Глава XII. Абстракционизм. Конструктивизм. Тенденции конструктивизма в музыке. Серийная техника. Додекафонная система А. Шенберга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XII. Абстракционизм. Конструктивизм. Тенденции конструктивизма в музыке. Серийная техника. Додекафонная система А. Шенберга



Абстракционизм возник в начале 1910-х годов в живописи. Основатель -художник В. Кандинский.

С момента рождения абстракционизм - явление интернациональное. Представители: Р.Делоне, К.Малевич, П.Мондриан, П.Клее, М.Шагал, М.Эрнст, Д. Поллок, А.Вольс, Г.Гартунг, М. Тоби, А. Мишо. Это течение существует на протяжении всего века.

В основе стиля - полный отказ от фигуративности, здесь завершился процесс разрушения предметности в живописи. Сами художники не считают себя разрушителями, напротив - созидателями новой реальности, лежащей в их внутреннем субъективном восприятии, первооткрывателями новых измерений мира.

Выразительные средства абстракционизма:

• Цвет, культ красочного пятна, в котором видят н форму, и сюжет;

• геометрические фигуры (круг, крадрат, треугольник, конус, прямоугольник) и их комбинации;

• узоры;

• пересекающиеся линии;

•   «горячая абстракция» (песок, галька, смола, цемент, стекло, камни в
качестве живописного материала);

• знаки, иероглифы (связаны с влиянием китайского и японского искусства);

• сочетание двух или нескольких вышеназванных элементов в одном произведении.

Репродукции: К.Малевич. П.Клее, М.Шагал, В.Кандинский.

Конструктивизм - художественное течение, сформировавшееся в 10-е 20-е годы XX столетия и провозгласившее основой художественного образа не композицию, а строгую, рационально продуманную конструкцию. Наиболее полное выражение конструктивизм нашел в архитектуре н дизайне, где форма сооружений и предметов определялась геометрической конструкцией инженерных чертежей.

Основоположник и глава конструктивизма - великий французский архитектор Ле Корбюзье, создатель теории современного градостроительства. Он же явился автором ряда исследовательских работ (например, книга «К архитектуре»), где его идеи получают теоретическое обоснование. Во введении к указанному изданию сказано: «Архитектура - это умелое, корректное и великолепное сочетание освещенных форм». Среди других представителен конструктивизма - немецкие архитекторы В.Гропиус, Э.Мендельсон, Б.Паут, американский архитектор Ф.Л.Райт.

В живописи некоторые тенденции конструктивизма сказались в творчестве Пикассо, Брака, Леже, в поззии - у Аполлинера, Стайна и др.

Основные художественные принципы конструктивизма:

•   отсутствие конкретной образности, замененное воплощением четкой
геометрической идеи, отказ от декоративизма;

• синтез принципов искусства и точных наук, в первую очередь -математики;

• художественное совершенство понимается как единство, определяемое

соотношением соразмерных математических величин;

• целесообразное, строго рассчитанное технологическое решение концепции произведения, которая вместе с тем должна быть поднята до уровня художественного обобщения;

• каждый рисунок - это мысль, изложенная на языке графики предельно точно и лаконично, без показной красивости и излишеств. Принцип цвета вне контура, принятый в абстракционизме, отвергается, замененный графической выверенностью линий и объемов;

•   игра объемов различной формы к цвета на основе законов симметрии,
точки «золотого сечения» и проч. Контрасты плоскостей я объемов,
динамика пересечения вертикальных и горизонтальных плоскостей,
подчиненных стройным линейным ритмам, согласованных с
математической чистотой форм.

Тенденции конструктивизма в музыке. Додекафония, серийная техника Т.Адорно назвал додекафонную (двенадцатитоновую) технику

абстракционизмом в музыке. Другие зарубежные исследователи сравнивают двенадцатитоновую и в целом - серийную технику с конструктивистскими исканиями Корбюзье и Пикассо.

Создателем додекафонии является Арнольд Шенберг, глава «Нововенской школы». Та же техника становится основной в творчестве учеников Шенберга -А. Веберна и А. Берга. Разработкой этой идеи в то время занимались многие композиторы (Веберн, Берг, Рославец, Обухов, Клайн, Хауэр), которые ориентировались на свободную двенадцатитоновость. Но именно Шенберг осуществил ее в виде законченной системы (работал над ней с 1915 по 1921 годы. Первое додекафонное произведение - Фортепианная сюита ор. 25 (1921-23)).

Создавая свою систему, композитор поставил две задачи:

• придать музыке черты строгой математической логики (в соответствии с эпохой НТР), Внедрить культ мысли (в отличие от романтического и экспрессионистического культа эмоций), трезвости интеллекта;

• внести порядок в анархию атональности (гармония переживала кризис тонального мышления). Ограничить атональность жесткими рамками формообразующих принципов, построенных на сугубо полифонической основе.

Принципы двенадцатитоновой техники Шенберга 1920-х - 1930-х годов (стиль так называемой «чистой додекафонии»):

•   в основе произведений положена серия из 12 звуков, охватывающая в
определенной последовательности все ступени хроматического
звукоряда;

•   при следующем проведении серии ни один звук не может повториться
раньше, чем пройдут все остальные;

•   развитие додекафонный ряд получает на основе вариантных
модификаций: инверсия (серия в обращении), ракоход (от конца к

началу), ракоход инверсии;

• серия и модификации могут строиться от любого звука;

• все звуки ряда абсолютно равноправны, ладотональные тяготения отсутствуют, также как отсутствует и сам центральный тон;

• двенадцатитоновый ряд может быть расположен по вертикали, как аккорд.

При создании своей техники Шенберг использовал некоторые принципы вариационно-полифонического развития нидерландских полифонистов ХV-ХVI веков (инверсия, ракоход, ракоход инверсии), в музыке которых также отсутствовала тональная централизация.

Произведения, написанные в новой технике: Пять пьес для фортепиано ор.23, квартет № 3. Серенада для семи инструментов, Скрипичный концерт, оратории «Лестница Иакова», «Моисей и Аарон» и др.

Сам Шенберг позволял себе в поздний период творчества (начиная с конца 1930-х годов) нарушать собственные правила, вводя в некоторые произведения позднего периода «нестрогую додекафонию» («Ода Наполеону», «Уцелевший из Варшавы»), компромиссы с тональной музыкой. В этом отношении особенно интересен скрипичный концерт А. Берга (1935 г.), где серия впервые строится на трезвучной основе.

После Шенберга сформировались три вида додекафонии:

1 - серийная техника (нестрогая додекафония) - самый распространенный вид, основанный на использовании любого количества тонов хроматического звукоряда;

2 - модальная додекафония (обращение с серией, как с ладом, изобретение Г.Эйслера);

3 - тотальная (всеобщая), или сериальность (разработана А.Веберном).

Исходные принципы серийности:

•   введение в музыку точных математических расчетов, рационалистически
выверенных форм и принципов развития; В эстетический феномен,

рождающийся на основе строгой логики интеллекта;

•   отрицание эмоционально-образного содержания музыки. Данные
принципы почти полностью тождественны постулатам
конструктивизма в архитектуре и изобразительном искусстве.

Иллюстрации: репродукции архитектурных сооружений Ле Корбюзье, Гроппиуса и Райта 1920-х и 1930-х годов. Сюита А.Шенберга для фортепиано ор. 25, квинтет для духовых инструментов ор. 26.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.007 с.)