Традиция; эстетика, экология, минимализм, будничный костюм крестьянина, лен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиция; эстетика, экология, минимализм, будничный костюм крестьянина, лен.



Современное общество живет в мире с высокой динамикой, разнообразном и изменчивом. Человек меняется вместе с ним, в данных условиях необходимо не забывать об истинной природе индивида, о смысле его существования и ценностях. Многовековые традиции создания предметов русского быта с каждым днем теряют свою актуальность для современного человека. Экономическая политика диктует свои правила, ориентированные на скорость жизненного цикла вещей, круговорот потребления и бесконечную гонку за прибылью. Данный подход коренным образом противоречит исконно русским традициям отношения к предметному миру [1]. 

На сегодняшний день не многие задумываются о подлинной ценности вещи и бережливом отношении. Однако, сбой ценностной системы в обществе – серьезная проблема, которая требует грамотного подхода к ее решению. Иван Яковлевич Билибин писал: «И нам, ревнителям искусства, остается только собрать бережно то, что осталось от прежнего народного творчества и доказать, что эти скинутые сарафаны и брошенное рукоделие ни в чем не виноваты, что не от них жилось так плохо, что народное творчество – душа народа и его сила и гордость, что оно не раз спасало и объединяло народ, когда казалось, он бывал в предсмертной агонии, что оно не есть орудие консерватизма, застоя
и регресса и что будет время, когда народ, не всей бессознательной массой,
а в лице отдельных сознательных свободных и культурных лиц вернется и скажет: «верните нам наши песни, верните нам наши узоры». Действительно, традиционный подход к ведению быта объединяет людей, укрепляет их дух и веру
в свое дело. Сегодняшнему обществу это нужно, поэтому внедрение традиционных подходов в современный уклад жизни как никогда актуален [2].

Пожалуй, самой влиятельной на сегодняшний день и вместе с тем одной из самых загрязняющих планету сфер является сфера модной индустрии. Укрепилось такое понятие как «быстрая мода», главной целью которой является получение большего количество прибыли за меньший временной промежуток, используя дешевые ресурсы на производство. Данный подход, во-первых, пагубно отразился на экологическом состоянии Земли из-за огромного количества выбросов химических веществ в атмосферу и почвы в процессе производства, во-вторых, сбил систему ценностей современного общества. Теперь вещи управляют человеком, обезличивая его, превращая в безрассудного потребителя, сметающего все, что ему предлагает рынок. Чем больше общество приобретает, тем большее количество вещей отправляется на свалку, а это еще одна глобальная проблема, с которой с каждым днем справляться все сложнее. Исходя из вышеизложенного, следует, что спасительной мерой в данной ситуации является изменение отношения к предметному миру, развитие у общества этичного, гуманного подхода к приобретению, использованию и утилизации вещей. Именно такой подход присущ традиционному русскому быту, поэтому нужно лишь оглянуться назад и вспомнить о славных умениях наших предков.

Проявление бережливости и экономичности присущи традиционному костюму русского крестьянина. Выращенное собственными руками сырье для изготовления одежды превращалось в пряжу, из которой в последствие вырабатывались домотканые полотна. Весь цикл изготовления одежды осуществлялся ручным способом. Такие изделия были надежны в использовании и долговечны. Созданные вручную вещи были весьма просты в конструктивном отношении, однако обладали высокой степенью эстетичности. Достигалось это в первую очередь с помощью декоративных элементов: одежда и аксессуары дополнялись вышивкой, украшались тесьмой, бусинами, камнями и др. Декоративное оформление традиционного костюма – отнюдь не простое украшательство,
а признак, который помогал идентифицировать масть человека, символ, выступающий в роли оберега [3].

Безусловно, замысловатое оформление нарядного традиционного костюма является предметом восхищения, однако будничный костюм русского крестьянина имеет не меньшее значение.

Традиционный будничный костюм русского крестьянина представлял собой незамысловатые изделия, выполненные методом плоского кроя из цельных домотканых льняных полотнищ. Шилась одежда вручную. Важной особенностью изделий крестьянского русского народного костюма являлась его универсальность: использовать тот или иной предмет одежды мог как взрослый человек, так и ребенок, нужно было лишь подпоясать изделие в нужном месте кушаком или подвернуть [4].

Такой подход к изготовлению и использованию сравним с, популярным на сегодняшний день, «минималистичным подходом к формированию гардероба». Минимализм в одежде предполагает не только простоту конструктивных решений и отказ от чрезмерного декорирования, но и использование в изготовлении изделий из высококачественных материалов, обладающих достойными эксплуатационными характеристиками для того, чтобы вещь могла служить ее обладателю долгое время, не прибегая к скорой ее замене. Такое этичное отношение к предметному миру является спасительной мерой в борьбе за здоровье планеты и населяющих ее жителей. А в сочетании с традиционными методиками изготовления вещей, данная практика поможет вернуть уникальный аутентичный образ вещам [5].

Сочетание приемов изготовления традиционного русского народного костюма с основополагающими принципами этичного отношения взаимосвязи
с одеждой явились фундаментом для создания авторской коллекции одежды
и аксессуаров из льна под названием «БЫТ» (рис. 1).

 


 

Рис. 1. Модели коллекции «БЫТ»

 

«БЫТ» – универсальная коллекция одежды, дополненная аксессуарами, изготовлена с учетом техник создания традиционной русской одежды. Концепция коллекции, базирующаяся на основополагающих экологических принципах (натуральные материалы, безотходное производство, универсальные многофункциональные модели возможность легкого комбинирования изделий коллекции между собой), направлена на решение актуальной на сегодняшний день экологической и социальной проблемы неэтичного потребления. Спасительной мерой является замедление моды, то есть введение в жизнь человека культуры пользования на всех этапах жизненного цикла вещей. Изделия изготовлены из льна с использованием декоративных элементов, выполненных вручную. Материалами для изготовления служили: мерный и весовой лоскут, Специфической особенностью коллекции является создание максимума образов из минимума изделий. Это достигается за счет универсальности плоского кроя изделий; многофункциональности и трансформируемости (съемные детали изделий, съемный декор, двухсторонние модели). Неотъемлемой cоставляющей концепции коллекции является направленность на возрождение русских традиций пользования предметами быта. Важно отметить, что все выпады материала при изготовлении объектов коллекции нашли свое применение в изготовлении декоративных элементов (брошей, сумок, головных уборов).

В рамках XI Региональной (с международным участием) студенческой научно-практической конференции «Твои века, Кострома» был проведен мастер-класс по созданию брошей из льняных лоскутков с применением ручной вышивки наивного характера. Мотивом вышитых узоров послужили ассоциации исполнителей с их родными местами жительства. По итогу участники мероприятия создали ряд интересных объектов (рис. 2).

 

Рис. 2. Броши ручной работы из льняного лоскута
(работы участников мастер-класса в рамках XI Региональной студенческой
научно-практической конференции «Твои века, Кострома»)

 

Опыт показал, что подобного рода занятия не только развивают моторику рук, творческие навыки, но и, что очень важно, побуждают творящих к воспоминаниям о своем прошлом, развивают интерес к традиционным видам деятельности человека, позволяют задуматься об истинной природе вещей и их значении в быту.

Таким образом, этичный подход к вещам на всех этапах их жизненного цикла, в частности, к предметам гардероба, является эффективным методом по совершенствованию качества жизни общества. Данный метод позволяет не только развить бережливое отношение к окружающей среде, но и, применив традиционные приемы ведения быта, создать вокруг себя эстетичный и полезный предметный мир.

ЛИТЕРАТУРА

1. Будникова О. В., Диева О. Н. Эклогические тенденции в дизайне костюма // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия Техника
и технологии. – 2014. – № 2.

2. Беловинский Л. В. Типология русского народного костюма // Традиционные промыслы и ремесла. Альманах. – М.: Родникъ, 1997. – 48 с.

3. Ланщикова Г. А., Скрипникова Е. В. Трансформация и стилизация в художественно-композиционном формообразовании // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 8. – С. 48–50.

4. Мерцалова М. Н. Поэзия народного костюма. – 2 изд., переработ., и доп. – М.: Молодая Гвардия, 1988.

5. Флетчер К., Гроз Л. Мода и устойчивость: дизайн для перемен [Электронный ресурс] // Персон. сайт. – URL: http://katefletcher.com (дата обращения: 8.04.2019).

 

УДК 687.01

Громова М. С. [15]

(КГУ, студент, направление подготовки «Дизайн», профиль «Дизайн костюма», уровень – бакалавриат)

Громова А. Е.

(КГУ, канд. культурологии, доц. каф. дизайна, технологии, материаловедения
и экспертизы потребительских товаров)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.012 с.)