Б2.О.02(У) «Технологическая (проектно-технологическая) практика» является обязательным видом учебной работы магистранта, входит в обязательную часть по направлению подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» профиль: «Логопедическое образование».
Учебной практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин обязательной части («Инновационные технологии в образовании») и части, формируемой участниками образовательных отношений («Управление проектами», «Современные информационнокоммуникационные технологии в научных исследованиях» «Инновационные технологии в образовании»), а также дисциплин, относящихся к части, формируемой участниками образовательных отношений («Современные логопедические технологии», «Дифференциальная диагностика речевых нарушений и сходных состояний»).
Прохождение учебной технологической (проектно-технологической) практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин: «Проектирование и реализация программ комплексной помощи детям со сложной структурой дефекта», «Проектирование образовательных программ», и прохождения практик всех видов (производственной и научно-исследовательской), а также для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы магистранта.
Планируемые результаты обучения
Компетенция
| Индикаторы достижения (в соответствии с разделом 7 общей характеристики ОП ВО)
|
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
| Знать:
- способы выявления проблемных ситуаций в процессе анализа проблемы, определения этапов ее разрешения с учетом вариативных контекстов;
Уметь:
- находить, критически анализировать и выбирать информацию, необходимую для выработки стратегии действий по разрешению проблемной ситуации;
- рассматривать различные варианты решения
проблемной ситуации на основе системного подхода, оценивать их преимущества и риски;
Владеть:
- способами грамотного, логичного, аргументированного формулирования собственных суждений и оценок;
- способами предложения стратегий действий;
- способами определения и оценки практических последствий реализации действий по разрешению проблемной ситуации.
|
УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
| нать:
- технологии эффективного использования стратегий сотрудничества для достижения поставленной цели;
- технологии определения роли каждого участника в команде;
Уметь:
- устанавливать разные виды коммуникации (устную, письменную, вербальную, невербальную, реальную, виртуальную, межличностную и др.) для руководства командой и достижения поставленной цели;
- демонстрировать понимание результатов (последствий) личных действий и планировать последовательность шагов для достижения поставленной цели, контролировать их выполнение;
Владеть:
- способами учитывания в совместной деятельности особенностей поведения и общения разных людей;
- способами эффективного взаимодействия с членами команды, в т.ч. участие в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды;
- способами соблюдения этических норм взаимодействия.
|
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
| Знать:
- методы применения рефлексивных методов в процессе оценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.), используемых для решения задач самоорганизации и саморазвития;
Уметь:
- определять приоритеты собственной деятельности, выстраивать планы их достижения;
- демонстрировать интерес к учебе и использовать предоставляемые возможности для приобретения новых знаний и навыков с целью совершенствования своей деятельности;
Владеть:
- технологиями формулировки целей собственной деятельности, определения путей их достижения с учетом ресурсов, условий, средств, временной перспективы развития деятельности и планируемых результатов;
- критическим оцениванием эффективности использования времени и других ресурсов для совершенствования своей деятельности.
|
ОПК-2 Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
| Знать:
- содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования АООП;
- особенности развития обучающихся, их образовательные потребности, теорию и практику психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации разных групп лиц с ОВЗ и инвалидов;
- структуру АООП и требования к проектированию ее компонентов;
- требования к научно-методическому обеспечению реализации АООП;
Уметь:
- учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организован образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;
- методы оценки реабилитационного потенциала лиц с ОВЗ;
- проектировать отдельные структурные компоненты АООП;
- разрабатывать элементы научно-методического обеспечения реализации АООП;
Владеть:
- умением учитывать при проектировании АООП различные условия, в которых организованы образовательный, коррекционно-развивающий и реабилитационные процессы;
- технологией разработки и реализации разных компонентов АООП;
- технологией разработки элементов научно-методического обеспечения реализации АООП.
|
ПК-1 Способен проектировать и провести научное исследование проблемы в профессиональной области с использованием современных методов исследования, подготовить и представить квалификационную
работу
| Знать:
-методологию психолого-педагогического исследования в изучаемой области научного знания;
- способы сбора, оформления и интерпретации
экспериментальных данных;
- требования к написанию и оформлению научных текстов;
Уметь:
- проектировать программы исследования в рамках выбранной проблематики;
- определять методы теоретического и экспериментального исследования научной проблемы;
- планировать и проводить экспериментальное исследование;
- использовать разные способы сбора, обработки и интерпретации данных, полученных в ходе теоретического анализа научной проблемы и экспериментальным путем;
- оформлять анализировать, обобщать и представлять полученные результаты исследования научной проблемы в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- использовать в процессе исследовательской деятельности информационные технологии;
- создавать и оформлять научный текст.
Владеть:
- умением проектировать программу исследования научной проблемы;
- методами проведения экспериментального исследования;
- способами интерпретации, обобщения и представления экспериментальных данных;
- умением создавать и оформлять связный научный текст.
|
ПК-4 Способен создавать
методическое обеспечение проектирования и реализации коррекционно-развивающего
и реабилитационного
процесса
| Знать:
- особенности и требования к методическому оснащению образовательного, коррекционно-развивающего и реабилитационного процессов,
психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи, критерии его оценки;
- содержание и организацию методической деятельности педагога и психолога в организациях, реализующих АООП общего образования обучающихся с нарушениями речи, в организациях, осуществляющих психолого-педагогическую и социокультурную реабилитацию лиц с нарушениями речи;
Уметь:
- анализировать и оценивать методическое оснащение образовательного и коррекционно-развивающего процесса с участием обучающихся с нарушениями речи;
- разрабатывать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями речи в рамках реализации АООП;
- оказывать помощь лицам с нарушениями речи в организации реабилитационной среды, преодолении социально-психологических барьеров в процессе социального взаимодействия и адаптации к техническим средствам реабилитации;
- разрабатывать индивидуальные маршруты психолого-педагогической и социокультурной
реабилитации;
Владеть:
- умением создавать основные элементы методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения образования и реабилитации лиц с нарушениями речи.
|
Тип практики
Тип учебной практики: технологическая (проектно-технологическая) практика.
Способ проведения: стационарная, выездная.
Форма проведения учебной практики: дискретно
Место проведения практики
(Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми университет имеет заключенные договоры).
Базой проведения учебной практики являются организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Перечень организаций, предприятий, учреждений, с которыми университет имеет заключенные договоры:
СОГБОУ «Центр диагностики и консультирования», г. Смоленск
ОГБОУ Центр образования и развития «Особый ребенок», г. Смоленск
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
МБДОУ "Детский сад № 1 «Смоляночка» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 29 «Стриж» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 51 «Росинка» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 62 «Каравай» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» города Смоленска
МБДОУ"Детский сад № 67 «Виктория» города Смоленска
МБДОУ "Детский сад № 72 «Колокольчик» города Смоленска
МБОУ СШ № 6 г. Смоленска
МБОУ СШ №17 г. Смоленска
МБОУ СШ №25 г. Смоленска
МБОУ СШ № 39 г. Смоленска
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
–наличие в образовательных учреждениях специалистов, обладающих высоким профессиональным уровнем;
– наличие и оснащение логопедического кабинета;
– уровень оснащенности учебной литературой;
–наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);
– наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.
Учебная (технологическая (проектно-технологическая)) практика проводится на 2 курсе в 3 семестре.
Этапы прохождения практики