Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава V. Символизм. Эстетика. Поэтический символизм. Символизм в живописи.
Возник во Франции в конце 60-х - начале 70-х годов XIX века. Первоначально символизм сформировался в литературе, в творчестве П. Верлена, С. Малларме, А. Рембо. Термин «символизм» был впервые использован Ж. Мореасом в предисловии к сборнику «Кантилены» и обоснован в «Манифесте символизма» в 1886 году. Среди предшественников этого течения Мореас называет Гете, Флобера, Бодлера. В дальнейшем символизм, помимо Франции (А. де Ренье, П. Валери, С.-П. Ру) распространяется в Бельгии (М. Метерлннк, П. Верхарн), Австрии н Германии (Г.фон Гофманстайль, Р.-М. Рильке, Ст.Георге), в Норвегии (Г.Ибсен), в России (Д. Мережковскнй, З. Гнппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, В. Иванов, А. Блок, А. Белый). Философские истоки символизма - интуитивизм (Шопенгауэр, Гартман). Интуитивное постижение мира через символ. Эстетика символизма • Символ - знак - понятие более емкое, чем слово. (Верхарн: «Конкретное выражено через абстрактное» в отличие от древних греков, у которых абстрактное отражено через конкретное). • Символ многозначен, он является лишь вектором смысла и поэтому допускает разнообразие интерпретаций. У Верлена, например, сумерки -зыбкие, тающие воспоминания; лес - совесть, раздумья; снежные равнины - тоска: ветер - рок; осень - увядание. • Символ прорывается сквозь покров повседневности, придает предмету • Идея синтеза искусств (музыка - живопись - поэзия) - одна из В «Искусстве поэзии» он говорит о музыкальности н живописной зримости стиха. • Принцип «стертых граней» в стихосложении и в живописном рисунке. • Культ красоты, изысканного, хрупкого, эфемерного (также сходство с - эстетика молчания, тайны, недосказанности, пауз, тишины, вслушивания в непостижимое.
Русский символизм имел свои особенности. Проблема личности в истории и ее таинственная связь с вечностью, с вселенским мировым процессом. Особое предчувствие катаклизмов, переломов, пророчества. Знамения-символы (зори, закат, рассвет, пожары), исторические символы (скифы, монголы), символика цвета - алый, красный (тревога). Замысел грандиозной «русской соборной» мистерии В. Иванова, выход за пределы собственно искусства в область космогонии, мистериального, что обнаруживается и в творчестве позднего А. Скрябина, Иллюстрации: стихи П.Верлена («Искусство поэзии», «Час любви», «Сентиментальная прогулка» - в музыкальном варианте Д.Тухмакова), а также стихи А. Блока. Символизм в живописи Отдельные элементы символизма появлялись в искусстве давно (например, у И. Босха, Яна ван Эйка и др.), Идентификация художественного произведения с символом происходит лишь в искусстве конца XIX - начала XX вв. Во Франции - П. Де Шаванн, Т.Моро, частично П. Гоген; в Швейцарии -АБёклин, в Германии - М. Клингер, О. Дикс; в России - Н. Рерих, Л.Бакст, Н. Крымов, М. Чюрленис, К. Петров-Водкин, М. Врубель, Для живописи характерно тяготение к старине, стилизация, мистические аллегории («судьба», «любовь», «смерть»), изощренная фантастика, где реальность причудливо сочетается с мистикой. Если поэты ищут слово-символ, то художники -краску-символ, цвет (красный - тревога,, сгущенный темный - ужас, страх, синий и сиреневый - гармония). Репродукции: Н.Рерих «Вечное ожидание», Л.Бакст «Античный ужас», М.Чюрленис «Короли», К.Петров-Водкин «Купание красного коня», М.Врубель «К ночи». Западно-европейская музыка: К.Дебюсси, М-Равель, Р.Штраус. Русский символизм в музыке: А.Скрябин «Поэма экстаза», «Прометей» поздние сочинения для фортепиано, С.Рахманинов «Остров мертвых», «Колокола», М.Чюрленис - Симфонические поэмы.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.005 с.) |