Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусство России второй половины XIX В.
Во второй половине XIX в. в исто рической и жанровой живописи зарож даются многие особенности искусства критического реализма. Продолжает развиваться бытовой жанр. В русском искусстве огромную роль сыграло Товарищество передвижных художественных выставок, в уставе которого говорилось о том, что вы ставки должны помочь провинци альным жителям познакомиться с русским искусством, а также развить любовь к искусству в обществе. Ос новоположниками Товарищества бы ли Н.Н.Ге, В. Г. Перов, И, Н. Крам ской и др. Главным художественным принципом Товарищества был реа лизм, или «правда жизни», как гово рили передвижники. Для них было важно отразить национальное свое образие русской жизни и русского ис кусства. Одним из аспектов проблемы национальной специфики было по стижение русского характера или типа. Стремление к типическому очевидно в таких работах, как «Крестьянин с уз дечкой» И. Н. Крамского, «Кочегар» Н.А.Ярошенко, «Шахтерка» Н.А. Ка саткина и др. Особое место в творчестве пере движников занимал пейзаж. Худож ники А. К.Саврасов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, Ф. А. Васильев запечат лели красоту и мощь русской приро ды, сумев в истинно национальном от разить вечное, непреходящее. В. Д. По ленов прославился как пейзажист и автор полотен на исторические темы. В творчестве передвижников разно образно был представлен бытовой жанр: от «хоровых сцен» — многофи гурных шествий, гуляний, свадебных церемоний (И. Е. Репин «Крестный ход в Курской губернии», В. М. Максимов «Приход колдуна на крестьянскую сва дьбу») до картины-рассказа с неболь шим количеством действующих лиц (Н. В. Неврев «Смотрины»), Историче ская живопись передвижников была связана в основном с именами И. Е. Ре пина и В. И. Сурикова. Выразителями передвижнических идей в художественной критике яви лись В. В. Стасов и И. Н. Крамской. Архитектура Вторая половина XIX в. в архитек туре была временем господства эклек тизма (историзма). Архитекторы про бовали обрести источник вдохновения, отбирая и смешивая элементы разных стилей или проектируя здание в стиле предшествующей эпохи. Развитие промышленности в Рос сии не стояло на месте. С начала XIX в. стали производить ковкое железо, ко торое все больше использовалось в строительстве. Железо также внедря лось при строительстве большепролет ных конструкций. Хотя чугун очень хрупок, он все равно получил широ кое применение в строительстве, так как его было легче производить.
Облик городов в то время стреми тельно менялся. Доходные дома зани мали центральные улицы, вытесняя особняки, театры, музеи, банки, пас сажи (универсальные магазины) и вок залы, и соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и двор цами. Следовательно, нужны были яр кие архитектурные решения. Здания второй половины XIX в. со держат элементы, восходящие к древ нерусской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вышив ки или воспроизводящие в камне резь бу по дереву. Этот стиль, получивший название «неорусский», поддержива ли и правительство, и передовая худо жественная интеллигенция. В нем от разились важнейшие идеи времени — историзм и патриотизм. Архитектура этой эпохи во мно гом определила облик современных го родов. Тогда было начато строитель ство церкви Воскресения на Крови в Петербурге (1883—1907), Историче ского (1875—1883) и Политехниче ского (1875—1907) музеев, Верхних торговых рядов (ГУМ, 1889—1893) в Москве, вокзалов в ряде городов. Те атра оперы и балета в Одессе (1884 — 1887) и др.
Скульптура Во второй половине XIX в. скуль пторы обратились к сюжетности, исто рическому и бытовому правдоподо бию, даже к иллюстративности. Их ра боты изобиловали подробностями, особенно это касалось монументальной скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Ве ликом Новгороде (1862) по проекту М. О. Микешина (1835— 1896). Тяжело весная форма памятника напоминает колокол, увенчанный царской держа вой. Однако ее трудно оценить по дос тоинству из-за множества фигур. Шесть статуй вокруг державы олицетворяют русскую государственность — от Рю рика до Петра Великого. Ниже распо ложен рельеф, в котором аллегоричес кие персонажи чередуются с фигура ми политических деятелей, святых, полководцев, писателей, художников.
Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от монументальности. Та ков знаменитый памятник А. С. Пуш кину на Тверском бульваре в Москве (1880) работы А. М. Опекушина (1838 — 1923). Памятник относительно неве лик, это произведение скорее камер ное, чем монументальное. Поэт стоит задумавшись, в свободной, естествен ной позе. Однако скульптору удалось передать состояние вдохновенности, которое делает скромный облик Пуш кина возвышенным и прекрасным. В русской монументальной скуль птуре кризис классицизма ощущается в постепенной утрате ею патриотиче ских идей, общественного пафоса. По рой в монументальной скульптуре про ступают элементы романтизма и даже бытовой жанровости. В станковой пла стике эти поиски дают принципиаль но новые решения, например в твор честве П. К. Клодта. Петр Карлович Клодт (1 805 — 1 867) прославился изображением коней. Он посещал Академию художеств вольно слушателем. Самые известные скульптуры Клод та — это четыре группы «Укрощение коня», установленные на Аничковом мосту в Петербурге. В них скульптор последовательно изобразил стадии укрощения необъезженного коня. Об щая тема этих произведений может быть определена как борьба воли и разума человека со стихийными сила ми природы. Поверженный наземь при первой попытке обуздать животное, человек в итоге становится победите лем. В этих группах мы видим сочета ние точности в передаче натуры с обобщенностью пластической формы, реалистической конкретности — с эле ментами декоративности. Ясно читают ся силуэты, выразительны ракурсы. Группы Клодта — превосходные об разы монументально-декоративной скульптуры, прекрасно вписывающи еся в городскую среду. Другая выдающаяся работа Клод та —■ памятник баснописцу И. Л. Крыло ву для Летнего сада в Петербурге (1855). Реалистически изображенный пожи лой писатель, одетый в старомодный сюртук, непринужденно сидит с кни гой в руках. Всю среднюю часть поста мента занимает сплошной, опоясыва ющий памятник горельеф с изображе ниями животных — персонажей басен Крылова. Официальный характер имеет кон ный памятник Николаю I (1858) пе ред Исаакиевским собором. Фигура коня мастерски исполнена Клодтом. Стремление к более многогранно му и непосредственному отражению реальной действительности составля ет главную особенность русской скуль птуры второй половины XIX в. Живопись Искусство второй половины XIX в. традиционно охватывает период с на чала 1860-х до начала 1890-х годов — время господства так называемого кри тического реализма. Лучше всего отра жала идеи реализма жанровая живо пись, главенствующая на протяжении 1860-х годов. В пейзаже наряду с романтически ми углубляются и реалистические тен денции (И. К. Айвазовский и др.). Особое место в русской живописи принадлежит произведениям пере движников — В. Г. Перова, И. Н. Крам ского, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, A. К. Саврасова, И. И. Шишкина, B.Д. Поленова и др. Творчество их было чрезвычайно разнообразно по жанрам: исторические и социально-бытовые картины, портреты, пейзажи и др. Иван Константинович Айвазовский (1817—1900) был великолепным ма ринистом. Он родился в Феодосии, учился в петербургской Академии ху дожеств (1833— 1837). Художника вле кла к себе «свободная стихия» моря и бесконечная изменчивость его состоя ний. Айвазовский преимущественно писал картины не с натуры, а пола гался на свою феноменальную зритель ную память.
Особый восторг русской обществен ности вызвала картина «Девятый вал» (1850). Потерпевшие кораблекрушение люди чудом уцелели на обломках. На деясь на спасение, они противостоят грозному морю. Эта картина продол жала развитие романтического направ ления в живописи. В лучших работах более позднего времени («Черное море», 1881) худож ник отходит от академического роман тизма. Мастер пользовался здесь тон кими градациями светотени для более точной и естественной передачи раз личных состояний морской стихии. За долгую творческую жизнь Ай вазовским написано несколько тысяч картин, среди них большое значение имели произведения, посвященные подвигам русского флота («Чесмен ский бой», «Наваринский бой», обе 1848). Товарищество передвиж ных художественных выста вок. В 1870-х годах по инициативе ху дожника Г. Г. Мясоедова возникло но вое, не зависящее от Академии объеди нение — Товарищество передвижных художественных выставок. Эта органи зация устраивала ежегодные выставки, показывала их в разных городах Рос сии и распределяла доходы между чле нами. Душой и идеологом объедине ния был И. Н. Крамской. Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и прежде всего о русской жизни, — русский реализм. Быть вер ным действительности для художни- ка-реалиста — означало не только точ но воспроизводить узнаваемые под робности быта, обстановки, одежды, но и передавать типичность ситуаций и характеров. Картины передвижников заставляли задуматься над обществен ными вопросами, сострадать тем, кто несчастен и обездолен. С Товариществом передвижных ху дожественных выставок были связаны почти все заметные художники-реали- сты 1870—1880-х годов. К середине 1890-х годов оно утратило свою роль. Всего до 1917 г. прошло 45 выставок Товарищества; последняя, 48-я была устроена в 1923 г. Василий Григорьевич Перов (1834 — 1882) вначале учился в Арзамасской школе живописи, а потом поступил в Московское училище живописи, вая ния и зодчества. Самым популярным художником 1860-х годов Перова сде лали три жанровых полотна: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в
Мытищах» и «Тройка. Ученики масте ровые везут воду». «Сельский крестный ход на Пасхе» вызвал у публики разные реакции: от негодования до полного согласия с видением художника. Из кабака выва ливаются пьяные участники празднич ного шествия, среди них и сам свя щенник. Хмурый пейзаж усиливает ощущение беспросветного мрака, гря зи, тоски. Это полотно запечатлело унылую картину убожества русской де ревни. На картине «Чаепитие в Мытищах» разжиревший, самодовольный поп пьет чай за столиком на свежем воздухе. Он не замечает стоящих рядом нищих — босоногого мальчика и солдата. Кале ку с боевой наградой на старой шине ли фубо отталкивает от стола прислуж ница. То же настроение скорбного сочув ствия обездоленным звучит в картине «Проводы покойника». Согбенная фи гура вдовы крестьянина показывает, что ее горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пу стынном холодном мире. Персонажи картины «Тройка. Уче ники мастеровые везут воду» — дети, впряженные в сани с огромной обле денелой бочкой, вызывают еще боль шее сострадание у зрителя. Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях Перова этого периода, таких, как «Утопленница» и «Последний кабак у заставы». Портреты, которые Перов создал в конце 1860—начале 1870-х годов, тра- диционны по композиции и очень сдержанны по цвету. При этом худож ник стремился как можно точнее пе редать и внешний облик, и особенно сти личности героя. Портрет драма турга Л. Н. Островского (1871) слегка напоминает жанровое полотно. Остров ский изображен в домашней одежде. Он внимательно глядит на зрителя и, ка жется, сейчас вступит в разговор. Ф. М. Достоевский (1872) показан иначе. Руки сцеплены у колен, взгляд направлен чуть выше сомкнутых паль цев, но, в сущности, обращен внутрь себя (в этот период писатель работал над романом «Бесы»), В облике Досто евского подчеркнута почти болезнен ная напряженность. Жанровые картины охотничьей се рии Перова свободны от серьезной идейной или социальной нагрузки. Художник изображал ничем не при мечательных людей, поглощенных любимым занятием: они ловят птиц («Птицелов», 1870), рассказывают и слушают охотничьи истории («Охот ники на привале», 1871). Позы, жесты и мимика этих героев кажутся немно го нарочитыми. Перов превосходно отразил в живо писи нравы и типы, взгляды и интере сы своей эпохи. Его творчество оказа ло влияние на современников и на последующие поколения художников. Иван Николаевич Крамской (1837 — 1887) — выдающийся живописец и график — писал портреты и картины на евангельские сюжеты. Он родился в маленьком городе Острогожске в се мье мелкого чиновника, окончил че тырехклассное училище, был перепис чиком, подмастерьем иконописца, ретушером у фотографа, затем приехал в Петербург и поступил в Академию художеств.
Крамской немало времени уделял исполнению заказов, писал множество портретов. Наиболее интересен его «Ав топортрет» (1867). К зрителю поверну то умное и волевое лицо с присталь
И. Н. Крамской. Христос в пустыне ным взглядом. В нем нет ничего, что связывалось бы с привычными пред ставлениями о художнике как о твор ческой личности, зато Крамской пе редал в собственном облике типичные черты разночинца 1860-х годов. Славу Крамскому принесла работа «Христос в пустыне» (1872). В центре безграничной каменистой пустыни под широким светлым небом сидит Иисус Христос, пребывающий в напряжен ном, скорбном раздумье. Для многих современников полотно читалось как иносказание: образ Христа был симво лом нравственного подвига, готовно сти к жертве во имя людей. Крамской хотел изобразить героя, совершающе го нелегкий выбор и предчувствующего трагическую развязку. В 1873 г. в Ясной Поляне, усадьбе Льва Николаевича Толстого, Крамской работал над его портретом для галереи П. М.Третьякова. Удивительное сход ство — одно из достоинств этой рабо ты. В ней прочитываются важные свой ства личности писателя: глубокий яс ный ум, воля, спокойная уверенность. Основное внимание художник уделил лицу. Руки не закончены, за свободны ми сборками блузы не ощущается тела. Еще одна знаменитая картина Крамского — «Неизвестная» (1883). Молодая женщина в мехах и бархате с высокомерным выражением лица едет в прогулочной коляске по Невскому проспекту. Однако в лице героини мож но увидеть не только надменность, но и грусть, затаенную драму. Крамской сыграл очень важную роль в художественной жизни 1870 — 1880-х годов: он помог сплотиться ху дожникам, ощутившим, насколько устарели академические правила, вы разил в речах, статьях и письмах по требность в новом искусстве, которое отражало бы реальную жизнь. Николай Николаевич Ге (1831 — 1894) — известный исторический жи вописец, портретист и пейзажист. Он учился в Академии художеств (1850 — 1857). Итоговая работа принесла моло дому художнику большую золотую ме даль и дала возможность поехать за гра ницу. В Италии Ге написал полотно «Тай ная вечеря» (1863). Художник выбрал сюжет, к которому обращались мно гие мастера прошлого. Однако вместо трапезы, на которой Иисус предска зывает, что один из двенадцати уче ников, сидящих рядом, предаст Его, Ге изобразил момент разрыва Иуды с Христом. Порывистым движением на брасывая плащ, Иуда уходит от Учи теля. Напряженный конфликт под черкнут резким освещением. Светиль ник, стоящий на полу, заслонен тем ным зловещим силуэтом Иуды. Фигу ры апостолов освещены снизу и от брасывают на стену огромные тени; поднялся потрясенный Петр, страда ние написано на лице юного Иоанна, нахмурился возлежащий Христос. Кар тина была восторженно встречена в России. Вернувшись на родину, Ге обратил ся к русской истории и на первой же выставке передвижников показал кар тину «Петр I допрашивает царевича А/гексея Петровича в Петергофе» (1871). По одну сторону стола сидит Петр в простой одежде, без парика, в высо ких сапогах; взор его, направленный на сына, полон гнева. По другую — стоит царевич, бледный, нескладный, с опущенным взором. В облике Петра подчеркнуты энергия и сила, в фигу ре Алексея — робость и безволие. Ху дожник стремился к психологической и исторической достоверности, к точ ности и простоте. В центре недописанной картины «Голгофа» (1893) — Христос и два раз бойника. Сын Божий в отчаянии за крыл глаза, откинул назад голову. Сле ва от Него нераскаявшийся разбойник со связанными руками, расширенны ми от ужаса глазами, полуоткрытым ртом. Справа раскаявшийся разбойник, печально отвернувшийся. Все фигуры на полотне неподвижны. Широкими мазками написаны лиловая одежда Христа и темно-желтая — раскаявше гося разбойника, белая плоская вер шина Голгофы, синие тени. До конца жизни Ге вдохновляла надежда на то, что с помощью искус ства человек может прозреть и испра вить мир. В творчестве художников-передвиж- ников значительное место занимал пейзаж, они с проникновенным ли ризмом и теплотой изображали различ ные уголки русской природы. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) — один из родоначаль ников русского реалистического пей зажа, первооткрывателей новой кра соты живописи, новых ее возможно стей. Окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, он уже в двадцать четыре года стал членом Академии художеств, а в двадцать шесть — преподавателем этого учили ща. Саврасов много путешествовал за границу. Вернувшись в Россию, худож ник принял участие в организации Товарищества передвижных художе ственных выставок. На первой выставке передвижников Саврасов представил произведение, сразу принесшее ему известность, — «Грачи прилетели» (1871). Искусствовед И. В. Долгополов писал о том, что мож но услышать, как звучит эта картина, уловить музыку весны: звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез, грачиный гомон, скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра и тихий колокольный звон. Полотно решено в тончайшем ко лорите изысканных валеров бледно лазоревых, голубых, бирюзовых тонов. Лучи солнца бросают сложные серо голубые тени на снег. Живопись хол ста многослойна. Цветная мозаика маз ков в светах доведена до эмалевой плот ности. Сдержанная красочная гамма передает настроение спокойной свет лой радости. Художник прибегает к ювелирной деталировке картины. Пейзаж до пре дела обжит. Кричат грачи, хлопотливо строя свои гнезда, вьется сизый ды мок из трубы деревянного домика, видны следы на снегу. Весь холст по лон скрытого внутреннего движения. Березы отбрасывают тени на снег, еле колышутся их голые ветки, дрожат отражения в темных проталинах, не спешно плывут облака. Саврасов рабо тал над этой картиной в мастерской по этюдам, выполненным с натуры. На полотне «Проселок» (1873) Сав расов изобразил размытую после дождя проселочную дорогу, уходящую вдаль. Темные силуэты деревьев выделяются на светлом фоне облачного неба. Ост ровки зеленой травы на обочине допол няют картину. Просторное небо, отшу мевшая гроза, просиявшее сквозь обла ка солнце, напоенные влагой и светом земля, поля, деревья — все это стано вится для художника источником чи стейшей поэзии. Даже грязь и лужи на дороге превращены в драгоценную жи вописную материю. Смелость живопи си обусловлена пленэрным решением. «Проселок» открывает новые горизон ты русской пейзажной живописи. К лучшим произведениям послед него периода творчества Саврасова от носятся картины «Рожь», «Оттепель», «Ночка», «Весна. Огороды» и др. Иван Иванович Шишкин (1832 — 1898) — выдающийся пейзажист, пе вец русской природы. Точность рисун ка, скрупулезная живопись и пристра стие к монументальным композициям выделяют его среди других художни ков. После окончания Московского училища живописи, ваяния и зодче ства, а затем Академии художеств в Петербурге (с большой золотой меда лью) он был отправлен в поездку по Европе. В Германии Шишкин завершил обучение и стал академиком. Многие рисунки и этюды художни ка прямо просятся в ботанический ат лас. В отличие от представителей ро мантизма с их страстью к необычному Шишкин вдохновляется тем, что мож но назвать типичными местами рус ской природы: это широта простран ства, высокое голубое небо, золотое поле, могучие сосны. Настоящую славу Шишкину при несла картина «Сосновый бор. Мачто вый лес в Вятской губернии», в 1872 г. получившая первую премию на выстав ке Общества поощрения художников. Впервые в русском искусстве художник показал не опушку леса и не вид на лесные дали, а величавую чащу с гро мадами стволов. Мастера часто называ ли фотографом. С документальной точ ностью, почти без поэтического трепе та он стремился воспроизвести мель чайшие детали ландшафта. В его карти нах растение одного вида не спутаешь с другим. Познавательно-натуралисти ческое начало сочетается с прославле нием красоты родной природы. К сожалению, Шишкин остался в пределах светотеневого понимания пленэра, вопросы колорита его почти не волновали, что ограничивало его творческий диапазон. Шишкин часто создавал свои про изведения на основе нескольких мо тивов, увиденных в разных местах. На картине «Рожь» (1878) он изобразил необычайно высокие колосья и могу чие сосны посередине поля (см. цв. вкл.). Это убедительный образ изобилия и богатырской мощи русской природы. Картину «Утро в сосновом лесу» (1889) Шишкину помогал писать друг, художник К.А.Савицкий, который изобразил на переднем плане медве дицу с тремя медвежатами и туман над оврагом справа. Сосновый бор напи сал Ш ишкин. Медвежата играют на упавших деревьях, а медведица на них ворчит. Оба художника не считали кар тину творческой удачей, однако пуб лика ее полюбила. Холст «Корабельная роща» (1898) — последняя работа Шишкина. Здесь вос певается величавая красота русского леса. Художник добивается полной ил люзии живой хвои, солнечного света и прозрачной воды. Талант Шишкина оценили и пред ставители Академии художеств, и чле ны Товарищества передвижных вы ставок. Архип Иванович Куинджи (1842 — 1910) был пейзажистом, стремившим ся соперничать с природой. Он родил ся в Мариуполе на побережье Азов ского моря. Куинджи не получил сис тематического художественного обра зования, но рисовал постоянно. Он некоторое время жил у И. К. Айвазов ского в Феодосии, а в конце 1860-х годов переехал в Петербург. С друзья ми, будущими передвижниками, ху дожник много работал на природе. В 1873 г. Куинджи написал картину «На острове Валааме». Каменистая зем ля с редкими деревьями справа окайм лена озером. От горизонта надвигается темная мгла, поглощая дальний лес. Хмурое небо почти все озарено необык новенным светом с переливами, напо минающими сияние драгоценных кам ней. Суровые пейзажи Русского Севе ра впервые были показаны с таким удивительным чувством прекрасного. П. М.Третьяков купил это произведе ние, что дало возможность Куинджи со вершить поездку в Европу. Здесь он изу чал зарубежное искусство, особенно его заинтересовали полотна французских живописцев барбизонской школы. Вместе с тем Куинджи не пошел по импрессионистическому пути, со храняя монументально-эпическую композицию с широко открывающи мися далями и используя цвет не пле- нэрно, а декоративно. В своих работах художник прежде всего стремился пе редать освещение, контрасты света и тени («Солнечные пятна на инее», «Украинская ночь», «Вечер на Украи не» и др.). Пространство картины «Ве чер на Украине» (1878) тонет в сумра ке, последние солнечные лучи осве щают белые хаты на темном пригорке среди садов. Картина «Березовая роща» (1879) необычна по композиции (см. цв. вкл.). Кулисное построение пейзажа напо минает театральную декорацию. На первом плане деревья изображены не целиком, а только их белые стволы. Позади них — силуэты кустов и дере вьев, а вокруг — изумрудная зелень травы с темной прогалиной заболочен ной воды. Иллюзия яркого освещения дост игнута с помощью светотеневых и цветовых контрастов. О таинственных опытах художника с красками ходили слухи. Знаменитая картина Куинджи «Лун ная ночь на Днепре» (1880) произвела настоящий фурор. Публика была оше ломлена необыкновенной силой иллю зии лунного света, которой добился жи вописец. Некоторые даже полагали, что за холстом находится лампочка. К со жалению, открытая Куинджи комби нация красок оказалась недолговечной, картина потемнела, и теперь можно только предположить, какой ее увиде ли первые зрители. Эта работа свиде тельствует о тяготении мастера к сочи ненному пейзажу, созданному на ос нове пристального изучения природы. В 1881 г. Куинджи выставил пейзаж «Днепр утром», неожиданно написан ный в спокойных светлых тонах. Сквозь туманную дымку слева виден приго рок, поросший травами. Справа изви вается, убегая вдаль, лента реки, а над ней простирается бесконечная глуби на неба. Это была последняя широко известная работа мастера. Яркая цветность, подчеркнутая де коративность сочетались в его карти нах с уплощенностью предметов. Ху дожник вплотную подошел к стили стике, предвосхищающей модерн. Не все передвижники одобряли свое образную живопись Куинджи, поэто му в 1880 г. он покинул Товарищество. Будучи руководителем пейзажной мастерской Академии художеств (1894— 1897), Куинджи во многом способство вал становлению таких художников, как Н. К. Рерих, К. Ф. Богаевский и др. Федор Александрович Васильев (1850—1873) — великолепный пейза жист. Он родился в семье бедного по чтового чиновника, окончил рисоваль ную школу при Обществе поощрения художников, затем пользовался сове тами Шишкина, женившегося на его сестре, и покровительством Крамско го. Васильев не стремился подражать наставникам, а старался выработать свой стиль. Так, романтической взвол нованностью отличается его картина «Перед дождем» (1870). Лучшие произведения художника свидетельствуют о мастерстве и поэти ческом проникновении в природу («Оттепель», «Мокрый луг», «В Крым ских горах»), В первой значительной работе «Оттепель» (1871) образ рус ской природы выходит за пределы про стой «пейзажности», копирования мотива. Картина «Мокрый луг» (1872) явилась творческим итогом и большой удачей Васильева. Она написана в Кры му, где он находился на лечении, по старым этюдам и воспоминаниям о красоте среднерусской природы. Даро вание художника не успело раскрыть ся в полной мере из-за его ранней смерти. Васильев внес огромный вклад в развитие русского пейзажа, напоив его, по выражению И. Н. Крамского, «поэзией при натуральности испол нения». Василий Дмитриевич Поленов (1844— 1927) — выдающийся живописец, со здавал пейзажи, жанровые и истори ческие картины, работал как театраль ный декоратор, архитектор, иллюстра тор. Он учился в Академии художеств и одновременно в Петербургском уни верситете на юридическом факультете. Академией художеств был направлен в заграничную командировку на шесть лет, побывал в Германии, Италии, Франции, изучал и копировал старых мастеров. Тогда же Поленов написал картины на сюжеты из европейской ис тории. Вернувшись в Россию в 1876 г., он получил за эти работы звание ака демика. В работах 1870-х годов проявилось мастерство художника в пленэрной живописи, полновластно вошедшей с тех пор в русское искусство. В картинах «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» выражена красота реальной, но опоэтизированной при роды. В 1878 г. художник поселился в Мос кве. Он представил на передвижную выставку картину «Московский дворик», которую не посчитал значительной. Поленов написал уголок Арбата сол нечным летним утром. В траве играют дети, один малыш стоит около тро пинки. В правой части полотна изобра жена лошадь, запряженная в телегу, в глубине — женщина с ведром, куры у сарая, за дощатыми заборами видны
В. Д. Поленов. Московский дворик купола церкви и белая колокольня. Эту картину можно посчитать жанровой зарисовкой из жизни простого наро да, а можно — философским обобще нием повседневного, будничного до возвышенного, вечного. Это произве дение стало важным этапом в русской живописи. В 1881 — 1882 и 1899 гг. Поленов со вершил путешествие по Ближнему Востоку и Греции в связи с работой над картиной «Христос и грешница» и серией картин «Из жизни Христа». Этюды, привезенные из первого пу тешествия на Восток, в художествен ном отношении стоят выше тех кар тин, ради которых они делались. Учениками Поленова были такие известные художники, как К. А. Ко ровин, И. И. Левитан, А.Я. Головин, А. Е. Архипов и др. Илья Ефимович Репин (1844 — 1930) — яркий представитель реалис тической школы живописи. Учился в Академии художеств и одновременно в Рисовальной школе Общества поощ рения художников у И. Н. Крамского. Репин писал на актуальные темы, страстно, увлеченно, постоянно совер шенствовал технику живописи, про бовал разнообразные манеры. Репин создал произведения разных жанров: бытового, исторического, портреты, пейзажи и др. Натура для него была важнее всего. Художник оставил мно жество карандашных зарисовок и кра сочных этюдов. В 1873— 1876 гг. Репин работал в Париже, где усвоил некоторые при емы импрессионистической живопи си: широкий мазок, выразительность цветового пятна, хотя система работы дополнительными цветами осталась для него непонятной. Первым значительным произведе нием Репина стала картина «Бурлаки на Волге» (1870— 1873). В этом группо вом портрете волжских бурлаков Ре пин создал поэму о русском народе. Характерные типажи показаны в раз личном эмоциональном состоянии — здесь можно отметить мрачное угрюм ство, злобу, смирение и желание ос вободиться от непосильного бремени. Фигуры размещены в горизонтальном формате по принципу классического фриза. Размеренно-спокойный ритм композиции придает сюжету роль эпи ческого повествования. Наиболее успешный период репин ского творчества — 1880-е годы. Худож ник написал много портретов, бытовых и исторических картин («Портрет худож ника Г. Г. Мясоедова», «Портрет писа теля В. М. Гаршина», «Протодиакон», «Крестный ход в Курской губернии», «Портрет В. В. Стасова», «Портрет Л. Н.Толстого», «Портрет М. Г1. Мусорг ского» и др.). Характеристика героев репинских портретов рождается за счет ситуации позирования, обыгранной в соответствии с темпераментом, манера ми, привычками модели. Грандиозное полотно «Торжественное заседание Го сударственного совета..» (1901 — 1903) — фупповой портрет, в котором Репин до стигает поразительного сходства пер сонажей и живописной свободы. Картина Репина «Не ждали» (1884— 1888) посвящена судьбе революцио- нера-народника, возвратившегося из ссылки домой. Здесь возникают опре деленные культурологические ассоци ации с традиционной для европейско го искусства темой возвращения блуд ного сына. Однако герой репинского полотна ждет не прощения, а понима ния и оправдания жертвы, совершен ной им во имя долга перед народом. Психологическим драматизмом и критически-обличительным пафосом пронизана историческая живопись Ре пина («Царевна Софья», «Иван Гроз ный и сын его Иван»), Полотно «Запорожцы пишут пись мо турецкому султану» (1880—1891) отражает тенденцию реализма, связан ную с поисками героических характе ров и жизнеутверждающего идеала. За порожцы пишут издевательский ответ султану Магомету IV, предложивше му им перейти к нему в подчинение. Смех становится выражением свобо долюбивого духа запорожцев. Репин помещает рядом с сотрясающимся от громкого хохота казаком в красной одежде и белой папахе персонажа с грустным лицом. Такой контраст еще больше усиливает общее веселье. Ком позиционная целостность подчеркива ет единство героев картины. Художник добивается впечатления раскованности движений людей с помощью разнооб разных ракурсов фигур. Интересно от метить, что, изображая легендарное прошлое, Репин трактует его как со бытие, происходящее в настоящем. Василий Иванович Суриков (1 848 — 1916) был великим историческим жи вописцем. Он родился в Красноярске, окончил петербургскую Академию ху дожеств и поселился в Москве. Первое большое полотно Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881) — все народная драма и развернутая пано рама народной жизни. Изображены все слои населения — от царя до нищего. Суриков с помощью повторов и пово ротов фигур выявляет торжественный ритм страшного обряда приготовления к казни. Например, в группе стрель цов два похожих человека в центре различимы только тем, что один — чернобородый, а другой — белоборо дый, словно поседевший в предчув ствии смерти. Гневный взгляд рыже бородого стрельца обращен к Петру I, изображенному на коне у Кремлевской стены и отвечающему стрельцу таким же сердитым взглядом. Это выражение непримиримого противостояния двух миров. Стрельцы осознают неизбеж ность своей гибели и крушения тех государственных идей, за которые они боролись. Эффект горящих свечей в руках стрельцов, едва заметный в пред рассветной голубоватой полумгле, со ставляет колористическую завязку по лотна и символизирует противоборство света и тьмы. На картине «Меншиков в Березове» (1883) показан сподвижник Петра 1 А. Д. Меншиков в изгнании. Он со сво ими детьми сидит за столом в тесной холодной избе. Убогая обстановка кон трастирует с богатым нарядом старшей дочери Марии и дорогим перстнем на руке самого опального князя. Эти дета ли помогают понять, что герои карти ны привыкли к другой жизни — к рос коши и славе. Их мысли далеко. Фигу ра Меншикова несоразмерна масшта бу окружающего пространства. Многие критики указывали на это, как на ошибку художника, но Суриков хо тел подчеркнуть этим приемом, что некогда грозный властелин не сми рился, полон сил и ждет своего часа. Сюжет картины «Боярыня Морозо ва» (1887) отражает раскол Русской православной церкви в результате ре формы XVII в. Одной из главных фи гур раскольничества была боярыня Ф. П. Морозова. Суриков изобразил момент, когда опальную боярыню про возят в санях по московской улице. Ей сочувствуют нищенка на коленях, де вушка в расшитом цветами платке, боярышня в синей шубке, юродивый, но далеко не все персонажи. Отдавая должное непокорству и стойкости Морозовой, толпа остается равнодуш ной к мрачному, демоническому духу, которым овеян ее образ. Религиозный фанатизм в чертах неистовой боярыни просто пугает. Морозова грозно вски нула руку, показывая двуперстие — символ старой веры. Юродивый повто ряет жест боярыни, но в нем содер жится уже совсем иной смысл — это знак благословения на крестную муку и одновременно знак прощания.
В. И. Суриков. Боярыня Морозова
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.103 с.) |