Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Костромская губерния; крестьянский костюм, творчество Е. В. Честнякова, рубахи, сарафаны, головные уборы, украшения.
Ефим Васильевич Честняков родился 19 декабря 1874 г. в крестьянской семье, в деревне Шаблово Кологривского уезда Костромской губернии. Он был очень талантливым человеком, занимался не только художественной деятельностью (писал портреты, делал зарисовки к сказочным сюжетам), но и был автором замечательных стихов, поэм и сказок. Благодаря этому в народе его часто называли «художник-сказочник». Очень часто сюжеты его сказок переходили на акварельные полотна. Большую часть своих работ он щедро дарил жителям родного края. Расцвет в его творчестве пришелся на нач. ХХ в. С помощью картин Е. В. Честнякова мы можем представить, какую одежду носили крестьяне Костромской губернии в к. XIX – нач. XX в. Мы решили подробно описать крестьянский костюм в губернии на примере этюда к картине «Посиделки», потому что здесь четко отражаются черты крестьянского костюма, в котором ходили костромские девушки. Мы видим двух девочек, сидящих за прялками. Не только прядение, ткачество, но и шитье осваивалось девочками На одной из девочек надета рубаха бледно-розового оттенка. В каждом уезде Костромской губернии самым важным элементом крестьянской одежды была рубаха. Они делились на два вида – цельная и составная. Стан цельной рубахи шили из одного куска ткани. Составная рубаха дробилась на две части – верхнюю с рукавами и нижнюю – подол, так называемую «подставу». Линия стачивания обеих частей проходила ниже линии груди, но выше линии талии. На девочках мы можем наблюдать составные рубахи. В губернии были распространены оба вида рубах. В конструировании, пошиве, украшении рубахи женщина применяла свой индивидуальный подход, но придерживалась правил той местности, в которой жила, начиная с прядения нитки, изготовления ткани и заканчивая пошивом и украшением одежды [1]. Расцветка ткани, ее качество, покрой, украшение рубахи было тесно связано с ее назначением. В зависимости от кроя верхней части, рубахи можно было подразделить на три вида: 1. Рубаха с поликами; 2. Рубаха без поликов; 3. Рубаха на кокетке. Немаловажной деталью в женских рубахах был рукав, он являлся наиболее видной частью крестьянского костюма, считался эталоном его красоты, поэтому Е. Честняков придает большое значение рукавам на рубахах. В праздничных рубахах рукава шили из дорогой ткани – шелка, тонкой яркой шерсти, батиста, сатина, ситца с мелким рисунком, тонкого домотканого льняного холста. Длина рукавов женских рубах была разной. Они были длинными или короткими за локоть, пышными, собранными у запястья в мелкую сборку под манжету.
Поверх рубахи надевался сарафан. На одной из девочек надет глухой сарафан из ткани синего цвета, низ которого оформлен узорной тесьмой, с целым неразрезанным полотнищем впереди, широкими проймами, небольшими вырезами для головы и рук. На смену глухому нераспашному сарафану пришел другой – распашной, с косыми клиньями в боках и с двумя передними полотнищами с пуговицами впереди. В XVIII в. его продолжали шить с откидными ложными рукавами, которые сзади могли завязываться. Такой вид сарафана бытовал на территории Костромской губернии до XIX в., как в городе Костроме, так и в ближайших уездах – Костромском, Нерехтском. В Костромском уезде их носили женщины-старообрядки [2]. Постепенно крой глухих сарафанов меняется, исчезают рукава, широкая сплошная спинка заменяется узкими проймами. Вместе с частично оставшейся выкройной спинкой (в виде небольшой трапецевидной детали) они пришиваются сзади сарафана, проймы перекидываются на грудь сарафана и раздельно пришиваются к передним полотнищам – часть такой отделки мы можем наблюдать у девочки на картине Е. Честнякова. На территории Костромской губернии был распространен еще один вид сарафана – прямой, называемый «круглым» или «московским». Основным признаком этих сарафанов являлись цельные прямые полотнища, из которых сшит сарафан. У них выкраивались узкие проймы сзади с выкройной спинкой или без нее. В разных уездах губернии выкройная спинка имела свое название.
Особое место в жизни женщины занимал головной убор, он являлся одним из важнейших элементов женского костюма: украшал и завершал его, составляя с ним единое целое. На картине Е. Честнякова мы можем увидеть, какие головные уборы носили костромские крестьянки. На головах у девочек надеты темно-синий и белый расписные платки с красными цветами. В женском гардеробе платки появились в конце XIX в. Они придавали женскому костюму красочность и своеобразие. В Костромской губернии платок изготавливали из хлопковой или шелковой ткани. Чаще всего на нем изображалась цветочная композиция. Крупные цветы, листья папоротника и ветки цветущих акаций, помещенные в орнаментальные вазоны, придают изделию пышность и торжественность. Самыми распространенными женскими головными уборами в Костромской губернии в конце XVIII – первой половине XIX века были кички, кокошники с заостренным и закругленным верхом, сборники, в каждом уезде носили повойники, предназначенные в основном для женщин пожилого возраста [3]. На востоке губернии (Ветлужский и Варнавинский уезды), в южной части Никольского уезда Вологодской губернии (ныне Вохомский район Костромской области) носили самшуру. На шее у девочек надеты бусы. Девочки могли носить украшения только На ногах у одной из девочек надеты лапти, а у другой валенки. Цветовая гамма построена на сочетании коричневато-зеленоватых, синих, розовых и охристых тонов. Таким образом, изучая полотно «художника-сказочника», мы знакомимся с его творчеством, образом крестьянских девочек и общими чертами крестьянского костюма жителей различных уездов Костромской губернии на рубеже XIX–XX вв. Костромской народный костюм прожил на этой земле очень долгую жизнь и сохранил в своем облике отработанные веками практичные
ЛИТЕРАТУРА 1. Терещенко Л. Быт русского народа. – Т. 1. – М., 1997. 2. Одежда Костромского края [Электронный ресурс] // DocPlayer.ru: инструменты для публикации и обмена информацией. – URL: http://docplayer.ru/ 79617557-Odezhda-kostromskogo-kraya.html (дата обращения: 23.05.2019 г.). 3. Наряды Костромской губернии // Костромские губернские ведомости. – 4. Калиткин Н. А. Орнамент шитья костромского полушубка // Труды Костромского научного общества. Вып. 38. – С. 3.
УДК 379.85 Марченко А. Ю. [17] (КГУ, студент, направление подготовки «Туризм», профиль «Организация
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.008 с.) |