Понятие и функции социального обеспечения. Предмет и метод права социального обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и функции социального обеспечения. Предмет и метод права социального обеспечения



В результате изучения темы 1 студент должен:

· знать

- сущность права на социальное обеспечение и его значение среди социально-экономических прав человека; функции права социального обеспечения;

- основные направления политики российского государства в области социального обеспечения;

- содержание базовых понятий права социального обеспечения, таких как предмет, метод, система права социального обеспечения, система законодательства в области социального обеспечения, виды социального обеспечения, социальный риск, социально-обеспечительное отношение;

- особенности организационно-правовых форм социального обеспечения;

· уметь

- оперировать основными понятиями темы;

- толковать и правильно применять правовые нормы в точном соответствии с законом;  

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

· владеть

- юридической терминологией в области права социального обеспечения;

- навыками анализа правовых отношений, входящих в предмет права социального обеспечения;

- навыками анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.

 

1.1. Любой человек в течение своей жизни проходит этапы рождения и смерти. В большинстве случаев человек рождает детей и достигает преклонного возраста. Кроме того, в его жизни может быть кратковременная или долговременная болезнь, потеря кормильца, безработица, а также иные обстоятельства, при возникновении которых гражданин может нуждаться в поддержке со стороны. На современном этапе такую поддержку (социальное обеспечение) обязуется предоставлять государство.

Гарантии социального обеспечения для каждого в случаях, установленных законом, закреплены в Конституции РФ (ст. 39). Конституционный акт приводит примерный перечень таких случаев, который можно определить как приоритетный: возраст, болезнь, инвалидность, потерю кормильца, воспитание детей.Государством обеспечивается (ст. 7) государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

При этом следует иметь в виду, что легальное определение понятия социальной защиты, как и понятия «социальное обеспечение» в настоящий момент отсутствует. Во многом это является следствием отсутствия до настоящего времени единого кодификационного акта в области социального обеспечения. Вместе с тем положения ч. 2 ст. 7 и п. ж) ч. 1 ст. 72 Конституции РФ позволяют сделать вывод, что понятие «социальная защита»  более широкое по своему содержанию. Оно включает в себя, наряду с социальным обеспечением, также гарантии реализации иных социальных прав человека в целях его защиты от неблагоприятных жизненных обстоятельств или поощрения социально значимых действий гражданина.

Закрепление права каждого на социальное обеспечение в российской правовой системе основывается на нормах международного права. Всеобщая Декларация прав человека закрепляет, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах конкретизирует указанное право, указывая на необходимость государств признавать право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище. Как правопреемник советского государства, ратифицировавшего пакт, Россия осуществила важные мероприятия по выполнению взятых на себя обязательств для принятия надлежащих мер к обеспечению осуществлению этого права.

1.2. Право как регулятор общественной жизни имеет свое назначение, которое конкретизируется в его функциях.Социальную направленность права социального обеспечения выражают функции как собственно юридические (присущие всем отраслям права), так и специальные (характерные только для данной отрасли или нескольких отраслей права).

Собственно юридические функции права социального обеспечения выполняют регулятивное и охранительное направление правового воздействия, выражающееся в определении правил поведения и охране отношений в области социального обеспечения, урегулированных правом.

К специальным юридическим функциям права социального обеспечения относятся функции: социальная, политическая, экономическая, демографическая, профилактическая, реабилитационная, воспитательная.

Социальная функция права социального обеспечения исходит из особого социально-обеспечительного отношения между физическим лицом и государством, заключающегося в установлении государством гарантий социального обеспечения при наступлении социального риска.

Политическая функция проявляется в установлении в нормах права социального обеспечения правил справедливого распределения социально-обеспечительных благ, направленных на удовлетворение основных потребностей различных социально-демографических слоев населения, в целях поддержания социальной стабильности в обществе. Данная функция проявляется, например, в законодательном закреплении правовых норм, устанавливающих предоставление дополнительных детских пособий, государственной социальной помощи, бесплатного (льготного) социального обслуживания для малоимущих, а также бедных слоев населения. 

Экономическая функция выражается в необходимости устранения неблагоприятных последствий действия рыночного механизма, влекущего за собой неравенство в распределении доходов, посредством активных действий государства в распределении части внутреннего валового продукта, в частности, посредством применения механизма государственных расходов на социальное обеспечение.

Демографическая функция реализуется посредством закрепления в нормах права социального обеспечения различных видов социального обеспечения с установлением их размеров, обеспечивающих достойную жизнь семьи, в которой ожидается появление ребенка, а также после его появления, достойную жизнь неработающего пенсионера и всего населения в целом.

Профилактическая функция имеет целью недопущение наступления неблагоприятного социального риска, а при его наступлении - неблагоприятных последствий, а также нарушения прав и законных интересов граждан в области социального обеспечения. Она выражается, в частности, в установлении детских пособий в целях предотвращения снижения прежнего (до рождения ребенка/принятия его в семью) уровня жизни семьи и поддержании его на достойном уровне, введении механизма экономической заинтересованности субъектов обязательного социального страхования на случай производственного травматизма и профессиональных заболеваний в улучшении условий и повышении безопасности труда – для профилактики несчастных случаев на производстве.

Реабилитационная функция направлена на обеспечение условий, необходимых для восстановления здоровья и нормального жизнеобеспечения лица пострадавшего от последствий социального риска. Она проявляется в предоставлении повышенного социального обеспечения работникам, получившим производственную травму (профессиональное заболевание), мер социальной поддержки жертвам политических репрессий и лицам, пострадавшим от радиационных (техногенных) катастроф.

Воспитательная функция выражается в поощрении положительных моделей поведения в социально-обеспечительных отношениях, например, посредством установления в законодательстве обязанностей получателей социального обеспечения, ответственности за нарушения установленных правил поведения. Данная функция находит свое проявление в нормативном закреплении правового статуса субъектов отношений в сфере социального обеспечения, определении видов и мер их ответственности.

1.3. Предмет права социального обеспечения составляют общественные отношения в области социального обеспечения, связанных с предоставлением государством или уполномоченным им органом физическим лицам определенных социальных благ в случае утраты ими заработка (дохода) вследствие наступления неблагоприятных для них жизненных обстоятельств (болезни, потери кормильца и др.), или необходимости несения дополнительных затрат (расходов) при возникновении обстоятельств, поощряемых государством (например, при рождении ребенка).

Указанные вероятные жизненные обстоятельства называются социальными рисками, которые могут быть обусловлены различными объективными причинами (физиологическими, семейными, демографическими, экономическими, производственными, экологическими).

Так, физиологические причины могут приводить к наступлению трудоспособного возраста, старости и смерти. Производственные – к производственной травме или профессиональному заболеванию. Экологические причины – к заболеванию, вынужденному переселению.  

Все социальные риски с точки зрения вероятности их наступления можно разделить на возможные, которые в свою очередь можно разграничить на неблагоприятные и благоприятные, и неизбежные. К неблагоприятным рискам относятся болезнь, потеря кормильца, безработица, неполная семья. К благоприятным – рождение ребенка, присуждение государственной награды или звания, завоевание высшей спортивного звания. К неизбежным социальным рискам – достижение старости, смерть.

К характерным признакам социально-обеспечительных правоотношений можно отнести:

- право физического лица при наступлении социального риска на предъявление требования о предоставлении социального обеспечения;

- безвозмездный характер социально-обеспечительного правоотношений. Это означает, что после получения социального обеспечения на законных основаниях получатель не обязан его впоследствии возмещать;

- обязанность государства или уполномоченного им органа предоставлять физическому лицу социальное обеспечение при наступлении социального риска с соблюдением установленных законом условий его предоставления;

- право физического лица в любое время отказаться от получения социального обеспечения.

1.4. Метод права социального обеспечения позволяет установить механизм регулирования отношений в области социального обеспечения. На современном этапе метод права социального обеспечения характеризуется сочетанием преимущественно диспозитивных и обязывающих норм: права требования гражданина при наступлении социального риска на предоставление ему социального обеспечения (диспозитивные нормы) при соблюдении гражданином определенных условий (нормы предписания) и обязанности государства предоставить гражданину такое социальное обеспечение (нормы предписания) на безвозмездной или льготной основе. Дополнительно в условиях рыночной экономики особенностью метода права социального обеспечения является подключение договорного механизма дополнительно к государственному регулированию. Таким примером может служить предоставление государственной социальной помощи малоимущим трудоспособным гражданам на основании социального контракта, уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию на основании заключения с негосударственным пенсионным фондом договора об обязательном пенсионном страховании. Договоры в сфере социального обеспечения носят публичный характер, поскольку свобода определения условий договора ограничена государством путем установления типовых форм таких договоров.

1.5. Российская государственная система социального обеспечения с точки зрения источников финансирования находит свое выражение в двух организационно-правовых формах: бюджетной (за счет средств федерального, регионального или местного бюджета) и обязательного социального страхования (пенсионного, социального и медицинского).

Только три вида социального обеспечения (пенсии, пособия и медицинская помощь) получают свое финансирование (за некоторыми исключениями) за счет, как бюджетных средств, так и средств обязательного социального страхования. Государственная социальная помощь, социальное обслуживание и меры социальной поддержки предоставляются на бюджетной основе.

1.6. Отграничение одной отрасли права от другой осуществляется на основе выявления характерных особенностей предмета и метода указанных отраслей. Применительно к праву социального обеспечения смежными отраслями права являются трудовое право, гражданское право, административное право, финансовое право. При этом до 60-х гг. XX в. социально-обеспечительные отношения рассматривались как часть трудовых, административных и ряда иных отношений. Лишь после обоснования В.С. Андреевым на международном симпозиуме в Праге в 1966 г.  критериев предмета и метода права социального данная отрасль получила свое обособление.

Так, предметом и методом трудового права выступают общественные отношения в сфере организации и применения наемного труда и иные непосредственно связанные с ним отношения в рамках реализации права на труд, которые регулируются на основе механизма сочетания государственного и договорного, императивного и диспозитивного. В то время как в предмет права социального обеспечения входит предоставление социальных благ (в рамках реализации права на социальное обеспечение) не только лицам, занятым в рамках наемного труда по трудовому договору, но и лицам, работающих в иных формах занятости (например, для военнослужащих, индивидуальных предпринимателей), а также незанятого населения (детей, инвалидов, пенсионеров по возрасту) на основе применения особого механизма – сочетания преимущественно дозволения (в отношении гражданина) и обязывания (для государства).

Предмет и метод гражданского права составляют имущественные и личные неимущественные отношения с признанием за субъектами юридического равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности. Данная отрасль права регулирует отношения по предоставлению имущественных и неимущественных благ социального характера на возмездной основе (например, медицинских или социальных услуг за полную стоимость), в то время как особенностью социально-обеспечительных отношений является либо безвозмездный, либо льготный (т.е. безэквивалентный) характер предоставления социальных благ.

Предметом и методом административного права – выступают отношения в области государственного управления с применением преимущественно императивного метода регулирования (властных предписаний). В частности, такие отношения образуются между Правительством РФ и Минздравом России, фондами обязательного социального страхования (Пенсионным фондом России, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования) и их территориальными структурными образованиями (управлениями, фондами).

1.7. Система права социального обеспечения – это  совокупность правовых норм, составляющих единое правовое пространство (отрасль), регулирующее социально-обеспечительные отношения, которое включает в себя самостоятельные структурные группы и подгруппы правовых норм (институты и подинституты). Вся система права социального обеспечения структурно имеет деление на общую и особенную части. Нормы общей части права социального обеспечения определяют цели, задачи, предмет, метод и принципы правового регулирования, субъектный состав участников социально-обеспечительных отношений, их правовой статус. Нормы особенной части детализируют особенности отдельных видов отношений в области социального обеспечения, обособляясь в институты (подинституты) по видам (подвидам) социального обеспечения.

Современная система права социального обеспечения в зависимости от укрупненных видов социального обеспечения включает в себя следующие институты: пенсий; пособий; социального обеспечения лиц в случае производственной травмы или профессионального заболевания; медицинской помощи, лекарственного обеспечения, протезирования и санаторно-курортного лечения; государственной социальной помощи; социального обслуживания; мер социальной поддержки.

В свою очередь система законодательства в области социального обеспечения, которая по отношению к предыдущей системе (выражающей содержание) выступает в качестве формы, представляет собой совокупность нормативных правовых актов в данной сфере.

Система науки права социального обеспечения включает в себя теории, учения, взгляды, гипотезы об отрасли права социального обеспечения, истории и закономерностях его развития, направлениях совершенствования законодательства в области социального обеспечения. Предмет исследования данной системы базируется на двух предыдущих системах и служит основой для формирования следующей системы – системы учебной дисциплины по теме «Право социального обеспечения».

Практикум

Вопросы для самоконтроля

1. Какие причины обусловили появление системы социального обеспечения?

2. Какое место занимает право на социальное обеспечение в системе социально-экономических прав человека?

3. Что такое социальный риск? Назовите виды социальных рисков.

4. Какие общественные отношения составляют предмет права социального обеспечения?

5. В чем заключаются особенности метода права социального обеспечения?

6. Какие вы можете перечислить виды социального обеспечения в денежной и неденежной форме?

 

Практические задачи

Задача 1

Андреев по своей вине попал в дорожно-транспортное происшествие, в результате которого около двух месяцев находился на стационарном лечении.

Что подразумевает под собой конституционное право на социальное обеспечение? Как это право взаимосвязано с иными правами человека? На что вправе претендовать Андреев?

Задача 2

В семье Васиных, в которой работает только отец, родился пятый ребенок.

Влечет  ли данная ситуация возникновение социального риска? Какие вы знаете виды социальных рисков? На какие виды социального обеспечения имеет права эта семья? За счет каких источников?

 

Задача 3

Неработающий трудоспособный Федякин в связи со сложной материальной ситуацией в семье, состоящей из неработающей супруги и троих малолетних детей, обратился за социальной помощью в местные органы социальной защиты.

Является ли данная ситуация социальным риском? Какие виды социального обеспечения могут предложить Федякину органы социальной защиты?

 

Задача 4

Петрова, работающая по трудовому договору в ЗАО «Красная заря», достигла пенсионного возраста.

Является ли пенсионный возраст социальным риском? На какие виды социального обеспечения вправе претендовать Петрова? Из каких источников будет финансироваться социальное обеспечение Петровой?

 

Задача 5

Ветров занимается частной нотариальной практикой.

Вправе ли претендовать Ветров на какие-либо виды социального обеспечения? Какие условия должны быть соблюдены? Какие функции права социального обеспечения находят свое проявление в этом случае? Какие функции права социального обеспечения вы можете назвать? Дайте их краткую характеристику.

Задача 6

Лимонова заключила договор на оказание платных стоматологических услуг с частной медицинской организацией, не работающей в рамках обязательного медицинского страхования.

Составляют ли указанные общественные отношения предмет права социального обеспечения? Поясните ответ.

Задача 7

Сидорова является инвалидом III группы, получателем пенсии по инвалидности. В 25 лет она родила ребенка, и по ее заявлению ей было предоставлено единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Какие виды социального обеспечения вы знаете? В какой форме они предоставляются?

Задача 8

Одиноко проживающий пенсионер Лебедев заключил с интернатом для престарелых граждан договор на оказание социальных услуг в стационарной форме.

Какой метод права социального обеспечения нашел свое проявление в такой ситуации? В каких иных видах социального обеспечения он также используется?

Задача 9

Светелкина на момент достижения своего шестидесятилетия имеет страховой стаж три года пять месяцев.

Имеет ли Светелкина право на какую-либо пенсию? В рамках какой организационно-правовой формы социального обеспечения она предоставляется? Из каких источников осуществляется выплата такой пенсии?

Задача 10

Герасимов является военнослужащим. В феврале он заболел.

Из какого источника он получит социальное обеспечение в этой ситуации? Каким образом осуществляется социальное обеспечение военнослужащих? Из каких источников финансируются такие выплаты?

 

Тесты

 

1. Право человека на социальное обеспечение относится к … правам человека:

а) политическим;

б) гражданским;

в) социальным;

г) культурным.

 

2. Целевым назначением социальных прав является удовлетворение …потребностей человека:

а) минимальных;

б) основных;

в) максимальных.

 

3. Понятие социальной защиты населения по сравнению с понятием социального обеспечения имеет:

а) более широкое значение и включает в себя понятие социального обеспечения;

б) равнозначное значение;

в) более узкое значение и входит в содержание понятия социального обеспечения.

 

4. К социальным рискам можно отнести:

а) богатство, хорошее состояние здоровья;

б) наличие работы;

в) беременность и роды, многодетность;

г) проживание ребенка в полной семье.

 

5. Социальные риски угрожают:

а) состоятельным;

б) малоимущим.

 

6. Социальное обеспечение выполняет функции:

а) аморальную, негуманную;

б) экономическую, политическую, демографическую;

в) реабилитационную, социальную;

г) дестабилизирующую, провоцирующую появление неблагоприятных социальных рисков.

 

7. Социальное обеспечение финансируется за счет:

а) личных средств граждан;

б) только страховых взносов;

в) только бюджетных средств;

г) страховых и бюджетных средств.

 

8. В предмет права социального обеспечения не входят отношения, возникающие в связи с:

а) выплатой пенсий, пособий, оказанием медицинских услуг по программе государственных гарантий;

б) материальным обеспечением государственных служащих;

в) получением медицинской услуги за полную стоимость;

г) предоставлением бесплатных или частично платных социальных услуг на дому.

 

9. Праву социального обеспечения присущ метод правового регулирования:

а) только диспозитивный;

б) только императивный;

в) сочетания дозволения (для гражданина) и обязывания (для государства);

г) преобладание договорного над государственным.

 

10. Особенностью метода права социального обеспечения является то, что возможность установления или изменения содержания большинства правоотношений по соглашению сторон путем заключения договора:

а) не ограничена;

б) ограничена.

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.

Декларация социального прогресса и развития 1969 г.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г.

Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» 1962 г.

Программа достойного труда МОТ 1999 г.

Европейская социальная хартия (пересмотренная в 1996 г.).

Европейский кодекс социального обеспечения (пересмотрен в 1990 г.).

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

 

Материалы судебной практики

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016).

Литература

Андреев, В.С. Право социального обеспечения в СССР: учебник / В.С. Андреев. – М.: Юридическая литература, 1987.

Благодир, А.Л. Система права социального обеспечения: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.05 / Благодир Алла Леонтьевна. – М., 2014. – 495 с.

Вигдорчик, Н.А. Теория и практика социального страхования. Теоретические основы социального страхования / Н.А. Вигдорчик. - М.-Л., 1923.

Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. — (Серия: Бакалавр и специалист).

Дурденевский, Л.В. Теория социального обеспечения / Л.В. Дурденевский. - М., 1924.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 587 с.

Новгородцев, П.И. Право на достойное человеческое существование / П.И. Новгородцев. - М., 1911.

Право социального обеспечения в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 135 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения в 2 т. Том 2. Особенная и специальная части: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 424 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Филиппова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 382 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения (для бакалавров). Учебное пособие / Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. - Москва: КноРус, 2017. - 464 с.

Право социального обеспечения. Бакалавриат. Учебное пособие / Миронова Т.К. - Москва: КноРус, 2020. - 304 с.

Пронина, Л.И. Проблемы развития социального обеспечения: автореф. дис.... д-ра экон. наук: 08.00.07 / Пронина Людмила Ивановна. - М., 1992. – 61 с.

Рогачев, Д.И. Метод права социального обеспечения / Д.И. Рогачев. - М.: МАКС Пресс, 2002.

Роик, В. Д. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. Д. Роик. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 400 с. — (Серия: Авторский учебник).

Социальное обеспечение для всех. Стратегия Международной организации труда. - М.: МБТ, 2013.

Тема 2

Принципы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.11 с.)