Алгоритм для функциональной проверки заголовка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм для функциональной проверки заголовка



1. Озвучьте коллегам придуманный заголовок. Попросите их предположить, о чем может быть размещенный под таким названием материал.

2. Перечитайте основной текст. Еще раз подумайте, что вы хотели донести читателю, в чем предназначение вашего материала, что в нем главное. Теперь снова посмотрите на заголовок – согласуется ли он с вашей задумкой?

3. Найдите аргументы в пользу вашего заголовка, ответив на вопрос «Чем он может привлечь читателя?».

4. Порассуждайте, какие ожидания могут возникнуть у аудитории после прочтения заголовка. Не преувеличиваете ли вы, не обещаете ли слишком многого? Создает ли название правильное впечатление о характере и жанре публикации? Уместна ли его образность / конкретность?

 

Четкие требования выработаны медиаэкспертами к заголовкам (хедлайнам) для публикаций информационных жанров. Названия заметок, отчетов, корреспонденций, репортажей в качественных медиа должны быть максимально ясными (для легкости и однозначности восприятия) и корректными (правдивыми, точными, беспристрастными).

Эксперты также напоминают о нежелательных для информационных жанров типах газетных заголовков. К ним относят «нулевые» заголовки, которые «окрестили» так из-за их информационной ценности, равной нулю. Смысл таких заголовков остается для читателя зашифрованным до тех пор, пока не прочитан основной текст. Совсем плохо, когда идею заголовка невозможно уловить даже после полного прочтения. «Нулевой» заголовок не указывает на опорный пункт проблематики материала. Он результат бессилия автора в ситуации, когда совершенно не выходит емко и талантливо выразить суть подготовленного материала (может, дело и в самом материале?). «Нулевая» (или «пустая») номинация может «венчать» абсолютно любой текст из определенного круга тем, не имеет никакого отношения ни к редакционному, ни к авторскому стилю, потому что не представляет никакой ценности вне контекста (а часто и в контексте) и не дает читателю ничего нового, эксклюзивного, креативного. Приведем реальные примеры, источники называть не будем[2].

 

«Под пристальным вниманием»

Под чьим вниманием, хочется спросить? Что под вниманием? Зачем под вниманием? Послушайте, ведь это даже не метафора. Обычный речевой стандарт. Как он обогащает публикацию? Вводит в курс дела, информирует, сообщает, создает настроение, интригует? Пять раз нет.

 

«Началась активная подготовка»

(Пойдем по тому же принципу.) Подготовка к чему? К ЦТ или ЕГЭ? Так и скажите: «Началась подготовка к парламентским выборам». Можно конкретизировать, указав субъекта действия: «Центризбирком начал подготовку к парламентским выборам» или «Могилёвские земледельцы начали подготовку к посевной». (Непременно активную, как же. Только это пусть лучше демонстрируют факты и цифры, «закавыченные» комментарии. В собственном тексте автору следует быть сдержаннее. Он лично что ли проверял активность подготовки? Если так, то это уже тянет на аналитику – заметкой не отделаешься. Если нет, то все же стоит спокойнее воспринимать заявления из пресс-релизов.)

 

«Торжественная церемония», «Бескорыстно помогать людям», «Создать праздничную атмосферу», «Продолжая традиции», «Подняться на новый уровень», «Сверяя цифры и факты», «Вникнуть в суть проблемы и решить» – под такие заголовки можно подверстать новость о любой торжественной церемонии, благотворительной акции или традиции, о первом попавшемся празднике, об успехах в развитии чего угодно, о всякой статистике и какой вздумается проблеме.

В качестве информационно пустых заголовков выступают крылатые выражения. Например, «Хлеб всему голова» может озаглавливать материалы на все существующие «околохлебные» (и не только) темы: о сельском хозяйстве, о правилах питания, о пекарском искусстве, о каких-то обрядах с караваем, о качестве экспортной муки…

Неудивительно, что к «нулевым» относят также заголовки, содержащие малоизвестные или неопределенные аббревиатуры: Чистой КСП!; СКПО ў дзеянні. Например, в публикации «СКПО ў дзеянні» автор даже посчитал нужным пояснить, что СКПО – это «сродкі кантролю падаткавых органаў». Но первое, что увидит читатель – странный, пугающий заголовок. И пройдёт мимо. Аббревиатура из заголовка «Чистой КСП!» может означать:

колесную самоходную пушку,

контрольно-счётную палату,

кривую спектрального пропускания,

Коста-риканскую социалистическую партию

ну и, конечно, контрольно-следовую полосу, которая подразумевалась.

Если не обратить внимание на прилагательное «чистой» к сокращению КСП, можно найти ещё множество толкований:

командир стрелкового полка,

клуб самодеятельной песни,

календарно-сетевой план,

контрольно-спасательный пункт,

коллективное сельскохозяйственное предприятие…

Если хотя бы 1% аудитории затрудняется ответить, что такое КСП или СКПО, от включения такой аббревиатуры в заголовок следует отказаться.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.005 с.)