственного управления. Эти нормы содержатся в законах «О лоббировании», «Об административных процедурах», об изменениях в законах «О торгово-промышленных палатах», «Об основах государственной службы», Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях. Для реализации законов необходимо принятие ряда постановлений правительства, конституирующих участие представителей промышленности в процедурах формирования программ развития и федеральных целевых программ и контроле за их исполнением, а также в процедурах формирования и обсуждения основных решений в сфере промышленности. Пакеты нормативных правовых актов в рамках реализации второго этапа разрабатываются и вносятся в Государственную Думу параллельно с целью ускорения и координации процедур их принятия.
Окончательная доработка проектов нормативных правовых актов, их экспертное сопровождение в процедурах принятия является довольно трудоемким процессом. Примерные трудозатраты на окончательную доработку всего пакета, необходимого для реализации первого этапа, составляют 53 чел. х мес., второго этапа – 71 чел. х мес. Выполнение такой работы силами только государственных органов с учетом поставленных сроков практически невозможно. Поэтому к участию в разработке должны привлекаться специализированные исследовательские институты, экспертные организации, представители промышленных предприятий и их объединений, имеющие опыт нормотворческой деятельности. Работы должны осуществляться в тесном взаимодействии с государственными органами исполнительной и законодательной власти на скоординированной основе. Учитывая перечисленные факторы, должна быть организована работа по управлению и координации усилий по разработке нормативно-правовых решений, их согласованию и планированию процедур принятия для сохранения системности общих усилий. Реальные позиции для содействия данной работе со стороны негосударственных участников имеет ТПП РФ. В ТПП РФ входят практически все промышленные отраслевые союзы и ассоциации, она имеет отделения в субъектах Российской Федерации и за рубежом и обладает мощным механизмом экспертной поддержки – начиная от департамента, занимающегося законотворческой деятельностью, и заканчивая развитой системой комитетов палаты, профильным промышленным комитетом. Важно, что ТПП РФ представлена руководителями не только крупного, но и среднего и малого бизнеса, а также руководителями регионов и политиками – депутатами Государственной Думы, обладающими правом законодательной инициативы.
|