Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Преподавание архитектурной композиции в России
Свою собственную специфическую историю имеет архитектурно-дизайнерское образование в России. В специфических советских условиях архитектурное и дизайнерское образования было весьма двойственным, что выражалось в том, что инженерно-конструкторское содержание почти не присутствовало в учебных программах архитекторов-оформителей. Архитекторов готовили по двум направлениям: «гражданские инженеры» — специалисты по проектированию всех типов сооружений и «архитекторы-художники», которые занимались украшением специфическими декоративными средствами интерьеров и экстерьеров здания. Эта функция и диктовала методику обучения архитектурной композиции. Обучение велось достаточно односторонне, основной акцент делался на эстетическо-оформительский подход в обучении. И естественно, это привело к кризису. Была утрачена связь между функциональной логикой, конструкцией и художественной трактовкой формы. Известный архитектор и теоретик архитектуры А. Буров так охарактеризовал эту ситуацию: «Окончательно состоялся переход архитектуры в разряд изобразительных искусств с последующем переходом на последнее место в этой системе (живопись, ваяние, зодчество)». [10] Это получило отражение в методике преподавания композиции, которая сводилась к нескольким приемам.На первом этапе происходил отбор художественного материала, точное воспроизведение. Здесь требовалось усвоение всех компонентов изобразительной системы, подробное изучение классических и национальных архитектурных форм, приобретение навыков их точного и правильного графического воспроизведения, знакомство с ордерными канонами. На втором этапе подготовленные элементы составлялись в единый образ, что и понималось как занятие композицией. Подчас использовались тематические задания на проектирование, в которых иногда оговаривался даже определенный художественный стиль. Из двух компонентов искусства — «творчества» и «техники» — на первом этапе акцент делался на «технике», а «творчество» изучалось на 3-4 курсах. И естественно, поскольку законы архитектурной формы трактовались как изобразительные, основное внимание было уделено архитектурной графике. Архитектурные школы того времени не видели острой необходимости привлечения новых средств обучения в дополнение к графике. Специфику архитектуры как средство организации и преобразования жизненной среды в то время еще не осознавали. Поэтому и не возникал вопрос об архитектурной композиции как элементе объемно-пространственного мышления и творческой организации проектного мышления. Например, совершенно не использовался макетный метод в процессе обучения архитекторов. Через какое-то время стало ясно, что академическая школа может готовить архитекторов, способных решать текущие профессиональные и жизненные задачи. Слишком большой акцент на ремесленных профессиональных навыках в реальных условиях художественной жизни конца ХIХ–начала ХХ вв. становится тормозом в развитии творческих способностей учащихся.
Как и в архитектурных школах Западной Европы, так и в России, сформировались два направления: 1. Направление с перевесом в художественно- композиционный акцент. 2. Направление с перевесом в инженерно-технических акцент. Дискуссия по проблемам обучения архитекторов велась в этот период довольно активно. Профессор Б. Николаев, ректор школы гражданских инженеров, писал по этому поводу: «Система нашего архитектурно-художественного образования зиждется до сих пор на изучении классической архитектуры. Это изучение с внешней стороны имеет вид чего-то серьезного, но даже для окончившего учебное заведение при малейшем усилии мысли, все это здание якобы науки рассыпается, подобно карточному домику… Жизнь и ее требования и логика как бы не существуют для преподавания художественной архитектуры… Время, которое тратится на изучение этих отживших, неприменяемых в жизни форм, употребить на развитие в учениках умения ориентироваться в поставленных вопросах, на самостоятельную и обдуманную композицию».[11]Но критика данной методики была не услышана основной массой профессуры, защищавшую сложившуюся традицию архитектурно- художественной подготовки. В повседневной архитектурной практике начала ХХ века можно выделить три основных стилистических линии: 1. Русский национальный стиль (он же византийский): архитекторы К. Тон, Д. И. Гримм, древнерусский И. Ропет и др.
2.Модерн: архитекторы В. Шервуд, В. Гоген, Ф. И. Лидваль, Р. И. Клейн и др. 3. Классицизм (наиболее влиятельный стиль того времени): архитекторы И. Жолтовский, И. Фомин, А. Щусев и др. Как видно, одна из этих стилистических линий в образно-художественном плане ориентировалась на новые стилевые тенденции модерна, а две остальные представляли собой различные формы эклектики, в частности, неоклассицистическая ипсевдорусский стиль. В то же время архитекторы всех этих направлений использовали передовые для того времени технико-технологические приёмы и материалы. Усилиялучших представителей этих направлений были сконцентрированы на преодолении стилистического разнобоя, на критическое осмысление «модерна» с вычурными пластическими решениями. Общеизвестен факт, что к началу ХХ века сложилась ситуация, когда уже все ощущали появление нового стиля, родившегося в недрах стиля «модерн». И это был не просто новый стиль. Это была коренная смена дискурса формообразования. Это явление было обусловлено не только закономерными явлениями, постоянной сменой художественных стилей в истории развития цивилизации, но и явлением более глобальным, обусловленным с прогрессом науки и техники и естественным развитием человеческого сообщества. Стремление к обновлению, как в теории искусства, так и в практической деятельности соответствовало общим процессам, имеющим место в художественной культуре. В немалой степени на поиски нового художественного языка повлияли окончание индустриальной революции, «открытие скорости» как культурного факта и ментального переживания и Первая мировая война. В данном историческом контексте шло выявление новых принципов формообразования, поиск нового художественного языка, основанного не на пассивном штудировании старинных образцов, а на активном освоении формально-композиционного языка, направленного на выявление творческого начала у студента. И сразу по окончании Первой мировой война возникли две художественные школы, заложившие фундамент всего архитектурно-художественного и дизайнерского образования. Это БАУХАУС И ВХУТЕМАС.
Вопросы для самоконтроля 1. Назовите два направления, по которым велась подготовка архитекторов в конце XIX века в России. 2. Назовите три основные стилистические линии в архитектурной практике начала ХХ века в России. 3. Назовите художественный стиль, появившейся в мировом искусстве архитекторов в конце XIX–начале ХХ вв. в России.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.009 с.) |