Цели и задачи психологической помощи в рамках гуманистического подхода. Причины трудностей клиента с позиций гуманистического подхода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи психологической помощи в рамках гуманистического подхода. Причины трудностей клиента с позиций гуманистического подхода.



Цели психологической помощи. Основная цель — помочь человеку стать “всецело действующей личностью” (К. Роджерс). С самого начала, следовательно, внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его “Я”. Поэтому главная цель психотерапии— помощь в личностном росте, развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы, а цель, так сказать, второстепенная — создание соответствующего “психологического климата” и терапевтических отношений.

Роль психолога-консультанта. Основное требование— отказаться от попыток играть какую-либо роль и постараться быть самим собой. Главная профессиональная обязанность психолога-консультанта — создать соответствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. При этом самое трудное— быть “настоящим” в общении с клиентом, а также способным к следующим отношениям: уважению, заботе, принятию и пониманию.

Клиент в консультировании и психотерапии. ожидается, что, придя на консультацию, клиент будет чувствовать себя беспомощным, начнет вести себя неконгруэнтно, станет ожидать помощи и будет достаточно закрытым. По мере установления терапевтических отношений в процессе изменения их состояния, мировосприятия и формирования иного к себе отношения происходит их рост — они становятся более зрелыми.

Гуманистическое направление психотерапии базируется на ценности актуальной ситуации, ощущений и опыта клиента, с верой в его конструктивные силы.

В рамках этого направления различают три основных течения: собственно экзистенциальную («переживающую»), центрированную на клиенте (роджерианскую) и гештальт-терапию.

Главной целью экзистенциальной психотерапии является помощь клиенту в поиске смысла жизни, осознании своей личностной свободы и ответственности и в раскрытии своих потенций как личности в полноценном общении. Одновременно задачей экзистенциальной психотерапии выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным явлением, существование которого является самоценным

К. Роджерс в центр своей психотерапевтической практики поставил личность клиента, которая чувствует свою беспомощность, закрытость для истинного общения и т.п.. Основной гипотезой К.Роджерса стало то, что отношения между клиентом и психотерапевтом является катализатором, условием позитивных личностных изменений [9]. Роджерс определяет главную цель психологической помощи как обеспечение становления «полностью действующей личности», помощь личностному росту, благодаря которому человек сам решает свои проблемы, а второстепенная цель — создать соответствующий «психологический климат», терапевтические отношения. Внимание концентрируется не на проблемах человека, а на его личности.

Гештальт-психотерапия направлена на усиление психологических позиций личности, расширение личностного самосознания и имеет ярко выраженную функциональную направленность.

Главной целью гештальт-терапии является помощь человеку в полной реализации своего потенциала. В ней выделяются вспомогательные цели:

1) обеспечение полноценной работы актуального самосознания;

2) смещение фокуса контроля вовнутрь, поощрение независимости и самодостаточности;

3) выявление психологических блоков, которые мешают росту и их преодоление.

А. Ф. Бондаренко отмечает, что в гештальт-терапии психотерапевт рассматривается как «катализатор», «помощник» и соавтор интегрированной в единое целое, в «гештальт» личности клиента. Психотерапевт старается избегать непосредственного вмешательства в интимные чувства клиента, пытается облегчить выявление этих чувств.

 


23. Понимание Человека в рамках экзистенциального подхода (С. Кьеркегор, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, Р. Лэнг).

Родоначальником экзистенциального направления в философии и психологии стал датский религиозный мыслитель Серен Обю Кьеркегор. В центр своих философских размышлений С. Кьеркегор ставит проблему бытия единичного – единого и единственного человека. В философии С. Карьеркегора предвосхищены основные моменты современной экзистенциональной философии. Так, одной из главных идей С. Кьеркегора является идея о том, что объективные проблемы существуют, однако личность не может ответить на них объективно, т.е. ей приходится принимать решение о своем субъективном к ним отношении. Субъект – вот истина. И сколько личностей, по мнению С. Кьеркегора, – столько и истин; истина – это тайна каждого из нас. Таким образом, единственная реальная проблематика касается, по С. Кьеркегору, проблем, которые человек решает сам внутри себя. Человеческая жизнь сводится к его выбору. Идеи С. Кьеркегора весьма актуальны и на сегодняшний день. Так, вполне обоснованным является тезис, что главным в психологической помощи является не знание механизмов функционирования психики и не знание причин, ее нарушающих, а на эффективность психологической помощи влияет, во-первых, вера клиента в своего психолога, и, во-вторых, вера в эффективность действующих методик.

Важное значение для понимания экзистенциалистских идей в процессе оказания психологической помощи имеет феноменология выдающегося немецкого философа Эдмунда Гуссерля. Феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она – норма.

Порывая с традиционным представлением о сознании как о чем-то «внутреннем», соотносимом с внешним миром, Э. Гуссерль полагал, что главная характеристика сознания – это его интенциональность,т.е. направленность на предмет. Непредметное сознание невозможно. С другой стороны, не существует и независимых от сознания предметов. Сознание представляет собой поток переживаний, и целью психолога становится описание этого «абсолютного единства связности сознания». Феноменологическая философия Э. Гуссерля, по его замыслу, должна была стать подлинным основанием психологии, способным превратить ее в настоящую науку.

Однако историю экзистенциализма XX в. обычно начинают с трудов ученика Э. Гуссерля, немецкого философа Мартина Хайдеггера. М. Хайдеггер развивает идею о принципиальной недоступности для мысли, заключенной в традиционный понятийный каркас, истинного бытия человека – экзистенции. Специфика сознания человека состоит в том, что оно (сознание) предполагает экзистенцию в качестве essentia человека, т.е. в качестве сущности. Сущность человека понимается М. Хайдеггером как «то, в качестве чего человек существует, пока он человек»[2].

По мнению М. Хайдеггера, подлинное (аутентичное) существованиеначинается с «тревоги». Кроме того, подлинное существование определяется М. Хайдеггером как «бытие–к–смерти».Человек умирает, никогда не будучи «завершенным», и в тоже самое время он всегда достаточно стар, чтобы умереть. Понимание собственной смертности совершает своего рода «внутреннюю революцию» в человеке, заставляя экзистенцию обратиться к собственным возможностям. Тревожное стояние лицом к лицу с небытием открывает собственное существование в его подлинности и свободе. Это свобода от иллюзии повседневности, «свобода–к–смерти».

Продолжением идей М. Хайдеггера сталэкзистенциальный психоанализфранцузского философа Жана-Поля Сартра. Однако в противоположность М. Хайдеггеру, Ж.-П. Сартр акцентирует свое внимание, прежде всего, на субъективно-деятельной стороне сознания человека, «заброшенного в мир». Согласно Ж.-П. Сартру, человеческое существование не укоренено ни в чем. Человек, лишенный каких бы то ни было ориентиров, делает себя сам. Следовательно, человек изначально свободен. Свободен от любых внешних детерминаций. Человек способен «детерминировать» себя сам, своим свободным действием, и, следовательно, он ответственен.

Одно из центральных понятий философии Ж.-П. Сартра – это понятие самообмана, самообольщения сознания. В качестве основного инструмента борьбы с самообманом Ж.-П. Сартр видит экзистенциональный психоанализ, который представляет из себя метод выяснения в строго объективной форме субъективный выбор, посредством которого человек делает себя личностью, т.е. сообщает о себе то, что он есть («концепция первоначального выбора»). Главным понятием собственной системы он делает понятие свободы, которую определяет как выбор своего бытия: человек – ничто, поэтому он таков, каким он себя свободно выбирает (свобода выражается в возможности выбирать свое отношение к данной ситуации).

Такое учение о человеческой свободе предопределяет характер экзистенциальной этики, в соответствии с которой человек – единственный источник, критерий и цель нравственности.

Отметим, что экзистенциальный психоанализ Ж.-П. Сартра долгое время не оказывал заметного влияния на психологическую теорию и практику. Большая часть психологов того времени последовала за идеями М. Хайдеггера. Но в 1960–е гг. именно сартровский вариант экзистенциального психоанализа стал определять основные черты такого движения, как «антипсихиатрия».

Крайнее выражение идеи экзистенциальной психотерапии приобрели в движении, которое было названо «антипсихиатрией.Возглавил это движение шотландский психиатр Рональд Дэвид Лэнг. Взгляды Р. Лэнга на причины и методы лечения психических расстройств, выработанные под влиянием философии экзистенциализма, шли вразрез с взглядами ортодоксальной психиатрии, т.к. они разбивают целостность человеческого существования на дихотомии физического и психического, души и тела. В поведении каждого конкретного клиента он в первую очередь видел правомерное отражение переживаемого опыта или реальности, а не симптомы заболевания. Единственным путем постижения мира психотика Р. Лэнг считает погружение в «его мир». Важно отметить, что при этом «безумие» понимается как характеристика межличностных отношений, возникающая в зависимости от понятности или непонятности суждений и действий другого



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.011 с.)