Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дмитрий Дмитриевич Жилинский ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
(р.1927) воплотил в своем творчестве «неоклассический» стиль («У моря. Се мья», «Гимнасты СССР»), Одна из его работ носит «программное» название «Разговор о Дюрере и Кранахе» (1978), так как автор увлекался искусством итальянских и немецких мастеров Воз рождения. В произведениях Жилинского царит торжественная атмосфера. Он изобра жает свою семью и самых близких лю дей, каждое событие в жизни которых полно глубокого общечеловеческого смысла («Ожидание», «Художник и модель», «Художник и Жилинская»). Даже в аллегорическую композицию «Времена года» Жилинский включил своих родных. Он писал картины тем перой, предоставляющей широкие живописные возможности. Виктор Ефимович Попков (1932 — 1974) был живописцем и графиком. Его глубоко волновала тема одиноких вдов, иссушенных неизбывным горем — наследием страшной войны («Воспо минания. Вдовы», «Одна», «Старость», «Сени», «Северная песня» и др.). Глубоко личными переживаниями наполнено полотно Попкова «Шинель отца». Здесь и взаимосвязь поколений, и судьба России, и роль художника в обществе. Попков очень любил жанр портрета, и особенно автопортрета («Мой день», «Работа окончена», «Мать и сын», «Художник в деревне»). Одна из последних работ художни ка — «Хороший человек была бабка Ани сья». Ее сюжет — похороны старой кре стьянки, которую уважала и любила вся деревня. Смерть трагична, но по сле ухода старой женщины остались ее добрые дела. Огромную роль в кар тине играет осенний пейзаж. Красота и умиротворение увядающей природы передаются людям. Сквозь золото осен ней листвы проглядывает зелень ози мых. Эти цвета звучат жизнеутверж дающе. Скульптор и график Эрнст Иоси фович Неизвестный родился в 1925 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург). Он стал героем в годы войны, но вынуж ден был уехать из советского тотали тарного государства. За границей Не известный прославился как талантли вый художник. Он член Шведской ко ролевской академии наук, Нью-Йорк ской академии искусств и наук и Евро пейской академии искусств, естествен ных и гуманитарных наук. Однако сложные и вызывающие работы Не известного не всеми оценивались оди наково. В наше время он вновь полу чил признание на родине.
Художник определяет свое искус ство как «организм, где каждая часть выполняет принадлежащую ей функ цию, где эти части составляют эсте тическое единство». В рамках этой кон- цеп ци и Неизвестный замечательно использует прием деформации формы, Э. Неизвестный. Кентавр делая ее более выразительной и дина мичной. В своих скульптурах, картинах и рисунках он совмещает элементы естественной природы и техники, со единяет различные стили искусства для выражения духа современности. Мно гогранное авангардное искусство Не известного основано на концепции синтеза искусств. Важнейшие произведения Неиз вестного — мемориал «Каменные сле зы», монумент «Цветок Лотоса» на Асуанской плотине в Египте, мону мент «Новая статуя Свободы», надгро бие Н.С.Хрущева в Москве, крест в музее Ватикана, серии гравюр и ри сунков к произведениям Ф. М. Досто евского, Данте. Работы Неизвестного «Атомный взрыв» (1957), «Дафна» (1963), «Серд це Христа» (1973—1975) рассказыва ют о борьбе извечных начал — добра и зла, которые создают или разруша ют мир. Скульптуру «Кентавр», соединяю щую в себе разум человека и силу при роды, можно назвать символом совре менной цивилизации. Архитектурный монумент «Древо Жизни» — памятник творчеству чело века в искусстве и науке — дело всей жизни Неизвестного. Модель монумен та была создана в 1968 г. Через едине ние искусства и науки «Древо Жизни» воплощает единение Веры и Знания. Художник включил в композицию ленты Мёбиуса, закручивающиеся вверх, которые символизируют беско нечность. «Древо Жизни» символизи рует не только жизнь земную (дерево, сердце), но и преодоление смерти, воскресение и жизнь вечную (Крест, Христос). Михаил Михайлович Шемякин ро дился в 1943 г. в Москве. В 1964 г. он стал лидером объединения «Санкт-Пе тербург», художники которого свой подход к искусству назвали «метафи зическим синтетизмом». Метафизиче ское1 искусство, чтобы постичь зако ны природы, позволяет сделать неви димое видимым, неошущаемое ощу щаемым. Шемякина и его товарищей увлекало многообразие духовного опы та человечества, древних религиозных канонов, они разрабатывали авангард ные формы искусства, что было не совместимо с официальной советской доктриной.
В 1971 г. Шемякин был изгнан из СССР. Он жил в художественных сто лицах мира — Париже и Нью-Йорке. В настоящее время его искусство с три умфом возвратилось на родину. Шемя кин — участник более 500 выставок, почетный доктор пяти университетов. Произведения М.Шемякина находят ся в музейных и частных коллекциях многих стран мира, в том числе музее Метрополитен (Нью-Йорк), Государ ственном Русском музее, Государ ственной Третьяковской галерее. Творчество Шемякина многогранно. Он — скульптор, график, живописец, философ, искусствовед. Лучшие работы художника: «Автопортрет» (1986— 1989), «Петрушка», «Курильщик» (посвящен Врубелю), «Голова лисы», «Средневе ковый шут», «Портрет Нежинского», «Венецианский сон», «Балаганчик», серия картин и скульптур «Карнавал Санкт-Петербурга» и др. Во дворе ансамбля Петропавлов ской крепости в Санкт-Петербурге ус тановлена скульптура Петра Великого. Шемякин создал свободную авторскую вариацию известной «Восковой персо ны» Растрелли-старшего. Пугающая пластика раскрашенной и одетой-обу- той «восковой персоны», затвердев в бронзе и будучи перенесенной под от крытое небо, вызвала многообразные
1 Метафизика (гр. meta ta phycika — после фи зики) — в традиционной и классической фило софии учение о сверхчувственных основах и принципах бытия. отклики и оценки — от резко отрица тельных до хвалебных. Мощное искусство Шемякина срод ни театру, необычному и непредска зуемому. Это карнавал красок, харак теров, чувств. Его истоки — в наскаль ных росписях, искусстве народов Оке ании, европейском костюме, русском фольклоре и др. Каждый персонаж вылеплен из фантазий и тайн. Шемя кин создавал свои произведения на основе различных природных форм (кости, скелеты, огрызки яблок, кам ни и др.) и предметов декоративного искусства и дизайна (рукоятки и лез вия ножей, оружие и т.п.). В работах Шемякина линии прихот ливо пересекаются, краски озадачива ют, композиции выглядят хаотично, но на самом деле все подчиняется внут реннему порядку и разумной цели. Шемякин — мастер метафизического исследования, эксперимента, цель которого — не отобразить реальность, а проникнуть в ее суть, проанализи ровать и запечатлеть. В своих пастелях на черной бумаге художник до конца использует способность каждого цвета создавать иллюзорную глубину. Варьи рующиеся по цвету или ширине ли нии вызывают ощущение отступающих и пересекающихся планов. Каждая ли ния существует как бы в отдельном пространстве. И это вовсе не традици онная ренессансная глубина, получен ная за счет линейной и воздушной перспективы или игры светотени. Шемякинская линия — это силь ная линия XX в. Она всегда динамична. Его «мгновенная импровизация» — это развивающийся диалог между линией, только что проведенной, и той, что вот-вот появится. Такой сложный творческий процесс был бы не воз можен без поистине виртуозной тех ники, позволяющей Шемякину ри совать с поразительной точностью и быстротой.
М. М. Шемякин. Крысы
«Голова лисы» представляет собой замечательную иллюстрацию совре менной концепции линии. Сложными перекрестными цветными штрихами художник добивается ощущения глу бины. Геометрия ярких линий дает по чти голографический эффект, голова, напоминающая о космических мирах, похожа на ночной город, над которым летит в блеске огней идущий на по садку самолет. На протяжении долгих лет Шемя кин неустанно экспериментировал с фактурой. В ранних гуашах на бумаге поиски фактуры привели художника к виртуозной, почти пуантилистской технике. Однако только в последних работах, таких, как фактурные натюр морты, серии «Епископы» и «Туши», ему удалось найти прямой путь к чув ственному восприятию зрителя. В течение длительного времени ху дожник не позволял цвету возобладать над фактурой. Его поиски сосредото чивались на тончайших переходах тона. Вариации серого тона по серому в ряде его картин могут восприниматься зри телем как вызов. В полотнах последне го времени («Садовники», «Крысы», «Трансформация с пещерного рисун ка аборигенов» и др.) Шемякин раз решает цвету сосуществовать с факту рой, для того чтобы придать каждому холсту эмоциональный заряд и чувство актуальности. В современном искусстве границы, некогда разделявшие живопись и скульптуру, нередко стираются. Скуль птуры Шемякина — естественное про должение его полотен. В медных рель ефах и бронзовых скульптурах через доскональное знание фактуры в соче тании с тонким пониманием формы раскрывается еще одна грань огром ного таланта художника.
Вопросы и задания 1. Охарактеризуйте русский авангард первой половины XX в. 2. Расскажите о художественных объ единениях «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». 3. Какие темы воплощал в творчестве К. С. Петров-Водкин? 4. В чем состоит своеобразие творчества М. Шагала? 5. Расскажите о творчестве В. Кандин ского. 6. В чем состояли живописные приемы П. Филонова. 7. Как идеи супрематизма К. Малевича повлияли на дальнейшее развитие искус ства? 8. Охарактеризуйте проявления конст руктивизма в русском изобразительном искусстве. 9. Как развивал принципы конструкти визма Эль Лисицкий? 10. Какими видами искусства занимал ся А. Родченко? Что нового он привнес в изобразительное искусство? 11. Расскажите о произведениях худож- ника-конструктивиста В. Татлина. 12. В чем состоит концепция художни ков соцреализма?
13. Как скульпторы Н.А.Андреев, С.Т. Коненков, В. И. Мухина и И. Д. Шадр воплощали идеи соцреализма? 14. Как передавал образы новых людей А. М. Герасимов? 15. Какие произведения А.А.Дейнеки были наиболее характерны для соцреа лизма? 16. Как историко-революционная тема тика отражена в двух главных картинах Б. В. Иогансона? 17. Расскажите об особенностях истори ко-героических полотен П.Д. Корина. 18. Какая тема была главной в творче стве ю.и.п именова? Приведите примеры. 19. Где искал темы и сюжеты для поло тен А. А. Пластов? Приведите примеры. 20. Расскажите о творчестве художни ков «сурового стиля» Г. Коржева, А. Ива нова, Т. Салахова. 21. Приведите примеры акций москов ских концептуалистов. 22. Что вам известно о соц-арте? Какие художники являются его представителями? 23. Что было характерно для творчества Д. Жилинского? 24. Расскажите о наиболее значимых произведениях В. Попкова. 25. Расскажите о творческом пути Э. Не известного. 26. Какие традиции развивал в своем творчестве М. Шемякин?
Темы рефератов • Творчество В. Кандинского. • Конструктивизм в изобразительном искусстве. • Эль Лисицкий — художник русского авангарда. • П.Филонов — создатель новых миров. • Э. Неизвестный — художник и скуль птор. • Грани творчества М. Шемякина.
ЛИТЕРАТУРА Бобринская Е.А. Концептуализм / Е. А. Бобринская. — М., 1993. Даниэль С. От иконы до авангарда. Ше девры русской живописи / С.Даниэль. — СПб., 2000. Иллюстрированный словарь русского искусства / ред.-сост. Н. А. Борисовская. — М., 2001. Наков А. Б. Русский авангард / А. Б. На- ков. — М., 1991. Полевой В. М. Искусство XX века. 1901 — 1945 / В. М. Полевой. — М.. 1991. Русская живопись: энциклопедия / научн. рел. Г. П. Конечна. — М., 2003. Русские художники: энциклопедиче ский словарь / Т. Б. Велинбахова, Ю.Я. Гер- чук, С. М. Даниэль и др. — СПб., 1998. Степанян Н. С. Искусство России XX ве ка / Н.С.Степанян. — М., 1999. Холмогорова О. В. Соц-apr / О. В. Хол могорова. — М., 1994. Энциклопедия искусства XX века / сост. О. Б. Краснова. — М., 2003. СОДЕРЖАНИЕ Часть 6 История русского искусства..................................................................................... 3 Древнерусское искусство........................................................................................... 3 Архитектура............................................................................................. 3 Архитектура Киевской Руси........................................................... 5 Архитектура Москвы...................................................................... 15 Иконопись............................................................................................... 22 Искусство России конца XV II— XV III в..................................................... 31 Архитектура........................................................................................... 31 Архитектура Санкт-Петербурга XVIII в................................... 34 Дворцово-парковые ансамбли в окрестностях Санкт-Петербурга........................................................................... 37 Архитектура Москвы...................................................................... 39 Живопись................................................................................................. 41 Скульптура............................................................................................. 52
Искусство России первой половины XIX в................................................... 55 Архитектура........................................................................................... 57 Архитектура Санкт-Петербурга.................................................. 58 Архитектура Москвы...................................................................... 61 Скульптура............................................................................................. 63 Живопись................................................................................................. 64 Искусство России второй половины XIX в................................................... 74 Архитектура........................................................................................... 75 Скульптура............................................................................................. 75 Живопись................................................................................................. 76 Искусство России рубежа XIX—XX вв............................................................... 87 Архитектура........................................................................................... 89 Скульптура............................................................................................. 92 Живопись................................................................................................. 95 Ч а с т ь 7 Искусство XX в......................................................................................................... 117 Архитектура.......................................................................................... 125 Зарубежная архитектура..................................................................... 125 Архитектура России............................................................................. 141 Изобразительное искусство.............................................................. 151 Зарубежное изобразительное искусство.............................................. 151 Фовизм............................................................................................... 151 Кубизм............................................................................................... 153 Футуризм........................................................................................... 157 206 Экспрессионизм............................................................................. 159 Абстракционизм............................................................................. 161 Сюрреализм.................................................................................... 165 Поп-арт............................................................................................. 170 Оп-арт............................................................................................... 172 Фотореализм (гиперреализм)..................................................... 173 Концептуализм.............................................................................. 174 Кинетическое искусство.............................................................. 174
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.057 с.) |