Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Статья 6. Проблемы методологии правовых исследований
Когда спрашивают, в чем, собственно, заключалось великое достижение Христофора Колумба, открывшего Америку, то приходится отвечать, что дело не в идее использовать шарообразную форму Земли, чтобы западным путем приплыть в Индию; эта идея уже рассматривалась другими. Наиболее трудным в этом путешествии-открытии, несомненно, было решение оставить всю известную до сих пор землю и плыть так далеко на запад, чтобы возвращение назад с имеющимися припасами было уже невозможно. Аналогично этому настоящую новую землю в той или иной науке можно достичь лишь тогда, когда в решающий момент имеется готовность оставить то основание, на котором покоится прежняя наука, и в известном смысле совершить прыжок в пустоту. Вернер Гейзенберг
1. Существующий хаос в правовой методологии приводит к хаосу в методологии правовых исследований. Огромный объем правовых знаний, так или иначе требующий заучивания и выдвигающий на первый план позитивизм и догматические установки, существенно ограничивает возможности самостоятельного правового мышления и появления новых правовых идей. На пути становления молодого ученого вначале лежит изучение всех существующих мнений и концепций по интересующей его проблеме. На следующем этапе ему необходимо высказать собственное мнение, но у многих отсутствуют навыки такого анализа и систематизации знаний, который позволил бы сформулировать новые идеи. В результате делаются незрелые, скороспелые, необоснованные выводы. Чаще всего просто делается выбор между существующими мнениями, выбирается "золотая середина". Страшно признаться, но право и сейчас часто развивается на ощупь, путем проб и ошибок даже там, где давно выработаны четкие ориентиры для принятия решений. Дело в том, что общие принципы права изучаются в очень ограниченном объеме по курсу теории государства и права, а все остальное время обучения студенты знакомятся с так называемыми отраслевыми принципами, не подозревая, что это в лучшем случае все те же общие принципы права, а в худшем случае - правовые средства или цели правового регулирования. Содержание общих принципов практически не изменилось, поэтому сейчас в учебниках практически отсутствуют общепризнанные принципы, сформулированные в практике высших судебных органов стран Европы и США. И это несмотря на то, что ими в полную силу (хотя не всегда удачно) пользуется Конституционный Суд РФ, черпая в качестве источника и Конституцию РФ, и зарубежные судебные решения. Активно и быстро в этом направлении продвигается и Высший Арбитражный Суд РФ, иррационально, но регулярно принимая решения, основанные на общих принципах права. Работа по научной классификации общих принципов права только началась*(40), но она не должна оставаться на достигнутом уровне.
2. Так уж случилось, что юридическая практика не отделима от юридической науки. При органах власти создаются экспертные, научно-консультационные советы, научные центры и даже целые научно-исследовательские институты. Появление методов правового регулирования, их генезис основаны на методах научного познания права. В основе современных диссертационных исследований лежат, как правило, следующие научные методы: метод сравнительного правоведения, формально-логический, диалектический, историко-правовой, моделирование, прогнозирование, анализ и синтез, методы дедукции и индукции, системный метод. Однако результаты этих достаточно общих методов видны очень редко. Лучшее, что могут дать результаты исследований, - это представить "целостные системы норм в их функциональном единстве". То есть речь идет опять о системе правовых средств без анализа методов их внедрения и использования. В итоге студенты юридических факультетов не могут четко объяснить, что такое правовое регулирование, каким образом происходит установление прав и обязанностей субъектов права, научное познание не помогает развитию права, не обладает той же динамикой, результаты научных исследований редко берутся в основу совершенствования законодательства, поэтому правоведам в основном приходится не обосновывать законопроекты, а критиковать уже принятые федеральные законы. Можно только приветствовать попытки проанализировать имеющиеся правовые механизмы с точки зрения их эффективности и актуальности*(41). Итак, современную методологию права нельзя освоить без умения использовать научные методы исследований общественных отношений. Очевидно, невозможно найти универсальный механизм, позволяющий каждому правильно находить правильное решение в любой ситуации. Всегда будут существовать допущения, не исследованные сферы интересов. Определенные трудности представляет и сложность методологической системы в целом. Но во многом данная работа должна облегчить понимание методов правового регулирования и сделать это понимание более рациональным.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.005 с.) |