Исторические сведения о названии месяцев года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические сведения о названии месяцев года



Учебное пособие

«Времена года»

По развитию речи

 

 

Автор: Тимофеева Марина Михайловна, педагог дополнительного образования I квалификационной категории     Оренбург  2017    

 

 

Аннотация:

В учебном пособии «Времена года» представлен теоретический, практический и дидактический материал к занятиям по развитию речи. Материалы пособия последовательно раскрывают методику работы с детьми по данному виду деятельности.

Оглавление

Введение. 4

I. Теоретическая часть.. 7

Исторические сведения о названии месяцев года. 7

II. Практическая часть.. 9

Методические советы.. 9

Условные обозначения. 10

Алгоритм работы с картинкой (автор Тимофеева М. М.) 10

III. Дидактическая часть.. 12

3.1. Времена года. Осень. 12

Задание для детей с низким уровнем речевого развития. 12

Задание для детей со средним уровнем речевого развития. 18

Задание для детей с высоким уровнем речевого развития. 24

3.2. Времена года. Зима. 30

Задание для детей с низким уровнем речевого развития. 30

Задание для детей со средним уровнем речевого развития. 37

Задание для детей с высоким уровнем речевого развития. 44

3.3. Времена года. Весна. 53

Задание для детей с низким уровнем речевого развития. 53

Задание для детей со средним уровнем речевого развития. 59

Задания для детей с высоким уровнем речевого развития. 61

3.4. Времена года. Лето. 65

Задание для детей с низким уровнем речевого развития. 65

Задание для детей со средним уровнем речевого развития. 68

Задание для детей с высоким уровнем речевого развития. 71

Список литературы и других источниках. 75

Приложение. 76

Конспект занятия по развитию речи. 125

«Осень. Признаки осени». 125

 

Введение

Учебное пособие «Времена года» разработано к дополнительной общеобразовательной программе «От звука к букве» и предназначено педагогам дополнительного образования по развитию речи.

    В учебном пособии представлен материал к занятиям по развитию речи. Речевой материал и задания систематизированы в соответствии с содержанием раздела «Времена года», а также с учетом возрастных особенностей  и уровнем речевого развития детей.

    Материалы пособия раскрывают последовательность обучения, закрепления и проверки знаний учащихся по данному разделу.

Анализ ситуации сложившийся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонение в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовании, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. В настоящее время перед педагогом стоит задача развивать способности у учащихся воспринимать прекрасное в природе, окружающей действительности, пробудить у обучающихся эстетические чувства, желание наблюдать за природой. Таким образом, актуальность создания данного пособия была вызвана:

· во-первых, реализацией миссии дополнительного образования, которая заключается в развитии мотивации детей к познанию;

· во-вторых, в развитие связной грамматически правильной речи учащихся, фонематического слуха, обогащение активного словаря;

· в-третьих, необходимостью успешной социализацией ребенка в современном обществе, его жизненном самоопределении, конкурентоспособности.

 

Новизна методического пособия заключается:

· в обновлении и систематизации материалов по теме «Времена года», соответствующих возрастным особенностям учащихся;

· во включении заданий регионального компонента  про живую природу Оренбургской области;   

·  в разработке нетрадиционного итогового занятия  «Осень. Признаки осени»;

· в использовании альтернативных заданий для одаренных детей, что способствует развитию познавательных способностей учащихся.

Цель данного пособия:

оказание методической помощи педагогу в  процессе приобщении обучающихся, к познанию окружающей действительности,  средствами коммуникативной  деятельности – развитием грамотной связной речи.

Задачи:

· повысить эффективность и качество образовательного процесса при изучении раздела «Времена года»;

· помочь педагогу активизировать интерес учащихся к окружающей среде;

· способствовать развитию мотивации учащихся к самообучению;

· способствовать развитию грамматического строя речи, фонематических процессов.

 

Ожидаемые результаты:

· повышение качества образовательного процесса;

· повышенный интерес и активность учащихся на занятиях;

· сформирована мотивация к дальнейшему самосовершенствованию в данном виде деятельности;

· повышение уровня грамматического строя речи, фонематических процессов.

 

Пособие состоит из следующих разделов: «Теоретическая часть», «Практическая часть» и «Дидактическая часть».

В «Теоретической части» систематизирован материал по теме «Времена года»: исторические сведения названия месяцев года, признаки времён года, характерные особенности природы.

В «Практической части» представлены методические советы, условные обозначения, используемые в заданиях. Алгоритм работы с картинками в соответствии с речевым развитием учащегося.

В «Дидактической части» представлены четыре раздела, соответствующие четырём временам года. В каждом разделе представлен ряд авторских рассказов по развитию связной речи, объединенных одной тематикой.  К каждому рассказу подобраны вопросы, на осознанное восприятие текста. Тексты подобраны в соответствии с речевым развитием учащихся. Для учащихся с низким уровнем речевого развития подобраны короткие тексты с простыми предложениями. Для учащихся со средним уровнем речевого развития сложность и объём текста возрастает. Для одарённых учеников, с высоким уровнем речевого развития тексты насыщенны сложными предложными конструкциями.

После работы с текстами учащиеся переходят к заданиям на развитие грамматического строя речи: словоизменение, словообразование, использование в речи предлогов, согласование частей речи друг с другом; фонематических процессов. Задания представлены для учащихся с низким, средним и высоким уровнями речевого развития. В этом разделе приведены задания регионального компонента на знание живой природы Оренбургской области.

Для совершенствования познавательных способностей учащихся, развития вербальной памяти, мышления, внимания, а также пробуждения интереса к данной лексической теме «Времена года», представлен игровой материал.

Ø Авторское нетрадиционное занятие «Осень. Признаки осени», проводится с детьми в конце изучения раздела «времена года. Осень». Занятие проводится в форме путешествия по осеннему лесу. Применение нетрадиционных форм занятий – это мощный стимул в обучении, активизация познавательного интереса, так как основная форма деятельности на данных занятиях – игровая, что соответствует возрастным особенностям детей дошкольного периода.  

 

I. Теоретическая часть

II. Практическая часть

Методические советы

Материалы, помещённые в данном пособии, можно использовать на разных этапах изучения тем: при объяснении нового материала, закреплении, систематизации и обобщении, а также при проверке знаний обучающихся. Педагог использует предложенный материал в зависимости от построения занятия, от бюджета времени и уровня речевого развития учащихся с учётом программных требований.

В самом начале курса обучения необходимо сообщить исторические сведения об истории названия месяцев каждого времени года, их последовательность, о характерных особенностях зимней, весенней, летней и осенней природы. Этот материал целесообразно использовать, дополняя его показом различных иллюстраций, упражнений  приведённых в практической и дидактической части.

 

На занятиях значительное место необходимо отводить работе с текстом: чтение, слушание текста, ответы на вопросы по содержанию прочитанного, пересказ, поиск в тексте нужного отрывка. Эти виды работ способствуют развитию умения согласовывать слова в предложении, понимая отношения между ними. Пересказы дают возможность овладеть грамматическим строем речи, запоминать устойчивые словосочетания, обогащать собственную речь красочными и точными прилагательными. Иллюстрации к рассказам, приведённые в приложении, побуждают к самостоятельному высказыванию.

Большое место в пособии отведено развитию грамматического строя речи: задания на словоизменения, словообразование, использование в речи предлогов, согласование частей речи друг с другом. Выполняя задания в тетради, учащиеся учатся сравнивать, анализировать, обобщать, запоминать.

Упражнения на развитие фонематических процессов представлены в каждом разделе, направлены на развитие фонетического слуха и функции фонематического синтеза.

Все задания и упражнения поделены на группы, и подобраны с учётом степени речевого развития учащихся.

Для совершенствования познавательных способностей учащихся, развития вербальной памяти, мышления, внимания, а также пробуждения интереса к данной лексической теме «Времена года», представлен игровой материал. Это различные ребусы, тематические раскраски, иллюстрации к текстам, пунктирные изображения.

Представленные задания можно применять не только при изучении раздела «Времена года», но и при изучении других тем курса, используя его на этапе проверки пройденного ранее материала или в качестве стимулирующих заданий для одаренных детей.

 

Условные обозначения

III. Дидактическая часть

Времена года. Осень.

Задание для детей с низким уровнем речевого развития.

1. Послушай рассказ. Ответь на вопросы

Признаки осени.

Закончилось лето. Наступила осень. На небе появляются тёмные тучи. Солнце светит редко. Листья становятся жёлтыми, красными, коричневыми. Листья опадают с деревьев. Птицы улетают в тёплые края. На улице становиться холодно и сыро. Люди начинают одеваться теплее.

Ответь на вопросы:

· Какое время года приходит после лета?

· Как светит солнце?

· Какие тучи на небе?

· Какие осадки осенью?

· Листья, какого цвета опадают на землю?

· Откуда падают листья?

· Куда улетают птицы?

· Как одеваются люди?

 

2. Назови осенние месяцы. Подбери признаки:

Погода осенью, какая? Осеннее солнце, какое?  Тучи, какие? Небо,  какое? Дождь, какой? Ветер, какой? Листья, какие?

3. Назови деревья, с которых упали эти листья. Раскрась их. Образуй новое слово:

- лист дуба (какой) дубовый.

- лист рябины (какой) ……

- лист клёна (какой?)……

- лист (какой?) берёзы …..

 

     

 

Дождь неба капает с

Идут в ученики школу

Задание для детей со средним уровнем речевого развития.

1. Послушай рассказ. Ответь на вопросы. Раскрась картинку.

Осень в лесу.

Красиво в осеннем лесу. Деревья надели свои жёлтые, оранжевые и красные наряды. На высокой зелёной ели сидит белка. Белочка прыгала с ветки на ветку и добралась до своего дупла. А в дупле уже Белочка собрала запасы на зиму. Это и высушенные грибочки, и орешки, и семечки разных растений. Зимой белочка найдёт свои запасы и будет их грызть.

    Около пенька сидит ёжик. Он несёт на своих иголочках грибочки и осенние сухие листочки. Ежик всю зиму будет спать в тёплой норке.

 

Ответь на вопросы:

· Какое время описывается в рассказе?

· Как в осеннем лесу?

· Какие наряды надели деревья?

· Кто прыгал с ветки на ветку?

· Что в дупле у белочки?

· Какие запасы делала белочка на зиму?

· Кто сидел у пенька?

· Что нёс ёжик на своих иголках?

· Что будет делать ёжик зимой?

2. Исправь ошибки:

- Белка живёт в норе, а ёж – в дупле.

- На тарелке снежок, на земле пирожок.

- На ёлке мышки, а в норке – шишки.

 

3.  Образуй словосочетание по образцу:

- Осень (лес) – осенний лес.

- Тепло (нора) - ….

- Солнце (день) - ….

- Дождь (погода) - ….

 

4. Подбери слова, противоположные по значению:

- ловкий – неуклюжий,

- сухой - …,

-тёплый - …,

- лёгкий - …,

- прибежал - ….

 

Нашел мальчик в грибы лесу

Задание для детей с высоким уровнем речевого развития.

1. Послушай рассказ. Ответь на вопросы.

Любимое время года.

- Бабушка, какое у тебя любимое время года? – спросила Оля.

- Осень.

- А почему? – огорчилась внучка. – Осенью идёт дождь, деревья остаются без одёжки, на земле лужи, сыро, грязно, прохладно.

- Нет, Оленька, осенью поспевает урожай овощей и фруктов. Осенью много грибов в лесу. А из спелых яблок мы сварим вкусное ароматное варенье. Когда придёт  зима, будем с удовольствием лакомиться нашими запасами.

Оля улыбнулась и согласилась с бабушкой. 

А какое время года любишь ты?

Ответь на вопросы:

-Как зовут внучку?

- О чём спросила Оля?

- Какое любимое время года у бабушки?

- Как рассказала об осени девочка?

- Почему бабушка не согласилась с внучкой?

 

2. Расставь слова по порядку так, чтобы получились предложения:

 

Времена года. Зима.

Задание для детей с низким уровнем речевого развития.

1. Послушай рассказ. Ответь на вопросы. Раскрась иллюстрацию.

Полезная прогулка.

     Наступила зима. Выпал снег. Ребята вышли на улицу. Был солнечный день. Петя, Аня и Маша лепили снеговика. Маша забыла дома варежки. У неё замёрзли руки. Слава весело катался с горки на санках. Дружок бежал за ним. Хороши зимние забавы! 

 

Ответь на вопросы:

· Какое время года наступило?

· Куда пошли ребята?

· Какой был день?

· Кого лепили дети?

· Почему у Маши замёрзли руки?

· Что делал Слава?

· Кто бежал за Славой?

 

 

О Е Т Л

А И М З

Е Г Н С

А Е В Н С

9. Образуй словосочетание по образцу:

-погода (снег) – снежная погода;

-утро  (ветер) - …;

-зима (холод) - …;

-январь  (вьюга) - ….

10. Измени слова, обозначающие действия (глаголы):

-Кататься  – я катаюсь, мы …, он …, они …, ты …, вы ….

-Играть – я играю, мы …, он …, они …, ты …, вы ….

-Обувать – я обуваю, мы …, он …, они …, ты …, вы ….

 

11. Образуй новое слово по образцу:

-санки из железа – железные санки;

-крепость из снега – … крепость;

-кормушка из дерева - … кормушка;

-дом из кирпичей - … дом;

-горка изо льда - … горка;

-окно из стекла - … окно;

-рама из дерева - … рама.

12. Послушай рассказ. Ответь на вопросы.

Зимние забавы.

    Весело ребятам зимой. Много у них развлечений. Особенно хорошо зимой в деревне. Самое любимое место детворы – горка. Ясным морозным днём пришли ребята на горку. Тепло они были одеты. Саша и Ваня катались на санках. А самая старшая – Маруся на резиновой плюшке. Домой ребята пришли уставшие и довольные. Весело зимой в деревне.

Ответь на вопросы:

· Какое время года?

· Где дети любят проводить время в деревне?

· Какая была погода?

· Как были одеты дети?

· Кто катался на санках?

· Кто катался на плюшке?

· В каком настроении ребята вернулись домой? Почему?

 

13.Скажи ласково (образование уменьшительно-ласкательной формы):

-ясный день – …;

-морозное утро - …;

-холодный снег – …;

-зелёные глаза - …;

-довольные ребята - …;

-тёплая одежда - ….

 

14. Назови маленькую часть чего-либо по образцу:

снег – снежинка,                        солома - …,

пух - …,                                     крупа - …,

песок - …,                                 виноград - ….

 

15. Подбери слова, противоположные по значению:

холодный - …,                         день - …,

сделали – …,                           весело - …,

длинный - …,                          много - …,

громко - …,                             прибежал - ….

16. Образуй новое слово по образцу:

-кот из снега – снежный кот,

-лебедь из снега - … лебедь,

-усы из соломы - … усы,

-варежка из шерсти - … варежка,

-шуба из меха - … шуба.

Задание для детей со средним уровнем речевого развития.

1. Послушай рассказ. Ответь на вопросы.

Чья горка лучше?

    В Сашином дворе стоит деревянная горка, а в Алёшином дворе – ледяная горка.

    Катаются мальчики на своих горках и спорят: чья горка лучше? Саша говорит: «Наша деревянная горка высокая-высокая, а ваша ледяная - низкая». «Зато наша ледяная гладкая-гладкая, - говорит Алёша, - а деревянная горка шершавая». А Саша опять: «С деревянной горки можно далеко-далеко укатиться, а с ледяной сильно не разгонишься». «Зато с ледяной горки может кататься моя маленькая сестрёнка, а на деревянную горку она забираться боится», - настаивал Алёша.

    Подошёл к мальчикам дворник дядя Петя и сказал: «Не спорьте, ребята, обе горки хороши. Катайтесь по очереди и на деревянной горке, и на ледяной».

Ответь на вопросы:

· Какая горка стоит в Сашином дворе? А в Алёшином?

· О чём спорят мальчики?

· Что говорит Саша?

· А что говорит Алёша?

· Что сказал дядя Петя?

 

2. Продолжи предложения:

- Если Машин снеговик выше Сашиного, то Сашин ….

- Если деревянная горка выше ледяной, то ледяная ….

- Если Колин шарф длиннее Серёжиного, то Серёжин ….

- Если зимой холоднее, чем осенью, то осенью ….

- Если день короче ночи, то ночь ….

 

3. Продолжи предложения:

Катя вышла на улицу и  ….

Маша одела варежки и  ….

Света спустилась с горы и  ….

Наступил декабрь и ….

Пошёл снег и  ….

Мальчики слепили снеговика и  ….

 

4. Соедини линией слова, противоположные по значению:

    холодная                               горячая

     высокая                                 мягкая

    гладкая                                  грустная

    твёрдая                                  низкая

    светлая                                  шершавая

    весёлая                                  тёмная

5. Послушай рассказ. Ответь на вопросы.

Зимняя кормушка.

    Была зима. На улице стоял ясный день. Все дети играли на площадке. Только Саша и Катя спешили куда-то. В руках они несли, какой – то свёрток. Дети дошли до конца аллеи, и подошли к дереву. А там висела кормушка. Саша развернула свой свёрток, и достала  угощение для зимующих птиц. Это и хлебные крошки – для воробья и голубя, и сухие ягоды с семечками, для снегиря. А для синички ребята принесли особое угощение – кусочек сало. Только Катя с Сашей выложили все угощения, и отошли от кормушки, в тот же час прилетели птицы пробовать еду. Ребята, кормите птиц зимой?

Ответь на вопросы:

· Какая погода была на улице?

· Где играли дети?

· Куда пошли Саша и Катя?

· Что было у них в руках?

· Что висело на дереве?

· Какие угощения принесли ребята птицам?

· Что ребята приготовили синичке?

· Почему нужно кормить птиц?

· Правильно ли поступили ребята?

Задание для детей с высоким уровнем речевого развития.

 

1. Послушай рассказ. Ответь на вопросы

В зимнем лесу.

    Тихо в заснеженном лесу. Кругом сугробы. Зимний воздух чистый, свежий. Снег на солнце искрится. Женя бежит по накатанной лыжне. Кажется, что в лесу никого нет.

    Мальчик остановился. «Тук-тук, тук-тук-тук», - стучит дятел по стволу дерева. Клюв у дятла крепкий, сильный. Он ловко добывает им насекомых-вредителей. Женя увидел на снегу следы зайца. Он, наверное, убегал от лисицы. В своей белой шубке заяц незаметен на снегу. И вьюга помогает длинноухому – заметает следы. А вот и серенькая белочка прыгает от дупла к дуплу. Она ищет орешки, которые спрятала с осени. Вдруг сугроб зашевелился, и показался тетерев. Птица шумно замахала крыльями и полетела. Известно, что тетерева от холода прячутся в снег.

    «Хорошо приспособились лесные жители зимовать», - подумал Женя и продолжил прогулку.

 

Ответь на вопросы:

· О каком времени года говорится в рассказе?

· Какой воздух в лесу?

· Что говорится о снеге?

· Кто бежит на лыжах?

· По какой лыжне бежит Женя?

· Кто стучит по стволу? Какой клюв у дятла?

· Чьи следы видел Женя?

· Что помогает зайцу спрятаться от лисицы?

· Что делает белочка? В какой она шубке?

· Откуда показался тетерев?

· Как закончен рассказ?

 

Зимняя одежда.

    Мальчик и девочка собрались на прогулку. Мальчик надел меховую шапку-ушанку, а девочка – шерстяную шапку с помпоном. Мальчик надел куртку на молнии с капюшоном, а девочка – меховую шубу на пуговицах с воротником. Куртка короткая, а шуба длинная. На куртке три кармана, а на шубе два кармана. Мальчик завязал шарф под куртку, а девочка – поверх шубы. Мальчик надел валенки, а девочка – ботинки. У мальчика варежки, а у девочки перчатки.

 

Ответь на вопросы:

· Куда собрались мальчик и девочка?

· Что надел мальчик на голову? А девочка?

· Какую куртку надел мальчик?

· Какую шубу надела девочка?

· Сколько карманов на куртке? А на шубе?

· Как завязал шарф мальчик? А девочка?

· Что мальчик надел на ноги? А девочка?

· У кого варежки? А у кого перчатки?

 

5. Раскрась картинку:

-куртку – не красным и не зелёным цветом;

-шапку–     не синим,  и не чёрным цветом;

-штаны  – не зелёным и не голубым цветом;

-сапоги  – таким же цветом, как и шапку;

-шарф – таким же цветом, как и штаны.       

 

6. Скажи ласково:

-тёплая куртка – тёпленькая курточка,

-красная шапка - …,

-серые сапоги - …,

-чёрные штаны - …,

-короткий шарф - ….

 

7.  Измени словосочетания тёплая куртка и красная  шапка по образцу:

-У меня нет тёплой куртки.

-Я мечтаю о ….

-Я увидел в магазине ….

-Мама купила мне ….

-Я рад ….

-У меня нет красной шапки.

-Я мечтаю о ….

-Я увидел в магазине ….

-Мама купила мне ….

-Я рад ….

 

Помощник.

    Наступил февраль. Весь день шёл снег. Все дорожки были покрыты большими сугробами. Дети вышли во двор и не смогли играть на площадке из-за сугробов. Дворник, дядя Федя вышел с большой лопатой убирать снег. Но работы было очень много. Дети посмотрели на дядю Фёдора, на большие сугробы, и побежали к дому. Работы было много. Вдруг прибежали ребята с маленькими лопатками. Дядя Фёдор улыбнулся. Через час площадка была очищена от снега. Уставшие, но довольные ребята играли на детской площадке.

Ответь на вопросы:

· Какое было время года?

· Какой зимний месяц?

· Почему дорожки были покрыты сугробами?

· Могли, ли дети играть на детской площадке?

· Кто вышел убирать снег с большой лопатой? Как его звали?

· Кто помог, дяде Фёдору?

· Сколько времени убирали площадку?

· Какое настроение было у детей?

· Почему ребята так поступили?

· Как бы ты поступил на их месте?

 

14. Объясни значения слов:

-снегопад – это …,

-сугроб – это …,

-гололёд – это …,

-изморозь – это …,

-осадки – это ….

 

15.  Назови «лишний» месяц:

-январь, декабрь, март, февраль;

-апрель, март, май, декабрь;

-февраль, ноябрь, сентябрь, октябрь.

Времена года. Весна.

Задание для детей с низким уровнем речевого развития.

1. Послушай рассказ. Ответь на вопросы.

Талая вода.

    Пришла весна. Солнышко греет. Снег тает. Текут ручейки. Много воды. Радуются дети – можно пускать по воде лодочки, шлёпать по лужам в резиновых сапогах. Радуются деревья – они пьют талой воды и будут зеленеть и цвести. Радуются грачи – в мокрой земле на полях много червяков. Грачи сыты. Радуются воробьи. Они пьют воду, купаются в лужах и громко чирикают: «Весна пришла!»

 

 Ответь на вопросы:

· После, какого времени года наступает весна?

· Что делает солнышко?

· Что происходит со снегом?

· Кому нужна талая вода?

· Чему радуются дети?

· Для чего нужна вода деревьям?

· Почему радуются грачи?

· Зачем грачам  червяки?

· Кто купается в лужах?

 

Назови весенние месяцы.

 

3.Подбери признаки:

-Весеннее солнце, какое? (Тёплое, ласковое, высокое, долгожданное.)

-Весеннее небо, какое?

-Весенний снег, какой?

-Ручьи, какие?

-Деревья, какие?

-Листья,  какие?

 

4.  Расставь слова по порядку так, чтобы получились предложения:

Воробей из воду пьет лужи

дети по шлёпают лужам

5.  Подбери обобщающее понятие:

-Лето, зима, весна, осень – это ….

-Март, апрель, май – это ….

-Понедельник, вторник, среда – это ….

-Утро, день, вечер, ночь – это ….

 

6.  Образуй новое слово:

-Сапоги из резины (какие?) резиновые.

-Лодочка из бумаги (какая?) ….

-Скворечник из дерева (какой?) ….

 

Вы                      шлёпаю по лужам.

Я                         шлёпаете по лужам.

Мы                        шлёпают по лужам.

Ты                      шлёпает по лужам.

Носят грачи клюве в веточки

А Е В Н С

О Е Т Л

А Ч Г Р

А И З М

14. Закончи предложения (подбор слов-действий):

-Дятел к ёлке подлетел.

-Дятел вокруг ёлки ….

-Дятел над ёлкой ….

-Дятел в дупло ….

-Дятел из дупла ….

-Дятел в гости к другу ….

 

15. Выяви закономерность, подбери подходящее слово:

-Дятел – дупло, скворец - ….

-Рыба – чешуя, птица - ….

-Грач – гнездо, лиса - ….

-Человек – кожа, заяц - ….

-Человек – дом, медведь - ….

-Человек – нос, птица - ….

 

16. Ответь на вопросы:

Что может бытьтёплым?

Что может бытькрасивым?

Что может бытьзелёным?

Что может бытьвесенним?

17.  Выяви закономерность, подбери подходящее слово:

Снег – сугроб, дождь - ….

Перчатки – руки, носки - ….

Зима – шуба, весна - ….

Рыба – река, лиса - ….

Заяц – капуста, белка - ….

Задание для детей со средним уровнем речевого развития.

1. Послушай рассказ. Ответь на вопросы.

Апрель.

    Наступил апрель. Саша с мамой шёл из детского сада домой. «Мама, почему ты не взяла санки?» - спросил Саша. «Потому что снег уже тает, сосульки капают, кое-где видна земля. Санки плохо скользят». «А почему снег тает?» «Потому что солнце пригревает. Наступает весна». И мама рассказала Саше стихотворение:

Потихоньку тает снег,

Солнце пригревает.

На деревьях листьев нет,

Почки набухают.

Больше нет снеговиков –

Утекли ручьями.

Вместо санок и коньков

Самокат достанем.

    Саше понравилось стихотворение. А на следующий день он уже катался на самокате.

 

Ответь на вопросы:

· О каком месяце говорится в рассказе?

· С кем шёл Саша домой?

· О чём Саша спросил маму?

· Что ответила мама?

· Как меняются деревья весной?

· Куда исчезли снеговики?

· На чём можно кататься весной?

· О каких признаках весны говорится в рассказе?

 

Задания для детей с высоким уровнем речевого развития.

1. Послушай рассказ. Ответь на вопросы

Весенняя одежда.

    Мама с Гришей пришли в магазин выбирать весеннюю одежду.

- Гриша, тебе какая куртка нравится? – спросила мама.

- Вот эта, синяя. Она яркая, с капюшоном, на молнии.

- А может купим вот этот коричневый комбинезон? – спросила мама. – На нём красивые жёлтые полоски, воротник стоечкой, застёгивается на кнопки.

- Нет, мама, куртка короткая, в ней удобно бегать, - сказал Гриша.

- Зато в комбинезоне теплее, - возразила мама.

- Но ведь весна – это тёплое время года, значит можно одеваться в более лёгкую одежду, чем зимой, - настаивал Гриша.

Мама согласилась с сыном, и они купили куртку, которая понравилась мальчику.

Ответь на вопросы:

· С кем мама пришла в магазин?

· Что выбирали мама с сыном?

· Что предложила купить мама?

· Почему Гриша не согласился купить комбинезон?

· Какую одежду купили мальчику?

· Раскрась куртку и комбинезон на картинке так, как описано в рассказе.

Времена года. Лето.

Задание для детей с низким уровнем речевого развития.

1. Послушай рассказ. Ответь на вопросы.

Лягушка.

    Прошла гроза. Солнце высушило землю. На небе появилась радуга. Полина пошла, собирать клубнику. Она протянула руку, чтобы сорвать ягодку и увидела лягушку. Лягушка была маленькая, зелёная, большеглазая, с большим ртом. Поля хотела поймать лягушку, но та отпрыгнула. Девочка побежала за лягушкой, а квакушка прыгала всё дальше и дальше. Лягушка быстро привела Полю к болоту и – бултых – скрылась в воде. Потом беглянка вынырнула и уселась на кочку с довольным видом. Лягушка как будто хотела сказать: «Я спаслась!»

 

Ответь на вопросы:

· Когда Полина собирала клубнику?

· Кого увидела девочка?

· Какой была лягушка?

· Что хотела сделать Поля?

· Куда лягушка привела девочку?

· Куда уселась беглянка?

· Что она сказала на своём языке?

 

Назови летние месяцы.

 

3. Подбери признаки:

-Летнее солнце, какое?

-Небо летом, какое?

-Трава, какая?

-Листья, какие?

-Ветер, какой?

Вода в речке, какая?

 

Задание для детей со средним уровнем речевого развития.

1. Послушай рассказ. Ответь на вопросы.

Поле.

    В разгар лета пошла бабушка в поле. И внучку свою Настеньку взяла. Девочка ходила среди цветов и наблюдала.

    Весёлый хоровод бабочек кружился над цветущим клевером. Пауки плели паутину в траве. Ящерицы шуршали, передвигаясь с кочки на кочку. Сидя на травке, весело стрекотали кузнечики.

    А вот на большой ромашке устроилась божья коровка. Девочка сосчитала чёрные точки на её спинке – их оказалось ровно семь. Столько же лет было и Настеньке. Божья коровка расправили крылышки и улетела.

    Настя видела много васильков, но рвать цветы не стала. Бабушка объяснила внучке, что красоту природы нужно беречь, чтобы ею могли любоваться другие люди.

 

Ответь на вопросы:

· Какое было время года?

· С кем бабушка пошла в поле?

· Кто кружился над цветущим клевером?

· Что делали пауки?

· Кто шуршал?

· Где стрекотали кузнечики?

· Кто устроился на ромашке?

· Сколько было точек на спинке божьей коровки?

· Сколько лет Насте?

· Что сделала божья коровка?

· Почему девочка не стала рвать цветы?

 

Задание для детей с высоким уровнем речевого развития

1. Послушай рассказ. Ответь на вопросы.

Летняя одежда.

    Яна любит наряжать своих кукол. Большой кукле она сшила жёлтое платье с воротником, а маленькой кукле – красное платье без воротника.

Жёлтое платье короткое, а красное – длинное.

Жёлтое платье с кружевами, а красное платье с оборкой.

Жёлтое платье с короткими рукавами, а красное платье – с длинными.

     На жёлтом платье нет карманов, а на красном платье один карман.

Большой кукле Яна завязала оранжевый бант, а маленькой кукле – два розовых бантика.

У большой куклы на ногах коричневые сандалии, а у маленькой куклы – белые туфли.

Ай да куклы-красавицы!

 

 Ответь на вопросы:

· Кого любит наряжать Яна?

· Как ты понимаешь слова «наряжаться»? Объясни.

· Расскажи о жёлтом платье. Раскрась его.

· Чем отличается красное платье от жёлтого? Раскрась красное платье.

· Какие бантики на куклах? Раскрась их.

· У какой куклы коричневые сандалии? Раскрась их.

 

2.Образуй новое слово по образцу:

На рубашке клеточки – она клетчатая.

На футболке полоски – она ….

Платье из ткани одного тона – оно ….

Платье из ткани разных цветов – оно ….

Список литературы и других источниках

1. Агронович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников/ З. Е. Агронович. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. – 160 с.

2.Бардышева, Т. Ю. Тетрадь логопедических заданий/ Т. Ю. Бардышева. – М.: Эко Пресс, 2013. -160 с.

3. Батяева, С. В. Большой альбом по развитию речи./ С. В. Батяева. – М.:

РОСМЭН, 2014. – 280 с.

4.Созонова Н. Н. Куцина Е. В. Рассказы о временах года. Весна. Лето (для детей 5-7 лет): тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литр-К», 2014. – 32с.

5. Созонова Н. Н. Куцина Е. В. Рассказы о временах года. Осень (для детей 5-7 лет): тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литр-К», 2014. – 32 с.

6.Созонова Н. Н. Куцина Е. В. Рассказы о временах года. Зима (для детей 5-7 лет): тетрадь. – Екатеринбург: ООО «Литр-К», 2014. – 32 с.

7.Соколова, Ю. Н. Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка 5 – 6 лет./ Ю. Н. Соколова. –М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 64 с.

8. Васильева, С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников./ С. А. Васильева.- М.: 2004.

9.Скворцова, И.В. 100 логопедических игр./ И. В. Скворцова.- Спб.: Нева, 2003.

10.Теремкова, Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР./ Н. Э Теремкова – М.:Изд. Гном и Д, 2005.

 

                  Интернет ресурсы

1. http://tvoylogoped.ru/ - Ранее развитие ребёнка.

2. http://ped-kopilka.ru/ - Педагогическая копилка

3. http://www.razvitierebenka.com/2014/01/Vremena-goda-Kartochki. – Времена года – карточки.

4. http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/ Времена года для дошкольников.

5. https://nsportal.ru/ - Дидактические игры и упражнения по формированию лексико – грамматического строя дошкольников.

6. http://www.maam.ru/ - Комплекс игр по формированию грамматического строя речи дошкольников.

7. https://infourok.ru/uprazhn



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.415 с.)