Неотложные меры и стратегическое управление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неотложные меры и стратегическое управление



На начальном этапе решаются неотложные проблемы промышленного развития: создается правовая основа для реализации промышленной политики в долгосрочной перспективе, запускаются механизмы преодоления накопившихся диспропорций, создаются предпосылки промышленного развития на уровне как общегосударственном, так и конкретной отрасли и предприятия, формируются основы государственно-управленческого инструментария управления и стимулирования промышленного развития. В течение 2004–2005 гг. необходимы разработка и принятие трех системных федеральных законов («О стимулировании финансирования реального сектора», «О промышленном развитии», «О государственном внебюджетном ссудном фонде промышленности») а также ряда указов президента и постановлений правительства, которые необходимы до принятия соответствующих федеральных законов и для их последующей реализации (Приложение 3.2.).

  После конституирования Министерства экономического развития в новом статусе оно на основе настоящей разработки формирует и представляет на утверждение президенту долгосрочную программу промышленного развития России, перечень приоритетных отраслей промышленности и систему мер по их развитию, прежде всего находящихся в компетенции исполнительной власти. Принимается постановление правительства о новой методике переоценки основных фондов и дополнения в постановление правительства о механизме ускоренной амортизации для приоритетных отраслей промышленности.

Срок, необходимый для доработки и внесения перечисленных федеральных законов, составляет около года. Разработка и внесение законов может проходить через правительство, а также через депутатов Государственной Думы. Наиболее важные законы, видимо, могли бы быть внесены Президентом Российской Федерации.

В дальнейшем завершается формирование правовой основы промышленной политики. Необходимо принятие девяти пакетов нормативных правовых актов, объединенных по предмету правового регулирования: «Стимулирование инвестиций»; «Интеллектуальная собственность»; «Развитие науки и техники»; «Градообразующие предприятия»; «Государственный заказ»; «Внешнеторговая деятельность»; «Промышленная интеграция»; «Банкротство»; «Бизнес–власть».

Они должны развить положения законов, принятых на первом этапе, особенно нормы, имеющие рамочный характер, а также совершенствовать законодательство в некоторых сферах с целью устранения пробелов и замены устаревших норм. Итогом реализации второго этапа будет создание стабильной нормативно-правовой основы регулирования промышленного развития на долгосрочную перспективу (10–15 лет), учитывающей вместе с этим необходимость управленческого маневра и тенденции развития.

Пакет 1. «Стимулирование инвестиций». Задачей данного пакета нормативных правовых актов является совершенствование правового регулирования инвестиционной деятельности с целью создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую промышленность. Для этого необходимо принятие федерального закона «Об инвестиционной деятельности». Предмет данного закона составляют следующие вопросы: определение целей и приоритетов инвестиционной деятельности, формы и механизмы осуществления инвестиций, источники инвестиций, в том числе федеральный бюджет, положения о процедуре формирования инвестиционной программы федерального бюджета, меры поощрения инвестиционной деятельности, в том числе амнистия капитала, ограничения и ответственность при осуществлении инвестиционной деятельности.

Принятие закона потребует внесения изменений в действующее законодательство, в том числе в федеральные законы «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях», «О негосударственных пенсионных фондах», а также изменений в КоАП и УК РФ в части закрепления амнистии капитала.

Для реализации закона требуется принятие постановления правительства, регламентирующего особый порядок предоставления инвестиционных налоговых кредитов предприятиям приоритетных отраслей промышленности, а также постановления правительства, определяющего процедурные вопросы, связанные с амнистией капитала.

Пакет 2. «Интеллектуальная собственность». Задача данного пакета нормативных правовых актов заключается в стимулировании предприятий к закупке и использованию объектов интеллектуальной собственности и других инновационных нововведений, в повышении заинтересованности в производстве конкурентоспособной продукции на базе использования инновационных нововведений, в укреплении правовых гарантий интеллектуальной собственности. Для этого необходимо внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс в части снижения ставок НДС на приобретаемые объекты интеллектуальной собственности, дифференциации налога на прибыль от реализации наукоемкой продукции. Пересмотреть пакет на имущество с объектов интеллектуальной собственности, препятствующий введению в финансово-хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности. Требуются изменения в федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» в части расширения возможностей аккредитации научных организаций, а также в федеральном законе «О бухгалтерском учете» в части формирования себестоимости, ведения учета нематериальных активов по рыночной стоимости. Для повышения уровня правовой защиты объектов интеллектуальной собственности нужны изменения в УК РФ и КоАП РФ в части усиления ответственности за нарушения в сфере интеллектуальной собственности. Кроме того, потребуется принятие нового «Положения о вовлечении в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и инноваций», утверждаемого Правительством РФ, а также иных правительственных решений, отраслевых стандартов, руководящих и методических материалов по коммерциализации инноваций, технологическому аудиту.

Пакет 3. «Развитие науки и техники». Данный пакет направлен на совершенствование законодательного регулирования научно-технической деятельности, создание новых организационных и экономических условий для их опережающего развития. Основу данного пакета составляет федеральный закон «О зонах научно-технического прогресса», который регулирует следующие вопросы: создание зон НТП, определение их статуса, ресурсов, целей и механизмов функционирования, порядок введения в оборот продукции зон НТП, социально-экономические и иные вопросы их функционирования. Закон дополняет государственный инструментарий стимулирования промышленного развития, закладывает организационные и экономические основы опережающего развития науки и техники в интересах промышленного развития и технологического обновления.

Законом предусмотрены изменения в действующее законодательство, в частности, в законы «О науке и государственной научно-технической политике», «О наукоградах», а также в Налоговый кодекс РФ.

Реализация закона потребует принятия ряда распорядительных актов на правительственном уровне.

Пакет 4. «Градообразующие предприятия». Решению ряда социально-экономических проблем, связанных с функционированием крупных градообразующих предприятий, должен служить федеральный закон «О градообразующем предприятии». Закон определяет специфику и критерии градообразующих предприятий, особенности их функционирования, специфику взаимоотношений с органами местного самоуправления. Закон решает проблемы оптимального баланса экономических и социальных вопросов при функционировании градообразующих предприятий, особенно в период осуществления структурной перестройки промышленности и финансового оздоровления предприятий.

Закон вносит изменения в действующее законодательство, в том числе в законы «О закрытом административно-территориальном образовании», «О статусе наукограда», а также в Налоговый кодекс.

Пакет 5. «Государственный заказ». Данный пакет законов нацелен на повышение эффективности применения такого важного инструмента стимулирования промышленного развития, как государственный заказ. Пакет состоит из закона «О внесении изменений и дополнений в законодательство о закупках и поставках для государственных нужд». Закон содержит нормы, обусловливающие государственный заказ в приоритетных отраслях промышленности целями промышленного развития, а также нормы, способствующие повышению прозрачности проведения конкурсов на поставки для государственных нужд (привлечение к участию представителей общественности, технология «обратного аукциона и т.д.). Регламентации подлежат также отношения по поставкам продукции в рамках северного завоза. Закон вносит изменения в законы «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», «О государственном оборонном заказе», «О конкурсах на размещение заказов для государственных нужд». Для реализации положений закона требуется внесение соответствующих изменений и на подзаконном уровне.

Пакет 6. «Внешнеторговая деятельность». Законодательство о внешнеторговой деятельности требует совершенствования в целях реализации промышленной политики. Необходимо внесение изменений в действующие законодательные акты для совершенствования механизмов обеспечения конкуренции в данной сфере, а также для защиты приоритетных отраслей российской промышленности в течение переходного периода. Для этого необходимо изменить и дополнить законы «О внешнеторговой деятельности», «О мерах по защите интересов РФ при осуществлении внешней торговли», а также Таможенный кодекс. Указанные изменения реализуются в рамках закона «О внесении изменений и дополнений в законодательство о внешнеторговой деятельности». Отдельного законодательного регулирования требует государственная поддержка экспорта высокотехнологичных товаров для изменения структуры российского экспорта. Эти проблемы решает закон «О государственной поддержке экспорта», который устанавливает цели и способы государственной поддержки экспорта продукции приоритетных отраслей российской промышленности.

Для реализации указанных законов необходимо принятие ряда подзаконных актов, в том числе постановления правительства по применению защитных мер (об упрощении порядка проведения расследований при обращении в Правительство РФ с ходатайством о введении защитных мер), постановлений правительства об утверждении ставок защитных пошлин. Также требуется указ президента об учреждении системы государственно-частных консорциумов по импортозамещению.

Пакет 7. «Промышленная интеграция». Для совершенствования законодательного регулирования процессов интеграции в российской промышленности необходимы разработка и принятие закона «О промышленной интеграции». Он содержит основные требования и условия интеграции в промышленности, стимулирует элементы сетевой экономики, вводит институт холдинга, создает благоприятные условия для существования оптимальных с точки зрения промышленного развития интегрированных промышленных структур с учетом требований антимонопольного законодательства и инновационной модели развития. Закон вносит изменения в федеральные законы «О финансово-промышленных группах», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Пакет 8. «Банкротство». В целях реализации мероприятий по структурной перестройке и финансовому оздоровлению промышленных предприятий необходимо внесение изменений и дополнений в закон «О банкротстве» для устранения выявленных в ходе его правоприменения недостатков, повышения прозрачности и пресечения злоупотреблений в процедурах банкротства, направления процедур на санацию, а не на захват и передел собственности.

Пакет 9. «Бизнес–власть». В рамках данного блока должны быть приняты несколько законов, направленных на совершенствование механизмов взаимодействия бизнеса (промышленности) и государства в целях повышения чувствительности государственного управления и промышленной политики к реальным проблемам, снижения злоупотреблений в сфере государственного управления. Эти нормы содержатся в законах «О лоббировании», «Об административных процедурах», об изменениях в законах «О торгово-промышленных палатах», «Об основах государственной службы», Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях.

Для реализации законов необходимо принятие ряда постановлений правительства, конституирующих участие представителей промышленности в процедурах формирования программ развития и федеральных целевых программ и контроле за их исполнением, а также в процедурах формирования и обсуждения основных решений в сфере промышленности.

Пакеты нормативных правовых актов в рамках реализации второго этапа разрабатываются и вносятся в Государственную Думу параллельно с целью ускорения и координации процедур их принятия.

Окончательная доработка проектов нормативных правовых актов, их экспертное сопровождение в процедурах принятия является довольно трудоемким процессом. Примерные трудозатраты на окончательную доработку всего пакета, необходимого для реализации первого этапа, составляют 53 чел. х мес., второго этапа – 71 чел. х мес. Выполнение такой работы силами только государственных органов с учетом поставленных сроков практически невозможно. Поэтому к участию в разработке должны привлекаться специализированные исследовательские институты, экспертные организации, представители промышленных предприятий и их объединений, имеющие опыт нормотворческой деятельности. Работы должны осуществляться в тесном взаимодействии с государственными органами исполнительной и законодательной власти на скоординированной основе. Учитывая перечисленные факторы, должна быть организована работа по управлению и координации усилий по разработке нормативно-правовых решений, их согласованию и планированию процедур принятия для сохранения системности общих усилий.   

Реальные позиции для содействия данной работе со стороны негосударственных участников имеет ТПП РФ. В ТПП РФ входят практически все промышленные отраслевые союзы и ассоциации, она имеет отделения в субъектах Российской Федерации и за рубежом и обладает мощным механизмом экспертной поддержки – начиная от департамента, занимающегося законотворческой деятельностью, и заканчивая развитой системой комитетов палаты, профильным промышленным комитетом. Важно, что ТПП РФ представлена руководителями не только крупного, но и среднего и малого бизнеса, а также руководителями регионов и политиками – депутатами Государственной Думы, обладающими правом законодательной инициативы.

        


4.2. ПРОБЛЕМНО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.012 с.)