Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Р. Штраус «Домашняя симфония» (1902 - 1903)
Вместе с симфонической поэмой «Жизнь героя» составляет автобиографическую дилогию. Повествует о личных переживаниях, борьбе с идейными противниками, домашнем быте и семейном очаге (Р. Штраус; «один день моей семьи»). Симфонию критиковали (в частности, Б. Асафьев) за откровенность, обнажающую интимный мир композитора. Усматривали здесь проявление ницшеанства: индивидуализм, эгоцентризм, самолюбование личности, стоящей «над толпой, презирающей моральные устои общества». Посвящение «моей дорогой жене и нашему мальчику» дало повод к обвинению в саморекламе и идеализации быта. Однако, почти не принимался во внимание комедиографический дар композитора, его ирония - и что еще более любопытно -самоирония, гротесковые параметры стиля, склонность к лепке великолепных музыкальных портретов и автопортретов (романтическая традиция стиля Р. Шумана). Штраус-комедиограф склонен к озорству, к откровенной буффонаде, мистификации, стихии карнавальности, что обнаружится впоследствии в творчестве его соплеменника, также баварца К. Орфа (каждый баварец имеет в своем характере «амплуа» национального героя, шутника и проказника Тиля Эйленшпнгеля). Тяга к карнавальности в стиле del arte, пародии и гротеску скажется впоследствии в неоклассицистской тенденции искусства XX века - театре Пиранделло, живописи Пикассо музыке И. Стравинского, С. Прокофьева Аdagio и финалу симфонии. По первоначальному замыслу в первом разделе - портреты героя, жены и ребенка, во втором - игры ребенка и его сон, в третьем - ноктюрн, ночная лирическая сцена, в четвертом - утренняя «перебранка» супругов (в форме фуги) и радость примирения. Как поясняет сам композитор, «последнее слово остается за мужем», тема героя симфонии звучит в увеличении. Все части основаны на едином тематическом материале. Ведущие мотивы - мужа, гобой дамур). Прослушивание «Домашней симфонии» Р.Штрауса (фрагмент). Кроме того, рекомендуется прослушивание с комментариями в виде небольших сообщений студентов симфонических поэм Р. Штрауса «Дон Жуан» и «Тиль Эйленшпигель». Глава VIII. Поздний романтизм. Г. Малер. Концепции симфонизма Г. Малера. Первая симфония Сочинения Г. Малера в системе искусства позднего романтизма занимают особое место. В основе творчества этого гениального австрийского симфониста – этико-философские идеи общечеловеческого звучания. Проповеднический тон его авторский монологов-обращений, выход на планетарный и даже космический уровень художественного обобщения (Малер о Восьмой симфонии; «здесь поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты») в музыке не знают равных, сближаясь с идеями его литературных современников - писателей Т. Манна, Р. Роллана, Г. Уэлса, А. Франса. Для Малера характерен филосфско-концептуальный подход к наиболее острым, больным проблемам его времени, приоритет - по утверждению И. Барсовой - литературно-философской традиции над традицией собственно музыкальной. В своей грандиозной симфонической эпопее композитор поднимает извечные вопросы: смысл жизни и тайна смерти, природа человеческого бессмертия (Вторая симфония); идея бесконечного восхождения человеческого духа (в традициях философских концепций Спинозы и Гете) от материально-природного к Божественной Любви (Третья симфония); достижимость Идеала и Абсолютной Истины, прославление гетевской идеи «Das Ewig Weibliche» («Вечно Женственного»), образа Маter Gloriosa (Богоматерь в Славе) в Восьмой симфонии: природа зла и искоренение человеческих пороков (гротесковые скерцо его симфоний). В кризисную эпоху, на рубеже двух веков Малер глубоко переживает трагедию несовершенства современного ему общества. Все его творчество - поиск выхода из кризиса, проявляющего себя как в духовном мире личности, ее мучительных внутренних конфликтах, так и в плане социальном и общечеловеческом, Глубочайший психологизм его искусства объединяет проблематику «романных» (по терминологии Т. Адорно) симфоний Г. Малера с романами Ф. Достоевского. Оба они - «художники идеи», последних философских вопросов бытия, насытившие свои сочинения полярными образными антитезами, предельной эмоциональной экспрессией.
Малер - величайший новатор в области симфонической музыки. Грандиозные размеры его симфоний, ненормативная драматургия симфонического цикла, использование в симфониях вокально-хоровых средств, новые синтезирующие жанры симфонии-кантаты (Восьмая), cимфонизированный песенный цикл («Песня о земле»), новшества в области формообразования, оркестровой полифонии («полифонии разногласий», «полифонии вторгающихся контрапунктов»), экспрессия оркестрового стиля - все эти принципы являются основополагающими для симфонизма XX столетия - симфоний Д. Шостаковнча, А. Онеггера, П. Хиндемита, Б. Бриттена,. О. Месеиаиа, Б. Тищенко, А. Шнитке и др.
Одно из важнейших завоеваний музыки композитора - гротеск нового типа, обличающий пороки мещанского, обывательского существования. Малер первым, подобно Достоевскому в литературе, так остро поставил проблему человеческой бездуховности, порождающей агонию современной - технократической в своей сути – цивилизации. С точки зрения музыкального стиля гротесковые концепции в симфониях Малера решаются с помощью деформации «расхожих» бытовых жанров (вальс, лендлер, уличные марши н песни), их последовательных модификаций в сторону механистической токкатности, заводной урбанистической моторики. Г. Малер. Симфония № 1 (1888) История создания. Программность. Первоначальный вариант - 5 частей (I том «Из дней юности». 1ч.- «Весна без конца», 2 ч. - «Цветение», 3 ч. - «На всех парусах», П том - «Человеческая комедия». 4 ч, - «Траурный марш в манере Калло», 5 ч. - «Из ада в рай»). Общее название - «Титан». Позже автор убрал часть «Цветение» и все программные заголовки, Симфония стала четырехчастной. 1 часть. Нетрадиционная сонатная форма со строфическими куплетами. Ремарка Уже во вступлении используются новые приемы: • вступление многотемно и уподоблено самостоятельной части; • квартовые интонации вступительной темы - лейтинтонации всей симфонии и начальные звуки главной темы, которая «прорастает» в финале. Главная партия - тема-песня из вокального цикла Малера «Песни странствующего подмастерья». Образ героя симфонии - юноши в расцвете сил, отправляющегося в путь - метафора утра жизни, а также принцип песенного тематизма, подвергающегося песенно-строфическому развитию в разработке - все это являет собой дань традиции Шуберта а других романтиков. Побочная партия дается не полностью, появляется постепенно, сращивается с темой вступления. В разработке новые приемы: • здесь предвосхищена будущая тема второй части, • появляется фрагмент главной партии финала, • основной прием разработки - вариантно-строфическое развертывание и в результате - сращивание тем. Реприза зеркальная. 2 часть. Сложная трехчастная форма. «Юноша идет по свету, став уже сильнее, грубее, жизнеспособнее». Мощный, радостный деревенский мужской танец (крайние части),, трио -лендлер. мягкий изящный женский танец. Основная тема - на интонациях песни Мадер*«Гак и Грета». 3 часть - в жанре траурного марша. Сложная трехчастная форма «Теперь он, мой Это первый образец особого рода гротеска - пародия на обывательское общество с его ханжеством и лицемерием. Нравы его Малер прекрасно изучил за 15 лет скитаний по Австро-Венгрии и Германии, где постоянно чувствовал себя изгоем, как он пишет, «везде встречая и омерзительное лицемерие, и лживость, человеческую подлость, тупость и косность».
Толчком к созданию этой части композитору послужила немецкая лубочная картинка «Звери хоронят охотника» (за лицемерным оплакиванием врага скрыта улыбка радости). Малер пользуется сильнейшим приемом развенчания, снижения жанра траурного марша с помощью следующих приемов: • банальный «уличный» фольклор (шуточный детский канон «Братец • вульгарно-цыганский, кабацкий напев (вторая тема с использованием типичного для духовых «банд» состава); • нарочитое утрирование избитых эффектов «цыганщины» (обыгрывание параллельных терций и секст в так называемом цыганском ладу; • «знойная» кантилена, «рыдающие» глиссандо, темповые оттяжки); • имитация низкопробного духового оркестра: фальшивая игра., звучание вразнобой, грубость оттенков, намеренно примитивная инструментовка в некоторых фрагментах, как, например, эффект «садовой музыки» -большой барабан с подвязанными к нему тарелками; • прием тембровых парадоксов, когда инструменты появляются как бы в чужом обличьи (визгливый высокий контрабас и фагот, низкая хрипящая флейта, кларнет in Es в традициях гротескового финала «Фантастической симфонии» Берлиоза). Так Малер раскрывает цинизм, ханжество человеческих нравов, скрытые под маской внешней благопристойности. В этом сказывается двуплановость малеровской иронии, ее скрытые подтексты. Если крайние разделы части построены на двух темах (двухголосный канон на теме «Братец Яков» в миноре с дерзкими приплясываниями и неуместными для траурного шествия форшлагами кларнета, а также «рыдающая» цыганская мелодия), то средний раздел основан на песне Малера «Голубые глазки» из малеровского вокального цикла «Песни странствующего подмастерья». Это трио воспринимается как план «от автора», его лирически-проникновенное «слово» сочувствия, истинной, непоказной скорби. 4 часть. Сонатная форма. Характерное для классической симфонии сонатное аллегро в качестве финала являет собой реакцию на «человеческую комедию» третьей части. Эта часть, по выражению автора, «крик раненого в самую глубину сердца» и знаменует в драматургии цикла долгий путь возвращения, обретения гармонии слияния с природой. Вступление - момент кризиса, чрезвычайно драматичный. Главная партия олицетворяет собой волю, действие. Ока построена на героически-активных интонациях разработки первой части.
Побочная партия - предчувствие будущей обретенной гармонии, романсовая лирика в духе лирических тем Чайковского, В разработке прорастает постепенно главная тема симфонии. Звучат темы из первой части и даже дана реминисценция целого раздела первой части - ее вступления. В репризе окончательно кристаллизуется тема, зародившаяся еще во вступлении первой части и построенная на интонациях двух нисходящих, сцепленных между собой кварт с последующим квартовым ямбическим ходом, Ее заключительное проведение в коде звучит как апофеоз - гимн природе и человеческой воле, символизирующий пантеистический вывод симфонии. Прослушивание Первой симфонии Малера. Вопросы и задания: 1. Устные вопросы по материалу лекций «Символизм», «Поздний • Эстетика символизма; • Черты символизма в опере «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси; • Поздний романтизм, его характерные черты; • «Домашняя симфония» Р. Штрауса; • Новаторские черты Первой симфонии Г. Малера; • Гротеск в Первой симфонии Г. Малера. 2. Письменные вопросы по материалу лекций: • Перечислить западно-европейских поэтов-символистов; • Назвать русских символистов в поэзии и живописи; • Перечислить произведения Дебюсси, связанные с символизмом. 3. Устные вопросы по дополнительному материалу: • Основные этапы творчества Р.Штрауса; • Р.Штраус, симфоническая поэма «Тиль Эйленшпнгель»; • Противоречия личности Р.Штрауса; • Место Г.Малера в историк музыки; • Эстетико-фнлософские взгляды Г.Малера; • Пятая симфония Малера. 4. Письменные вопросы по дополнительному материалу: • Перечислить оперы Р.Штрауеа; • Круг жанров в творчестве Г.Малера. 5. Произведения, вынесенные на музыкальную викторину: «Туманы» «Мертвые листья», «Шаги на снегу» РШтраус - «Домашняя симфония», «Тиль Эйленшпигель» Г.Малер - Первая симфония, Пятая симфония.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.022 с.) |