Правоотношения по социальному обеспечению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоотношения по социальному обеспечению



В результате изучения темы 3 студент должен:

· знать

- понятие и структуру правоотношения по социальному обеспечению;

- виды правоотношений по социальному обеспечению;

- особенности объектов правоотношений по социальному обеспечению;

- субъектный состав правоотношения по социальному обеспечению, особенности их правового статуса;

- систему юридических фактов, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения по социальному обеспечению;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- выявлять субъекты правоотношений по социальному обеспечению;

- анализировать юридические факты как основания возникновения правоотношений в области социального обеспечения;

· владеть

- юридической терминологией в области права социального обеспечения;

- навыками анализа отношений по социальному обеспечению,  оснований их возникновения, изменения и прекращения;

- навыками анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий;

- навыками применения процедурных правоотношений, связанных с реализацией материальных правоотношений по социальному обеспечению.

 

3.1. Понятие «правоотношение» многоаспектно, его можно рассматривать с точки зрения, как естественного права, так и позитивного права. Наиболее традиционным является второй подход, в соответствии с которым под правоотношением понимается возникающая на основе правовых норм и вследствие наступления определенных юридических фактов связь субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями[1].

Социально-обеспечительные правоотношения представляют собой правовую форму социально-обеспечительных отношений между физическим лицом и государством (уполномоченным органом), в рамках которых в случае наступления социального риска у физического лица при соблюдении им установленных законом условий возникает субъективное право на предъявление к государству (уполномоченному органу) требования о предоставлении социального обеспечения, а у государства (уполномоченного органа) - субъективная обязанность его предоставить.

В зависимости от основания выделяют несколько классификаций социально-обеспечительных правоотношений. По предмету правового регулирования все правоотношения в сфере социального обеспечения можно разделить на собственно социально-обеспечительные и иной отраслевой принадлежности. Так, правоотношения, предшествующие реализации работником права на получение социального обеспечения в связи с несчастным случаем на производстве, относятся к сфере трудового права.

По содержанию социально-обеспечительные правоотношения можно разграничить на: материальные, процедурные и процессуальные (по рассмотрению споров). Предоставление государством (уполномоченным органом) физическому лицу конкретных социальных благ (пенсий, пособий, медицинской помощи и др.) составляет материальное содержание правоотношений. Для реализации материальных правоотношений необходима другая группа правоотношений – процедурных. Она включает в себя правоотношения по установлению юридических фактов, необходимых для возникновения, изменения или прекращения социально-обеспечительного отношения (наличие детей, их возраст, возраст пенсионера, стаж, доход ниже прожиточного минимума и др.), а также правоотношения по вынесению решения о назначении социального обеспечения или отказе в его назначении. Процессуальные правоотношения возникают при рассмотрении спорных отношений в сфере социального обеспечения при участии уполномоченных юрисдикционных органов (вышестоящего органа, суда, иных уполномоченных организаций).

В зависимости от организационно-правовой формы в социально-обеспечительных правоотношениях выделяются две группы: правоотношения по государственному социальному обеспечению (за счет бюджетов разных уровней) и правоотношения по обязательному социальному страхованию. При этом выделяются виды социального обеспечения, предоставление которых обеспечивается как в рамках обеих из указанных организационно-правовых форм, так и только в одной форме. Так, пенсионное обеспечение занятого населения имеет свое воплощение и в государственном социальном обеспечении, и в обязательном социальном (пенсионном) страховании. Правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи и мер социальной поддержки реализуются только в пределах государственного (бюджетного) социального обеспечения.

Правоотношения в сфере социального обеспечения можно также классифицировать по виду социального обеспечения: пенсионные, по предоставлению пособий, оказанию медицинской помощи, предоставлению государственной социальной помощи, социального обслуживания и др.

3.2. Возникновение любого правоотношения, включая в сфере социального обеспечения, возможно только при наличии правового притязания субъектов в отношении какого-то реального блага. Поэтому неотъемлемым элементом любого правоотношения является его объект.

В зависимости от содержания социально-обеспечительного правоотношения различают объекты материальных, процедурных и процессуальных правоотношений.

В качества объекта материальных социально-обеспечительных правоотношений выступают конкретные социальные блага, имеющие две формы: денежную и натуральную, в том числе в виде услуг или льгот.

В денежной форме предоставляются пенсии, пособия и иные денежные выплаты, имеющие различные наименования (например, компенсации, ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), материнский капитал) и во многих случаях, по сути, являющиеся разновидностями пособий.

Вопросам разграничения понятий «пенсии» и «пособия» уделялось много внимания в юридической литературе. Терминологическое разделение указанных выплат является особенностью российского законодательства и ведет свою историю с 18 века, когда стали формироваться отношения по социальному обеспечению государственных служащих.

Под пенсией понимается «ежемесячная выплата, назначаемая лицам, достигшим установленного возраста, ставшим инвалидами, потерявшим кормильца в качестве основного источника средств существования с учетом или без учета трудового и страхового стажа и уплаченных страховых взносов»[2]. Дополнительным основанием назначения пенсии выступает выслуга лет.

В свою очередь под пособиями следует понимать в широком смысле все иные денежные выплаты, имеющие различное целевое назначение. Так, большую группу пособий составляют семейные денежные выплаты, нацеленные на: профилактику здоровья женщины и будущего ребенка, возмещение утраченного дохода женщины в период ее беременности и при рождении ребенка, поддержку семей с детьми, поощрение многодетности. Отдельную группу пособий составляют выплаты при временной нетрудоспособности работника. Кроме того, пособия предоставляются с целью оказания поддержки безработным, семье в случае смерти ее члена, а также в рамках государственной социальной помощи - малоимущим.

Социальное обеспечение в натуральной форме предусматривается при предоставлении лекарственного обеспечения при оказании медицинской помощи, государственной социальной помощи и выражается в виде продуктов питания, одежды, топлива, лекарственных средств и т.д. Кроме того, в качестве натуральной формы выражения объекта правоотношений в сфере социального обеспечения следует рассматривать услуги и льготы.

Услуги как объект социально-обеспечительных отношений представляют собой действия со стороны уполномоченных государством органов (организаций), направленных на удовлетворение потребностей граждан в медицинском или социальном обслуживании.

Под льготами понимается установление для гражданина при предоставлении ему материальных благ каких-либо преимуществ (в частности, внеочередное медицинское или социальное обслуживание), а также полное или частичное освобождение от платы за предоставляемые иные (помимо медицинской помощи и социального обслуживания) материальные блага (например, возмещение стоимости проезда, питания, посещения музеев, кинотеатров, объектов физкультуры и спорта).

Объектом процедурных социально-обеспечительных правоотношенийявляются действия физических лиц и уполномоченных государством лиц в отношении признания права на социальное обеспечение и его последующее назначение и предоставление. В процессуальных социально-обеспечительных правоотношениях объектом выступают процессуальные действия физических лиц и уполномоченных государством лиц при оспаривании вышеуказанных действий (бездействия) уполномоченных государством лиц, а также при взыскании с физического лица суммы возмещения необоснованно полученного социального обеспечения.

3.3. Субъектами социально-обеспечительных правоотношений, являющимися носителями субъективных прав и обязанностей, выступают: с одной стороны – физическое лицо, а с другой – государство (уполномоченное им лицо). Такой субъектный состав является одной из характерных особенностей правоотношений в сфере социального обеспечения, выражающих сущность конституционной гарантии права каждого на социальное обеспечение. Только физическое лицо может быть получателем социального обеспечения, обязанность по предоставлению которого берет на себя государство.

Субъектомсоциально-обеспечительных правоотношений может быть только лицо, обладающее правосубъектностью. Она возникает, изменяется и прекращается вне зависимости от воли субъекта; только по объективным основаниям, установленным законом. Составляющими элементами правосубъектности являются правоспособность (способность лица быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей) и дееспособность (способность лица своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности). Объем и правоспособности, и дееспособности определяется государством.

Социально-обеспечительная правоспособность физического лица (как получателя социального обеспечения) наступает с момента рождения и прекращается со смертью. Так, уже с момента рождения человек может быть участником различных правоотношений по социальному обеспечению (пенсионных (при инвалидности, потере кормильца), предоставления медицинской помощи и (или) социального обслуживания).

  Социально-обеспечительная дееспособность физического лица (как получателя социального обеспечения) в полном объеме наступает с 18-летнего возраста. Однако допускается совершать юридически значимые действия и в более раннем возрасте. Так, несовершеннолетним в возрасте старше пятнадцати лет предоставлено право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

Недееспособные лица правосубъектностью в сфере социального обеспечения не обладают; от их имени действуют и распоряжаются социальным обеспечением в интересах недееспособных опекуны.

В качестве субъектов социально-обеспечительных правоотношений могут выступать также иностранные граждане и лица без гражданства. Однако их правовой статус ограничен. Так, по общему правилу право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации имеют только иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России при соблюдении установленных законом условий.

Содержание правосубъектности другой стороны социально-обеспечительных правоотношений - уполномоченных государством лиц, предоставляющих социальное обеспечение, - определяются целями и задачами, поставленными перед ними государством и закрепленными в нормативных правовых актах и учредительных документах организаций. Так, поставщиками социальных услуг могут быть юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, что требует их официального учреждения.  Дополнительными условиями их правосубъектности в правоотношениях по социальному обслуживанию являются соблюдение организационных и материальных условий (в частности, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений, нормативов питания), требования к которым устанавливаются нормативными правовыми актами.

3.4. Содержание правоотношений по социальному обеспечению составляет совокупность корреспондирующих друг другу прав и обязанности субъектов таких правоотношений. Эти субъективные права и обязанности имеют преимущественно статутный характер, поскольку закреплены в нормативных правовых актах, с допущением в ряде случаев конкретизировать их на договорной основе. Например, императивный характер имеет содержание правоотношений по обеспечению социальными пенсиями, пособиями, предоставлению мер социальной поддержки.

По другим видам социального обеспечения в правовую основу правового статуса субъектов правоотношений постепенно стали вводиться договорные механизмы. Так, права и обязанности органа социальной защиты и получателя государственной социальной помощи за счет средств субъекта РФ в соответствии со ст. 8.1 Закона о государственной социальной помощи должны быть определены в социальном контракте. При этом в социальном контракте могут быть конкретизированы обязанности получателя государственной социальной помощи по реализации мероприятий, примерный перечень которых установлен законом (поиск работы, прохождение дополнительного профессионального образования и др.).

3.5. Возникновение, изменение и прекращение любых правоотношений связывают с наличием юридических фактов, под которыми понимают конкретные жизненные обстоятельства. По волевому признаку их разделяют на действия и события.

Главным основанием возникновения социально-обеспечительного правоотношения выступает заявление получателя социального обеспечения (его законного представителя). При наступлении социального риска гражданин сам определяет свою нуждаемость в поддержке со стороны государства и принимает решение об обращении за ее предоставлением. Лишь в одном виде социального обеспечения закон допускает его предоставление без согласия (заявления) гражданина – при оказании медицинской помощи в определенных случаях. В частности, если это необходимо для устранения угрозы жизни и здоровью гражданина, неспособного в силу его состояния выразить свою волю, или других лиц (при наличии угрозы распространения опасных заболеваний).

В некоторых случаях законом предусмотрен особый порядок возникновения социально-обеспечительных правоотношений, требующий дополнительные юридические значимые акты. В указанных случаях образуется сложный юридический состав, необходимый для возникновения правоотношения в сфере социального обеспечения. Так, в правоотношениях по социальному обслуживанию сложный юридический состав включает четыре юридических факта: заявление гражданина (законного представителя, иного лица, уполномоченного органа), решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и индивидуальную программу, на основании которых заключается договор о предоставлении социальных услуг. 

Особое место в социально-обеспечительных правоотношениях занимают события как юридические факты. Они бывают абсолютными (т.е. не зависящими от действий третьих лиц) и относительными. Примером абсолютного события является смерть гражданина, что, как правило, является основанием для прекращения социально-обеспечительного правоотношения. Как относительное событие следует рассматривать подачу заявления еще одним членом семьи умершего кормильца, что влечет за собой перерасчет пенсии по случаю по потери кормильца в отношении других получателей.

Изменение уже существующих правоотношений или их прекращение осуществляется на основе юридических фактов, называемых в юридической литературе правоизменяющими и правопрекращающими. Так, в правоотношениях по выплате пенсии по инвалидности распространенным правоизменяющим фактом, влияющим на определение размера пенсии, является изменение группы инвалидности, а правопрекращающим - стечение срока признания лица инвалидом.

Дополнительно в качестве юридических фактов признаются правовые презумпции (предположение о наличии или отсутствии юридически значимого явления) и фикции (признанное существующим несуществующее событие). Так, в правоотношениях по обеспечению пенсиями по случаю потери кормильца правовой презумпцией выступает признание законодателем иждивения детей умерших родителей, фикцией - признание кормильца в установленном законом порядке безвестно отсутствующим.

Практикум

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается специфика социально-обес­печительных правоотношений?

2. В рамках каких организационно-правовых форм складываются правоотношения в области социального обеспечения?

3. Какой вид правоотношений (материальный, процессуальный или процедурный) составляет ядро системы социального обеспечения? Объясните почему.

4. В чем заключается особенность материальных правоотношений по социальному обеспечению?

5. Какой юридический факт преимущественно порождает процедурные отношения в области социального обеспечения?

Практические задачи

Задача 1

Петров заключил со страховой медицинской организацией, находящейся по соседству от его дома, договор добровольного медицинского страхования.

Каков характер правоотношений в данной ситуации? Являются ли они правоотношениями по социальному обеспечению?

Задача 2

Военнослужащий Сидоров после двадцати лет службы был уволен с военной службы. Одновременно ему была назначена пенсия за выслугу лет.

К какой группе правоотношений по социальному обеспечению относятся данные пенсионные правоотношения, исходя из организационно-правовой формы отношений по социальному обеспечению?

Задача 3

Быстрова, отработав 25 лет на селе врачом, обратилась в пенсионные органы за назначением ей досрочной страховой пенсии по старости. Пенсионный орган вынес решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в связи с неподтверждением стажа работы в качестве врача на селе за определенные периоды времени.

Какой вид правоотношений имеет место в данной ситуации, исходя из содержания социально-обеспечительных правоотношений?

Задача 4

7-летний Ваня Сергеичев является ребенком-инвалидом и получает социальную пенсию.

Обладает ли он правосубъектностью? Является ли он субъектом правоотношений по социальному обеспечению?

Задача 5

Нестеров, ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС, получает пенсию по старости.

Субъектом каких правоотношений по социальному обеспечению он является? В чем заключается содержание таких правоотношений?

Задача 6

Инвалид боевых действий Петрухин является получателем пенсии по инвалидности.

Может ли Петрухин быть субъектом одновременно нескольких правоотношений в области социального обеспечения, например пенсионных, государственной социальной помощи, медицинской помощи?

Задача 7

Постоянно проживающий в России иностранный гражданин Венгрии Болотов заболел бронхитом. Болотов обратился за медицинской помощью в местную поликлинику. Там ему предложили оказать медицинскую помощь только на платной основе.

Правомерны ли действия сотрудников поликлиники? Является ли Болотов субъектом правоотношений по социальному обеспечению согласно российскому законодательству?

Задача 8

Частный нотариус Рублев добровольно уплачивал взносы по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Спустя три года после начала перечисления взносов Рублев заболел и обратился в органы ФСС за назначением пособия.

В какие правоотношения вступил Рублев? Определите их объект и содержание.

Задача 9

75-летнего бездомного Москвина определили при его добровольном согласии в интернат стационарного типа для престарелых граждан.

В каких правоотношениях по социальному обеспечению состоит Москвин? Определите их объект и содержание. Определите юридический состав, необходимый для возникновения правоотношения по социальному обслуживанию.

Задача 10

Достигнув пенсионного возраста, Фролова обратилась в пенсионные органы за назначением ей пенсии.

Какие субъективные права и субъективные обязанности имеет Фролова в пенсионных правоотношениях? Определите юридический состав, необходимый для возникновения правоотношения по пенсионному обеспечению.

Тесты

1. Правоотношения в сфере социального обеспечения – это урегулированное нормами права фактическое отношение по поводу предоставления социального обеспечения, возникающие между:

а) юридическими лицами;

б) физическими лицами;

в) государственными органами и физическими лицами;

г) государствами.

 

2. Правоотношения по поводу предоставления пенсий и пособий являются:

а) социально-обязательственными;

б) социально-договорными;

в) социально-условными.

 

3. Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают…:

а) нематериальные блага;

б) материальные блага;

в) материальные и нематериальные блага.

 

4. Под объектом в процедурных правоотношениях по социальному обеспечению понимают…:

а) решение государственных органов об установлении юридических фактов, о назначении конкретного вида социального обеспечения;

б) обращение заявителя за социальным обеспечением;

в) отказ заявителя от социального обеспечения.

 

5. Правоспособность физических лиц при участии в правоотношениях по медицинскому обслуживанию и лечению возникает с момента:

а) начала болезни;

б) достижения совершеннолетия;

в) рождения;

г) вступления в брак.

 

6. Семья может являться субъектом правоотношений по социальному обеспечению:

а) в правоотношениях по выплате пособия по безработице;

б) в пенсионных правоотношениях по случаю потери кормильца;

в) в правоотношениях по выплате ритуального пособия;

г) в правоотношениях по выплате пособия по беременности и родам.

 

7. Содержание правоотношения образует совокупность:

а) юридических фактов;

б) только прав субъектов;

в) только обязанностей субъектов;

г) прав и обязанностей субъектов.

 

8. Содержание процедурного правоотношения в области социального обеспечения составляет:

а) субъективное право физического лица на установление юридических фактов, необходимых для подтверждения права на конкретный вид социального обеспечения;

б) обязанность государственного органа произвести проверку и вынести решение об удовлетворении обращения физического лица или об отказе в этом;

в) субъективное право физического лица на установление юридических фактов, необходимых для подтверждения права на конкретный вид социального обеспечения, и обязанность государственного органа произвести проверку и вынести решение об удовлетворении обращения физического лица или об отказе в этом.

 

9. Социальные услуги (за исключением срочных) оказываются на основании:

а) распорядительного акта;

б) заявления получателя услуги и индивидуальной программы;

в) заявления получателя услуги и договора;

г) заявления получателя услуги, распорядительного акта, индивидуальной программы и договора.

 

10. При несогласии с решением компетентного органа, предоставляющего социальное обеспечение, гражданин вправе обратиться за разрешением спора:

а) в третейский суд;

б) в арбитражный суд;

в) только в суд;

г) в вышестоящий орган и суд.

 

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ООН).

Декларация социального прогресса и развития 1969 г. (ООН).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ООН).

Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г.

Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» 1962 г.

Программа достойного труда МОТ 1999 г.

Европейская социальная хартия (пересмотренная в 1996 г.).

Европейский кодекс социального обеспечения (пересмотрен в 1990 г.).

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Литература

Андреев, В.С. Право социального обеспечения в СССР: учебник / В.С. Андреев. – М.: Юридическая литература, 1987.

Галаева, Л.А. Страховые случаи как юридические факты в обязательном социальном страховании:дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Галаева Людмила Анатольевна. – М., 2011. - 186 с.

Гречук, Л.А. Субъекты-получатели в праве социального обеспечения России: автореф. дис. …... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Гречук Любовь Алексеевна. - Томск, 2002. – 21 с.

Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. — (Серия: Бакалавр и специалист).

Зайкин, А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению / А.Д. Зайкин. - М.: Изд-во МГУ, 1974.

Иванова, Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР / Р.И. Иванова. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

Карпунина, Н.А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации: автореф. дис. … кан. юрид. наук: 12.00.05 / Карпунина Нина Александровна. – М., 2010. - 29 с.

Курченко, О.С. Государство как субъект права социального обеспечения: дис. … канд. юрид. наук / 12.00.05 / Курченко Олег Сергеевич. – Омск, 2008. - 205 с.

Мадатов, А.А. Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект пенсионных правоотношений: автореф. дис....… канд. юрид. наук: 12.00.05 / Мадатов Артур Александрович. - М., 2001. – 153 с.

Мацулевич, Ю.С. Граждане как субъекты советского права социального обеспечения: автореф. дис....… канд. юрид. наук / Мацулевич Юрий Станиславович. - М., 1990. – 26 с.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 587 с.

Право социального обеспечения в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 135 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Филиппова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 382 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения России и зарубежных стран: учеб. пособие для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского; отв. ред. М. О. Буянова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 205 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения (для бакалавров). Учебное пособие / Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. - Москва: КноРус, 2017. - 464 с.

Право социального обеспечения. Бакалавриат. Учебное пособие / Миронова Т.К. - Москва: КноРус, 2020. - 304 с.

Субботенко, В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении / В.К. Субботенко. - Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1980.

Тарасова, В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения / В.А. Тарасова. - М.: Изд-во МГУ, 1974.

Тема 4

Источники права

Социального обеспечения

В результате изучения темы 4 студент должен:

· знать

- понятие источников права социального обеспечения;

- разграничение между органами государственной власти РФ и ее субъектов, органами местного самоуправления полномочий в области социального обеспечения;

- систему источников права социального обеспечения;

- характеристику отдельных источников права социального обеспечения;

- роль судебных актов Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам социального обеспечения;

- действие источников права социального обеспечения во времени, пространстве и кругу лиц;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- разграничивать источники права социального обеспечения по юридической силе;

- анализировать и правильно применять различные источники права социального обеспечения, определять их значение;

- давать квалифицированные юридические консультации и заключения по вопросам социального обеспечения;

· владеть

- юридической терминологией в области права социального обеспечения;

- навыками применения различных источников права социального обеспечения;

- навыками определения правовых норм применительно к конкретным ситуациям.

 

4.1. Понятие « источники права » рассматривается в юридической литературе с разных сторон: этимологической, естественной, идеологической и материалистической. Наиболее распространенным подходом является  их восприятие с точки зрения идеологических и материальных аспектов. С точки зрения идеологического подхода источник права обусловливается социальной, культурной и иной средой человеческой деятельности. В материальном (формально-юридическом) смысле под источником права понимается форма выражения правовой материи вовне[3]. Исходя из этой позиции, в теории права используется также термин «формы права».

В соответствии с материальным подходом под источниками права социального обеспечения следует понимать внешнюю форму выражения норм права в сфере социального обеспечения.

Основным источником российского права социального обеспечения признается нормативный правовой акт как акт правотворческой деятельности уполномоченных органов государства, принимаемый в установленном порядке, имеющий письменную форму, обладающий юридической силой и охраняемый средствами государственного принуждения.

Исходя из особенностей государственного устройства, а также компетенции государственного органа, принимающего нормативный правовой акт, система нормативных правовых актов выстраивается в определенной юридической иерархии.

Федеративное устройство российского государства определяет формирование систем нормативных правовых актов федерального и регионального уровней. Разделение государственной власти на ее ветви (прежде всего, законодательную, исполнительную) опосредует разграничение нормативных правовых актов каждого уровня на законы и подзаконные нормативные акты. В отношении признания в качестве источников права актов судебных органов, выражающих третью ветвь власти, в Российской Федерации продолжается научная дискуссия.

4.2. Верхнюю ступень в системе источников права социального обеспечения занимает Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории российского государства. При противоречии законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации по вопросам социального обеспечения, применяются конституционные нормы.

Конституция РФ закрепляет следующие основные права человека в области социального обеспечения. Во-первых, провозглашает российское государство социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободно развитие человека. Во-вторых, закрепляет право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях. В-третьих, гарантирует развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и пособий, а также и иных гарантий социальной защиты человека. В-четвертых, относит решение вопросов социального обеспечения к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в соответствии со ст. 76 Конституции РФ принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить.

Также следует учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью российской правовой системы являются общепризнанные признанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. При этом устанавливается правило приоритета международного договора перед федеральным законом в случае коллизии норм этих правовых источников.

4.3. Следующую ступень в иерархии правовых источников права социального обеспечения занимают федеральные законы. Система правовых источников в области социального обеспечения характеризуется тем, что в ней отсутствует единый кодификационный акт, который бы имел приоритетное значение перед иными федеральными законами, содержащими в себе социально-обеспечительные нормы. В указанных условиях федеральное законодательство составляют многочисленное количество федеральных законов, направленных на регулирование отдельных аспектов социально-обеспечительных отношений. При этом некоторые из федеральных законов имеют кодификационный характер, поскольку определяют контуры правового регулирования определенной группы общественных отношений, которые в дальнейшем конкретизируются на основе иных федеральных законов. Так, кодификационный характер имеют Закон об основах ОСС, Закон об основах охраны здоровья граждан, Закон о государственной помощи, Закон о социальном обслуживании граждан.

Наряду с законами в области социального обеспечения в качестве источников права выступают подзаконные нормативные правовые акты.

Верхнюю ступень среди подзаконных нормативных актов занимают указы Президента РФ, которые не должны противоречить актам большей юридической силы. Указами Президента РФ определяются национальные цели, стратегические задачи и концепции государственной политики по определенным направлениям, затрагивающим, в том числе и социально-обеспечительные отношения, а также вводятся дополнительные виды социального обеспечения для отдельных нуждающихся слоев населения.

В качестве примеров данного вида правового источника можно привести Указы Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Следующая ступень в иерархии подзаконных нормативных актов отведена постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, которые не могут вступать в противоречие с федеральными законами и указами Президента РФ. Актами Правительства РФ наряду с Указами Президента



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.134 с.)