Права социального обеспечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Права социального обеспечения



В результате изучения темы 2 студент должен:

· знать

- понятие принципов права социального обеспечения;

- основные классификации принципов права социального обеспечения;

- положения законодательства в области социального обеспечения, закрепляющие принципы права социального обеспечения;

- содержание основных принципов права социального обеспечения;

- особенности соотношения принципов права социального обеспечения с субъективными правами и обязанностями человека, государственные гарантии;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- соотносить принципы права социального обеспечения с нормами права социального обеспечения;  

- формулировать нормы в области социального обеспечения в соответствии с принципами права социального обеспечения;

· владеть

- юридической терминологией в области права социального обеспечения;

- навыками применения принципов права социального обеспечения в социально-обеспечительных отношениях;

- навыками анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.

 

2.1. Если функции права социального обеспечения помогают раскрыть назначение данной отрасли права, то   принципы права позволяют определить ее сущность. Под принципами права социального обеспечения понимаются исходные, базовые начала, на основе которых формируются правовые нормы в сфере социально-обеспечительных отношений.

Принципы права имеют важное значение как в процессе правотворчества, так и в правоприменительной деятельности. В первом случае принципы права способствуют определению сущности создаваемых правовых норм, во втором случае – помогают в процессе их толкования.

Принципы права не всегда находят свое выражение в законодательстве. Во многих случаях выявляются пробелы в их нормативном закреплении. Между тем законодательное закрепление принципов права способствует уяснению смысла конкретных правовых норм.

Наиболее распространенной классификацией принципов права является их разделение по сфере действия (правовой иерархии). По данной классификации выделяют общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые принципы. В условиях отсутствия единого кодификационного акта в области социального обеспечения на современном этапе принципы права социального обеспечения как отрасли пока не имеют своего законодательного закрепления. При этом получили свое нормативное оформление ряд межотраслевых принципов, отражающих сущность отдельных институтов права социального обеспечения (в частности, обязательного социального страхования, медицинской помощи, социального обслуживания). Эти принципы закреплены в кодификационных законах, регулирующих указанные виды общественных отношений.

2.2. Общеправовые принципы правового регулирования, проявляющиеся в праве социального обеспечения, распространяют свое действие на все отрасли права. Их основу во многом определяют общепризнанные принципы и нормы международного права, получившие свое закрепление в международных документах ООН, МОТ и Совета Европы. Исходя из положений  ч. 4 ст. 15 Конституции РФ они являются составной частью российской правовой системы.

Принцип законности подразумевает под собой применение государственными органами и их должностными лицами норм права строго в соответствии с законом в соответствии с их полномочиями, а равно соблюдение правовых предписаний гражданами и юридическими лицами.

Принцип равенства прав человека закреплен во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г., а также в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Он находит свое выражение в правовых нормах, устанавливающих запрет любых форм ограничений прав в области социального обеспечения по признакам расы, пола, языка, национальной или религиозной принадлежности и др.

Принцип гуманизма выражается в признании государством приоритета интересов личности в государственной деятельности. Принцип гуманизма непосредственным образом взаимосвязан с понятием достоинства личности – праве человека на уважение и охрану со стороны государства.

Положения о признании достоинства личности как свойства, присущего всем членам человеческой семьи, являющегося основой свободы, справедливости и всеобщего мира, и на основе которого вытекают равные и неотъемлемые права, отражены в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.

Достоинство личности должно соблюдаться со дня рождения (а в некоторых случаях и до рождения) и после смерти. Право на достоинство личности обеспечивается конституционными нормами о праве на достойную жизнь, запрете сбора информации о частной жизни. Правом на достойное обращение должны пользоваться все физические лица. Особое значение  реализация права на достойное обращение имеет для лиц, не способных в силу физиологических или психических особенностей обеспечить своими силами личную защиту (детей, инвалидов, престарелых).

Принцип социальной справедливости базируется на социальной направленности российского государства и предполагает деятельность государства и уполномоченных органов в интересах всего общества. Современная социально ориентированная рыночная экономика должна базироваться на данном принципе, создавая условия, обеспечивающие достойную жизнь, охрану труда и здоровья человека, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, в том числе посредством установления пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. Обоснованное перераспределение части внутреннего валового продукта в отношении лиц, нуждающихся в поддержке со стороны государства, является одним из проявлений принципа социальной справедливости. Поэтому одной из задач социального государства является определение социально справедливых норм социального обеспечения.

2.3. Межотраслевые принципы, выраженные в праве социального обеспечения, распространяются на отдельные иные отрасли права и выражают их основополагающие положения, характерные для этих отраслей.

Принцип государственной поддержки семьи и детства основывается на положениях ч. 2 ст. 7  и ст. 38 Конституции РФ и конкретизируется в отраслевом законодательстве: семейном, трудовом, гражданском, социального обеспечения, административном, уголовном.

Принцип защиты от бедности вытекает из общеправового принципа гуманности, посколькутакженаправлен на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данный принцип наиболее ярко находит свое отражение: при регулировании социально-обеспечительных отношений - в Законе о государственной социальной помощи, законах о пенсиях и пособиях, трудовых отношений – в ст. 133 ТК РФ о минимальном размере оплаты труда, семейных отношений – нормах СК РФ об алиментных обязательствах.

Принцип охраны здоровья предполагает создание государством комплекса мер, обеспечивающих всестороннюю безопасность здоровья человека: окружающей среды, продуктов питания и воды, жилища, условий труда, а в случае заболевания - медицинскую помощь. Этот межотраслевой принцип  получил свое детальное законодательное оформление в главе 2 Закона об основах охраны здоровья граждан и частично включает в себя содержание внутриотраслевых принципов собственно права социального обеспечения – в рамках правового института медицинской помощи. Принцип охраны здоровья в широком смысле подразумевает: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритеты охраны здоровья детей и профилактики в сфере охраны здоровья; ответственность за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

Принцип равенства форм собственности основываются на конституционных положениях ч. 2 ст. 8 о признании и равной защите в России частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. С учетом этого принципа государство предусматривает участие в социальном обслуживании населения и оказании бесплатной медицинской помощи соответственно поставщиков социальных услуг и медицинских организаций - вне зависимости от их форм собственности.

2.4. Отраслевые принципы права социального обеспечения частично нашли свое выражение в конституционных нормах (ст. 7 и 39 Конституции РФ), а также (в условиях отсутствия единого кодификационного акта социального обеспечения), наряду с межотраслевыми принципами, - в содержании отдельных кодификационных актов, регулирующих определенные группы социально-обеспечительных отношений.

Так, одним из выражений конституционного права каждого на социальное обеспечение является применение в правовом регулировании социально-обеспечительных отношений принципа гарантированности социального обеспечения при наступлении социальных рисков. Этот принцип подразумевает под собой возложение обязанности на уполномоченные государством органы при наступлении признаваемых государством социально значимых обстоятельств (социальных рисков) обеспечивать предоставление населению соответствующих социальных благ (пенсий, пособий, социальных услуг, льгот и др.). Эффективности реализации этого принципа во многом служит создаваемый государством механизм организации осуществления социально-обеспечительных прав.

Принцип ориентации социального обеспечения на достойный уровень жизни также базируется на конституционных положениях (ст. 7 Конституции РФ), в соответствии с которыми Российская Федерация провозглашается социальным государством, политика которого направления на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Этот принцип находится во взаимодействии с принципом защиты от бедности и дополняется государственными гарантиями, в частности, в области материального обеспечения неработающих пенсионеров, семей с детьми, временно нетрудоспособных и безработных.

Принцип всеобщности права на социальное обеспечение не получил своего прямого закрепления в законодательстве. Вместе с тем закрепленный в ст. 4 Закона об основах ОСС межотраслевой принцип всеобщего характера социального страхования по сути является конкретизацией данного принципа, на основе которого с течением развития законодательства в области социального обеспечения постепенно расширялся круг лиц, охватываемых государственным социальным обеспечением.

При этом на основе общеправового принципа социальной справедливости реализация принципа всеобщности права на социальное обеспечение должна осуществляться с учетом другого отраслевого принципа права социального обеспечения – принципа дифференцированного подхода в регулировании социально-обеспечительных отношений. Предоставление социального обеспечения, его виды и размеры должны учитывать различные факторы, во многих случаях, основываясь на нуждаемости гражданина в получении поддержки от государства. Среди таких факторов: физиологические особенности человека (детство, старость, болезнь), продолжительность и условия труда, размер заработка и имущественного состояния, наличие заслуг перед государством, подверженность последствиям радиационных (техногенных) катастроф и др., т.е. тех социально важные обстоятельства, при которых государство принимает на себя обязательства предоставлять человеку определенные социальные блага. 

2.5. Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения частично закреплены в отдельных кодификационных актах, регулирующих определенные группы социально-обеспечительных отношений.

Примером данной группы принципов является ряд принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включенных в одноименный закон. К ним относятся: принцип экономической заинтересованности субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также принцип дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

В сфере регулирования отношений по оказанию медицинской помощи – это принципы приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи; доступности и качества медицинской помощи; недопустимости отказа в ее оказании; соблюдения врачебной тайны. Содержание указанных принципов раскрывается в гл. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан.

Правовая регламентация отношений по социальному обслуживанию населения основывается на применении внутриотраслевых принципов адресности предоставления социальных услуг, сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде, приближенности поставщиков социальных услуг к месту жительства их получателей, получившие свое закрепление в ст. 4 Закона об основах социального обслуживания граждан.

 

Практикум

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое принципы права, какие существуют классификации принципов права?

2. Какие общеотраслевые и межотраслевые принципы права, имеющие значение для правового регулирования социального обеспечения, закреплены в Конституции РФ?

3. Каким образом реализуется принцип всеобщности права социального обеспечения?

4. Каким образом проявляется принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения по субъектам правоотношений (малоимущие, инвалиды, пенсионеры, лица с семейными обязанностями, несовершеннолетние, безработные и т. д.), условиям труда, природно-климатическим условиям и др.?

5. Как действует принцип гарантированности социального обеспечения применительно к разным социальным рискам (старость, инвалидность, потеря кормильца, беременность и роды, болезнь и др.)?

 

Практические задачи

Задача 1

Васильева, проживающая постоянно в г. Иваново и работающая вахтовым методом в Москве, во время вахты заболела гриппом. Васильева обратилась в медицинское учреждение за медицинской помощью. Медицинскую помощь Васильевой оказали, однако в выдаче больничного листа отказали, сославшись на ведомственный приказ, предписывающий выдачу листа нетрудоспособности лицам, не зарегистрированным в городе временного пребывания (проживания), лишь с согласия главного врача медицинского учреждения.

Какой общеправовой принцип был нарушен нормами ведомственного акта? Поясните его содержание.

Задача 2

Психически больной Нуждин был помещен в специализированное психиатрическое учреждение. В ходе проверки, проведенной надзорно-контролирующим органом, выяснилось, что в отношении Нуждина и других больных персонал медико-социального учреждения допускал грубое и жестокое обращение.

Какой общеправовой принцип был нарушен психиатрическим заведением при предоставлении медико-социальной помощи? Раскройте содержание данного принципа.

 

Задача 3

Ветеран труда Николаев узнал из областной газеты, что законодательное собрание области приняло закон, устанавливающий дополнительные выплаты для ветеранов труда.

Назовите общеправовой принцип, который был проявлен в такой ситуации. Поясните механизм его действия.

Задача 4

Быстрова 25 лет проработала уборщицей в школе, получая за труд крайне низкий заработок, за последние годы – в размере 10-12 тысяч рублей. Достигнув пенсионного возраста, Быстрова обратилась за пенсией в территориальные органы Пенсионного фонда и с удивлением увидела, что назначенное ей материальное обеспечение пенсионера за 25-летнюю трудовую деятельность оказалось такой же, как и у 65-летней никогда не работавшей соседки по подъезду.

Какой общеправовой принцип нарушается при предоставлении данного вида социального обеспечения? Поясните его содержание.

Задача 5

Сидорова, переоформляя полис обязательного медицинского страхования, была проинформирована сотрудником страховой медицинской организации о возможности получения медицинской помощи не только в государственных медицинских организациях, но и в ряде частных медицинских организаций согласно предложенному перечню.

Какой межотраслевой принцип правового регулирования находит свое отражение в данном виде социального обеспечения? В каких нормах он имеет свое воплощение?

Задача 6

Жильцов, несколько месяцев назад потерявший работу, оказался в крайней нужде, в частности не смог оплатить свое жилье за последние три месяца и был вынужден занимать деньги у соседей на продукты питания. Жильцов обратился за помощью в местные органы социальной защиты.

Какой межотраслевой принцип должен быть реализован в такой ситуации в ходе предоставления органами соцзащиты государственной социальной помощи? Дайте его характеристику.

Задача 7

В ООО «Провиант» заболели два сотрудника: Лапушкин, имеющий страховой стаж 8 месяцев, и Ромашов, имеющий страховой стаж 22 года. Оба указанных сотрудника получали одинаковую заработную плату. При получении пособия по временной нетрудоспособности Лапушкин обнаружил, что ему начислен существенно меньший размер пособия, нежели Ромашову.

Какой отраслевой принцип права социального обеспечения определяет действия по выплате пособия в такой ситуации? Раскройте его содержание.

Задача 8

Состоящая в трудовых отношениях Тимофеева при получении единовременного пособия при рождении ребенка узнала, что такое же пособие получила и ее неработающая подруга, которая месяцем ранее также родила ребенка.

Из какого отраслевого принципа исходил законодатель при установлении условий назначения единовременного пособия при рождении ребенка? В чем заключается суть данного принципа?

Задача 9

Водитель служебного автобуса Нестеров после пятнадцати лет работы на служебном транспорте обратился за назначением ему досрочной пенсии. В пенсионных органах ему объяснили, что право на досрочное назначение пенсии имеют лишь водители, выработавшие необходимый стаж в качестве водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Правы ли сотрудники Пенсионного фонда? Раскройте содержание принципа дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению. К какой группе принципов он относится? Поясните ответ.

Задача 10

Никогда не работавшая Иванова, имеющая двоих несовершеннолетних детей, стала вдовой. Умерший супруг работал на хорошо оплачиваемой работе и полностью обеспечивал семью. Соседка по подъезду сообщила Ивановой, что при такой ситуации та имеет право на различные виды социального обеспечения.

Так ли это? На какие виды социального обеспечения имеет право Иванова? В чем заключается принцип гарантированности социального обеспечения при наступлении социального риска? Поясните его содержание.

Тесты

1. Общеправовой принцип гуманизма выражается в государственном признании и закреплении в Конституции РФ права:

а) на частную собственность;

б) на человеческое достоинство;

в) на предпринимательскую деятельность;

г) на заключение договоров.

 

2. Общеправовой принцип равенства граждан подразумевает под собой:

а) ограничение прав граждан по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения и др.;

б) равномерное распределение социального обеспечения между всеми физическими лицами, проживающими в стране;

в) равную и одинаковую возможность для каждого при наступлении социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения;

г) приоритет интересов определенной группы лиц.

 

3. Общеправовой принцип социальной справедливости выражает:

а) направление политики по вопросам регулирования интеллектуальной собственности;

б) развитие системы банковских услуг;

в) социальную направленность государственной политики;

г) усиление государственных начал в научной сфере.

 

4. Общеправовой принцип неприкосновенности частной жизни применительно к отношениям по социальному обеспечению подразумевает под собой:

а) защиту банковской тайны;

б) безопасность коммерческой тайны;

в) охрану адвокатской тайны;

г) конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну.

 

5. Межотраслевой принцип защиты от бедности направлен:

а) на создание системы социального обеспечения;

б) на развитие сектора банковских услуг;

в) на сокращение числа крайне богатого населения;

г) на поддержание развития сети развлечений.

 

6. Межотраслевой принцип государственной поддержки семьи проявляется в:

а) создании новых игорных клубов;

б) введении дополнительных пособий семьям, имеющим детей;

в) закрытии центров с репродуктивными технологиями;

г) поощрении суррогатного материнства.

 

7. Отраслевой принцип всеобщности права на социальное обеспечение подразумевает под собой:

а) расширение круга лиц, охватываемого социальным обеспечением;

б) сужение круга лиц, подлежащих социальному обеспечению;

в) дифференциацию правового регулирования отношений по социальному обеспечению.

 

8. Дифференциация правового регулирования отношений по социальному обеспечению как отраслевой принцип представляет собой дифференциацию условий предоставления социального обеспечения в зависимости от:

а) национальности и вероисповедания;

б) расы и политических убеждений;

в) продолжительности страхования, среднедушевого дохода;

г) языка и принадлежности к общественным объединениям.

 

9. Принцип гарантированности социального обеспечения при наступлении социального риска реализуется путем:

а) возникновения права на любой вид социального обеспечения только после предварительных взносов;

б) возникновения права на любой вид социального обеспечения лишь для малоимущих;

в) возникновения права на социальное обеспечение при наступлении определенного социального риска;

г) сужения перечня социальных рисков, при которых предоставляется социальное обеспечение.

 

10. Принцип ориентации социального обеспечения на достойный уровень жизни как отраслевой принцип права социального обеспечения направлен на:

а) обеспечение сверх прожиточного минимума;

б) обеспечение ниже прожиточного минимума;

в) обеспечение исключительно за счет личных средств граждан;

г) удовлетворение основных материальных и духовных потребностей граждан.

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ООН).

Декларация социального прогресса и развития 1969 г. (ООН).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ООН).

Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г.

Конвенция МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» 1962 г.

Программа достойного труда МОТ 1999 г.

Европейская социальная хартия (пересмотренная в 1996 г.).

Европейский кодекс социального обеспечения (пересмотрен в 1990 г.).

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

 

Литература

Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. — (Серия: Бакалавр и специалист).

Егоров, А.Н. Основные принципы советского права социального обеспечения / А.Н. Егоров. - М.: Изд-во МГУ, 1984.

Захаров, М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография / М.Л. Захаров. - М.: Проспект, 2015. – 312 с.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 587 с.

Право социального обеспечения в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 135 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Филиппова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 382 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения России и зарубежных стран: учеб. пособие для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского; отв. ред. М. О. Буянова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 205 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения (для бакалавров). Учебное пособие / Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. - Москва: КноРус, 2017. - 464 с.

Право социального обеспечения. Бакалавриат. Учебное пособие / Миронова Т.К. - Москва: КноРус, 2020. - 304 с.

Савостьянова, В.Б. Новация принципов пенсионного права: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Савостьянова Валентина Борисовна. - М., 2001. – 24 с.

Тарасова, Л.С. Проблемы реализации принципа социальной справедливости в современном пенсионном обеспечении: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Тарасова Людмила Степановна. - М., 2003. – 24 с.

 

Тема 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 1292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.08 с.)