Наиболее очевидные «нулевые» заголовки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее очевидные «нулевые» заголовки



В газетах Могилевской области

Сохраняя традиции (Бабруйскае жыццё, 05.07.2018)

Самореализация молодёжи

Дело важное и ответственное (Веснік Магілёва, 22.08.2018)

Ассорт имент продуктов

Туристическая поездка (Веснік Чэрыкаўшчыны, 29.09.2018)

Подведены итоги (Іскра, 21.07.2018)

С целью повышен ия качества обеспечения жизнедеятельности

населения (Кіравец 28.08.2018)

Форма прод вижения

Не попасть в ловушку (Днепровская неделя, 31.10.2018)

Создать достойные услов ия (Кричевская Жизнь, 11.07.2018)

Г имназия как коллектив и учреждение (Радзіма, 28.08.2018)

Ю билейный слет (Родная ніва, 11.07.2018)

В об щем деле – успех для каждого (Трыбуна працы, 04.08.2018)

Яркие краски праздника (Чырвоны сцяг, 11.07.2018)

Нужно закатать рукава и сделать то, что нужно сделать (Шлях

Кастрычніка, 08.08.2018)

В рамках празднования (Магілёўскія ведамасці, 30.10.2018)

 

Никто не спорит, что полностью избавиться от «нулевых» заголовков сложно. Но способы есть.

Примите корпоративные стандарты, договорившись, например, что для всех информационных жанров (особенно для «оперативок») газета будет использовать только конкретные, полноинформативные заголовки, сообщающие о факте, действии и действующем лице, в основном через глаголы и существительные – хедлайны.

Хедлайн можно использовать как замену традиционному назывному заголовку – его применение сможет избавить вас от риска появления «нулевых» заголовков и заголовков-штампов: если вы не описываете новость двумя или тремя словами, а просто кратко формулируете ее в виде стройного утверждения, то повториться или написать что-то неактуальное, надоевшее, не из нашей эпохи будет просто невозможно.

Использование модели полноинформативного глагольного заголовка снизит вероятность того, что из номера в номер газета будет выходить с повторяющимися и ни к чему не привязанными названиями. Например, заголовок «Только общими усилиями» и не пытается объяснить, к чему будут приложены усилия, кто и зачем собирается их прилагать…

 

Анекдот

Читатель: О каких усилиях идёт речь?

Журналист: Об общих, конечно! Даже больше скажу: только об

общих!

 

Совет

Используйте подзаголовки. Подзаголовок (часто – в паре с лидом) детализирует и расширяет основное название материала, и создается для эффекта «плавного погружения» в текст.

 

Заголовок Бедные наши
Подзаголовок Портрет уязвимого населения страны
Лид В стране снова наметился рост числа малообеспеченного населения. По официальной статистике, в 2016 году оно составило 5,7% числа общей численности, или 541, 5 тысячи человек.

Источник: Аргументы и факты в Белоруссии (01.08.2017)

 

Хороший подзаголовок это не то, от чего можно избавиться за ненадобностью. Чем совершеннее система навигации по публикации, чем эффективнее расставлены в ней смысловые акценты и маркеры, тем легче читателю ориентироваться. Иногда подзаголовок может «исправить» откровенно неудачное название материала (например, «нулевое»). (В таких случаях он обычно принимает на себя большую информационную нагрузку и даже может заменить собой лид.)

 

Заголовок Только общими усилиями
Подзаголовок Райисполком внедряет практику раздельного сбора мусора на селе, в садовых товариществах и гаражных кооперативах

 

Случается, заголовок, придуманный журналистом, слишком широко заявляет тему материала. Пример этому – заметка из одной районной газеты. Сообщается, что Комитет госконтроля области провел проверку и выяснил: «в 6 районах из 17 допущено снижение производства крупного рогатого скота», «ухудшилась ситуация с продуктивностью коров». Перечисляются серьезные проблемы: «недостаток кормов», «корма ненадлежащего качества», «нарушения технологического регламента заготовки» и др. Газета озаглавила публикацию «Эффективность производства в животноводстве». Согласитесь, не очень удачно. Тянет, как минимум, на название вузовского учебника или научной монографии. Будто автор изложит сейчас все, что известно науке об «эффективном производстве в животноводстве», и поведает миру, какие существуют критерии оценки этой эффективности. Налицо речевая избыточность: «эффективное производство в животноводстве» можно заменить более лаконичным «эффективным животноводством» без каких-либо содержательных потерь. Но все это придирки в сравнении с тем, что в материале говорится вовсе не об эффективности, а о не эффективности. Заголовок будто вводит нас в заблуждение... Конечно, предложенное название можно было бы заменить хедлайном. Но допускаем, что такая модель покажется районной газете не вписывающейся в привычный стиль: в редакции сложилась совсем другая традиция. Мы-то понимаем, что хедлайн типа «Комитет госконтроля выявил проблемы областного животноводства» и придумать совсем не сложно, и он при этом куда корректнее предыдущего заголовка «с эффективностью». Тем не менее аргументы не в пользу полноинформативной модели названия консервативные сотрудники находят очень быстро: «слишком длинно – трудно верстать», «зачем все сразу рассказывать – нет интриги», «трудно выделить один важный факт – тут все важно» и др. Пожалуй, в случаях, когда заголовки, подобные тому, что в примере, все же избираются как предпочтительные, не стоит пренебрегать подзаголовками, которые смогут вернуть смысловые акценты на круги своя.

 

Заголовок Эффективность производства в животноводстве
Подзаголовок Комитет госконтроля выяснил, почему она снизилась

 

Но заголовкам-штампам уже ничем не поможешь. Чем они так плохи? Тем, что чаще всего представляют собой наскучившую, затасканную, «стертую» метафору. Вспомните, как однажды учительница в школе впервые произнесла: «Как много желающих ответить! Надо же, лес рук!». Наверное, тогда это вызвало у вас улыбку или какую-то другую реакцию – яркий образ «лес рук» заставил ваше воображение потрудиться. А через урок учительница вновь повторила эту фразу, потом еще раз, и еще раз, и еще… На двадцатое повторение шутка перестала быть остроумной. Возможно, даже начала вызывать раздражение и стала предметом насмешек: мол, опять она со своим «лесом рук». Штамп. А он в результате речевого «износа» уже не несет экспрессии, как в когда-то возникшей метафоре.

Заголовок «Праздник настоящих мужчин», который со страшной силой насаждается чуть ли не всеми известными газетами ко Дню защитников Отечества, начинает настораживать: а кто такие настоящие мужчины? Те, что посадили дерево, построили дом и родили сына? А если дочку? А если не дом, а квартиру? А кто сказал, что среди защитников Отечества нет женщин?

Каково это, читать из года в год, что «Безопасность превыше всего» и при этом замечать, что наша безопасность все время подвергается каким-то рискам: преступность, природные катаклизмы, несчастные случаи? Ведь об этом журналисты пишут каждый день. Верится после этого в «превыше всего»? Хочется, но не верится. Дежурная фраза, не более.

Потрясающий советский фильм «Офицеры» неслучайно был разобран журналистами на цитаты. Чего только стоит мудрая и эмоциональная фраза «Есть такая профессия – Родину защищать!», заимствованная из него. Ее до сих пор произносят дома, в детском саду и в школе, размещают на билбордах и плакатах с социальной рекламой, печатают на открытках. Ей называют концерты и учебные тематические встречи… А после всего этого журналист ещё и напишет в заголовке: «Есть такая профессия…». «Ну, есть», – ответит скучающий читатель.

«Патриотами быть обязаны», «Доверяй, но проверяй», «Без права на забыццё», «Никто не забыт, ничто забыто», «Живи и помни» – вечные, важные, нужные и несомненно ценные изречения. Жаль, но постепенно и они превратились в штампы, потому что набили оскомину. Из-за того, что часто за ними стоят не жизненные сюжеты и интересные люди, а типичные отчеты с протокольных мероприятий. (Да и если разместить под таким заголовком живую, поучительную, захватывающую историю, он окажется явно слабее – неужели нельзя придумать что-то более оригинальное?) Так же шаблонны и пусты заголовки «Кабы не было зимы», «Папы могут все, что угодно», «Мечта, воплотившаяся в жизнь».

Некоторые штампы, на наш взгляд, и вовсе вредны. «Спасатель – это образ жизни», «Учитель – это образ жизни», «Врач – это образ жизни»… И так по очереди со всеми профессиями, которые, между прочим, требуют высокой квалификации. Тот, кто однажды задал моду на такие заголовки, и не подозревал, что ярлык «образ жизни» можно присовокупить к любому роду занятий, даже к самому нелицеприятному. О чем говорит такой заголовок? Видимо, о том, что хотеть спасать людей – больше, чем просто выбор работы, это еще и свидетельство смелости и самоотверженности. Учителями тоже становятся особые люди. Не поспоришь. Но такое внушение может сформировать и извращенные установки. Раз врачевание – это «образ жизни», зачем усердно учиться ему – достаточно склонностей, таланта и желания. Или: э нет, я, конечно, стал бы хорошим ученым, но куда мне до их «образа жизни» – такая вот неломоносовкая логика. К чему стереотипы?

Еще один вредный заголовок-штамп – «Работа у нас такая» («Служба у них такая»). Говорят, скромность украшает. Конечно, всегда производит впечатление, когда человек, совершивший подвиг или достигший высот говорит: «Не нужно комплиментов, это мой долг, просто служба у меня такая». Одно только неясно, зачем журналист соглашается с этим, вынося такую скромную самооценку в название публикации? Вы пишете об этом пожарном, спасшем вопреки риску для жизни ребенка из огня, потому что это просто его долг? Или все-таки он сделал нечто выдающееся, не характерное даже для его коллег? Мало того, что подобные заголовки порядком надоели, они еще и приучают читателей относиться к делам штучных героев как к чему-то обыденному, присущему профессии, а не отдельным профессионалам.

 

Заголовки-штампы в газетах Могилевской области:

 

Нара щивая темпы,

Есть резервы,

Есть чему поучиться (Зямля і людзі, 01.08.2018)

Пьянству – бой! (Іскра, 21.07.2018)

Чтобы помнили

Сохраняя традиции

Главное – участ ие (Бабруйскае жыццё, 05.07.2018)

Ученье – свет (Веснік Магілёва, 22.08.2018)

Не хлебам адз іным (Зара над Друццю, 05.07.2018)

Хутчэй, вышэй, мацней (Маяк Прыдняпроўя, 08.08.2018)

Долг платежом красен

И швец, и жнец … (Чырвоны сцяг, 11.07.2018)

 

В информационных жанрах не рекомендуется использовать оценочные заголовки. Оценка обычно заключается в завуалированном или открытом комментарии журналиста по любому поводу: «Показатели тольк о улучшаются», «Паспяховы дэбют», «Вычарпальна па ўсіх пытаннях» (предложенные номинации, кстати, еще и «нулевые»). В подобных оценках, равно как и в негативных («Концерт Александра С. в Минск-Арене завершился провалом»), читатель может усмотреть предвзятость и тенденциозность. И будет прав. Если вас беспокоит ваша репутация, если вы осознаете, что не можете быть объективными, допуская подобные высказывания, то откажитесь от «жирных», бездоказательных оценок. В заголовке всю аргументацию изложить невозможно – так зачем же заранее провоцировать конфликт между вашей газетой и читателем? Он ведь может быть не согласен с тем, что показатели улучшились, как и с тем, что выступление его любимого артиста было плохим.


Лид

Проблемой региональных изданий остаётся неумение авторов правильно «входить в тему» информационных публикаций.Столкновение с трудностями, судя по всему, происходит на этапе материализации текста.

Обычно основная «нагрузка» в обозначении темы приходится на заголовок и подзаголовок. Но не менее важным элементом презентации темы выступает лид, который погружает читателя в суть новости, расставляет смысловые акценты, т.е. отвечает за «вхождение в тему».

Продемонстрируем ошибочныйспособ «вхождения в тему», наиболее типичный для «районок». Напомним, что одновременно он считается в профессиональных кругах крайне нежелательным. Читаем:

 

29 студзеня пад старшынствам Імя Прозвішча адбылося сумеснае пасяджэнне раённага выканаўчага камітэта і прэзідыума раённага Савета дэпутатаў. У яго рабоце прынялі ўдзел старшыня раённага Савета дэпутатаў Імя Прозвішча, кіраўнікі структурных падраздзяленняў райвыканкама, арганізацый, ведамстваў і ўстаноў, старшыні сельвыканкамаў. На парадку дня стаяла пытанне, якое тычылася вынікаў сацыяльна-эканамічнага развіцця Назва раёна за 2017 год.

Как считает российский медиаисследователь и практик журналистики Александр Колесниченко, такие лиды плохи тем, что «статья начинается не с того, что депутаты приняли закон, серьезным образом меняющий жизнь людей, а с того, что депутаты собрались на заседание парламента» (см. учебное пособие «Практическая журналистика», 2008 г.). В нашем случае провели совместное заседание местный исполком и совет депутатов, это дела не меняет.

Является ли доминантной темой публикации то, что это совместное заседание произошло?

Если да, то почему? Это прецедент, такого раньше не было? Читателя волнует, что представители власти встретились для того, чтобы сделать свою работу?

Если нет, то второй раз – «почему?». Почему именно этот аспект события (совместное заседание произошло) обозначен в лиде? Читаем дальше:

Як адзначыла намеснік старшыні райвыканкава Імя Прозвішча, за справаздачны перыяд удалося выканаць шэраг ключавых паказчыкаў, сярод якіх экспарт паслуг <…>, што за студзень-лістапад 2017 года склаў 114,3 працэнта да адпаведнага перыяду 2016 года пры заданні ў 104 працэнты. <…>

Далее в жанре информационного отчета излагается, по каким иным направлениям район имеет хорошие показатели. Так не об этом ли материал, не это ли является его темой?

Такой же шаблонный сценарий «вхождения в тему» – неоправданную подмену тематического лида событийным – видим и в другой газете:

29 января состоялось очередное заседание районного исполнительного комитета. Основным в повестке дня значился вопрос о выполнении прогноза социально-экономического развития Название района за 2017 год.

И еще:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.03 с.)