Обязательное социальное страхование, его сущность и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательное социальное страхование, его сущность и виды



В результате изучения темы 6 студент должен:

· знать

- понятие обязательного социального страхования, его соотношение с понятием «социальное обеспечение»;

- отличительные признаки обязательного социального страхования;

- виды обязательного социального страхования;

- источники финансирования обязательного социального страхования;

- принципы обязательного социального страхования и нормы законодательства в области социального обеспечения, их закрепляющие;

- субъекты обязательного социального страхования, их правовой статус;

- ответственность в области обязательного социального страхования;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- анализировать и правильно применять различные правовые источники в области обязательного социального страхования;

- давать квалифицированные юридические консультации и заключения по вопросам обязательного социального страхования;

· владеть

- юридической терминологией по теме;

- навыками взаимодействия между субъектами обязательного социального страхования;

- навыками участия в процедурных отношениях в целях получения застрахованными социального (страхового) обеспечения.

 

6.1. Первоначальным источником государственного социального обеспечения являлось бюджетное финансирование из казны государства. Главными получателями социального обеспечения (пенсий, пособий, медицинской помощи) за счет бюджета были государственные служащие.

Обязательное социальное страхование (как дополнительный к бюджетному) источник финансирования социального обеспечения стал вводиться, начиная с конца XIX в., в отношении определенных слоев населения - некоторых категорий наемных работников (в основном рабочих) и членов их семей.

Данный механизм был выработан в Германии и в дальнейшем получил свое распространение в других европейских странах. С 1912 г. обязательное социальное страхование вводится в России с принятием Законов «О страховании на случай болезни» и «О страховании от несчастных случаев».

На современном этапе «обязательное социальное страхование является наиболее значимой частью политики по обустройству и сбережению занятого (работающего) населения, трудом которого создается богатство общества, и семей этого населения»[4].

Обязательное социальное страхование является вторым составляющим элементом понятия – «государственное социальное обеспечение» (в его широком смысле), включающего в себя два основных источника финансирования социальных благ – средства бюджета и страховые взносы.

Обязательное социальное страхование направлено на социальное обеспечение основной массы работающего населения и членов их семей, а бюджетное социальное обеспечение – предназначено для определенных категорий государственных служащих (преимущественно правоохранительных структур) и лиц, не заработавших на страховое обеспечение.

 Лишь некоторые виды социального обеспечения, так называемые универсальные (пенсии, пособия, медицинская помощь), охватываются обоими видами подсистем государственного социального обеспечения: обязательным социальным страхованием и бюджетным социальным обеспечением. Остальные виды государственного социального обеспечения (государственная социальная помощь, социальное обслуживание, меры социальной поддержки) предоставляются на бюджетной основе.

Обязательное социальное страхование имеет целью возмещать утраченный вследствие социального риска утраченный работником (или членами его семьи) доход в виде заработка; бюджетное социальное обеспечение – предоставить лицу, не заработавшему на страховое обеспечение, достаточный для достойной жизни доход. Исходя из сущности обязательного социального страхования, и на основе принципа социальной справедливости уровень страхового обеспечения должен быть выше по сравнению с уровнем социального обеспечения неработающих граждан. 

Обязательное социальное страхование как механизм, позволяющий достигнуть компромисса в социальном диалоге между основными сторонами наемного труда – работодателями и работниками, а также минимизировать бремя бюджетных социальных выплат, вводится государством. На основе императивного метода государством определяются все основные правила действия данной системы: круг субъектов обязательного социального страхования и их правовой статус; тарифы страховых взносов и порядок их уплаты; условия предоставления страхового обеспечения и его размеры; механизмы защиты социально-обеспечительных прав.

В современных условиях в России применяются три вида обязательного социального страхования: пенсионное, социальное в его узком смысле (обеспечение пособиями) и медицинское.

6.2. Финансовое обеспечение обязательного социального страхования формируется за счет нескольких источников: страховых взносов, средств бюджетов и иных источников.

Основным плательщиком  страховых взносов выступает работодатель, а в обязательном медицинском страховании в отношении незанятого населения - государство. В науке, изучающей вопросы обязательного социального страхования, экономическая сущность страховых взносов определяется как часть недоданной работнику цены его рабочей силы, которая предоставляется ему в виде социального обеспечения при страховом случае – утрате основной части цены рабочей силы - заработка.

При этом в настоящее время в России получатели страхового обеспечения (за исключением самозанятых) не входят в круг страхователей, обязанных уплачивать взносы на обязательное социальное страхование, как это имеет место быть в ряде зарубежных стран. В целях повышения уровня своего социального обеспечения физическое лицо может вступить в правоотношения по добровольному социальному страхованию.

Размер страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом. В настоящее время по общему правилу применяются следующие тарифы: на пенсионное страхование – 22%; в целях предоставления пособий – 2,9%, на медицинское страхование (для работодателей в отношении работающего населения) – 5,1%.

6.2. Действие системы обязательного социального страхования основывается как на единых (системообразующих) принципах, так и на принципах, определяющих особенности определенного вида страхования.

Ряд принципов, выражающих основную сущность обязательного социального страхования, нашли свое отражение в содержании ст. 4 Закона об основах ОСС. К ним относятся, например, принцип всеобщего обязательного социального страхования; принцип государственного регулирования системы обязательного социального страхования; принцип обязательности уплаты страхователями страховых взносов; принцип устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования.

С другой стороны такой важный принцип обязательного социального страхования, как принцип солидарности и взаимопомощи, не получил своего закрепления в нормах закона. Данный принцип предполагает неэквивалентность размера страхового обеспечения объему индивидуально уплаченных страховых взносов. Все страховые взносы в отношении всех застрахованных поступают в общий фонд с последующим перераспределением общих средств фонда для пострадавших от социального риска. Чем выше доля трудоспособного населения и хорошо зарабатывающих граждан, ниже уровень неблагоприятных социальных рисков (бедности, заболеваемости, безработицы, смертности трудоспособного населения и др.), тем более высоким должен быть уровень страхового обеспечения.

В отношении конкретных видов обязательного социального страхования могут действовать и иные принципы, отражающие их особенности. Не по всем видам (подвидам) обязательного социального страхования такие принципы получили свое нормативное закрепление. Наиболее яркими примерами таких принципов являются: принцип создания условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования (ст. 4 Закона об ОМС) и принцип дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска (ст. 4 Закона об ОСС от несчастных случаев).

Механизм обязательного социального страхования выполняет несколько функций: экономическую (производственную), социальную (защитную), профилактическую, реабилитационную и др.

Экономическая функция обязательного социального страхования заключается в предоставлении более высокого уровня социального обеспечения для работающих граждан, нежели для незанятого населения. Размер социального обеспечения работающего лица предполагает быть зависимым от размера трудового вклада: стажа работы и размера заработка. В указанных условиях для трудоспособного населения создается заинтересованность быть вовлеченными в официальную занятость с соответствующими страховыми взносами работодателя в страховые внебюджетные фонды (ПФР, ФФС и ФФОМС) в целях получения работником при наступлении социального риска более высокого уровня социального обеспечения по сравнению с неработающими гражданами. Чем выше стаж работы и официальный заработок, тем выше уровень страхового обеспечения.

Социальная функция обязательного социального страхования нацелена на защиту жизни и здоровья работающего лица, предоставлении ему высокого уровня страхового обеспечения при утрате им заработка вследствие наступления социального риска (болезни, инвалидности, беременности, рождения ребенка), а в случае смерти работника – на предоставление достаточного уровня социального обеспечения членам его семьи.

Профилактическая функция обязательного социального страхования направлена на предотвращение возникновения неблагоприятных социальных рисков (например, несчастных случаев на производстве).

6.3. Субъектами обязательного социального страхования выступают: страховщик (страховой фонд), застрахованный (работник, незанятое население), страхователь (работодатель, государство, самозанятое население).

Правовой статус субъектов обязательного социального страхования определен как кодификационным законом - Законом об основах ОСС, так и специальными законами о соответствующих видах обязательного социального страхования – Законом об ОПС, Законом об ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Законом об ОСС от несчастных случаев, Законом об ОМС.

Так, в соответствии со ст. 10 Закона об основах ОСС застрахованным предоставлены следующие права: на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде; на участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием; на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей; на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство РФ.

К обязанностям застрахованных отнесено: своевременное предъявление страховщику документов, содержащих достоверные сведения и являющихся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования; уплата страховых взносов, если такая обязанность установлена законодательством РФ.

Ответственность в области обязательного социального страхования наступает: для должностных лиц - за нецелевое расходование денежных средств бюджетов страховых фондов, для страхователей – в случае их уклонения от регистрации в исполнительных органах страховщика, а также для всех субъектов обязательного социального страхования - в других случаях нарушения законодательства Российской Федерации. Так, административная ответственность за нарушения законодательства РФ в области обязательного социального страхования установлена статьями 15.32 (за нарушение страхователями срока регистрации), 15.33 (за нарушение порядка и сроков представления и иных документов в ФСС), 15.34 (за  сокрытие несчастного случая на производстве) КоАП РФ. Уголовная ответственность предусмотрена статьями 199.2 - 199.4 УК РФ.

Практикум

Вопросы для самоконтроля

1. В чем заключается различие понятий «социальная защита», «социальное обеспечение» и «обязательное социальное страхование»?

2. Какие виды обязательного социального страхования в настоящее время применяются в России?

3. За счет каких средств финансируется система обязательного социального страхования?

4. Каковы особенности правового статуса субъектов обязательного социального страхования?

5. Какая предусматривается ответственность за нарушение законодательства в области обязательного социального страхования?

Практические задачи

Задача 1

На производственном совещании замдиректора по финансам Летов посетовал на большое налоговое бремя, возложенное государством на бизнес, в частности упомянув высокие страховые взносы во внебюджетные фонды. Присутствовавший на совещании юрист Быстров возразил ему, что страховые платежи – это не нагрузка на бизнес, а объективно необходимые издержки производства, часть недоданной цены рабочей силы.

Кто из указанных работников прав? Объясните вашу позицию.

Задача 2

Инвалид Дельцов 30 лет проработал вахтером на заводе. Размер заработной платы был небольшим и в нынешнем эквиваленте не превышал 12 тыс. рублей. Его зять, работающий на этом же заводе главным инженером, зарабатывал не менее 200 тыс. в месяц. Тесть за семейным ужином сообщил своему зятю, что размеры их страховых пенсий по старости не будут так различаться, как их зарплаты, поскольку обязательное пенсионное страхование базируется на принципах солидарности и взаимопомощи, а также принципе перераспределения, и что хорошо зарабатывающие граждане по сути финансируют пенсии мало зарабатывающих граждан.

Прав ли Дельцов? Поясните ответ.

Задача 3

40-летний программист Клоков упрекнул свою часто болеющую коллегу Сергееву, что та слишком часто болеет или сидит на больничном с больным малолетним ребенком. Клоков заявил, что поскольку ни разу за свою 20-летнюю трудовую деятельность не болел, то все внесенные за него работодателем страховые взносы на социальное обеспечение пособиями фактически израсходованы на социальное обеспечение часто болеющих граждан. Сергеева возразила Клокову, что когда-нибудь Клоков также может оказаться больным и будет нуждаться в социальном обеспечении.

Какие принципы обязательного социального страхования находят свое выражение в регулировании таких отношений?

Задача 4

Идрисова осуществляет трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Каким видам обязательного социального страхования подлежит Идрисова? В отношении каких видов обязательного социального страхования она вправе вступить на добровольной основе?

Задача 5

Проработавшей 30 лет на заводе уборщицей Котриковой была назначена страховая пенсия по старости. Ее старшая сестра, занимавшаяся всю жизнь уходом за детьми Котриковой, получала социальную пенсию по старости. Общее материальное обеспечение обеих сестер в результате было одинаковым.

Из каких источников финансируются указанные пенсии? На основе каких критериев определяются размеры страховой пенсии по старости и социальной пенсии по старости? Почему сложилась такая ситуация?

Задача 6

Ширяевой при оформлении полиса обязательного медицинского страхования объяснили, что непосредственным страховщиком по данному виду страхования выступает не ФФОМС, а страховая медицинская организация ЗАО «Медстрахкапитал». Ширяева озадачена тем фактом, что в обязательном медицинском страховании страховщиком выступает коммерческая организация.

Так ли это? Поясните ответ. Какие органы выступают в качестве непосредственного страховщика в других видах обязательного страхования – пенсионном страховании и страховании в целях обеспечения пособиями?

Задача 7

Частный нотариус Вилкова собралась через год после начала профессиональной деятельности родить первого ребенка.

Будет ли иметь Вилкова право на страховое пособие по беременности и родам? Если да, то при каком условии? В рамках какого вида обязательного социального страхования выплачивается пособие по беременности и родам?

Задача 8

Директор производства Горячев через десять лет приобретет право на страховую пенсию по старости. Обратившись предварительно в пенсионные органы, он выяснил, что ожидаемый размер его пенсии будет не таким большим, как бы хотелось Горячеву.

Какие механизмы социального страхования в области пенсионного обеспечения вправе использовать Горячев для увеличения размеров пенсии?

Задача 9

Нестеров, которому вручили уведомление о предстоящем его увольнении в связи с ликвидацией организации, особо переживать не стал. Нестеров был уверен, что для работодателя законом установлено требование об обязательном социальном страховании работников на случай их безработицы.

Прав ли Нестеров? В каких случаях он приобретет право на страховое обеспечение на случай потери работы? Будет ли являться данное обеспечение социальным?

Задача 10

Неработающая Козлова, родившая первого ребенка, обнаружила, что размер ее пособия по уходу за ребенком намного меньше, чем у ее подруги врача-терапевта Федоровой, также родившей ребенка. В органах соцзащиты Козловой объяснили, что размер данного пособия у работающих граждан зависит от стажа и размера их заработка.

Каким образом в данной ситуации выражена сущность обязательного социального страхования?

Тесты

1. Понятие «обязательного социального страхования» является составной частью другого более широкого понятия: …

а) социальное обеспечение;

б) социальная поддержка;

в) социальные услуги;

г) социальное сопровождение.

 

2. Понятие «обязательное социальное страхование» охватывает такие понятия, как:

а) меры социальной поддержки, материнский (семейный) капитал;

б) социальные услуги и социальное сопровождение;

в) пенсии, пособия, охрана здоровья;

г) государственная социальная помощь, компенсационные выплаты.

 

3. Система обязательного социального страхования включает в себя:

а) страхование на случай потери работы (от безработицы);

б) страхование на случай пожара в жилом помещении;

в) только пенсионное и медицинское страхование;

г) пенсионное страхование, медицинское страхование, страховую систему обеспечения пособиями.

 

4. Экономическая природа страховых платежей определяется как:

а) налоговый платеж;

б) часть необходимого продукта, отложенного в виде недоданной работнику части цены его рабочей силы, предназначенной для возврата в виде его материального обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев;

в) заемное обязательство.

 

5. Системообразующими принципами обязательного социального страхования являются:

а) адресность и конфиденциальность;

б) солидарность и взаимопомощь;

в) приближенность поставщиков социального обеспечения к месту проживания получателя социального обеспечения, сохранение пребывания получателя социального обеспечения в привычной благоприятной среде.

 

6. Основной функцией обязательного социального страхования является:

а) обеспечение минимума средств для проживания;

б) обеспечение соответствующего достаточно высокого уровня социальной защиты застрахованных и их семей;

в) обеспечение лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

 

7. Правила образования фондов обязательного социального страхования, правила расходования средств таких фондов, правовой статус участников правоотношений по обязательному социальному страхованию определяются:

а) участниками обязательного социального страхования;

б) фондами обязательного социального страхования;

в) федеральным законом;

г) Президентом РФ.

 

8. Кодифицированным законом в области обязательного социального страхования выступает:

а) Закон о страховых взносах;

б) Закон об основах обязательного социального страхования;

в) Законы о страховых пенсиях и о накопительной пенсии;

г) Закон об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

 

9. Объектом для начисления страховых взносов являются:

а) прибыль организации-работодателя;

б) имущество организации-работодателя;

в) имущество работников;

г) фонд оплаты труда и заработная плата конкретного работника.

 

10. Размер страховых взносов составляет:

а) в ПФР – 2,9 %, в ФСС – 5,1 %, в ФФОМС – 22 %;

б) в ПФР – 22 %, в ФСС – 5,1 %, в ФФОМС – 2,9 %;

в) в ПФР – 5,1 %, в ФСС – 2,9 %, в ФФОМС – 22 %;

г) в ПФР – 22 %, в ФСС – 2,9 %, в ФФОМС – 5,1 %.

Нормативные акты

Конституция Российской Федерации.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (ООН).

Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

Литература

Вигдорчик, Н.А. Теория и практика социального страхования. Теоретические основы социального страхования / Н.А. Вигдорчик. - М.-Л., 1923.

Галаганов, В.П. Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию (проблемы теории и практики): дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.05 / Галаганов Владимир Петрович. – М., 2009. – 328 с.

Галаева, Л.А. Страховые случаи как юридические факты в обязательном социальном страховании:дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Галаева Людмила Анатольевна. – М., 2011. - 186 с.

Григорьев, И. В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. — (Серия: Бакалавр и специалист).

Забелин, Н.В. Теоретические основы социального страхования / Н.В. Забелин. - М., 1926.

Захаров, М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография / М.Л. Захаров. - М.: Проспект, 2015. – 312 с.

Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е.Е. Мачульская. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 587 с.

Павлюченко, В.Г. Социальное страхование / В.Г. Павлюченко. - М., 2007.

Право социального обеспечения в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 135 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения в 2 т. Том 2. Особенная и специальная части: учебник для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 424 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения: учебник и практикум для академического бакалавриата / М. В. Филиппова [и др.]; под ред. М. В. Филипповой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 382 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения России и зарубежных стран: учеб. пособие для академического бакалавриата / Ю. П. Орловский [и др.]; под общ. ред. Ю. П. Орловского; отв. ред. М. О. Буянова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 205 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс).

Право социального обеспечения (для бакалавров). Учебное пособие / Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. - Москва: КноРус, 2017. - 464 с.

Право социального обеспечения. Бакалавриат. Учебное пособие / Миронова Т.К. - Москва: КноРус, 2020. - 304 с.

Роик, В.Д. Обязательное медицинское страхование: теория и практика: учебное пособие / В.Д. Роик. - М.: Дело и Сервис, 2013.

Роик, В.Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования / В.Д. Роик. - М.: Институт Министерства труда РФ; Фонд социального страхования трудящихся горно-металлургической промышленности, 1994.

Рощепко, Н.В. Единство публичных и частных начал в правовом регулировании социально-страховых отношений: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Рощепко Наталья Владимировна. – М., 2016. – 28 с.

Руденко, В.И. Медицинское страхование как средство социальной защиты населения в рыночной экономике: дис....… канд. экон. наук: 08.00.01 / Руденко Валентина Ивановна. - Новгород, 1996. – 153 с.

Социальное страхование: учебник / под ред. Н.А. Кричевского. - М.: Дашков и Ко, 2007.

Теттерборн, З.Р. Советское социальное страхование / З.Р. Теттенборн. - М.: Вопросы труда, 1929.

Федорова, М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.05 / Федорова Марина Юрьевна. – М, 2003. – 362 с.

Федорова, М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования / М.Ю. Федорова. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2000.

Тема 7

Понятие и виды стажа

В результате изучения темы 7 студент должен:

· знать

- понятие стажа;

- значение стажа в правоотношениях по социальному обеспечению;

- виды стажа, их отличительные признаки;

- правила подсчета различных видов стажа; правила исчисления стажа для отдельных категорий населения;

- особенности подтверждения стажа;

· уметь

- оперировать базовыми понятиями темы;

- различать виды стажа;

- анализировать и оценивать различные виды стажа, их значение в возникновении и изменении правоотношений в области социального обеспечения;

- давать квалифицированные юридические консультации и заключения по теме;

· владеть

- юридической терминологией по теме;

- навыками подсчета различных видов стажа;

- навыками сбора и представления доказательств, подтверждающих стаж.

 

7.1. Одним из важнейших оснований возникновения или изменения социально-обеспечительных отношений выступает такой юридический факт как стаж, под которым в широком смысле понимается продолжительность трудовой деятельности и иных признаваемых государством общественно значимых периодов.

В юридической науке и законодательстве в сфере социального обеспечения выделяются несколько видов стажа: страховой стаж, трудовой стаж, общий трудовой стаж, специальный (профессиональный) стаж и его разновидность - выслуга лет.

С точки зрения влияния на различные виды социально-обеспечительных правоотношений стаж имеет значение только в отношении некоторых видов социального обеспечения, так называемых универсальных: пенсий, пособий, медицинской помощи. В отношении предоставления государственной социальной помощи, социального обслуживания и мер социальной поддержки стаж значения не имеет.

Наибольшее значение стаж во всех его видах проявляется в пенсионных отношениях. При установлении права на пенсию при различных обстоятельствах могут иметь значение каждый из указанных видов стажа как по отдельности, так и в их сочетании: страховой стаж и общий трудовой стаж, страховой стаж и специальный (профессиональный) стаж, выслуга лет и общий трудовой стаж, и т.д.

В отношениях, связанных с предоставлением пособий, юридическое значение стажа в большей степени выражается при предоставлении пособия по временной нетрудоспособности (не в связи с несчастным случаем на производстве). Так, в полном объеме (в размере 100% среднего заработка) пособие по временной нетрудоспособности предоставляется при страховом стаже 8 и более лет.

При предоставлении медицинской помощи примером проявления юридического значения стажа является медицинское обеспечение сотрудников системы органов внутренних дел. Право на медицинское обеспечение в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в отношении граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, предоставляется только при наличии стажа службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении). В отношении остальных уволенных сотрудников полиции, имеющих право на пенсии, но с меньшим стажем, медицинское обеспечение предоставляется на общих основаниях.

7.2. Понятие страховой стаж было введено с 1999 года Законом об основах ОСС. Согласно этому акту под страховым стажем понимается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Иное определение страхового стажа содержится в пенсионном законодательстве. Действующий с 2015 года Закон о страховых пенсиях определяет страховой стаж как периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, имеющими право на страховую пенсию, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

В отношении периодов работы, в отношении которых работодателями не начислялись и не уплачивались страховые взносы, следует учитывать акты Конституционного Суда РФ. В постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П и Определении от 20.11.2007 г. № 798-О-О указывается, что подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности, (но не ранее чем вступления в силу Закона о трудовых пенсиях), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место - до или после 10 июля 2007 года), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.

Как указал Конституционный суд РФ в своем определении от 20.11.2007 г. № 798-О-О ответственность государства за надлежащее осуществление обязательного пенсионного страхования, в частности случаев неисполнения страхователем (работодателем) обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, не может сводиться к субсидиарной ответственности, предусмотренной нормами гражданского кодекса. Возложение на государство подобной обязанности призвано гарантировать реализацию лицами, выполнявшими оплачиваемую работу по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме.

Помимо периодов работы в страховой стаж включаются и иные периоды общественно значимой деятельности. В частности, включаются периоды:

- прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

- ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности

- получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах

- ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

7.3. Общий трудовой стаж имеет юридическое значение при исчислении трудовых пенсий и определении размера страховых пенсий в отношении периодов работы и иной деятельности, имевших место до 1 января 2002 года (до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях).

Также понятие «общий трудовой стаж» применяется в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих. Согласно данному акту в общий трудовой стаж включаются периоды страхового стажа, а также периоды трудового стажа, под которым понимаются периоды, исчисляемые и подтверждаемые в порядке, установленном для назначения пенсий до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях.

Специальный (профессиональный) стаж (выслуга лет) предусматривает включение периодов работы по определенной профессии или определенным видам деятельности.

Понятие выслуги лет применяется в государственном пенсионном обеспечении в отношении пенсионного обеспечения государственных служащих. Например, по общему правилу пенсию за выслугу лет имеют военнослужащие, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной или приравненной службе 20 и более лет.

В отношении обеспечения страховыми пенсиями по старости используется понятие «сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии». Такое право предоставляется лицам, имеющим необходимый профессиональный стаж, а в некоторых случаях также требуемой продолжительности страховой стаж и достигнувшим определенного возраста. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии предоставляется мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам - 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.

На определенных видах работ право на досрочную страховую пенсию дает только профессиональный стаж (без учета страхового стажа и возраста). К таким работам отнесены, например, подземные и открытые горные работы по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников на условиях полного рабочего дня.

В отношении педагогических и медицинских работников, а также лиц творческих профессий, начиная с 2019 года, досрочное назначение пенсии на основе учета профессионального стажа применяется с условием отсрочки назначения пенсии (с 2023 года – через 5 лет после возникновения права на такую пенсию).

7.4. Каждый вид стажа с учетом вида социального обеспечения имеет свои п равила исчисления (подсчета).

В отношении страховых пенсий по старости исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. При совпадении по времени периодов страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии. Следует учитывать, что при исчислении страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления Закона о страховых пенсиях и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего ста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.126 с.)