Социокультурный контекст психологической практики. Основные подходы к определению «психологическая помощь». Классификация психологической помощи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социокультурный контекст психологической практики. Основные подходы к определению «психологическая помощь». Классификация психологической помощи.



ЭКЗАМЕН

Задачи и формы психологической помощи. Структура процесса принятия человека человеком.

Задачи:

1.Активное содействие психолога полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию и саморазвитию;

2.Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;

3.Создание психологических условий для наиболее полного развития творческих способностей, познавательной и нравственно-мативационной сфер личности.

4.Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

5.Оказание психологической помощи педагогическому коллективу и родителям в преодолении отклонений психологическом и личностном развитии ребенка, в разрешении конфликтных ситуаций.

В зависимости от специфики конкретной ситуации психологической помощи применяются две основные формы работы— индивидуальная и групповая. Индивидуальная работа проводится в тех случаях, когда по личностным, социальным или общественным причинам (специфика проблемы, например, измена, горе; статус клиента; чрезмерная застенчивость и др.) групповая форма психологической помощи не представляется возможной.

Можно сказать, что индивидуальная форма работы предпочтительна во всех случаях, когда характер проблематики требует не столько развивающей и обучающей направленности, сколько утешения и изживания, сближая психологическую помощь с психотерапевтическим воздействием. В отечественной традиции подобную практику все чаще именуют “внемедицинской психотерапией”. Когда же акцент делается на развитие, обучение или же момент групповой, социальной поддержки, как, например, в течении “анонимные алкоголики” или “движении за актуализацию человеческого потенциала”.

В 1970-е годы в США, несомненное преимущество находится на стороне групповой работы. Возможность разноплановой обратной связи, групповая динамика, сам факт совместного проживания эмоционально насыщенных событий в группе — важнейший источник и фактор психологической поддержки и личностного развития.

 

Структура процесса принятия человека человеком

Притяжение Отталкивание
опознание-аттракция опознание-дистракция
идентификация дифференциация
потребность принадлежности потребность независимости
приближение (выделение из общего ряда) дистанцирование (помещение в общий ряд)
доверие недоверие
инициация (принятие) отвержение (исключение)

Психологическое здоровье

Пахальян В. Э. (2006), анализируя понятие здоровья и понятие психологического здоровья, определяет психологическое здоровье как «…динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно–психологические возможности на любом этапе развития».

В. А. Ананьев, выделяет следующие черты психологически здоровой личности:

• соматическое здоровье;

• развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека;

• умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я» – Я–желающим и Я–долженствующим;

• умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм

    Признаков психологического здоровья личности:

1. Осознанность и осмысленность человеком самого себя, мира в целом, своего взаимодействия с миром.

2. Полнота «включенности», переживания и проживания настоящего, пребывание в процессе.

3. Способность к совершенствованию наилучших выборов в конкретной ситуации и в жизни в целом.

4. Способность не только выражать себя, слушать другого человека, но и участвовать в сотворчестве с другим человеком.

5. Глубинная событийность как способность человека пребывать в полноценном, способствующем совершенствованию участников контакте, подлинном диалоге и организовывать его.

6. Чувство свободы, жизни «в соответствии с самим собой» как состояние осознавания и следования своим главным интересам и наилучшему выбору в ситуации.

7. Ощущение собственной дееспособности «Я могу».

8. Социальный интерес или социальное чувство (в терминологии А. Адлера), то есть заинтересованный учет интересов, мнений, потребностей и чувств других людей, постоянное внимание к тому, что рядом – живые люди.

9. Состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический, жизнерадостный настрой как интегральное следствие всех перечисленных выше качеств и свойств психологически здоровой личности,

уровней психологического здоровья. К высшему уровню психологического здоровья – креативному – можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций. К среднему уровню – адаптивному – отнесем людей, в целом адаптированных к социуму, однако имеющих несколько повышенную тревожность. Низший уровень – это дезадаптивный, или ассимилятивно-аккомодативный. К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации.Таким образом, основными показателями психологического здоровья являются: принятие ответственности за свою жизнь; самопонимание и принятие себя; умение жить в настоящем; осмысленность индивидуального бытия; способность к пониманию и приятию

Требование внутренней согласованности теории, технологии, техник, оценки эффективности при выборе концепции и осуществлении психологической помощи.

Внутренняя согласованность

В этом критерии заключено следующее условие: теория должна быть свободна от внутренних противоречий. То есть хорошая теория должна объяснять несхожие между собой феномены, следуя внутренне логичному методу.

При квалифицированном использовании того или иного метода должна быть соблюдена определенная техника.

Изучение эффективности следует проводить на гомогенном материале. Обычно же исследуют группы больных, включающие первичных пациентов и тех, кому до этого времени не помогали никакие другие методы лечения, группы амбулаторных больных и госпитализированных, с острым и затяжным течением и т. д.

Группа пациентов, создаваемая для оценки эффективности психотерапии, должна формироваться методом случайной выборки. С этической точки зрения это возможно в том случае, когда число больных превышает реальные возможности обеспечить их психотерапевтической помощью.

Оценка эффективности психотерапии не должна проводиться тем лицом, которое осуществляет лечение, здесь необходим независимый наблюдатель. Это требование очень важно, так как при этом элиминируется влияние на оценку отношения пациента к врачу; можно предполагать, что больной будет более искренне оценивать эффективность лечения.

Техника эффективна – если достигает поставленной цели.


Психоаналитическое понимание сущности и целей психологической помощи (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Р. Ассаджиоли, А. Фрейд, Х. Кохут, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан). Показания и ограничения к использованию психоанализа как практики психологической помощи.

Согласно психоаналитической модели, корни самых ранних решений находятся в детском опыте клиента. Последующие психоаналитические модели допускают возможность принятия подобных принципиально важных, но неосознанных решений и в более поздних фазах жизни человека; особенно подчеркивается роль подросткового периода (Э. Эриксон), периодов жизненных кризисов, резкой смены жизненных обстоятельств, когда вероятность принятия новых решений о себе и о внешнем мире резко повышается. Кроме того, психоаналитическое направление психологической помощи предполагает рассмотрение и понимание внутренней динамики психической жизни клиента: борьбы между его различными осознанными и неосознанными потребностями и мотивами поведения, требованиями реальности, анализ его психологических защит, типичных проявлений и характера сопротивления и др.

Штраф


Психодиагностическая работа

В русле психодиагностического направления работники психологической службы решают следующие конкретные задачи:

- проводят в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия развития возрастным нормативам;

- проводят изучение особенностей детей, их интересов, способностей склонностей с целью индивидуального подхода в процессе воспитательной работы, помощи в профессиональном и личностном самоопределении;

- проводят диагностику общения детей со взрослыми и сверстникам;;, выявляют психологические причины нарушения общения;

- совместно со специалистами соответствующего профиля осуществляют дифференциальную диагностику различных отклонений в психическом развитии: а) для определения нарушений, имеющих преимущественно медицинскую и дефектологическую природу; б) для определения форм и причин явного асоциального поведения, бродяжничества, воровства, алкоголизм, наркомании, токсикомании, сексуальных нарушений и т. п.

Консультативная работа

В рамках данного направления работники психологической службы

- консультируют администрацию учебно-воспитательного учреждения, учителей, воспитателей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей, педагогики сотрудничества;

- проводят индивидуальное и групповое консультирование детей по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;

- способствуют повышению психологической культуры педагогов, родителей, мастеров, представителей общественности путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участия в педсоветах, методобъеди- нениях, общешкольных и классных родительских собраниях, чтения лекций;

- выступают в качестве экспертов-консультантов при решении вопросов о психическом состоянии, особенностях психического развития ребенка по запросам судов, органов опеки и попечительства с целью вынесения соответствующими инстанциями обоснованных решений;

- в качестве консультантов принимают участие в планировании учебно-воспитательных мероприятий, по вопросам организации самоуправления.

Содержание, формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий.

Психопрофилактическая работа, в широком понимании, предусматривает проведение мероприятий психологического характера с целью сохранения, укрепления, улучшения психического самочувствия и здоровья;

три формы психопрофилактики:

1) собственно психопрофилактика (первичная профилактика)- состоит из комплекса мероприятий первичной психологической диагностики, которая направлена на выявление лиц, находящихся в зоне повышенного риска психологического травматизма.

2) психологическое консультирование (вторичная профилактика)- заключается в предоставлении психологической помощи в поиске путей решения проблемной ситуации, в частности, во время возникновения межличностных конфликтов, семейных трудностей, экзистенциального кризиса.

3) психологическая коррекция (третичная профилактика)- психологическое вмешательство в более глубокие пласты структуры личности. Психокоррекция всегда имеет дело с уже сформированными стереотипами реагирования; личностными чертами, характерными поведенческими проявлениями, которые мешают личности свободно адаптироваться и развиваться.

Психопрофилактика — раздел общей профилактики, включающий систему мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение психических заболеваний. Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов: медицинского обследования психического состояния различных групп населения — учащихся, военнослужащих и т. д.; анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения; ранняя диагностика психических заболеваний; санитарно-просветительная работа: организация специальных видов медпомощи — в первую очередь психоневрологических диспансеров (см. Диспансер), дневных и ночных стационаров, а также санаториев и домов отдыха.

Содержание, формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий.

Психологическая профилактика является одновременно и направлением деятельности психолога и видом психологической помощи.

Идея психологической профилактики возникла в середине XIX века. Согласно концепции дегенерации, предложенной французским психиатром Бенедиктом Огюстеном Морелем (1809–1873) в 1857 г., физические и психические болезненные изменения, передаваясь из поколения в поколения, накапливаются и приводят к вырождению семьи и даже целого народа. Причинами болезненных изменений могут быть интоксикации (алкоголь, опиум), голод, эпидемии, условия социальной среды (работа на вредных производствах, бедность), а также упадок нравственности и наследственная предрасположенность. Б.О Морель выдвинул идею профилактики вырождения.

Психопрофилактика (греч. psychē — душа и prophylaktikos — предохранительный) — в соответствии со ст. 5 Закона РБ «О психологической помощи» – комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности гражданина и межличностных отношений, содействие гражданину в сохранении и укреплении состояния его душевного равновесия;

Психологическая профилактика Задачи

· разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов и взрослых с учетом задач каждого возрастного этапа;

· контролю за соблюдением психогигиенических условий обучения и труда, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности человека на каждом возрастном этапе;

· обеспечению условий оптимального перехода человека на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации;

· подготовке к сознанию тех сфер жизни, в которых человек хотел бы реализовать свои способности и знания;

· своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья.

целью предупреждения возможных нарушений психологических условий развития и повышения уровня психологической компетенции.

Виды тренинга

· Социально-психологический тренинг –Цель - развитии умений и навыков социального взаимодействия.

· Психотерапевтический тренинг – тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.

· Обучающий («навыковый») тренинг, направленный на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических (силовых) и умственных; социальных; специальных (например: навыков закаливания организма; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.).

· Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.

· Аутотренинг – тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества.

· Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие.

· Тренинг общения – часто встречающееся название вида тренингов, используемого в воспитательной работе с подростками.

Этап «номинальной группы»

Как правило, это случайно собравшееся (не имеет значения, добровольно или добровольно-принудительно) некоторое количество людей, желающих (или просто согласных) заниматься политической или околополитической деятельностью.

Этап «ассоциативной группы»

Это этап, на котором уже возникают некоторые первичные связи, ассоциации между членами группы и той деятельностью, которой они собираются заниматься. Здесь появляются первые признаки организации

Этап «кооперативной группы»

Этап «кооперативной группы» отличается уже большей общностью между ее членами. Он характеризуется появлением уже определенного единства целей, интересов и действий, а также появлением первичного опыта совместной групповой деятельности и первичных общих групповых переживаний (связанных, например, с проведением некоторых политических акций, участием в демонстрациях, контактов с другими политическими группами).

Этап «корпоративной группы»

На этом этапе группа отличается наличием уже достаточно устойчивой общности интересов, целей, действий, групповых переживаний, формальным и неформальным, организационным и психологическим единством группы в целом, однако часто еще характеризуется проявлениями группового эгоизма и индивидуализма, подчас включая и антисоциальные ориентации. Такие группы могут противопоставлять себя другим группам, даже внутри вроде бы родственной, общей политической структуры.

Этап «коллектива»

Стадия развития группы. Она характеризуется не просто устойчивой общностью интересов, целей, действий и групповых переживаний; организационным и психологическим (включая интеллектуальное, эмоциональное и волевое) единством — это свойственно и этапу «корпоративной группы». Этап коллектива отличается высшим уровнем осознанности всех этих моментов и максимальной консолидированностью действий членов группы. Кардинальное отличие коллектива в политико-психологическом смысле от корпоративной группы — в доминировании просоциальных целей. Коллектив не бывает самодостаточным, его члены рассматривают себя и свою группу как инструмент общественного развития.


Общая характеристика тренинговых методов. Требования к составлению тренинговых программ.

Общие тренинговые методы

Групповая дискуссия Игровые методы Методы, направленные на развитие социальной перцепции/ Методы телесно-ориентированной психотерапии/ Медитативные техники

Базовые методы тренинга: групповая дискуссия, ситуационно-ролевые игры, тренинг сензитивности, ориентированный на тренировку межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства, медитативные и суггестивные (с целью научения самовнушению) техники.

Групповая дискуссия в психологическом тренинге - это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.

Игровые методы – включают: ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры.

Методы, направленные на развитие социальной перцепции. Участники группы развивают умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, самих себя, свою группу.

Методы телесно-ориентированной психотерапии (основатель - В. Райх (I960). Три основные подгруппы приемов:

работа над структурой тела (техника Александера, метод Фельденкрайза),

чувственное осознание,

нервно-мышечная релаксация,

восточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Медитативные техники - используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.

На первых этапах обучения медитативные техники необходимы все же в форме гетеросуггестии.

Некоторые из специалистов используют на тренингах трассовую суггестию - "погружение участников тренинга в особое заторможенное состояние сознания, способствующее усвоению большого объема информации и упрощающее освоение навыков. Комплекс суггестивных (использование методов Эриксонианского гипноза), тренинговых (освоение технологии самогипноза) и организационных мер (высокая интенсивность занятий под необходимым специальным контролем -8-10 дней по 18-20 часов)".

Требования к составлению тренинговых программ.

Требования к составлению программы социально-психологического тренинга

ü Определение названия тренинга.

ü Определение целей тренинга.

ü Определение задач тренинга, которые конкретизируют цели тренинга.

ü Определение этапов тренинга. Основной принцип тренинга – принцип поэтапности развития группы и постепенности понимания участниками самих себя, своих проблем, взаимоотношений, стереотипов, установок. Принцип поэтапности включает то, что каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей.

ü Определение количества встреч и целей каждой встречи.

ü Наполнение каждой встречи конкретным содержанием.

В каждую встречу включаются определенные процедуры-упражнения:

Ø психогимнастические;

Ø игровые;

Ø дискуссионные.

В каждой процедуре обозначается:

Ø цель или назначение;

Ø информационная вставка, проводимая от лица ведущего;

Ø содержание процедуры;

Ø примечания для ведущего;

Ø обсуждение в группе (рефлексия).

В конце каждой встречи можно провести социометрию, дать домашнее задание, предложить вести дневник. Новая встреча начинается с рефлексии предыдущей, обсуждения домашнего задания.

В программе может быть указана:

Ø оснащенность помещения,

Ø требования к помещению,

Ø порядок проведения организационного этапа.

В программе необходимо указать:

Ø продолжительность тренинга в часах;

Ø количество встреч и продолжительность каждой встречи;

Ø периодичность встреч;

Ø количество участников.

Индивидуальная психотерапия

сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности как клиента, как и терапевта. По срокам проведения индивидуальная терапия может делиться на кратковременную и долговременную.

Групповая психотерапия

Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в терапевтических целях групповой динамики.. Групповой терапия становится тогда, когда терапевт использует терапевтический потенциал группы.

Семейная психотерапия

Направлена на коррекцию межличностных отношений в семьею. Ее цель - устранить эмоциональные расстройства в семье, наиболее выраженные у больного члена семьи. Иными словами, это терапия клиента в семье и с помощью семьи.


52. Междисциплинарные аспекты психотерапии: психотерапия и психологическое консультирование, психотерапия и психиатрия, психотерапия и психологическая коррекция.

Междисциплинарный характер психотерапии проявляется в том, что она используя для воздействия на клиента психологические средства, является точкой пересечения ряда областей знания: медицины, психологии, социологии, педагогики и др.

Психологическое консультирование и психотерапию можно рассматривать как два полюса психологической помощи. Полюс психологического консультирования связан в основном с ситуационными проблемами, возникающими у клинически здоровых индивидов и решаемых на уровне сознания. Оно ориентировано, прежде всего, на тех, кто имеет проблемы в повседневной жизни, Полюс психотерапии устремлен к более глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно отнести и к психологическому консультированию, и к психотерапии. Психотерапия связана с решением комплекса проблем, направленных на глубокую перестройку личности. Она ориентирована «вглубь» психики, на проработку довольно сложных и специфических интраперсональных проблем. Психологическое консультирование в большей степени направлено «вширь», потому что его проблемы более разноплановы и описывают широкий круг проявлений социального поведения человека, возникающих при взаимодействии личности и среды.

Отличий между психотерапией и психиатрией. Принципиальная разница между психиатром и психотерапевтом выглядит следующим образом. Психиатр работает с пассивным объектом, к сознанию которого обращаться бесполезно, и поэтому применяет такие методы, как достаточно сильное медикаментозное воздействие, электрошок, различные техники гипноза и т.п. Психотерапевт работает с клиентом, субъектом, то есть активным участником лечения, все более пробуждая его активность и самостоятельность.

Психотерапевт использует принципиально другой подход, «втягивая» клиента (а не пациента, как психиатр) в творческое сотрудничество, стараясь найти и показать ему его собственные внутренние резервы для преодоления нежелательных ситуаций, состояний и манер поведения.

Таким образом, психологическое консультирование, психотерапия и психиатрия являются видами психологической помощи и применимы на различных стадиях, возможно, единого процесса. Этот процесс можно систематизировать - хорошая норма(нормальный здоровый человек), пограничная норма (начальное отклонение в психике), болезнь (патологические психические явления), и соотнести их с видами психологической помощи

Психокоррекция, также как и психотерапия, относится к специфическим формам воздействия на психику человека. рядом общих признаков.

1. И психотерапия и психокоррекция понимаются как средство воздействия на психику человека.

2. Эффективность их зависит от насыщенных эмоциональных отношений в ходе воздействия, от умело организованной обратной связи.

3. Оба вида деятельности предполагают использование сходных методов, приемов, техник.

4. Общие задачи: развитие у клиентов умения находить новые, эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать энергетические ресурсы; обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и развивать здоровье. Личностный рост может являться целью психотерапии и психокоррекции.

5. Выделяют индивидуальную и групповую психокоррекцию и психотеррапию.

Отличия психокоррекции и психотерапии:

1. Психотерапия, в отличие от психокоррекции вид лечебного воздействия.

2. Материал, накопленный в рамках различных психотерапевтических направлений, после конструктивного анализа и оценки может использоваться в практике психологической коррекции только не с лечебной целью.

3. Несмотря на наличие индивидуальной и групповой форм психотерапии и психокоррекции, психотерапия в большей степени носит индивидуализированный характер, а психокоррекция – социально ориентированный.


Принцип взаимосвязи.

Работая над конкретной целью в ходе проведения коучинга, коуч всегда рассматривает человека целиком и учитывает влияние области цели на все остальные области жизни клиента.

Принцип сопротивления.

Всё новое означает неизвестность и подсознательно таит в себе опасность для окружающих. Совместно с коучем клиент разрабатывает план поэтапного формирования новой стратегии и тактики.

Принцип равенства.

Метод коучинга основан на коммуникативном сотрудничестве и направлен на формирование партнёрских отношений между коучем и клиентом.

Принцип мониторинга.

Сессиям коучинга с клиентом, будь это отдельный человек или целая организация, предшествует чёткая постановка цели коуч-консультирования, прописываемой в контракте между коучем и клиентом. В ходе консультирования коуч постоянно держит внимание клиента в рамках этой цели, проверяет её важность и актуальность и не позволяет переключаться или распыляться на что-либо другое.

Отличия.

Консультант будет обсуждать с вами, что останавливает вас в том, чтобы пойти и купить велосипед. Он проанализирует все имеющиеся у вас «блоки» и поинтересуется, чего вы опасаетесь. Консультанты помогают людям преодолевать жизненные трудности и часто специализируются в какой-либо специфической области или проблеме.

Психотерапевт, вероятно, тоже будет обсуждать с вами существующие у вас «блоки» относительно покупки велосипеда, но пойдет дальше, расспрашивая, как эта частная проблема влияет на вашу жизнь в целом. Трудности при покупке велосипеда будут катализатором для исследования многих других ваших проблем и более широкого анализа вашей жизни в целом. Терапия помогает клиентам противостоять своему прошлому и справляться с ним, чтобы успешнее жить в будущем. Коуч, напротив, не ищет предпосылок создавшейся ситуации, он рассматривает только результаты. Он

Эксперт-консультант изучит все доступные виды велосипедов и сообщит вам результаты их сравнительного анализа. Он может посоветовать, какая модель вам больше подойдет, и даже проинструктировать, как на ней ездить. коуч при этом побуждает клиента к изменению и личностному росту.

Супервайзер расскажет вам о своем опыте езды на велосипеде, о проблемах, которые у него возникали, и о том, как он преодолевал их. Он даст совет, как лучше заделать дыру в шине и как ездить при очень интенсивном движении. Он может познакомить вас с некоторыми опытными велосипедистами и порекомендовать хорошую ремонтную мастерскую. В коучинге главное — выявить то, что знает сам клиент.

Родитель сам выберет и купит вам велосипед. Родитель вдохновляет ребенка, демонстрирует безусловную любовь и поддержку, чувствует себя ответственным, по крайней мере, частично, за конечный результат. Коуч может потребовать большего, относится к клиенту как взрослому.

Друг может прийти в восторг от ваших планов заняться велосипедным спортом. Он пойдет с вами в магазин, и будет проявлять интерес до тех пор, пока ему не станет скучно. Он восхитится вашей покупкой и предложит прийти составить вам компанию, когда вы соберетесь на первую прогулку. Друзья жизненно необходимы, но они — не профессиональные коучи, и им трудно быть совершенно объективными. Когда вам сопутствует успех, далеко не все ваши друзья будут искренне восхищаться вашими достижениями и этим они отличаются от вашего коуча.

Коуч выслушает все, что вы скажете о вашем желании заняться велосипедным спортом. Он задаст вопросы, чтобы понять, каким именно видом езды вы хотите заняться, и знаете ли, какую модель велосипеда предпочесть. Он может попросить вас собрать информацию о велосипедах и веломагазинах и предложит назвать конкретный день, когда вы купите велосипед. Он поможет вам на него взобраться, и будет бежать рядом, пока вы будете учиться. А также проверять время от времени, действительно ли это доставляет вам удовольствие. Вместе вы обсудите, что дает вам опыт езды на велосипеде, и кем вы хотите стать: профессиональным велосипедистом или просто любителем. Или же вы предпочтете вообще забыть об этом, поскольку попробовав, вы поняли, что это не так увлекательно, как вам казалось. Что бы вы ни решили, коуч будет слушать, уточнять и поддерживать вас.

Этапы коучинга.

0 - нулевой этап или этап установления отношений и заключения договора на осуществление коучинга. Длительность нулевого этапа может достигать 2-3 встреч. Результат нулевого этапа - установление доверия между коучем и клиентом. 1 этап - этап постановки цели. Задача данного этапа - помочь человеку прояснить свою цель. Длительность прорисовки цели также может колебаться от одной до нескольких встреч. Результат первого этапа - наличие прописанной мотивирующей цели. 2 этап - этап исследования реальности. На этом этапе клиент выясняет, чем он обладает для достижения цели и чего ему не хватает для того, чтобы цель была достигнута. Результат прохождения второго этапа - осознание клиентом существующей реальности. 3 этап - этап выбора. Целью этого этапа является не нахождение "правильного" ответа, а обоснование как можно большего числа альтернативных действий. Результатом третьего этапа будет являться выбор пути дальнейшего развития. 4 этап - этап воли. Целью этой заключительной фазы в последовательности коучинга является преобразование обсуждения в решение. Результатом четвертого этапа будет являться сознательное, самостоятельное принятие клиентом конкретного плана действий, необходимых для достижения цели.  

ФУНКЦИИ

На педагога-психолога учреждения образования возлагаются следующие функции:

2.1. Выявление, учет лиц, нуждающихся в психологической помощи.

2.2. Проведение просветительской и профилактической работы среди населения.

2.3. Проведение профориентации и профконсультаций.

2.4. Выполнение психокоррекционной работы.

2.5. Проведение консультационной работы.

2.6. Ведение необходимого документооборота.


63. Положение о кабинете психологической службы учреждений образования.

Кабинет психологической службы представляет собой специально оборудованное отдельное помещение. Он предназначен для осуществления психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической, организационно-методической, научно-исследовательской работы и психологического консультирования. Кабинет психологической службы является основным рабочим местом педагога-психолога.

В кабинете могут работать и другие специалисты, привлекаемые педагогом-психологом для решения задач психологической службы.

Кабинет психологической службы должен соответствовать определенным техническим и методическим требованиям.

1. Техническое оснащение, интерьер, методический инструментарий

Кабинет психологической службы должен соответствовать следующим требованиям:

1. 15 посадочных мест (не менее 45 кв.м на 1 или 2 помещения).

2. Телефон.

3. Компьютер.

4. Слайдопроектор.

5. Магнитофон.

6. Телевизор.

7. Видеомагнитофон.

8. Множительный аппарат (он может находиться в другом помещении).

9. Экран.

10. Рабочий стол и стул.

11. Шкаф для техники и пособий.

12. Металлический шкаф для хранения документации.

13. Журнальный стол.

14. 2 кресла.

15. Цветные сменные перегородки.

16. Цветы (аквариум, клетка для птиц, картины и т.п.).

17. Набор психодиагностических методик и психокоррекционных программ.

18. Набор игрушек и настольных игр в дошкольных учреждениях и школах (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино, мозаика и т.п.).

19. Набор материалов для детского творчества в дошкольных учреждениях и школах (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, клей, бумага и т.п.).

20. Раздаточный материал (бланки, анкеты и т.п.) для детей, учащихся, студентов, родителей, педагогов.

21. Библиотека педагога-психолога (не менее 50 наименований книг и журналов по психологии).

Кабинет психологической службы должен иметь нетрадиционную форму, создавать уютную атмосферу и вызывать положительные эмоции. Для кабинета лучше всего подойдет реконструированная классная комната, которая делится на функциональные зоны подвижными перегородками.

Для занятий с детьми и подростками в кабинете необходимо мягкое покрытие пола. С учетом задач работы педагога-психолога кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.114 с.)