Искусство России конца XVII —XVIII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство России конца XVII —XVIII В.




На рубеже XVII —XVIII вв. в Рос­ сии закончилось Средневековье и на­ чалось Новое время. Этот переход про­ изошел быстро — в течение жизни одного поколения, поэтому освоение общеевропейских стилей в                 России XVIII столетия протекало стремитель­ но, словно русское искусство приме­ ряло на себя разные одежды. Как спра­ ведливо замечено                  исследователями, уже в петровскую эпоху существовали зачатки барокко, рококо, классициз­ ма. Помимо стилевого многообразия в искусстве               присутствовали                   традиции различных школ и проявления разно­ образных национальных манер, при­ внесенных иностранными мастерами.

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в свет­ ское, освоить новые жанры (натюр­ морт, портрет, пейзаж, исторический жанр и др.).

Реформы Петра I затронули не только политику, экономику, но и искусство. Он окружил себя талантли­ выми зарубежными архитекторами, скульпторами и живописцами, посы­ лал учиться за границу русских худож­ ников. Во второй половине XVIII в. петровские пенсионеры вернулись на


Родину и значительным образом по­ влияли на русское искусство.

К концу столетия русское искусст­ во совершило гигантское дело приоб­ щения к общеевропейской традиции, пройдя этот путь в кратчайший срок, без развитой теории и художественной критики. Художники и архитекторы творчески осваивали европейский язык искусства и создавали произведения, полно выражающие идеи XVIII в. При этом они сохранили верность нацио­ нальному мироощущению, соблюдали неразрывность традиций иконописи и древнерусской архитектуры. Аналогов такому развитию в европейском искус­ стве нет.

 

 

Архитектура

Вторая половина XVII в, —середи­ на XVIII в. — это время возникнове­ ния и расцвета архитектуры русского барокко. В последней трети XVIII —пер­ вой трети XIX в. становятся популяр­ ными классицистические традиции.

Барочные элементы появились в декоративных формах русской архитек­ туры второй половины XVII в. Новый богато декорированный стиль  получил


название московское, или нарышкин­ ское, барокко, так как русская архи­ тектура XVII в. существенно отличает­ ся от итальянской и австро-немецкой. Если для западноевропейского барок­ ко характерны напряженность, скован­ ная энергия, то для русского — опти­ мистичная приподнятость и празднич­ ность.

В первой половине XVIII столетия сложился стиль русское барокко, ха­ рактерными чертами которого были: ясность композиции при декоративной пышности отделки, игра света и тени на фасадах, широкие и высокие, на­ чинающиеся прямо от пола окна, об­ рамленные   сложными   наличниками; анфилады комнат, украшенных золо­ ченой резьбой, паркетом из дорогих пород дерева, живописными плафона­ ми с иллюзорным прорывом простран­ ства в глубину; позолота и скульптура во внешнем убранстве здания, красоч­ ность цветовых сочетаний (интенсив- но-голубого или бирюзового и бело­ го, иногда оранжевого и белого).


В барочной архитектуре для созда­ ния величественности и роскоши по- разному группировались пилястры, колонны, вазы, картуши, скульптуры. Предусматривался богатый декор ин­ терьера, сочетающийся на стенах и потолке с красочными панно, фигур­ ными зеркалами, светильниками. Ме­ бель подбиралась также в стиле барок­ ко: сложная и затейливая по формам и декору.

Одним из великолепных образцов архитектуры XVII в. является Церковь Покрова в Филях. Она представляет со­ бой башенно-ярусную композицию. В ее основании находится куб (четве­ рик), к которому со всех сторон при­ мыкают полукруглые выступы, поэто­ му в плане церковь выглядит как цве­ ток с четырьмя лепестками. Сверху на четверик поставлен восьмерик, на него еще один поменьше с проемами для колоколов, а сверху — восьмигранное основание главы. Здание построили из красного кирпича и богато декориро­ вали резным белокаменным убором


 

 

Церковь Покрова в Филях. Москва


(наличниками окон, пристенными колонками, живописным кружевом парапетов). В целом церковь торже­ ственно устремляется ввысь.

В конце XVII — начале XVIII в. в рус­ ской    культуре      активно                   проявлялись тенденции                европеизации,         которые, однако,     подвергались переработке. Многие архитектурные формы утрати­ ли практическое значение и стали в основном использоваться в качестве накладного       декора для            обогащения фасадов зданий. Эти черты свидетель­ ствовали о завершении эволюции сти­ ля барокко.

В XVIII в. роль церкви в жизни об­ щества     заметно                   снизилась,   поэтому относительно уменьшилось возведение культовых зданий (церквей, монасты­ рей). С усилением роли государства рез­ ко увеличился  объем       гражданского строительства.

Реформы Петра I упрочили крепо­ стное право, господство дворянства и подняли значение купечества. По мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города. В на­ чале XVIII в. центр градостроительной деятельности переместился в Петер­ бург. В это время появились знамени­ тые городские ансамбли Москвы и Петербурга. Характерным стал комп­ лексный подход к застройке новой сто­ лицы и других городов России. Указы Петра I содержали конкретные распо­ ряжения, касавшиеся архитектуры и строительного дела. Например, специ­ альным его указом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на линию улиц.

Гражданственность и рационализм были свойственны так  называемому

«петровскому барокко».

По сравнению с предыдущим сто­ летием в XVIII в. повысилось значение архитектора и существенно изменились методы его работы. Необходимой ста­ дией, предшествующей строительству,


стал точный чертеж, утверждаемый заказчиком. Проектирование зданий обязательно увязывалось с общим пла­ ном. Создавались специальные комис­ сии и комитеты, в которых составля­ лись генеральные планы и проекты для крупных городов — Москвы и Петер­ бурга, а также для других развиваю­ щихся центров России.

Во второй половине XVIII в. компо­ зиции культовых и гражданских соору­ жений стали более упорядоченными. Стремление к барочной живописности композиции сооружения постепенно утрачивалось. В архитектуре воцарились симметрия и размеренность класси­ цизма.

С 1760-х годов в России начал фор­ мироваться новый стиль — классицизм. В основе его было обращение к образ­ цам античной архитектуры и изучение

«преломленной» классики стран Запад­ ной Европы эпохи Ренессанса и Про­ свещения. Все большую поддержку на­ ходила в просвещенных кругах идея гражданственности, столь характерная для западного классицизма.

Как и в случае с барокко, можно сказать, что архитектура классицизма в России не слепо копировала обще­ европейские стилевые принципы, а вносила  свои            черты. Использование художественных приемов западноевро­ пейского искусства не означало реши­ тельного разрыва с древнерусской тра­ дицией.

Для зданий русского классицизма типичны строгий композиционный строй и ясная тектоника. Основу фаса­ дов и интерьеров образовывала ордер­ ная композиция. По высоте дома де­ лились на рустованную цокольную часть и основную верхнюю. Фасады домов освобождались от сложной пла­ стики и живописного декора, свой­ ственного барокко. Прямоугольные наличники чаще всего имели строгий рисунок, они как бы создавали  жест­


кую оправу проемов. Стены классиче­ ских зданий оштукатуривали.

Архитектура второй половины XVIII в. прошла в своем развитии два этапа: ранний классицизм (1760-е — начало 1780-х гг.) и строгий классицизм (се­ редина 1780-х— 1790-е гг.): На первом этапе тон задают общественные зда­ ния, на втором — городские частные дворцы и усадьбы. В раннем классициз­ ме основой планировочных схем чаще всего служат одна-две правильные гео­ метрические фигуры (квадрат,                 тре­ угольник, круг). В строгом классициз­ ме господствуют    усадебные схемы (центральный            корпус,        соединенный галереями с боковыми павильонами).

В связи со строительством Петербур­ га и загородных резиденций царской семьи получает естественное развитие монументальная живопись плафонов и настенных панно. В архитектуре двор­ цов появляются новые по назначению помещения: танцевальные залы, каби­ неты, специальные парадные комна­ ты. Каждое из них требовало своего убранства.

В конце XVIII в. были широко рас­ пространены центрические компози­ ции сооружений, которые обычно за­ вершались куполом или бельведером Этими строениями русские       зодчие классицизма стремились воскресить дух античности в дворцовых зданиях, куль­ товых и парковых постройках.

Российская архитектура XVIII в. вышла на передовые рубежи мирового зодчества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.007 с.)