Методические особенности преподавания композиции во вхутемасе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические особенности преподавания композиции во вхутемасе



В СССР в Москве в 1918 году был создан Художественно Технический Совет. В 1919 году создан Художественно Технический Совет в составе Совнаркома Труда и Обороны.В1920 году В. И. Ленин подписал декрет о создании Государственных Высших Художественно-технических Мастерских с факультетами: архитектурный, живописи, скульптуры, текстильный, керамический, дерева и железо обработки. Создан Совет по промышленному искусству в составе ВСНХ.

ВХУТЕМАС был создан на базе Свободных художественных мастерских, основанных в 1918 году в Москве на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского художественно-промышленного училища.Создание данного учебного заведение имело громадное значение для дальнейшего развития современной архитектуры и дизайна.Появление ВХУТЕМАСа, кроме того, было обусловлено общим кризисом классического искусства. Очевидные научно-технические достижения не находили адекватного ответа в архитектурной и дизайнерской практике того времени. Появилась новая эстетика, обусловленная практикой применения железобетона, стекла, металла в архитектурной практике.

Естественно, что возникла острая необходимость в смене художественных приоритетов в процессе обучения композиции.Структура ВХУТЕМАСа была во многом уникальна и многообразна.

Факультеты соответствовали видам и специализациям изобразительных искусств: живописный, скульптурный, печатно-графический, текстильный, керамический, металлообрабатывающий, деревообрабатывающий.

Это заметно отличалось от традиционных структур прежних учебных заведений, где наблюдалась известная иерархия: живопись, ваяние, зодчество. Ректор ВХУТЕМАСа, великий русский художник В. А. Фаворский внес свой вклад в теорию композиции, которую он понимал, не как локальную идею для производственного искусства, а как более глобальную теоретическую систему, способную создать базу для различных видов искусства.

Одним из главных постулатов теории композиции В. А. Фаворского является: «Итак, изображение, и в том числе всякий рисунок, организует и изображает время, и, следовательно, здесь обязательно должен встать вопрос о цельности изображения, так как, давая разновременное, мы должны дать его цельно, как бы единовременно, передавая динамику, мы должны в изображении дать и статику… Каждый рисунок, претендующий на художественное изображение действительности, имеет целью изображать реальность, живущую в пространстве и во времени, а следовательно, имеет задачу композиционную».[19]

Фаворский называет четыре способа передачи движения и времени.

Первый способ — это создание ряда композиций, связанных единой темой и показывающих разновременные события, например, в серии иллюстраций.

Второй способ — в разных частях картины показываются разновременные моменты.

Третий способ — в одной композиции время (так называемая четвертая координата) передается через изображение физического движения (художник не раскрывает механизма этого способа).

Четвертый способ — это соединение нескольких разновременных моментов в одном изображении.

Фаворский утверждал, что цельность в композиции может быть зрительной или двигательной. Зрительная цельность произведения связана со все объединяющим композиционно-смысловым центром, где время — прошлое и настоящее — как бы завязано в единую структуру. Двигательная цельность — это движение во времени, реализуемое в нескольких композициях.Зрительную цельность мастер называет собственно композиционной формой или композицией, двигательную цельность — конструктивной формой или конструкцией, а говорить об их взаимосвязи — композиционная форма цельности является одновременно и конструктивной.

Владимир Фаворский, исследуя проблему взаимосвязи конструктивного и композиционного начала, что очень важно для обучения дизайну, утверждал: «…что раз композиция есть приведение к зрительному образу движения или времени, то это движение и время все-таки будет существовать, и в каждой композиции мы будет иметь конструктивную основу, разве только мы возьмем как предел композиционности зрительную точку, которая ничего не видит, или пассивное цветовое пятно».[20]

Руководители мастерских в ВХУТЕМАСе обладали известной автономностью. Среди них были как приверженцы традиционных форм обучения, так и новаторы, искавшие и находившие новые пути в искусстве и обучении. Среди последних было немало всемирно известных художников: В. Татлин, В. Кандинский, К.Малевич, К. Мельников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.005 с.)