Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусство России рубежа XIX —XX вв.
Период конца XIX — начала XX в. во всех сферах социальной и духовной жизни был переломным: заново под нимались и пересматривались вопро сы о месте и роли искусства в жизни, о способности его стать достоянием масс. Переломный характер эпохи вы разился в искусстве во внутренней кон фликтности его развития, в явной или скрытой полемике различных, быстро сменяющих друг друга, особенно по сле 1910 г., художественных группиро вок. Этому способствовала необычай но возросшая активность выставочной жизни, а также обилие периодических изданий, посвященных изобразитель ному искусству. Эклектизм в архитектуре, реалисти ческие традиции передвижников в жи вописи, их повествовательность и на зидательный тон уходили в прошлое. Передвижничество в 1880-х годах нача ли рассматривать как явление, уже пе режившее свою лучшую пору. В 1894 г. крупнейшие представители Товарище ства — И. Е. Репин, В. Е. Маковский, И.И.Ш ишкин, А. И. Куинджи — вхо дят в состав академической профес суры. П. М.Третьяков в 1892 г. передал в дар городу Москве свое собрание кар тин реалистической живописи. На пер вом съезде русских художников, со званном в честь этого события, обсуж дались итоги прошедшего периода и перспективы развития русского искус ства. На рубеже веков критическое отно шение искусства к действительности приобретает форму поисков гармонии и красоты не в окружающем мире, а в мире фантазии. Это выразилось в тяго тении к сказочным, аллегорическим или мифологическим сюжетам (В. М. Вас нецов, М. А. Врубель и др.). Художники считали, что картина должна выйти из музея, стать неотъем лемой частью быта и составить с ок ружающей средой единый ансамбль. Это единство обеспечивал стиль модерн. Его легко узнать по гибким, текучим линиям в архитектуре, по символиче ским и иносказательным образам в скульптуре и живописи, по изощрен ным шрифтам и орнаментам в графи ке. Не только живопись, но и мебель, орнаментика балконных решеток и лестничных перил, форма светильни ков и даже характер ювелирных укра шений составляли гармоническое единство. Сложные проблемы идейно эстетической и духовной ориентации творческих интересов того времени заметно сказались на постановке воп роса о синтезе искусств. Эта идея, име ющая первостепенное значение в эсте тике модерна, получила на русской почве поддержку в широких обще ственно-культурных кругах, так как была обусловлена традиционной верой в преобразующую миссию искусства.
На рубеже XIX —XX вв. в России возникло множество художественных объединений: «Мир искусства», Союз русских художников и др. Появились такие творческие центры, как Абрам цево (имение С. И. Мамонтова) и Та- лашкино (имение М. К.Тенишевой), собравшие под одной крышей живо писцев, архитекторов, музыкантов, вдохновленных идеей возрождения народного искусства. Этот период в истории русской культуры получил название Серебряный век. Большую роль в развитии искусст ва рубежа веков сыграла группа худож ников «Мир искусства», устраивавших собственные выставки и ретроспектив ные показы русского искусства XVIII в. К участию на своих выставках «мирис кусники» приглашали зарубежных ма стеров, что способствовало расшире нию творческих контактов. Наряду с этим обычным явлением становится учеба молодых русских художников в частных европейских школах и студиях. Программа «Мира искусства» носи ла неоромантический характер и была тесно связана с символизмом и сти лем модерн. В истории русского искус ства это объединение ознаменовало поворот к идеалам свободы творчества и приоритету художественной индиви дуальности. «Мирискусники» стали носителями высокой интеллектуаль ной культуры. Деятельность «Мира искусства» в Петербурге способствовала созданию Союза русских художников в Москве. Промышленник и меценат С. И. Ма монтов объединил художников, ищу щих новые пути в искусстве, в мамон- товский кружок, который летом рабо тал в подмосковном Абрамцево. Их интересы были направлены на все виды изобразительного искусства, ар хитектуру, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство, на изучение и возрождение народного творчества. В этих условиях формируется но вый тип универсального художника, для которого не существует разделе ния на ремесло и искусство. Творче ство В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, художников «Мира искусства» — яр кий пример универсализма. Они не только создавали картины и декора тивные панно, но и могли расписать блюдо, исполнить виньетку для кни ги, вылепить скульптуру, придумать театральный костюм и др.
Важной особенностью данного пе риода является то, что высоких резуль татов достигают все виды искусства: архитектура, живопись, декоративно прикладное искусство, книжная гра фика, скульптура, театрально-декора ционное искусство. Русские художни ки конца XIX —начала XX в. достигли такого высокого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами евро пейского искусства.
Архитектура На рубеже XIX —XX вв. в русской архитектуре одновременно существо вало несколько стилевых направлений: эклектизм, неорусский стиль и нео классицизм, которые как бы выросли из эклектики, развивался и набирал силу модерн. Первым памятником, выявившим тенденции модерна в архитектуре, бы ла церковь Спаса Нерукотворного в Аб рамцеве (1881 — 1882), над которой ра ботали В. М. Васнецов, В. Д. Поленов и A.С. Мамонтов. Новизна замысла за ключалась в том, что прообразом церк ви стал Нередицкий храм в Новгороде конца XII в., а не памятники архитек туры XVII в. Авторы подвергли образец стилизации в духе модерна: смело сопо ставили кубический объем с кривыми линиями купола, добавили скошенные контрфорсы, подчеркнули гладкость стен скупыми украшениями. Вспом ним, что мастера эклектики боялись гладких поверхностей и стремились каждый участок заполнить декором. Короткий период господства модер на в России (творчество Ф. Шехтеля, B. Валькота, J1. Кекушева, И.Фомина) приходится на самый рубеж XIX — XX вв. Характерные черты западноев ропейского модерна — построение ар- В. М. Васнецов, В.Д. Поленов. Церковь Спаса Нерукотворного. Абрамцево хитектурного сооружения «изнутри на ружу», перетекание пространства из одного интерьера в другой, асиммет ричная композиция, декоративное уб ранство, основанное на изогнутых формах, и др. — ярко выражены и в русской архитектуре. Цвет в архитектуре русского модер на — особенно важная проблема, так как приходилось учитывать националь ные традиции отечественного зодче ства. Мастера воспитывались на таких прекрасных образцах, как собор Ва силия Блаженного в Москве, ярослав ские храмы XVII в., сверкавшие мно гоцветными изразцами. Некоторые ху дожники изучаемого периода, напри мер М. А. Врубель, участвуя в украше нии зданий, вполне сознательно ста рались подчеркнуть преемственность этих традиций. Интерес к активному использованию цвета в архитектуре всячески стимулировался концепцией модерна, его стремлением выявить в синтетическом художественном обра зе эмоционально-выразительные воз- Ф. О.Шехтель. Лестница в особняке С. П. Рябушинского. Москва можности пространственных искусств. Смелым новаторским решением было включение в композицию фасадов цер квей монументальных мозаичных, из разцовых или майоликовых панно и фризов, а также больших ярких витра жей в интерьеры общественных зданий и особняков. Облицовка разноцветной декоративной плиткой наружных стен зданий вносила разнообразные цвето вые акценты в колорит города.
Становление композиционных и декоративных приемов модерна мож но проследить на примере московских особняков той эпохи. Наиболее полно воплотил основные тенденции и жанры русского модерна Федор Осипович Щехтель (1859 — 1926). Творчество этого мастера охватывает, по существу, все виды архитектурного строительства: частные особняки, мно гоэтажные доходные дома с магазина ми, конторами и квартирами, сдавав шимися в наем, здания торговых фирм, вокзалов, театров, кинематографов. Типичным и наиболее совершен ным образцом раннего модерна в Рос сии является особняк С. П. Рябушинского в Москве (1900—1902). В планировке здания торжествует принцип свобод ной асимметрии. Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему. Зда ние представляет собой сочетание пла стично, скульптурно-трактованных объемов, образующих уступчатую ком позицию, рассчитанную на вырази тельную контрастную игру светотени. Здесь складывается свойственный мо дерну принцип уподобления архитек турной постройки органической фор ме: своими прихотливо асимметрич ными выступами крылец, эркеров, балконов, сильно вынесенного карни за здание, словно растение, «пускает корни», как бы врастая в окружающее пространство. Вместе с тем оно тяготеет к моно литности. Широкие оконные проемы, пропорции которых удачно соотнесе ны с пропорциями стен, не нарушают цельности и единства стенной плоско сти. Отличительным приемом модерна является применение в застеклении окон цветных витражей. Строгое соот ношение горизонталей и вертикалей оживляется криволинейными очерта ниями арочных проемов и пилонов крылец. Здание опоясывает широкий мозаичный фриз со стилизованным изображением ирисов, объединяющий разнохарактерные по композиции фа сады. Прихотливо-капризные извивы ор ганической линии были излюбленным орнаментальным мотивом модерна, на иболее ценимой им «линией красоты». Многократно повторяясь в рисунке мо заичного фриза, в ажурных переплетах оконных витражей, в узоре уличной ог рады и балконных решеток, этот мотив особенно богато разыгран в декоратив ном убранстве интерьера, достигая своего апогея в причудливой форме мраморных перил лестницы, тракто ванных в виде взметнувшейся и опа дающей волны, несущей светильник.
Оформление интерьеров особняка, мебель и декоративное убранство так же выполнены по проектам Шехтеля. В 1902 г. Шехтель безвозмездно ре конструировал здание МХТа и выпол нил художественные элементы его внут ренней отделки: осветительные прибо ры, мебель и др. Архитектор предло жил и эскиз оформления занавеса со знаменитой белой чайкой, которая стала эмблемой театра. Модерн нередко пользовался дос тижениями неорусского стиля. Шехтель в здании Ярославского вокзала (1902 — 1904) строит асимметричную компо зицию следующим образом: централь ная башня с главным входом сдвинута вправо, левая башня с шатровым за вершением выше правой, но при этом она значительно удалена от центра. Здесь нашла воплощение тема зодче ства Русского Севера, что соответство вало северному направлению железной дороги. Сквозь сложное сочетание мас сивных кубических граненых объемов пробивается мотив волны в изогнутых линиях окон, входов, нависающем «козырьке» высокой кровли в центре и венчающем ее ажурном гребне. Ком позиция центрального портала в целом представляет собой стилизацию моти ва триумфальной арки. В облицовке зда ния использованы полихромные израз цы. Именно эти отступления от тради ций древнерусской архитектуры в сто рону романтического преображения характерных мотивов национального зодчества, присущие неорусскому сти лю, объединяют его со стилем модерн. Еще один образец поглощения сти лем модерн неорусского стиля — дом Перцова в Москве, построенный С. В.Малютиным и Н. К. Жуковым в 1905— 1907 гг. Острые фронтоны, шат ровые завершения невысоких башен, встроенных в основание здания, остро верхие наличники окон, мозаичные панно на стенах составляют гармониче ское единство. Причудливая ритмика всех конструктивных и декоративных элементов, выступающие и отступаю щие части здания — все вполне харак терно для модерна, хотя внешние про явления стиля отличны, например, от Ярославского вокзала Шехтеля. Однако если модерн в своей наи более прогрессивной линии стремил ся к выявлению внутренней логики конструкции, к соответствию внешне го облика здания его практическому назначению, то неорусский стиль, как правило, маскировал конструкцию причудливой орнаментацией. Именно так обстоит дело в здании Казанского вокзала в Москве (1913—1926), вы строенном по проекту А. В. Щусева. Здание, вытянутое вдоль большой пло щади, собрано из различных объемов, которые, казалось бы, могли существо вать самостоятельно. Асимметричная живописная композиция завершается точной копией башни Сюмбеки в Ка зани и производит впечатление теат ральной декорации. Казанский вокзал несет в себе и отголоски модерна. В 1898— 1905 гг. в Москве была воз ведена гостиница «Метрополь» по про екту архитектора В.Ф.Валькота в сти ле европейского модерна. На основе реконструкции старого здания возник романтический дворец-гостиница с пластичными фасадами и сложным завершением с полукружиями, запол ненными майоликовыми композици ями (А.Я. Головин, М. А. Врубель). Ба шенки, трубы и чердачные отверстия в виде беседок на крыше составляют затейливую композицию. Стены опоя саны горизонтальными полосами, кон трастирующими друг с другом по цве ту и декору.
Модерн, как и неорусский стиль, имел наиболее благоприятную почву для своего развития в Москве. В Пе тербурге процветал неоклассицизм, получивший особенное распростране ние в 1910-е годы, а в дальнейшем проникнувший также и в Москву. На рубеже XIX —XX вв. в Петербур ге был популярен северный модерн, от личающийся подчеркнутой строгостью отделки, применением грубой кладки из неотесанного гранита в сочетании с цементной штукатуркой. Фасады до мов и интерьеры обязательно оформ ляли рельефами с изображениями ра стительных мотивов и птиц. Лестнич ные клетки украшали витражами с использованием тех же мотивов. Многие из задач, вставших перед архитектурой рубежа XIX — XX вв., были актуальны и в XX в. Нужно было строить как можно больше жилья. Ур банизация требовала возведения фаб рик, заводов и административных зда ний, транспортных магистралей, аэро портов и вокзалов, школ и библио тек, больниц, выставочных залов и спортивных сооружений.
Скульптура На рубеже XIX —XX вв. русская скульптура переживала обновление и подъем, так же как и другие виды ис кусства. Теперь предпочтение отдава лось не описательному псевдореалис- тическому направлению с тщательной детализацией формы, а художествен ному обобщению. Мастера стремились максимально воссоздать живую нату ру, используя для этого кажущуюся незаконченность произведений, теку честь масс, оставляя следы пальцев или стеки на поверхности. Возросло вни мание к мелкой пластике, которая должна была не только стать украше нием интерьера, но и органичной ча стью единого ансамбля в соответствии с идеей синтеза искусств. Эти тенден ции развивались в творчестве нового поколения скульпторов: П. П.Трубец кого, А. С. Голубкиной, С.Т. Коненко ва и др. Павел Петрович Трубецкой (1866 — 1938) — один из наиболее ярких пред ставителей импрессионизма в скуль птуре. Он родился и вырос в Италии в семье русского дипломата. Трубецкой преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В мос ковский период он создал такие рабо ты, как «Московский извозчик», «Лев Толстой на лошади», «Девочка с со бакой» и др. Одна из лучших работ Трубецкого — скульптурный портрет И. И. Левитана (1899). Здесь в полной мере проявились характерные особенности импрессио нистического метода в скульптуре. Масса скульптурного материала зафик сировала нервные быстрые движения рук художника. Форма воспринимает ся очень живо, при этом ощутим ее крепкий костяк. Свет играет многочис ленными бликами на неровной поверх ности, что усиливает взаимодействие скульптуры с окружающей средой. Образ Левитана по-разному раскрыва ется при обходе скульптуры: то он предстает артистически небрежным в несколько нарочитой позе, то преоб ладает импульсивная порывистость при наклоне вперед, то читается на лице меланхолическое раздумье. Фигура Ле витана сложно и вместе с тем свобод но развернута в пространстве. В небольшом по размерам бюсте Л. Н. Толстого (1899) достигнуто впе чатление исключительной значитель ности личности портретируемого. Тру бецкой сначала вылепил портрет в мяг ком материале, а затем отлил в брон зе, сохранив динамику фактуры. Бла годаря этому он создал образ, стихий ная мощь которого сродни силам при роды. Это — подлинно выдающееся произведение. В 1899 г. Трубецкой переехал в Санкт- Петербург, где участвовал в выставках «Мира искусства» и в конкурсе про ектов памятника Александру ///. Не ожиданно для всех замысел Трубецкого был признан лучшим. Памятник отли ли в бронзе и установили в 1909 г. Основу художественного образа мо нумента составляет угнетающее впечат ление неподвижности тяжелой массы. Скульптор специально огрубляет фор му головы, рук и торса всадника, груз ное тело которого как бы проламывает хребет упирающегося животного. Ма териал будто сопротивляется усилиям художника. Шапка, сползшая на лоб, доказывает, что скульптор неуважитель но относится к модели. Впечатление тяжеловесности, придавленности к земле довершает форма массивного постамента с широким основанием. Этот памятник — яркий образец сати- рически-гротескного решения образа. Анна Семеновна Голубкина (1864 — 1927) родилась в городе Зарайске Ря занской губернии. Рисование и скуль птура привлекали ее с детства, но толь ко в двадцать пять лет Голубкина впер вые приехала в Москву, где стала воль нослушательницей Московского учи лища живописи, ваяния и зодчества. Потом она продолжила образование в Академии художеств в Петербурге, а в 1895 г. отправилась в Париж. Здесь Го лубкина сначала занималась в частной студии, затем работала в собственной мастерской, пользуясь советами круп нейшего скульптора того времени Огю ста Родена. В своих работах Голубкина стреми лась прежде всего найти выразитель ный психологический образ. Как и П.Трубецкого, ее принято относить к числу скульпторов-импрессионистов. Во всем, что делала Голубкина, отчет ливо проступает ее горячий, бунтар ский характер. Об этом красноречиво свидетельствует символический рель еф 1901 г., помещенный над входом в здание Московского Художественно го театра в Камергерском переулке. Сама Голубкина называла это произ ведение «Море житейское», но в даль нейшем оно стало более известно под названиями «Волна» и «Пловец». В гребнях вздымающихся волн, за полняющих все поле рельефа, видны головы плывущих людей. В центре ком позиции — рвущийся вперед пловец. Его упрямое лицо, напряженный взмах руки передают решимость выстоять в борьбе со стихией. И сам мотив, выб ранный художницей, и его трактовка, скорее символическая, нежели реали стическая, выводят это произведение Голубкиной за рамки импрессиониз ма и сближают его с эстетикой мо дерна. Нередко в творчестве скульптора звучала тема тоски, страданий, появля лись образы униженных, обездоленных людей: «Пленники» (1908), «Вдали му зыка и огни» (1910), «Спящие» (1912). К началу XX в. относятся наиболее яркие из созданных ею портретов: «Марья», «Портрет Л. И. Сидоровой» (оба 1906). Скульптор увековечила об разы поэта Андрея Белого (1907), пи сателей Алексея Ремизова и Алексея Толстого (оба — 1911). Голубкина представила серию глу боких образов-символов в скульптурах «Рабочий», «Идущий», «Солдат», «Раб», «Сидящий человек». Сама пластика ста новится носителем душевной жизни героев, что сродни символизму живо писи «Голубой розы»1 и одновремен но демонстрирует характерный пример импрессионистичности фактуры. Своеобразие творчества Голубкиной состоит в поиске широких обобщений, пластической ясности форм, углублен ном психологизме, душевном напря жении, чувстве самоотверженности, которое внушают ее произведения. Она безупречно обрабатывала различные материалы — мрамор, гипс, дерево, глину и др. В 1932 г. в Москве открыт Музей- мастерская А. С. Голубкиной, где со браны ее работы. Сергей Тимофеевич Коненков (1874— 1971) родился в крестьянской семье в Смоленской губернии. Получив профес сиональное образование, работал в об ласти станковой и монументальной пла стики, создавал самобытные портреты. Коненков прошел периоды увлече ния творчеством Микеланджело, ан тичностью, народной деревянной скульптурой. Работая над сказочными и фольклорными образами, знакомы ми ему с детства, он обращался к не обычным материалам, например к ин крустации дерева цветным камнем. С неистощимой фантазией создавались добродушный «Старичок-полевичок»
10 «Голубой розе» см. на с. 113— 115. (1910), хитровато-озорные «Лесовик» (1910) и «Пан» (1915), устрашающие персонажи языческой славянской ми фологии «Стрибог» (1910) и «Велико- сил» (1909) и др. По существу, то, что до сих пор находило воплощение лишь в кустарной резьбе, игрушках и про изведениях прикладного искусства, Коненков увеличил до крупных форм. В нем словно соединились два талан та — скульптора-профессионала и на родного умельца. Античная тема в творчестве масте ра началась со знаменитой работы «Нике» (1906) — русской улыбающей ся девушки, названной именем грече ской богини победы. В реалистическом портрете нет и намека на условную академическую красивость или стили зацию. Вздернутый носик отнюдь не античной формы и другие далеко не классические черты лица передают яркую индивидуальность. «Нике» — всепобеждающая юность и чарующая гармония лица простой русской жен щины. В 1912 г. Коненков отправился в Гре цию и Египет. Увлечение мастера клас сическим искусством сказалось в рабо тах, выполненных из мрамора («Гречан ка», «Портрет Ф. Ф. Свешниковой», «Женский торс» и др.), в частности в оригинальных портретах-аллегориях («Эос», «Кора» и др.). Влияние антич ности проявилось и в возросшем ин тересе Коненкова к передаче обнажен ного тела. Он высек в мраморе заме чательные статуи (например, «Сон», 1913), вырезал из дерева «Девушку с поднятыми руками» (1914). Коненков достиг больших успехов как мастер-портретист. Его творения в этом жанре отличаются многообрази ем и неоднозначностью характеристик, несмотря на традиционную, довольно реалистическую манеру. Он создал бю сты писателей А. П. Чехова, А. М. Горь кого, Ф. М.Достоевского, книгоизда теля П.П.Кончаловского, автопортре ты и др. Особое место в творчестве Конен кова занимала тема музыки. Одним из его любимых персонажей был Никко ло Паганини, которого он изображал не раз. Коненков восхищался творени ями Иоганна Себастьяна Баха и дол го, мучительно искал тог пластический образ, который смог бы передать вели чие гения и глубину его произведений. И вот однажды в куске мрамора, сто явшем в углу мастерской, скульптор, по его словам, увидел лицо Баха. После Октября 1917 г. мастер уча ствовал в осуществлении плана мону ментальной пропаганды, создав мемо риальную доску «Павшим в борьбе за мир и братство народов» и скульптур ную группу «Степан Разин со своей ватагой», а также занимался препода вательской деятельностью. Творчество С. Т. Коненкова в основ ном переходит уже в XX в.
Живопись Новый этап в развитии русского искусства конца XIX —начала XX в. связан с именами таких художников, как В. В. Васнецов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, В. А. Се ров и М. А. Врубель, В.Э. Борисов-Му сатов, вступивших на арену русского искусства во второй половине 1880-х годов. Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) обладал универсальным талан том. Он воплотил на полотнах былин- но-сказочные и исторические темы, занимался монументальной и театраль но-декорационной живописью. Васне цов родился в семье сельского священ ника в Вятском крае. Впечатления дет ства и юности сыграли важную роль в становлении нравственных и духовных качеств художника, что, несомненно, повлияло на формирование его твор ческих принципов. В 1867 г. Васнецов начал заниматься в Рисовальной школе Общества по ощрения художеств в Петербурге у И. Н. Крамского, а затем стал студен том Академии художеств. Он учился у П. П. Чистякова и очень ценил акаде мическое образование. В студенческие годы Васнецов сблизился с И. Е. Репи ным и М. М. Антокольским. В начале творческого пути Васнецов стал членом Товарищества передвиж ных художественных выставок (1878), ориентировался на наследие П.А.Фе дотова и В. Г. Перова. В это время он создал жанровые картины «С кварти ры на квартиру» (1876), «Преферанс» (1879) и др. Васнецов был активным участни ком абрамцевского кружка. Он обра тился к исторической, фольклорно эпической и сказочной темам. По за казу С. И. Мамонтова художник напи сал картины «Бой скифов со славяна ми», «Ковер-самолет» и «Три царев ны подземного царства» (1879). Васнецов начал свою театрально декорационную деятельность также в Абрамцеве. Он выполнил декорации для домашней постановки «Снегуроч ки» А. Н.Островского в мамонтовском кружке. В костюмах и декорациях ху дожник использовал народные орна менты, элементы русских народных вышивок, набойки, резьбы и росписи по дереву, архитектурные детали древ нерусского зодчества. Тем самым ему удалось сказать новое слово. В декора циях «Палаты царя Берендея» и «Зареч ная слободка Берендеевка» были выра ботаны как общие принципы исполь зования мотивов народного искусст ва, так и более частные, впоследствии повторяющиеся приемы стилизации. Васнецов сообщил театральной деко рации зрелищную целостность и тон кость нюансов живописного полотна. В Абрамцеве Васнецов также рабо тал над строительством церкви Спаса Нерукотворного. Рядом с храмом по его рисунку была поставлена деревянная избушка на курьих ножках, что как бы символизировало мирное сосущество вание христианства с языческими веро ваниями. Позднее Васнецов исполнил эскиз фасада Третьяковской галереи, проект собственного дома в Москве. Его работы в области зодчества поло жили начало «неорусскому стилю» в архитектуре. Васнецов изображал героев русских народных былин, сказок и преданий. В них живописец искал воплощение идеала человеческой красоты и благо родства. Об этом говорят такие полот на, как «После побоища Игоря Свя тославовича с половцами», «Аленуш ка» и «Богатыри». Первым зрелым произведением Ва снецова стало полотно «После побои ща Игоря Святославича с половцами» (1880). В нем художнику удалось пере дать живописными средствами былин ное повествование. Мужество и геро изм павших за спасение родной земли русских воинов — основная тема ком позиции. Дикие орлы дерутся над по лем битвы, травы и цветы поникли, окровавленная луна выглядывает из-за тучи. Пейзаж выступает эмоциональ ным аккомпанементом произошедшим событиям. Колористическое решение полотна определяет контраст холодных (серо-голубое небо, зелень травы, сере бристый блеск кольчуг и шлемов) и теплых (красные пятна щитов и сапог) цветов. Смерть показана как сказочный сон. Кажется, что герои встанут и ожи вут как на сцене после закрытия зана веса. Картина «Аченушка» (1881) — ли рическое воплощение сказочного сю жета. Васнецов не следовал строго сю жету сказки, а создал обобщенный образ горькой печали. Босоногая девоч ка с растрепанными волосами сидит на замшелом камне у заросшего пруда и грустит. Пейзаж соответствует на строению Аленушки. На темную холод ную гладь воды падает пожелтевшая листва. Тонкие осинки трепещут на ветру. Бледно-серое небо и холодная зелень елочек дополняют картину. Об разную ткань полотна помогли создать этюды с натуры в окрестностях Абрам цева, передающие печаль увядающей осенней природы. Здесь Васнецов пред восхищает так называемый «пейзаж настроения» у Левитана и Нестерова. Герои русского былинного эпоса представлены на полотне «Богатыри» (1898) как защитники родной земли. Гордый, порывистый Добрыня изоб ражен на белом коне слева. Сильный и мудрый Илья Муромец восседает на могучем черном коне в центре. А лука вый молодой Алеша Попович управ ляет рыжим конем справа. Как того требует былинный эпос, стать и но ров богатырских коней соответствуют характерам седоков. В пейзаже худож ник стремился не показать конкретную местность, а выразить идею русской природы, создать собирательный об раз земли русской. Объединяет фигу ры богатырей и пейзаж симметричная композиция. Размещение трех крупных фигур во фронтальном положении на большом полотне вызывает впечатле ние силы и величественности. В 1880— 1890-х годах Васнецов вме сте с другими художниками работал над иконами и росписями Владимирско го собора в Киеве. Соединение реалис тически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оп рава для всех фигур и сцен — харак терные черты васнецовского стиля, сформировавшегося у художника в это время. Грандиозное впечатление про изводила колоссальная фигура Богоро дицы с Христом-младением на руках, выступающая из мерцающего золото го фона алтарной апсиды. С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери национальный тип русской красоты, силу материн ского чувства и одухотворенность. В дальнейшем Васнецов получил многочисленные заказы на оформле ние храмов в Петербурге, Гусь-Хрус- тальном, Варшаве и др. Талант Васне цова с наибольшей силой проявился в полотне «Страшный суд» для церкви в Гусь-Хрустальном (1904). Картина пред ставляет собой огромную симметрич ную, уравновешенную трехъярусную композицию, состоящую из многих фигур и сцен, на которой подробно показаны муки грешников в аду и воз несение праведников. Васнецов был также превосходным портретистом. Он создал одухотворен ные образы B.C. Мамонтовой, жены А. В. Васнецовой и др. По воображению он написал очень достоверный и узна ваемый образ «Царь Иван Васильевич Грозный»(1897). Остропсихологическая характеристика, органично сочетающа яся с живописно-декоративной трак товкой, приобрела в картине столь за конченное пластическое выражение, что можно говорить о завершенности васнецовского стиля. В своих работах на сказочно-былин- ные темы («Спящая царевна», «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», «Гамаюн — птица вещая», «Царевна- лягушка», «Кощей Бессмертный», «Ца ревна Несмеяна») художник соприка сался с символизмом и живописными исканиями модерна. Богатые узоры одежд, орнаменты росписей интерь еров сливаются здесь в единую симфо нию красок. Способность Васнецова проникнуться народным мироощуще нием, умение найти живописно-пла- стические средства для передачи фоль клорных образов принесли славу его произведениям. На полотне «Иван-царевич на Сером волке» (1889) изображены Иван-царе вич и Елена Прекрасная верхом на Сером волке, несущиеся через мрач ный лес. Герои одеты в нарядные пар човые с золотом костюмы. Главное достоинство картины — пейзаж, на полненный волнующей тайной и ду хом фольклорных преданий. Огромные стволы деревьев похожи на фантасти ческих великанов. Утренний свет зари едва пробивается сквозь сплетение ко рявых ветвей. Таит опасность топкое болото. А на первом плане нежно-розо- вые цветы яблони символизируют все побеждающую любовь, способностьтво рить чудеса и преодолевать невзгоды. Значительное место в творчестве Васнецова занимали книжные иллю страции к народным сказкам, произ ведениям Н. В. Гоголя, А.С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева. Ил люстрации к «Песне о Вещем Олеге», в которых Васнецов следовал древне русским традициям оформления книг орнаментами и миниатюрами, опре делили новое направление в разви тии книжной графики, продолженное И.Я. Билибиным и художниками «Ми ра искусства». В 1918 г. Васнецов вступил в Союз русских художников. Васнецов — один из первых масте ров русской живописи, кто вышел за рамки станковой живописи и стал ос ваивать разнообразные области искус ства — театрально-декорационное, декоративно-прикладное, книжную графику, архитектуру, что было сме лым новаторством. Заслугой Васнецо ва явилось и то, что благодаря новым сюжетам в станковой живописи и твор ческой деятельности в других видах искусства он пришел к решению прин ципиально новых задач, центральной из которых была задача создания еди ного стиля, основанного на нацио нальных традициях. Васнецов — одна из ключевых фигур в процессе пере хода от эпохи передвижничества к ис кусству начала XX в. Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942) — мастер реалистической жи вописи, обладающий яркой индиви дуальной манерой письма. Он родился в Уфе в купеческой семье, получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Ака демии художеств, в частности посещал класс П. П. Чистякова. Нестеров входил в Товарищество передвижных художе ственных выставок (как участник выс тавок — с 1889 г., в качестве члена — с 1896 по 1901 г.), принимал участие в выставках «Мира искусства» (1899 и 1901) и был одним из учредителей Союза русских художников (1903). Ранние произведения Нестерова, считавшего себя учеником В. Г. Перо ва и В. Е. Маковского, написаны на ис торические сюжеты в реалистической манере передвижников. Но вскоре в его творчестве наступил резкий перелом: художник стремился передать тоску по несбыточному, метания души, готовой скрыться от мирских треволнений за стенами монастыря, жажду уединения, душевного покоя. Раскрыть эти состо яния мастеру помогал русский лири ческий пейзаж. Сам Нестеров называл направление, в котором работал, «опо этизированным реализмом». Уходя в мир чувств, он искал свой идеал в глу боко и искренне верующих людях про шлого. Главная тема Нестерова — мона шеская Русь, не конкретизированная в историческом времени, воплощавшая для художника идеал изначальной слит ности человека с первозданной приро дой. Первой картиной на эту тему было полотно «Пустынник» (1888— 1889). «Видение отроку Варфоломею» (1889— 1890) (см. цв. вкл.) — центральное про изведение Нестерова. Здесь Варфоло мею, в будущем святому Сергию Ра донежскому, основателю Троице-Сер- гиевой лавры, открывается его призва ние. Это переворот в мироощущении личности, предчувствие нового, неве домого и непостижимого. Местом действия служит среднерус ский пейзаж в окрестностях Абрамце ва. Через природу художник пытался донести настроение созерцательности и умиротворения. Реальный русский пейзаж на картине как бы становится видением «земного рая». Мастер запечатлевал образы мона хов и пустынников, старцев-отшель- ников, мечтателей и печальных деву шек среди неброских русских пейза жей. Природа на картинах Нестерова всегда тиха и спокойна. Голубизна неба безмятежно чиста, прозрачна. Одино кие скиты, главки деревянных церк вей на фоне неба — все это поддержи вает ощущение прочной связи прошло го с настоящим. Работы «Под благо вест» (1895), «Великий постриг» (1898) и др. посвящены духовной жизни пра вославных.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.213.126 (0.096 с.) |