Глава V. Символизм. Эстетика. Поэтический символизм. Символизм в живописи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава V. Символизм. Эстетика. Поэтический символизм. Символизм в живописи.



Возник во Франции в конце 60-х - начале 70-х годов XIX века. Первоначально символизм сформировался в литературе, в творчестве П. Верлена, С. Малларме, А. Рембо. Термин «символизм» был впервые использован Ж. Мореасом в предисловии к сборнику «Кантилены» и обоснован в «Манифесте символизма» в 1886 году. Среди предшественников этого течения Мореас называет Гете, Флобера, Бодлера.

В дальнейшем символизм, помимо Франции (А. де Ренье, П. Валери, С.-П. Ру) распространяется в Бельгии (М. Метерлннк, П. Верхарн), Австрии н Германии (Г.фон Гофманстайль, Р.-М. Рильке, Ст.Георге), в Норвегии (Г.Ибсен), в России (Д. Мережковскнй, З. Гнппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, В. Иванов, А. Блок, А. Белый).

Философские истоки символизма - интуитивизм (Шопенгауэр, Гартман). Интуитивное постижение мира через символ.

Эстетика символизма

• Символ - знак - понятие более емкое, чем слово. (Верхарн: «Конкретное выражено через абстрактное» в отличие от древних греков, у которых абстрактное отражено через конкретное).

• Символ многозначен, он является лишь вектором смысла и поэтому допускает разнообразие интерпретаций. У Верлена, например, сумерки -зыбкие, тающие воспоминания; лес - совесть, раздумья; снежные равнины - тоска: ветер - рок; осень - увядание.

•   Символ прорывается сквозь покров повседневности, придает предмету
черты таинственного очарования, часто стремится к запредельной
«сущности бытия, соприкасаясь с мистикой» (С.Малларме - «тайна и
поэзия»).

•   Идея синтеза искусств (музыка - живопись   - поэзия) - одна из
важнейших. Особенно это касается концепции символизма у П.Верлена

В «Искусстве поэзии» он говорит о музыкальности н живописной зримости стиха.

•   Принцип «стертых граней» в стихосложении и в живописном рисунке.
Верлен говорил о том, что стихотворение не должно отличаться
точностью контуров, применял нечетные стихи, так как «ничто в них не
давит к земле, они более зыбки». В этом - сходство с импрессионизмом.

•   Культ красоты, изысканного, хрупкого, эфемерного (также сходство с
импрессионизмом). Но, в отличие от импрессионизма, красоты
ирреального, видений подсознательного, так как символизм всецело
аппелирует к образам иных измерений, таинственной грезы, отсюда:

- эстетика молчания, тайны, недосказанности, пауз, тишины, вслушивания в непостижимое.

Русский символизм имел свои особенности. Проблема личности в истории и ее таинственная связь с вечностью, с вселенским мировым процессом. Особое предчувствие катаклизмов, переломов, пророчества. Знамения-символы (зори, закат, рассвет, пожары), исторические символы (скифы, монголы), символика цвета - алый, красный (тревога).

Замысел грандиозной «русской соборной» мистерии В. Иванова, выход за пределы собственно искусства в область космогонии, мистериального, что обнаруживается и в творчестве позднего А. Скрябина,

Иллюстрации: стихи П.Верлена («Искусство поэзии», «Час любви», «Сентиментальная прогулка» - в музыкальном варианте Д.Тухмакова), а также стихи А. Блока.

Символизм в живописи

Отдельные элементы символизма появлялись в искусстве давно (например, у И. Босха, Яна ван Эйка и др.), Идентификация художественного произведения с символом происходит лишь в искусстве конца XIX - начала XX вв.

Во Франции - П. Де Шаванн, Т.Моро, частично П. Гоген; в Швейцарии -АБёклин, в Германии - М. Клингер, О. Дикс; в России - Н. Рерих, Л.Бакст, Н. Крымов, М. Чюрленис, К. Петров-Водкин, М. Врубель,

Для живописи характерно тяготение к старине, стилизация, мистические аллегории («судьба», «любовь», «смерть»), изощренная фантастика, где реальность причудливо сочетается с мистикой. Если поэты ищут слово-символ, то художники -краску-символ, цвет (красный - тревога,, сгущенный темный - ужас, страх, синий и сиреневый - гармония).

Репродукции:

Н.Рерих «Вечное ожидание», Л.Бакст «Античный ужас», М.Чюрленис «Короли», К.Петров-Водкин «Купание красного коня», М.Врубель «К ночи».

Западно-европейская музыка:

К.Дебюсси, М-Равель, Р.Штраус.

Русский символизм в музыке:

А.Скрябин «Поэма экстаза», «Прометей» поздние сочинения для фортепиано, С.Рахманинов «Остров мертвых», «Колокола», М.Чюрленис - Симфонические поэмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.005 с.)