Бельгия. Высшая архитектурная школа Турнэ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бельгия. Высшая архитектурная школа Турнэ



Преподаватель школы Флоран Сори так излагает концепцию школы: «Понятие программы, иначе говоря, изложения поставленной перед учащимися технической задачи, которую он должен выполнить, потеряло, как нам кажется, свое значение. Он не подводит его к нахождению своего собственного самостоятельного решения из-за трудности поставленной задачи, а как раз наоборот, ограничивает его воображение. Кстати говоря, разница между качеством решений, ожидаемых нами от студента, и тем, что он нам показывает, свидетельствует о недостатках данного метода. Программа — это не только последовательный ряд архитектурных построений, но и опыта, логично следующие один за другим, накладывающиеся друг на друга и способствующие развитию личности студента.…Намеченная нами программа является путем развития визуальной способности учащегося до приобретения им остроты видения.…Уже на начальной стадии обучения нужно включать задачи, развивающие у учащегося чувство собственно композиции. Поэтому основной упор на первом году обучения делается на развитие у учащегося скорее навыков к должному восприятию и способности постигать чувством, чем скорее сноровки в выполнении рисунка. Такой метод учит увидеть архитектурную и дизайнерскую пластику. Внешне это похоже на формализм — концепцию, затрагивающую только форму. Наша истинная цель — окунуть учащегося в среду наглядного, всячески избегая при этом условий, способных привести к нарушению синтеза архитектурного мышления. Этот синтез закладывается у студента с первого года обучения путем совмещения различных программ».[32]

Поставленная во главу угла идея развития визуальных способностей учащихся в Высшей школе архитектуры Турнэ методически предполагает коллективный способ выполнения упражнений и их обсуждение, предполагающий возможность продемонстрировать большее число решений одной и той же композиционной задачи.

В программе существует три основных типа упражнений:

1. Сбор фотодокументов, относящихся главным образом к естественным элементам. Внимание учащегося заостряется на элементах, частях, составляющих сюжет изображения. Одновременно анализируются связи, объединяющие найденные элементы в единую композицию.

2. Анализ природных элементов с помощью ощущений от прикосновения к ним. Выясняется, как осязательные и зрительные ощущения связываются между собой и как они влияют на представления о предмете.

3. Упражнения, посвященные анализу цветовых отношений выбранного природного элемента.

Дальнейшие упражнения направлены на анализ фактора работы формы в пространстве. Студенты выполняют объемно-пространственные композиции в макетах, использую набор заранее заданных модулированных элементов или занимаются членением различными приемами заранее определенные пространства. Важный аспект обучения — это выполнение «в натуре» наиболее удачных композиций в сомасштабных с человеком размерах, для чего используются специальные мастерские высотой в несколько метров.

Еще пример развития чувства формальной пластики: выполняется аналитическая модель конкретного архитектурного памятника с извлечением одной какой-либо формальной стороны, например, выявлением основных геометрических масс, ритмической структуры и т. д.

Германия

Значительная часть архитектурных и дизайнерских школ в Германии осуществляется по методике, основанной на принципах БАУХАУЗ, т. е на формально-аналитических элементах дизайна и архитектуры.

Например, программа Университета г. Карлсруэ предполагает изучение теоретических тем: человек и мера, поверхность и цвет, пространственные структуры, координация, временные структуры, человек и пространство, внешнее пространство.

Кроме этого изучаются несколько тем:

1. Цвет

2. Форма

3. Внешняя поверхность

4. Связи, тела

5. Пространство

Это позволяет сделать вывод, что программа обучения композиции находится в русле методики, общей для многих архитектурных и дизайнерских школ, когда логика развития композиционного содержания от двухмерной плоскости переходит к выходу в трехмерное пространство. Работа над каждой композиционной темой предполагает в форме теоретического изложения материала и практической работой над композицией.

Примеры композиционных задачуниверситета г. Карлсруэ:

а) противопоставление внутренности заданного пространства, спокойную замкнутую форму подвижной, нерегулярной. Элементы должны вырастать из плоскости, а не быть на нее посаженными.

б) попытка в «ландшафтное движение» ввести «построенные тела»

в) варьировать тему рельефа линейными плоскостными или цветными средствами как проекцию трех измерений.

«В формообразовании одним из важных вопросов является вопрос о композиционной зависимости от рядом расположенных тел и пространственных интервалов, равно как и окружающих полей. Эти свободные пустотные образования определяются как «пространство движения», т. е. доступно для перемещения воспринимающего человека. Отсюда и назначение размерных характеристик «форма — человек». [33]

Для понимания специфики этих композиционных средств предлагаются следующие упражнения:

1. Установите очертания простого замкнутого тела. Поделите его вертикально на две части. Измените исходную форму соответственно делению, затем деформируйте отдельные части так, чтобы они уже не подходили друг другу, были бы самостоятельными и образовывали промежуточные пространства.

2. Постройте замкнутый пластический образ, состоящий из статических и мобильных элементов. Следует обратить внимание на пространство движения, которое определяется качанием и вращением подвижного тела и на постоянное изменение всей картины, которые вызваны этим движением.

Тема «Пространство» является заключительной перед переходом к комплексному проектированию с конкретным функциональным наполнением. В теоретическом плане раскрывают понятия: внутреннее пространство, цвет в пространстве, свет в пространстве. Примеры практических задач:

1. Создайте простое замкнутое пространство с ограниченным числом отверстий для проникновений света. Внутри этого пустого пространства разместите относительно большие пластические объекты так, чтобы при изменении их расположения менялся бы образ внутреннего пространства.

2. Отразите пространство планами и разрезами. Задайте этому пространству измерения путем добавления пластического ядра, введения дневного света через проемы и замены его искусственным. Определите наиболее выгодные перспективные точки зрения. Потом по вашим планам постройте модель для контроля пространственных представлений.

В городе Веймаре, в архитектурной школе, исторически большое значение придавали пропедевтике. По мере развития школы курсы пропедевтики делали акцент на различных способах обучения студентов. Профессор Ф. Кюн вел специальный курс композиционной пропедевтики, основанной на изучении формальных объемных структур.

Примеры упражнений из курса Ф. Кюна, говорят о своеобразной трактовке формы и выявление закономерностей тектоники.

1. Из нескольких простых геометрических тел составить объемную композицию.

2. Дается некоторое изображение на плоскости (отвлеченная композиция), попытаться выразить данную композицию в объеме.

3. Членение рельефной поверхности (прямоугольник); путем различной обработки передать толщину формы и характер (выявить форму).

4. Задается несколько пространств в виде цилиндров, найти их выразительное сочетание.

5. Имеется простая объемная форма (параллелепипед). Путем различной обработки передать толщину формы и ее характер (выявить форму).

6. Декоративное решение фрагмента стены. Композицию решить на основе одного элемента как модуля, используя различные его положения.

В 80-х годах XX века в Веймаре появился методически интересный и проработанный курс композиционной пропедевтики, автором которого был Курт Риммер. В курсе достаточно много места было уделено теоретическим темам композиции, а также предусматривалось значительное количество формальных упражнений.

Темы упражнений предусматривают структурно- комбинаторные модульные построения на плоской поверхности:

1. Поверхности, тела, пространства

2. Траектория ритмических рядов в трех измерениях

3. Контрастные сопоставления (геометрические и физические качества)

4. Контрасты: природные и искусственные формы

5. Контрасты: стилевые (исторические формы)

6. Контрасты: обрамленные — свободные

7. Элементы с индивидуальными характеристиками в структуре подобных

8. Взаимодействие групп элементов в растровой структуре

9. Упорядочение групп элементов в растровой структуре

10. Рядные построения в растровых структурах

11. Контрастные проявления качеств между группами и растровым окружением

12. Элементы с индивидуальными характеристиками в структуре подобных

13. Взаимодействие ритмических рядов, развивающихся в одном координатном направлении.

14. Пропорции

15. Решение дверного проема в стене с привлечением смыслового выражения

16. Решение входного проема с выражением контрастного объемно-пространственного качества

Еще один интересный курс пропедевтики велся на Архитектурном факультете строительного института в Дрездене. Курс опирается на серьезно разработанный теоретический материал. В курсе излагаются основные композиционные категории, относящиеся к дизайнерскому и архитектурному формообразованию.

Среди них:

1. Композиции на плоскости, приёмы расчленения тоновых полей прямыми и округлыми линиями

2. Членение объемной формы за счет разницы тоновых пятен на гранях

3. Пластика горизонтальной поверхности

4. Композиции из объемных элементов

5. Группы из объемных элементов

6. Пластика объемных тел

7. Объемные формы с преобладанием пространственных включений

Польша

Один из самых интересных дизайнерских курсов проходил в Краковской Академии художеств на факультете архитектуры интерьеров в мастерской Антона Хаски. Программа вводного курса композиции в основном направлена на развитие фантазии студентов. В программе предусмотрены разнообразные упражнения со свободным экспериментированием. В упражнениях широко используются самые различные материалы: жесть, стекло, бумага, картон, дерево. Изучаются специфические свойства материалов: эффекты формы, освещения, движения, пространства.

В Варшавской Академии художеств была создана своеобразная программа начальной композиционной подготовки. Автором программы профессор Оскар Гансен. Курс пропедевтики имел четкую и определенную задачу — обучить студентов художественному видению, пониманию визуальных законов и принципов формообразования в учебном процессе. «Темы композиционных задач составлены по нарастающей сложности:

1. Обнаружение пластических свойств предмета и выяснение условий, при которых эти свойства обретают выразительные качества

2. Исследование пространственных связей между объемными формами

3. Контрастные и нюансные сопоставления как средства образной выразительности

4. Выражение легкости и тяжести формы

5. Объемная форма и направление движения зрителя при ее восприятии

6. Масштаб как средство информации о величине формы и человека

7. Средства приведения хаоса форм в систему

8. Моделирование ощущения пространства» [34]

Швейцария

Достаточно интересна методика Федеральной политехнической школы в Цюрихе.

Воснову программы положена идея: «пропедевтический курс должен систематически учить в первую очередь пространственному мышлению. Прежде чем учить конкретную проектную задачу студент должен освоить возможности пространственных сочетаний простейших объемных элементов. Он должен научиться решать задачу, основываясь на ее собственных условиях, а не заниматься собственной безответственной эклектикой, ориентируясь на журнальные и книжные примеры» [35]

Авторы программы из Федеральной политехнической школы делают акцент на развитии у студентов опыта чувственного мышления. Кроме того, характер упражнений напоминает о том, что большое значение имеет выразительность учебной композиции.

Вот несколько примеров упражнений в Цюрихской школе:

1. Дан куб. Он подлежит пластической обработке в соответствии с определенной формальной идеей. Сопоставление компонентов производится на основе метра, контраста, уплотнения, взаимного проникновения. Другая задача требует расчленения, моделирования заданной формы.

2. Пространственное представление целой формы на основании двух ее частей, дающих в сумме эту форму — так называемый «негатив» и «позитив». Упражнение заимствовано из курса Моголь-Надя.

3. Сравнение двух композиций — изобразительной и пластической (плоскостной рельеф), имеющих один сходный мотив. Демонстрируется «первый выход в пространство».

Решение визуальной композиционной задачи тесно связано со способом ее воспроизведения. В одном случае необходимо вначале решить задачу в макете, а уже потом зафиксировать ее в графике — в ортогональных проекциях, в перспективных набросках и т. д. В другом случае вначале ищется образ композиции в графических материалах, а уже потом происходит изготовление макета. По замыслу авторов программы такое переключение методических приемов и композиционных задач наиболее эффективно способствует развитию пространственного мышления у студентов.

Швеция

Шведская школа дизайна и архитектуры отличается тем, что большое внимание в процессе обучения композиции уделяется упражнениям на отвлеченном материале.«Прежде чем приступить к проектированию, студенты выполняют цикл практических упражнений композиционного характера с одновременным изучением ряда художественных закономерностей».[36]

Чаще всего в упражнениях рассматриваются пластические и пространственные факторы композиции. В каждом задании дается четкая формальная организующая идея, которая помогает выявить единство и цельность при помощи рельефных структур.

Композиционные элементы, создающие членение пространственных структур — это чаще всего простейшие геометрические тела: шары, цилиндры, конусы, кубы и т. д., а также различные фигуры и линии). Несколько упражнений используют натуральные материалы: дерево, металл, пластмассы, стекло и т. д. Это позволяет изучить специфику поверхности, возможности влияния физических свойств материалов на характер объемных форм.

«Подобные считывание проходит по всем характерным параметрам элементов рассматриваемой нами композиции: так наш глаз соединит в «фигуру» все самые крупные элементы, все темные, все светлые в определенной последовательности. Элементарные группы, вычленяемые глазом по различным визуальным характеристикам (цвет, форма и т. д.), синтезируются затем в более сложные суммарные структуры, обогащая каналы восприятия факторами времени и движения.

Цель курса — формирование структур проектного сознания, привитие навыков работы с первичными средствами проектирования.

Задача курса — выработать умение организовать ограниченную плоскость, рельеф или пространство любыми элементами и их сочетаниями, формируя в результате различные, ясно характерные композиционные образы, с условием соответствия поставленной задаче.

Объект — условно ограниченная «чистая» плоскость или пространство (нулевая ситуация), существующая композиционная тема (ее трансформация), неупорядоченная хаотическая ситуация.

Действие — выполнение упражнений по организации плоскости, рельефа, пространства графическими или объемными элементами».

Финляндия

Курс пропедевтики разработанный в Высшей технической школе г. Хельсинки на архитектурном факультете направлен на исследование закономерностей в изучении искусства при помощи точных наук. В какой-то мере авторы программы опирались на теоретическое наследие В. В. Кандинского: «Теоретическое исследование какого бы то ни было искусства должно иметь исходным пунктом анализ средств этого искусства. Этот анализ должен производиться с точки зрения отражения средств искусства на переживаниях воспринимающего человека, т. е. на его психике».[37]

Главной идеей программы курса пропедевтики является акцентирование роли пространства, как специфической художественной структуры дизайна и архитектуры. Задания данной программы носят как творческий, так и формально аналитический характер:

1. Решение прозрачной (полупрозрачной) плоскости

2. Пластическое решение рельефа на прямоугольной основе

3. Пластическое решение рельефа без ограничения геометрических параметров

4. Выход в третье измерение, но при ограничении только прямоугольными соотношениями координатных направлений

5. Выход в третье измерение, но со свободной геометрией элементов

В программе своеобразно решена проблема перехода от абстрактного к конкретному. На первом этапе вводится понятие масштаба, т. е. отношение формы и человека. Затем требуется данную форму, чаще всего куб, расчленить как некое жилое пространство.

Что бы пространственный элемент являлся главным в реализации композиционных задач, все упражнения выполняются в макетах из белого картона.

Кроме программ обучения первоначальным элементам дизайна, включая пропедевтику и теорию композиции, в последний период выпущено достаточно много печатных изданий, в которых с разных точек зрения исследована теория композиции вообще, и в дизайне, в частности.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите главные особенности преподавания композиции в Бельгии.

2. Назовите главные особенности преподавания композиции в Германии.

3. Назовите главные особенности преподавания композиции в Польше.

4. Назовите главные особенности преподавания композиции в Швейцарии.

5. Назовите главные особенности преподавания композиции в Швеции.

6. Назовите главные особенности преподавания композиции в Финляндии.


Литература о композиции в дизайне

Одним из самыхфундаментальных текстов, посвященных исследованию проблемам композиции в дизайне является книга Юрия Сомова «Композиция в технике» (М. Машиностроение, 1977). Книга, изданная в 1972 году, неоднократно переиздавалась, что свидетельствует о значительной популярности данного текста у дизайнеров, инженеров-конструкторов и технологов промышленных изделий. Автор подробно анализирует и исследует основные принципы композиции в дизайне: структуру теории композиции в технике, категории композиции, свойства и качества композиции, средства композиции, исторические закономерности развития форм в технике, анализ композиции промышленных изделий. Одним из основных принципов композиции являются ее категории. Ю. С. Сомов утверждает: «Подобно любой научной дисциплине, теория композиции базируется на категориях, отражающих наиболее общие и существенные связи и отношения рассматриваемых явлений. В композиции такими категориями являются тектоника и объемно-пространственная структура».[38]

В каждой главе автор подробно описывает закономерности, взаимосвязи, свойства и качества композиции. И приходит к выводу: «Но есть качества обязательные для любого промышленного изделия. Отсутствие хотя бы одного из них может привести к существенным нарушениям организации формы. Кроме указанных выше качеств —тектоничности и организованности объемно-пространственной структуры, — это пропорциональность, масштабность, композиционное равновесие, единство характера формы всех элементов, колористическое и тональное единство. Именно эта группа качеств обеспечивает своего рода комплексное качество композиции — гармоничность и целостность формы».

Кроме того, автор упоминает два важных качества композиции — единство стиля и образность формы. [39]

Большое место в тексте книги занимает глава «Категории композиции». В ней автор подробно анализирует и исследует такие понятия как тектоника и объемно- пространственная структура. И делает существенный вывод: «В реальном предмете тектоника и объемно- пространственная структура взаимообусловлены: пространственная организация формы отражает ее тектонические характеристики, а тектоника в значительной степени определяет объемно-пространственную структуру изделия». [40]

В главе «Свойства и качества композиции» исследуется, каким образом композиционные закономерности способствуют созданию отлично спроектированного промышленного изделия. Автор приходит к выводу: «Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на соподчинении элементов главных, менее значимых и второстепенных». Кроме того приводится методика восприятия и анализа формы: первоначальное впечатление — суждение — анализ композиции на основе теории — выводы — сопоставление суждений первого этапа с выводами второго — окончательное решение.

В главе «Средства композиции» исследуются известные свойства композиции: композиционные приемы, пропорции и пропорционирование, масштаб и масштабность, взаимосвязь масштаба и пропорций, контраст, нюанс и нюансировка, метрический повтор, ритм, цвет, тени и пластика. В заключении издания, автор текста Ю. С. Сомов резюмирует: «Организация формы промышленного изделия определяется многими объективными факторами, в то же время подчиняясь специфическим, присущим композиции закономерностям» [41]

Несколько другой аспект понимания композиции в дизайне отражен в учебном пособии «Основы дизайна и средовое проектирование» В. Т. Шимко (Москва, Архитектура, 2007 г.). Автор в главе «Композиция как организационная и содержательная категория» утверждает: «Основными структурными элементами композиционного целого считаются нижеследующие:

1. Доминанты (от латинского dominans — главный, господствующий) — наиболее важные, самые заметные, привлекающие максимум внимания компоненты среды

2. Акценты (по латыни accentus — ударение) — заметно отличаются от усредненных впечатлений о среде одним или ограниченной группой визуальных параметров — размером, цветом, силуэтом и пр…

3. Фон — основная масса слагаемых среды, образующих «поле» средовой деятельности, «бассейн ее восприятия…

4. Ось композиции — воображаемые «силовые линии», показывающие условное направления концентрации визуальных связей между художественно значимыми слагаемыми среды

В дальнейшем автор упоминает такие общеизвестные композиционные понятия как, симметрия и асимметрия, тождества, контрасты, нюансы, ритмические комбинации. Кроме того, автор делает вывод: «Материализуя принципиальную условную формулу композиционных связей (доминанты — акценты — фон — оси) конкретными приемами и формами, мы превращаем идею композиционных построений из формального средства дизайнерского творчества в содержательную, наполненную эмоционально-художественным смыслом концепцию»[42]

Еще одно издание — учебник для ВУЗов «Дизайн архитектурной среды», авторы Минервин Г. Б., Ермолаев А. П. и др. Это серьезный труд, который содержит общие сведения, специальные указания и рекомендации, необходимые, для освоения основной учебной дисциплины — архитектурно-дизайнерского проектирования.

В главе 5 «Особенности композиционного формирования объектов дизайна» авторы анализируют понятие композиции, которая помогает постичь до конца закономерности выстраиваемой системы формообразования, рациональной, целостной и эстетически полноценной формы проектируемого объекта. Главные категории в анализе объектов архитектуры и дизайна: соподчинение пространства, массы и светового потока, соразмерность и согласованность отдельных элементов структуры.Авторы утверждают: «С помощью трех основных категорий композиции организованного пространства, массы, конструкции и материала, а также света, все характеристики объединяются в единое целое. При помощи композиции, используя ее средства, мы и создаем не только функционирующий объект, но и его художественный образ». В дальнейшем, в тексте анализируются основные композиционные категории: соразмерность, пластичность, пропорционирование, масштабность, контраст, нюанс и т. д.

Авторы приходят к выводу: «Только комплексное решение композиционных задач помогут преобразовать предметный мир, обеспечить создание окружения, обладающего целесообразностью и выразительностью, позволят создавать удобства, насаждать культуру, вносить в быт красоту».[43]

Известный теоретик дизайна М. А. Коськов 2015 году издал монографию «Предметный дизайн. Теория». Глава 18 данного издания, посвящена композиции в дизайне. Автор анализирует не только основные понятия о композиции в дизайне и архитектуре, но и делает обзор опыта композиционной рефлексии, представленной в различных литературных источниках. Автор обильно цитирует различных авторов, которые посвящали свои тексты изучению композиционных закономерностей в дизайне. Это Ю. С. Сомов, В. И. Казаринова, А. И. Некрасов, Г. П. Степанов, А. В. Иконников, В. Т. Шимко, А. А. Мещанинов. Упоминая в тексте монографии традиционные композиционные понятия: единство целого и частей формы, соподчиненность элементов формы, уравновешенность элементов формы, соразмерность элементов формы, пропорциональность, масштабность, композиционное равновесие, единство характера формы всех элементов, колористическое и тональное единство, гармоничная целостность формы, структурность, соразмерность, гибкость, автор в конце главы обобщает все вышеперечисленные понятия и создает следующую таблицу.

«Композиционное формообразование» по М. А. Коськову

Уровень Средства Продукты
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ (общего метода) Закон Художественности Тенденции выразительности и красоты Закономерности: образность, открытость, художественная организованность материала Концепция формообразования Исходный метод (система принципов)
ПРОЕКТНЫЙ (конкретного метода) Объективно- производственные свойства: возможности материала, обработки, расположения – размер, масса, конструкция, текстура и т. п. Субъективная «гармонизация»: силуэт, пластика, членения, ритм, пропорции, фактура, цвет, ажур и т. п. Приемы композиции: симметрия – асимметрия, статика – динамика, модульность, акцентирование и т.п. Композиционная идея Объемно- пространственная структура Тектоника Визуальные качества: структурность тектоничность масштабность пластичность динамичность статичность выразительность красота пропорциональность ритмичность и т. п.[44]

Анализ композиционных приемов в дизайне является одним из важнейших элементов теории композиции.

Еще одно учебное пособие «Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественное образование в дизайнерском творчестве» М. АСТ: Апрель, 2007. Автор В. Б. Устин.

Пособие посвящено раскрытию особенностей построения формальной композиции, составляющей важнейшую часть дизайнерского творчества.

В 2008 году в издательстве «Сварог и К» вышла книга О. Л. Голубевой «Основы композиции». В книге довольно системно представлены и изложены теоретические основы композиции в различных видах искусства, а также предложена методика практического обучения ее основам.

Автор очень профессионально подходит к анализу композиции и рассматривает это понятие с различных точек зрения и в различных художественных контекстах: как художественный образ, как восприятие формы на плоскости. В тексте книги довольно много места уделено средствам композиции, которые помогают создать выразительный дизайнерский и фигуративный образ.

В Оренбургском Государственном Университете группой авторов в составе: Жердев Е. В., Чепурова О. Б., Шлеюк С. Г., Мазурина Т. А. было издано пособие «Формальная композиция». В учебном пособии рассмотрены теоретические и практические принципы формообразования объектов графического дизайна. Данное издание содержит лекционный материал дисциплины «Пропедевтика», графические упражнения и ряд приложений с иллюстрациями. Учебное пособие разработано на основе изучения исторического и современного материала по композиции в области искусства и дизайна.

В тексте рассматривается несколько основополагающих композиционных понятий:

1. Структура теории композиции в графическом дизайне.

2. Основы композиционного формообразования в графическом дизайне.

3. Композиционный анализ художественно-графических форм.

Несмотря на то, что в основном учебное пособие посвящено формальной композиции в графическом дизайне, в нем содержаться сведения об общей структуре композиционных понятий, характерных для всех видов дизайна. Кроме того, в учебном пособии достаточно много страниц уделено таким понятиям как художественный образ, метафора, бионическое формообразование. И это не случайно, т. к. одним из авторов пособия является известный теоретик дизайна Е. В. Жердев, автор монографии «Метафора в дизайне». На последних страницах пособия авторы формулируют свое понимание профессии дизайнера: «Дизайнер вкладывает художественно-образное и смысловое содержание в промышленные изделия, средовые объекты, графику, имиджевые объекты, артефакты и прочее, используя как плоское, объёмное, объёмно-пространственное, так и виртуальное пространство. В каждом виде искусства процесс создания образа имеет общие и специфические формы композиционного выражения образа с одной стороны, и эмоционального восприятия, с другой. Формы композиционного построения художественного образа произведения являются внешними признаками, характеризующими его. Внутренняя сущность образа, его природа остается в основном единой для всех произведений — это наличие смыслового содержания в художественных произведениях». [45]

Одной из самых интересных методических программ по композиции в дизайне и архитектуре является программа кандидата архитектуры, профессора Самарского Государственного Архитектурно-Строительного университета Сергея Малахова. В соавторстве с Евгенией Репиной была создана оригинальная программа обучения архитекторов и дизайнеров среды. Издательство «Татлин» в 2014 году выпустило книгу «Учебная мастерская Сергея Малахов и Евгении Репиной».

В основу программы положены четыре методических компонента, которые связываются между собой в целостный комплекс деятельности студента: композиция, исследование, концепция и контекст.Сергей Малахов так описывает основные принципы программы: «Учебные проекты и упражнения выстраиваются на пространственно-временной шкале таким образом, чтобы художественно-композиционные установки чередовались или взаимодействовали с исследованием контекста, анализом реальных проблем среды как целостного феномена. Реализуя эту модель, мы разработали несколько методов. Основными являются композиционный метод и аналитический. Композиционный метод проектирования ориентирован на приоритет формальных подходов, обусловленных задачами и технологиями искусства. Аналитический метод определяется спецификой погружения в реальную проблематику, исследование культурных процессов и контекст территории. Оба метода мы рассматриваем как органичную пару, обеспечивающую целостное представление о проектной деятельности». [46]

Смоленский гуманитарный университет в 2010 году выпустил методическое пособие. Пропедевтика: теория композиции для графических дизайнеров: методическое пособие к курсу «Пропедевтика (основы композиции)». Автор А. В. Панкратова утверждает: «Мы исходим из того, что любая композиция — это прежде всего система знаков, то есть организация композиции происходит одновременно в двух направлениях: в ширину (все элементы композиции и отношения между ними) и в глубину (смысловая структура композиции, включающая означающее, означаемое и результат их взаимодействия). Данная точка зрения позволяет собрать довольно разрозненные, но одинаково необходимые задания по изучению основ композиции в единую систему, где каждый последующий шаг является логическим следствием из предыдущего и подготовкой к следующему. Естественно, задания конкретно на знакообразование всегда присутствовали в курсе пропедевтики (можно с уверенностью предположить, что любая программа по композиции любого авторства содержит подобные задания).

В данной работе акцент сделан на том, как вся программа в целом может соотноситься с семиотическим процессом». Большое внимание в учебном пособии уделено не только формальному анализу и закономерным приемам в композиции, но и построения композиции от психофизиологических особенностей восприятия визуальной информации. Кроме того, автор акцентирует внимание на том, что при построении композиции учитывается также ассоциативность элементов — бессознательные стереотипы, закрепившиеся в культуре.

А. В. Панкратова дает свою трактовку понятию композиции: «Композиция (от лат. Сompositio — соединение, связь) представляет собой совокупность пространственных, чувственных, световых, перспективных и иных отношений, связывающих отдельные элементы произведения в единое целое с целью выражения общей идеи. Любое произведение искусства (дизайна) представляет собой эстетически связанную систему.

Система — это структурированный состав, органическое единство состава и структуры. Структура — способ организации состава, совокупность логических связей системы. В случае произведения искусства (дизайна) составом являются его элементы — цвета, фигуры, линии и т. д. Структурой, связывающие эти элементы в единое целое является композиция.

Таким образом, композиция может быть определена как:

а) соединение частей в гармоничное целое;

б) структура, логика эстетически связанной системы».[47]


Заключение

В данном учебном пособии отражены наиболее значительные события и явления в истории преподавания композиции в архитектуре и дизайне, посвященных композиции. Вся творческая и теоретическая практика дизайна основывается на композиции, ее приемах, методах, средствах и закономерностях. Это справедливо и для других видов пространственных искусств — архитектонических, пластических, визуальных.

Обучение основам композиции в архитектуре и дизайне способствует формированию специалистов, которые воплощают магистральную идею архитектурно-дизайнерской деятельности — создание среды обитания человека основанную на гуманизме и комфорте.

Учебное пособие «История преподавания композиции в архитектуре и дизайне» дает возможность изучить хронологию развития обучения композиции: от простой компоновки декоративных архитектурных элементов методика обучения композиции приходила к образному осмыслению выразительной предметной формы на основе ассоциаций, возникающих в процессе «общения» с архитектурным и дизайнерским продуктом.Умение грамотно пользоваться композиционными приемами —основапрофессиональнойграмоты и творческого мышления дизайнера.

В учебном процессе подготовки будущих дизайнеров, так же и в разноплановой деятельности опытных промышленных художников, одним из главных необходимых навыков является умение анализировать композиции, созданные как на плоскости, так и в пространстве. Анализ производится на основе теории композиции и системе определенных знаний о ее закономерностях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.162 (0.073 с.)