Дмитрий Дмитриевич Жилинский 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дмитрий Дмитриевич Жилинский



(р.1927) воплотил в своем творчестве

«неоклассический» стиль («У моря. Се­ мья», «Гимнасты СССР»), Одна из его работ носит «программное» название

«Разговор о Дюрере и Кранахе» (1978), так как автор увлекался искусством итальянских и немецких мастеров Воз­ рождения.

В произведениях Жилинского царит торжественная атмосфера. Он изобра­ жает свою семью и самых близких лю­ дей, каждое событие в жизни которых полно глубокого    общечеловеческого смысла              («Ожидание»,        «Художник и модель», «Художник и Жилинская»). Даже в аллегорическую  композицию

«Времена года» Жилинский включил своих родных. Он писал картины тем­ перой, предоставляющей широкие живописные возможности.

Виктор Ефимович Попков (1932 — 1974) был живописцем и графиком. Его глубоко волновала тема одиноких вдов, иссушенных неизбывным горем — наследием страшной войны («Воспо­ минания. Вдовы», «Одна», «Старость»,

«Сени», «Северная песня» и др.).

Глубоко личными переживаниями наполнено полотно Попкова «Шинель отца». Здесь и взаимосвязь поколений, и судьба России, и роль художника в обществе. Попков очень любил жанр портрета, и особенно автопортрета («Мой день», «Работа  окончена»,

«Мать и сын», «Художник в деревне»). Одна из последних работ художни­

ка — «Хороший человек была бабка Ани­ сья». Ее сюжет — похороны старой кре­ стьянки, которую уважала и любила вся деревня. Смерть трагична, но по­ сле ухода старой женщины остались ее добрые дела. Огромную роль в кар­ тине играет осенний пейзаж. Красота и умиротворение увядающей природы передаются людям. Сквозь золото осен­


ней листвы проглядывает зелень ози­ мых. Эти цвета звучат жизнеутверж­ дающе.

Скульптор и график Эрнст Иоси­ фович Неизвестный родился в 1925 г. в Свердловске (ныне Екатеринбург). Он стал героем в годы войны, но вынуж­ ден был уехать из советского тотали­ тарного государства. За границей Не­ известный прославился как талантли­ вый художник. Он член Шведской ко­ ролевской академии наук, Нью-Йорк­ ской академии искусств и наук и Евро­ пейской академии искусств, естествен­ ных и гуманитарных наук. Однако сложные и вызывающие работы Не­ известного не всеми оценивались оди­ наково. В наше время он вновь полу­ чил признание на родине.

Художник определяет свое искус­ ство как «организм, где каждая часть выполняет принадлежащую ей функ­ цию, где эти части составляют эсте­ тическое единство». В рамках этой кон- цеп ци и Неизвестный замечательно использует прием деформации формы,

 

Э. Неизвестный. Кентавр


делая ее более выразительной и дина­ мичной. В своих скульптурах, картинах и рисунках он совмещает элементы естественной природы и техники, со­ единяет различные стили искусства для выражения духа современности. Мно­ гогранное авангардное искусство Не­ известного  основано     на    концепции синтеза искусств.

Важнейшие произведения Неиз­ вестного — мемориал «Каменные сле­ зы», монумент «Цветок Лотоса» на Асуанской плотине в Египте, мону­ мент «Новая статуя Свободы», надгро­ бие Н.С.Хрущева в Москве, крест в музее Ватикана, серии гравюр и ри­ сунков к произведениям Ф. М. Досто­ евского, Данте.

Работы Неизвестного «Атомный взрыв» (1957), «Дафна» (1963), «Серд­ це Христа» (1973—1975) рассказыва­ ют о борьбе извечных начал — добра и зла, которые создают или разруша­ ют мир.

Скульптуру «Кентавр», соединяю­ щую в себе разум человека и силу при­ роды, можно назвать символом совре­ менной цивилизации.

Архитектурный монумент «Древо Жизни» — памятник творчеству чело­ века в искусстве и науке — дело всей жизни Неизвестного. Модель монумен­ та была создана в 1968 г. Через едине­ ние искусства и науки «Древо Жизни» воплощает единение Веры и Знания. Художник    включил                  в     композицию ленты  Мёбиуса,           закручивающиеся вверх, которые символизируют беско­ нечность. «Древо Жизни» символизи­ рует не только жизнь земную (дерево, сердце),                 но               и     преодоление смерти, воскресение и жизнь вечную (Крест, Христос).

Михаил Михайлович Шемякин ро­ дился в 1943 г. в Москве. В 1964 г. он стал лидером объединения «Санкт-Пе­ тербург», художники которого свой подход к искусству назвали «метафи­


зическим синтетизмом». Метафизиче­ ское1 искусство, чтобы постичь зако­ ны природы, позволяет сделать неви­ димое видимым, неошущаемое ощу­ щаемым. Шемякина и его товарищей увлекало многообразие духовного опы­ та человечества, древних религиозных канонов, они разрабатывали авангард­ ные формы искусства, что было не­ совместимо с официальной советской доктриной.

В 1971 г. Шемякин был изгнан из СССР. Он жил в художественных сто­ лицах мира — Париже и Нью-Йорке. В настоящее время его искусство с три­ умфом возвратилось на родину. Шемя­ кин — участник более 500 выставок, почетный доктор пяти университетов. Произведения М.Шемякина находят­ ся в музейных и частных коллекциях многих стран мира, в том числе музее Метрополитен (Нью-Йорк), Государ­ ственном      Русском       музее,             Государ­ ственной Третьяковской галерее.

Творчество Шемякина многогранно. Он — скульптор, график, живописец, философ, искусствовед. Лучшие работы художника: «Автопортрет» (1986— 1989),

«Петрушка», «Курильщик» (посвящен Врубелю), «Голова лисы», «Средневе­ ковый шут», «Портрет Нежинского»,

«Венецианский сон», «Балаганчик», серия картин и скульптур «Карнавал Санкт-Петербурга» и др.

Во дворе ансамбля Петропавлов­ ской крепости в Санкт-Петербурге ус­ тановлена скульптура Петра Великого. Шемякин создал свободную авторскую вариацию известной «Восковой персо­ ны» Растрелли-старшего. Пугающая пластика раскрашенной и одетой-обу- той «восковой персоны», затвердев в бронзе и будучи перенесенной под от­ крытое небо, вызвала  многообразные

 

1 Метафизика (гр. meta ta phycika — после фи­ зики) — в традиционной и классической фило­ софии учение о сверхчувственных основах и принципах бытия.


отклики и оценки — от резко отрица­ тельных до хвалебных.

Мощное искусство Шемякина срод­ ни театру, необычному и непредска­ зуемому. Это карнавал красок, харак­ теров, чувств. Его истоки — в наскаль­ ных росписях, искусстве народов Оке­ ании, европейском костюме, русском фольклоре и др. Каждый персонаж вылеплен из фантазий и тайн. Шемя­ кин создавал свои произведения на основе         различных природных форм (кости, скелеты, огрызки яблок, кам­ ни и др.) и предметов декоративного искусства и дизайна (рукоятки и лез­ вия ножей, оружие и т.п.).

В работах Шемякина линии прихот­ ливо пересекаются, краски озадачива­ ют, композиции выглядят хаотично, но на самом деле все подчиняется внут­ реннему порядку и разумной цели. Шемякин — мастер метафизического исследования, эксперимента, цель которого  — не отобразить реальность, а проникнуть в ее суть, проанализи­ ровать и запечатлеть. В своих пастелях на черной бумаге художник до конца использует способность каждого цвета создавать иллюзорную глубину. Варьи­ рующиеся по цвету или ширине ли­ нии вызывают ощущение отступающих и пересекающихся планов. Каждая ли­ ния существует как бы в отдельном пространстве. И это вовсе не традици­ онная ренессансная глубина, получен­ ная за счет линейной и воздушной перспективы или игры светотени.

Шемякинская линия — это силь­ ная линия XX в. Она всегда динамична. Его «мгновенная импровизация» — это развивающийся диалог между линией, только что проведенной, и той, что вот-вот появится. Такой сложный творческий процесс был бы не воз­ можен без поистине виртуозной тех­ ники, позволяющей Шемякину ри­ совать с поразительной точностью и быстротой.


 

М. М. Шемякин. Крысы

 

 

«Голова лисы» представляет собой замечательную иллюстрацию совре­ менной концепции линии. Сложными перекрестными цветными штрихами художник добивается ощущения глу­ бины. Геометрия ярких линий дает по­ чти голографический эффект, голова, напоминающая о космических мирах, похожа на ночной город, над которым летит в блеске огней идущий на по­ садку самолет.

На протяжении долгих лет Шемя­ кин неустанно экспериментировал с фактурой. В ранних гуашах на бумаге поиски фактуры привели художника к виртуозной, почти пуантилистской технике. Однако только в последних работах, таких, как фактурные натюр­ морты, серии «Епископы» и «Туши», ему удалось найти прямой путь к чув­ ственному восприятию зрителя.

В течение длительного времени ху­ дожник не позволял цвету возобладать над фактурой. Его поиски сосредото­ чивались на тончайших переходах тона. Вариации серого тона по серому в ряде его картин могут восприниматься зри­ телем как вызов. В полотнах последне­ го времени («Садовники»,  «Крысы»,

«Трансформация с пещерного рисун­


ка аборигенов» и др.) Шемякин раз­ решает цвету сосуществовать с факту­ рой, для того чтобы придать каждому холсту эмоциональный заряд и чувство актуальности.

В современном искусстве границы, некогда     разделявшие живопись    и скульптуру, нередко стираются. Скуль­ птуры Шемякина — естественное про­ должение его полотен. В медных рель­ ефах и бронзовых скульптурах через доскональное знание фактуры в соче­ тании с тонким пониманием формы раскрывается еще одна грань огром­ ного таланта художника.

 

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте русский авангард первой половины XX в.

2. Расскажите о художественных объ­ единениях «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

3. Какие темы воплощал в творчестве К. С. Петров-Водкин?

4. В чем состоит своеобразие творчества М. Шагала?

5. Расскажите о творчестве В. Кандин­ ского.

6. В чем состояли живописные приемы П. Филонова.

7. Как идеи супрематизма К. Малевича повлияли на дальнейшее развитие искус­ ства?

8. Охарактеризуйте проявления конст­ руктивизма в русском изобразительном искусстве.

9. Как развивал принципы конструкти­ визма Эль Лисицкий?

10. Какими видами искусства занимал­ ся А. Родченко? Что нового он привнес в изобразительное искусство?

11. Расскажите о произведениях худож- ника-конструктивиста В. Татлина.

12. В чем состоит концепция художни­ ков соцреализма?

13. Как скульпторы Н.А.Андреев,

С.Т. Коненков, В. И. Мухина и И. Д. Шадр воплощали идеи соцреализма?

14. Как передавал образы новых людей А. М. Герасимов?


15. Какие произведения А.А.Дейнеки были наиболее характерны для соцреа­ лизма?

16. Как историко-революционная тема­ тика отражена в двух главных картинах Б. В. Иогансона?

17. Расскажите об особенностях истори­ ко-героических полотен П.Д. Корина.

18. Какая тема была главной в творче­ стве ю.и.п именова? Приведите примеры.

19. Где искал темы и сюжеты для поло­ тен А. А. Пластов? Приведите примеры.

20. Расскажите о творчестве художни­ ков «сурового стиля» Г. Коржева, А. Ива­ нова, Т. Салахова.

21. Приведите примеры акций москов­ ских концептуалистов.

22. Что вам известно о соц-арте? Какие художники являются его представителями?

23. Что было характерно для творчества Д. Жилинского?

24. Расскажите о наиболее значимых произведениях В. Попкова.

25. Расскажите о творческом пути Э. Не­ известного.

26. Какие традиции развивал в своем творчестве М. Шемякин?

 

Темы рефератов

• Творчество В. Кандинского.

• Конструктивизм в изобразительном искусстве.


• Эль Лисицкий — художник русского авангарда.

• П.Филонов — создатель новых миров.

• Э. Неизвестный — художник и скуль­ птор.

• Грани творчества М. Шемякина.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Бобринская Е.А. Концептуализм / Е. А. Бобринская. — М., 1993.

Даниэль С. От иконы до авангарда. Ше­

девры русской живописи / С.Даниэль. — СПб., 2000.

Иллюстрированный словарь русского искусства / ред.-сост. Н. А. Борисовская. — М., 2001.

Наков А. Б. Русский авангард / А. Б. На- ков. — М., 1991.

Полевой В. М. Искусство XX века. 1901 —

1945 / В. М. Полевой. — М.. 1991.

Русская живопись: энциклопедия / научн. рел. Г. П. Конечна. — М., 2003.

Русские художники: энциклопедиче­ ский словарь / Т. Б. Велинбахова, Ю.Я. Гер- чук, С. М. Даниэль и др. — СПб., 1998.

Степанян Н. С. Искусство России XX ве­ ка / Н.С.Степанян. — М., 1999.

Холмогорова О. В. Соц-apr / О. В. Хол­

могорова. — М., 1994.

Энциклопедия искусства XX века / сост.

О. Б. Краснова. — М., 2003.


СОДЕРЖАНИЕ

Часть 6

История русского искусства..................................................................................... 3

Древнерусское искусство........................................................................................... 3

Архитектура............................................................................................. 3

Архитектура Киевской Руси........................................................... 5

Архитектура Москвы...................................................................... 15

Иконопись............................................................................................... 22

Искусство России конца XV II— XV III в..................................................... 31

Архитектура........................................................................................... 31

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII в................................... 34

Дворцово-парковые ансамбли в окрестностях

Санкт-Петербурга........................................................................... 37

Архитектура Москвы...................................................................... 39

Живопись................................................................................................. 41

Скульптура............................................................................................. 52

Искусство России первой половины XIX в................................................... 55

Архитектура........................................................................................... 57

Архитектура Санкт-Петербурга.................................................. 58

Архитектура Москвы...................................................................... 61

Скульптура............................................................................................. 63

Живопись................................................................................................. 64

Искусство России второй половины XIX в................................................... 74

Архитектура........................................................................................... 75

Скульптура............................................................................................. 75

Живопись................................................................................................. 76

Искусство России рубежа XIX—XX вв............................................................... 87

Архитектура........................................................................................... 89

Скульптура............................................................................................. 92

Живопись................................................................................................. 95

Ч а с т ь 7

Искусство XX в......................................................................................................... 117

Архитектура.......................................................................................... 125

Зарубежная архитектура..................................................................... 125

Архитектура России............................................................................. 141

Изобразительное искусство.............................................................. 151

Зарубежное изобразительное искусство.............................................. 151

Фовизм............................................................................................... 151

Кубизм............................................................................................... 153

Футуризм........................................................................................... 157

206


Экспрессионизм............................................................................. 159

Абстракционизм............................................................................. 161

Сюрреализм.................................................................................... 165

Поп-арт............................................................................................. 170

Оп-арт............................................................................................... 172

Фотореализм (гиперреализм)..................................................... 173

Концептуализм.............................................................................. 174

Кинетическое искусство.............................................................. 174



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.057 с.)