Статья 2. Первый диалог о появлении права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 2. Первый диалог о появлении права



 

Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, развлекающимся тем, что до поры до времени отыскиваю камешек более цветистый, чем обыкновенно, или красивую раковину, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным.

Исаак Ньютон

 

Теория определенности человеческого существования в силу своей новизны не может не вызвать дискуссии. Кроме того, диалоги являются известным приемом достижения истины. Эти диалоги я веду со специалистами по биологии и химии для того, чтобы показать читающим юристам необходимость в своих исследованиях использовать результаты знаний из других областей науки и методологию их получения. В общем, знакомство с другим образом мышления всегда полезно. Вот первый из них.

Владимир Кобялко, кандидат биологических наук: Прежде всего, мне кажется, что имеет смысл изменить подход к решению задачи. Попробовать не опираться на проблему выживания человека как вида, а противостоять ей. Что имеется в виду?

На мой взгляд, проблема выживания в эволюционном плане не является обоснованием определенности существования человека и, следовательно, в конечном итоге правовых норм. Дело в том, что для природы выживание, а значит и определенность каждого отдельного существа не является целью. Здесь уместно вспомнить Докинза и его "Эгоистичный ген", а также множество статей с сайта "Проблемы эволюции".

Интересно обратиться к идеям И. Ефремова о значении узкой грани (лезвии бритвы) для человеческого существования между естественной неограниченной во времени эволюционной машиной, переплавляющей в своем горниле миллиарды живых существ, и свойственной человеку исключительной обособленности и индивидуализма.

Мне кажется, что возникновение права может быть связано с отрицанием законов биологического выживания, ибо только противопоставляя себя природе, человек осознает свое собственное я. Он вырывается из-под гнета эволюции и естественного отбора, который сохраняет в нем животные черты, инстинкты и пытается дистанцироваться от них путем создания табу (запретов). Ибо в противном случае ему грозит вымирание как любому узкоспециализированному виду на Земле. Именно противопоставление и неподчинение естественным законам создает базу для его неимоверной пластичности и, вследствие этого, невероятной возможности адаптироваться к различным экологическим нишам. Именно в этот момент по Б.Ф. Поршневу начинается человеческая история, и именно здесь корни всех последующих норм и законов, определяющих человеческое существование.

Формирование последовательных ограничений на проявления собственной, внутренней животной природы и есть путь исключительно свойственный человеческому существу. Коллективные способы охоты, строительство совершенных конструкций, другая псевдоразумная деятельность иных биологических видов только лишь результат многочисленных изысков эволюционного процесса.

А далее надо подумать. Ибо много есть еще узких мест. Справедливость, гармония, свобода - это только следствие более глубоких вещей. Но каких? Причину войн, кстати, некто Диденко, нахватавшись из Б.Ф. Поршнева, выводит из существования нескольких подвидов в человеческом обществе.

Дмитрий Дедов: Вспомни твои первые путешествия на катамаранах. Свой опыт, свои ощущения. Насколько я помню, это был тест именно на выживание. Оставшись наедине с природой, чувствуешь, что она к тебе бывает равнодушна и даже агрессивна. Здесь важную роль играет умение развести огонь, приготовить пищу, создать условия для ночлега, чтобы не заболеть от смены температур. Это все средства для выживания. Нельзя забывать, что люди укрывались в пещерах, чтобы спастись от диких животных, которым человек не мог противостоять. Многие дикие племена сейчас знают, что когда человек умирает от болезни, боги забирают его душу. Свидетельство смерти создает возможность сделать вывод о конечности жизни и об ограниченности человеческого существования. Ощущение времени, я думаю, есть и у животных, только они нам многого не говорят. Было бы необоснованным считать, что сейчас уже нет людей, перед которыми не стояла бы проблема выживания.

Великой Французской Революции и созданию первой Декларации об основных правах и свободах человека предшествовали столетия мрака, пыток, многолетних захватнических войн, инквизиции, охоты на ведьм и беззакония. Получив возможность выживать в естественной природе, человек неизбежно сталкивается с необходимостью выживания в человеческом сообществе.

Но до этого был Рим и римское право, основы которого существуют и в современном праве. В правовом воплощении Ренессанса есть великое значение Гражданского кодекса Наполеона. Что же случилось с цивилизацией в средние века? Куда она подевалась? Почему она пошла вспять? На ум приходит только одно: чтобы внешние табу соблюдались, они должны быть внутри сознания каждого человека. Один глупый юрист написал, что в норме права заложено противоречие: норма содержит запрет (например, убийства) и одновременно ответственность за его нарушение, что означает понимание вероятности нарушения запрета. Все правильно, но противоречия нет.

Мне кажется, что появление языка, искусства, накопление знаний и прочие свидетельства цивилизации есть лишь дополнительные более мощные средства к выживанию. Сама цивилизация есть средство к выживанию. Используя другие доводы, я согласен, что человек противопоставляет себя природе, чтобы выжить. Поэтому логика такова: чтобы выжить, человек противопоставляет себя природе, тем самым осознает свое собственное я, т.е. начинает путь к цивилизации.

Мне сложно, потому что я рассуждаю как цивилизованный человек, а не как человек, начинающий себя осознавать. Как ты думаешь, что чувствовал он?

Владимир Кобялко: Необходимо отойти от традиционного обоснования человеческого поведения. Существуют различия в реализации выживания у людей и животных. Животные в отличие от человека никогда не задумываются о необходимости решить какую-то проблему. Выполняют определенную программу, совершенную в каком-то смысле. И она без вариантов. У человека же они всегда есть, и это, кстати, ухудшает его возможности перед программой поведения, например, хищника, в банальных, традиционных условиях. Но если условия изменить, то выигрывает человек.

Кроме того, есть еще одна интересная особенность нервной системы, которая максимально реализуется только у человека. Суть в следующем. Если в стае обезьян (близкие к нам приматы) вожак направляется наказать нерадивого члена стаи, нарушившего иерархию, допустим, в дележе и употреблении пищи, и в это время этот ли субъект, или другие его собратья вдруг начинают тереть нос, или еще какую-то странную реакцию демонстрировать - зевать, например (кстати, очень часто используемая в животном мире реакция), то вожак на полпути останавливается и тоже начинает зевать, отказавшись от первоначального намерения наказать нарушителя. Яркая картинка тормозной активности, регистрируемая исследователями ЦНС (центральной нервной системы). Кстати, 80% получаемой человеком энергии идет именно на торможение различных реакций. У животных это мизер. И именно торможение вычленяет из огромного числа ответных реакций самую важную и оттачивает ее. При этом речь и формирующийся на ее основе тормозной путь и приводят нас к развитию контакта между людьми и возможности контроля одним человеком другого или других, у которых также сформирован подобный путь. Поэтому ограничение, введенное в форму права, - это своего рода тормозной путь, который определяет возможность управлять поведением другого человека или группы людей.

Интересно, что у предков человека, занимающих экологическую нишу, - симбионитов и адельдофагов - существовал запрет на убийство любой особи, и, кроме того, человек спокойно принимался за своего в любой стае, даже птичьей. И это за счет возможности подражать звукам животных (библейский Адам знал язык всех зверей и птиц) и тем самым тормозить любые агрессивные выпады в отношении себя. Самое интересное, как он был нарушен. Но это читай у Б.Ф. Поршнева. А из этого один занимательный вывод о природе современного пренебрежения законами и т.д. Павлов вырабатывал у своих собачек условные рефлексы, используя самые разные способы. Свет, звук и т.п. Но ведь и у человека существовали многочисленные сдерживающие (тормозные) пути, которые обусловлены не просто осознанием "хорошо - плохо", а реальной структурой в мозге, которая определяет так называемую тормозную доминанту и не позволяет прорваться животным инстинктивным реакциям. А сейчас эти структуры разрушаются и заменяются и хуже того - не формируются вовсе. Таким образом, цивилизация без тормозов - это не цивилизация.

Кстати о Римском праве и средних веках. По Фоменко все это существовало в одном временном интервале.

И еще кое-что. Развитие цивилизации обусловлено осознанием того, что выживание возможно только в рамках вида, а не отдельного фенотипа. То есть человек ставит проблему выживания вида, а не отдельных особей. А для эволюции - это не факт. Она оперирует биомассой и тасует карты миллиарды лет. Что ей какой-то вид, тем более особь, и даже более высокая таксономическая структура!

Об агрессивности природы рассказывают следующее: дикие животные Старого Света никогда не нападают на человека при встрече. В Новом Свете такого запрета у животных не существует.

Дмитрий Дедов: Самоограничение имеет значение, прежде всего, для самого индивида. Право - это категория должного, формируемого отдельными людьми для всех остальных. Это должное не обязательно будет восприниматься в качестве образца поведения всеми остальными, для которых правовые нормы всегда останутся внешними ограничениями. Экономическая теория рыночного поведения не случайно изучает мотивацию поведения участников рынка в условиях таких ограничений вплоть до определения степени риска быть пойманным и привлеченным к ответственности.

Ю.А. Тихомиров, первый заместитель директора научного института при Правительстве РФ, ответственного за правовую экспертизу всех законопроектов, вносимых Правительством РФ в Государственную Думу, считает, что невысокое качество закона выявляется в случае, если не все его исполняют. Но, может, это свидетельствует о том, что не все люди согласны с вводимыми ограничениями или не согласны действовать в общих интересах. А может, людям не объяснили как следует, что вводимые законом ограничения будут полезны и для них лично. Наконец, закон может просто чрезмерно ограничивать интересы людей, и тогда правы те, кто его не исполняет. Но таких критериев оценки закона никто не применяет.

Однако если согласиться с гипотезами Поршнева о процессах торможения, можно сделать невероятный вывод, что древний человек (с трудом добывавший себе пищу) был мудрее и цивилизованней современного человека. Очень просто по этому поводу отвечал Конфуций: "Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится книжник. Лишь тот, в ком естество и воспитанность друг к другу прилаживаются, может зваться достойным мужем"*(16).

Владимир Кобялко: В каком-то смысле право и вообще все законы, направленные на поддержание человеческого сообщества, в отличие от естественного отбора в природе направлены на выживание не самого приспособленного индивидуума, а каждого отдельного человека. То есть реализуется право, по сути, на жизнь вне зависимости от естественной физиологической или интеллектуальной мощности. Фактически это и есть фактор, позволяющий расширить рамки экологической ниши до пределов страны, планеты, а в будущем, возможно, и вселенной. Природа оперирует видовым разнообразием, а цивилизация - правовой защищенностью каждого отдельного человека. Конечно, все это постоянно нарушается. Отсюда преступления и вся остальная антиправовая деятельность, обусловленная, следовательно, животной природой человека.

Дмитрий Дедов: Животная, как ты говоришь, природа человека, с одной стороны, толкает на нарушения достоинства личности другого человека, а с другой стороны, заставляет человека искать защиты в целях самосохранения в тех случаях, когда человек становится свидетелем актов насилия. Право является одним из средств такой защиты. Это средство более совершенно, поскольку позволяет защищать себя физически более слабым, создает условия равенства между людьми, является стимулом к организации жизни человеческого сообщества в целом, обеспечивая защиту на будущее тех, кто пока не вовлечен в конфликт определенного рода, впервые возникший между несколькими конкретными людьми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.008 с.)