Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Искусство России конца XVII —XVIII В.Стр 1 из 10Следующая ⇒
На рубеже XVII —XVIII вв. в Рос сии закончилось Средневековье и на чалось Новое время. Этот переход про изошел быстро — в течение жизни одного поколения, поэтому освоение общеевропейских стилей в России XVIII столетия протекало стремитель но, словно русское искусство приме ряло на себя разные одежды. Как спра ведливо замечено исследователями, уже в петровскую эпоху существовали зачатки барокко, рококо, классициз ма. Помимо стилевого многообразия в искусстве присутствовали традиции различных школ и проявления разно образных национальных манер, при внесенных иностранными мастерами. Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в свет ское, освоить новые жанры (натюр морт, портрет, пейзаж, исторический жанр и др.). Реформы Петра I затронули не только политику, экономику, но и искусство. Он окружил себя талантли выми зарубежными архитекторами, скульпторами и живописцами, посы лал учиться за границу русских худож ников. Во второй половине XVIII в. петровские пенсионеры вернулись на Родину и значительным образом по влияли на русское искусство. К концу столетия русское искусст во совершило гигантское дело приоб щения к общеевропейской традиции, пройдя этот путь в кратчайший срок, без развитой теории и художественной критики. Художники и архитекторы творчески осваивали европейский язык искусства и создавали произведения, полно выражающие идеи XVIII в. При этом они сохранили верность нацио нальному мироощущению, соблюдали неразрывность традиций иконописи и древнерусской архитектуры. Аналогов такому развитию в европейском искус стве нет.
Архитектура Вторая половина XVII в, —середи на XVIII в. — это время возникнове ния и расцвета архитектуры русского барокко. В последней трети XVIII —пер вой трети XIX в. становятся популяр ными классицистические традиции. Барочные элементы появились в декоративных формах русской архитек туры второй половины XVII в. Новый богато декорированный стиль получил название московское, или нарышкин ское, барокко, так как русская архи тектура XVII в. существенно отличает ся от итальянской и австро-немецкой. Если для западноевропейского барок ко характерны напряженность, скован ная энергия, то для русского — опти мистичная приподнятость и празднич ность.
В первой половине XVIII столетия сложился стиль русское барокко, ха рактерными чертами которого были: ясность композиции при декоративной пышности отделки, игра света и тени на фасадах, широкие и высокие, на чинающиеся прямо от пола окна, об рамленные сложными наличниками; анфилады комнат, украшенных золо ченой резьбой, паркетом из дорогих пород дерева, живописными плафона ми с иллюзорным прорывом простран ства в глубину; позолота и скульптура во внешнем убранстве здания, красоч ность цветовых сочетаний (интенсив- но-голубого или бирюзового и бело го, иногда оранжевого и белого). В барочной архитектуре для созда ния величественности и роскоши по- разному группировались пилястры, колонны, вазы, картуши, скульптуры. Предусматривался богатый декор ин терьера, сочетающийся на стенах и потолке с красочными панно, фигур ными зеркалами, светильниками. Ме бель подбиралась также в стиле барок ко: сложная и затейливая по формам и декору. Одним из великолепных образцов архитектуры XVII в. является Церковь Покрова в Филях. Она представляет со бой башенно-ярусную композицию. В ее основании находится куб (четве рик), к которому со всех сторон при мыкают полукруглые выступы, поэто му в плане церковь выглядит как цве ток с четырьмя лепестками. Сверху на четверик поставлен восьмерик, на него еще один поменьше с проемами для колоколов, а сверху — восьмигранное основание главы. Здание построили из красного кирпича и богато декориро вали резным белокаменным убором
Церковь Покрова в Филях. Москва (наличниками окон, пристенными колонками, живописным кружевом парапетов). В целом церковь торже ственно устремляется ввысь. В конце XVII — начале XVIII в. в рус ской культуре активно проявлялись тенденции европеизации, которые, однако, подвергались переработке. Многие архитектурные формы утрати ли практическое значение и стали в основном использоваться в качестве накладного декора для обогащения фасадов зданий. Эти черты свидетель ствовали о завершении эволюции сти ля барокко.
В XVIII в. роль церкви в жизни об щества заметно снизилась, поэтому относительно уменьшилось возведение культовых зданий (церквей, монасты рей). С усилением роли государства рез ко увеличился объем гражданского строительства. Реформы Петра I упрочили крепо стное право, господство дворянства и подняли значение купечества. По мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. В на чале XVIII в. центр градостроительной деятельности переместился в Петер бург. В это время появились знамени тые городские ансамбли Москвы и Петербурга. Характерным стал комп лексный подход к застройке новой сто лицы и других городов России. Указы Петра I содержали конкретные распо ряжения, касавшиеся архитектуры и строительного дела. Например, специ альным его указом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на линию улиц. Гражданственность и рационализм были свойственны так называемому «петровскому барокко». По сравнению с предыдущим сто летием в XVIII в. повысилось значение архитектора и существенно изменились методы его работы. Необходимой ста дией, предшествующей строительству, стал точный чертеж, утверждаемый заказчиком. Проектирование зданий обязательно увязывалось с общим пла ном. Создавались специальные комис сии и комитеты, в которых составля лись генеральные планы и проекты для крупных городов — Москвы и Петер бурга, а также для других развиваю щихся центров России. Во второй половине XVIII в. компо зиции культовых и гражданских соору жений стали более упорядоченными. Стремление к барочной живописности композиции сооружения постепенно утрачивалось. В архитектуре воцарились симметрия и размеренность класси цизма. С 1760-х годов в России начал фор мироваться новый стиль — классицизм. В основе его было обращение к образ цам античной архитектуры и изучение «преломленной» классики стран Запад ной Европы эпохи Ренессанса и Про свещения. Все большую поддержку на ходила в просвещенных кругах идея гражданственности, столь характерная для западного классицизма. Как и в случае с барокко, можно сказать, что архитектура классицизма в России не слепо копировала обще европейские стилевые принципы, а вносила свои черты. Использование художественных приемов западноевро пейского искусства не означало реши тельного разрыва с древнерусской тра дицией. Для зданий русского классицизма типичны строгий композиционный строй и ясная тектоника. Основу фаса дов и интерьеров образовывала ордер ная композиция. По высоте дома де лились на рустованную цокольную часть и основную верхнюю. Фасады домов освобождались от сложной пла стики и живописного декора, свой ственного барокко. Прямоугольные наличники чаще всего имели строгий рисунок, они как бы создавали жест кую оправу проемов. Стены классиче ских зданий оштукатуривали. Архитектура второй половины XVIII в. прошла в своем развитии два этапа: ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х гг.) и строгий классицизм (се редина 1780-х— 1790-е гг.): На первом этапе тон задают общественные зда ния, на втором — городские частные дворцы и усадьбы. В раннем классициз ме основой планировочных схем чаще всего служат одна-две правильные гео метрические фигуры (квадрат, тре угольник, круг). В строгом классициз ме господствуют усадебные схемы (центральный корпус, соединенный галереями с боковыми павильонами).
В связи со строительством Петербур га и загородных резиденций царской семьи получает естественное развитие монументальная живопись плафонов и настенных панно. В архитектуре двор цов появляются новые по назначению помещения: танцевальные залы, каби неты, специальные парадные комна ты. Каждое из них требовало своего убранства. В конце XVIII в. были широко рас пространены центрические компози ции сооружений, которые обычно за вершались куполом или бельведером Этими строениями русские зодчие классицизма стремились воскресить дух античности в дворцовых зданиях, куль товых и парковых постройках. Российская архитектура XVIII в. вышла на передовые рубежи мирового зодчества.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.007 с.) |