Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гуманистический подход к оказанию психологической помощи: ценностный подход к проблеме человеческого существования (К. Роджерс, А. Маслоу, Ф. Перлз, Д. Бьюдженталь).
Основные понятия. К. Роджерс в центр своей психотерапевтической практики поставил личность клиента как таковую. основные понятия концепции К. Роджерса. Эмпатия —отношение психолога к клиенту, при котором клиент воспринимается и трактуется не объектно, не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие его феноменологического мира. Забота —безусловного принятия клиента таким, какой тот есть. Конгруэнтность —соответствие между чувствами и содержанием высказываний; непосредственность поведения; неотгороженность, искренность. Психологический климат —терапевтическое отношение, профессиональные (они же личностные) умения и свойства и рассматривается как главное условие позитивного роста (изменений) личности в психотерапии. Самость (self) — это система внутренних отношений, феноменологически связанная с внешним миром и явленная человеку в его “Я”.Согласно К. Роджерсу, “Я” в психотерапии находит свое alter ego в лице психолога консультанта. А.МАСЛОУ Человек рождается с потенциально заложенными потребностями в добре, нравственности, доброжелательности... которые он должен реализовать. 2. В процессе индивидуального развития человека последовательно формируется иерархия потребностей. Формирование и развитие такой иерархии в течение жизни образует основу личности (от потребностей нужды к потребностям развития): • потребности физиологические (органические): голод, жажда, половое влечение и др.; • потребности в безопасности; • потребности в принадлежности и любви: принадлежать к сообществу, быть вместе с людьми, быть принятым и признанным; • потребности в уважении и признании: быть компетентным, успешным и получить одобрение, приобрести авторитет; • познавательные потребности: познавать, уметь, понимать; • эстетические потребности: гармония, симметрия, порядок, красота; • потребность в самоактуализации: реализация своих позитивных целей и способностей, развитие собственной личности. 3. Для формирования более высоких уровней потребностей в течение жизни необходима удовлетворенность потребностей на нижележащих уровнях. 4. Основная человеческая потребность — потребность в самоактуализации, которая по мере индивидуального развития может приобретать функциональную автономность (независимость от степени удовлетворения других потребностей).
Теория Маслоу, подчеркивающая уникальность человека и наличие возможности саморегулируемого и эффективного функционирования Ф.ПЕРЛЗ. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Быть самим собой, осуществлять свое "Я", реализовать свои потребности, склонности - это путь гармоничной здоровой личности. Человек, который хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего "Я", со временем начинает следовать ценностям, навязанным извне. И это приводит к нарушению процесса саморегуляции организма. Человек является частью более широкого поля: организм - среда. У здоровой личности граница со средой является подвижной: возникновение определенной потребности требует "контакта" со средой и формирует гештальт, удовлетворение потребности завершает гештальт и требует "отхода" от среды. У невротической личности процессы "контакта" и "ухода" являются сильно искаженными и не обеспечивают адекватного удовлетворения потребностей. Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания: 1 Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле. 2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием. 3. Среднюю - фантазии, верования, отношения. При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент "здесь и сейчас". По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей.
Д. Бьюдженталь в 60-х годах прошлого века сформулировал пять основных постулатов гуманистической психологии: · человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих: изучение его частных проявлений не позволяет понять его в целостности; · человеческое бытие развертывается в контексте человеческих от-ношений: человек и его проявления не могут быть объяснены теорией, не принимающей в расчет межличностный опыт; · человек осознает себя и не может быть понят наукой, не учитывающей его непрерывного, многоуровневого самосознавания; · человек имеет выбор и не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он сам творит свой собственный опыт; · человек интенциален: он обращен в будущее, в его жизни есть цель, ценности и смысл (цит. по Вахромов Е.Е., 2001). Таким образом, Д. Бьюдженталь рассматривает человека как открытую, самоорганизующуюся систему, к которой применимы основные законы синер-гетики.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.006 с.) |