Глава 3. Осуществление исключительных прав на товарный знак 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Осуществление исключительных прав на товарный знак



 

§ 1. Способы распоряжения исключительным правом

на товарный знак

 

Закон не содержит исчерпывающего перечня способов распоряжения исключительным правом на товарный знак, перечисляя основные из них.

Правообладатель может распорядиться исключительным правом на товарный знак посредством отчуждения его по договору иному лицу (договор об отчуждении исключительного права), путем предоставления другому лицу права использования знака в установленных пределах (лицензионный договор, договор коммерческой концессии), посредством заключения договора о залоге.

Распоряжение исключительным правом на товарный знак может входить в содержание правоотношений по договору продажи предприятия, договору аренды предприятия, простого товарищества, внесению вклада в уставный капитал хозяйственного общества. Распоряжение правами на товарный знак в этих случаях будет происходить либо в форме отчуждения исключительного права, либо в форме предоставления использования товарного знака <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации: Поглавный / Под ред. А.Л. Маковского. М., 2008.

 

В случае внесения исключительного права в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, помимо указания на это в учредительном договоре, необходимо заключение отдельного договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, отвечающего требованиям, установленным частью четвертой ГК РФ <1>.

--------------------------------

<1> Постановления Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (п. 11).

 

Таким образом, для того чтобы передать права на товарный знак создаваемому хозяйственному обществу, необходимо: а) указать в договоре о создании (учреждении) хозяйственного общества или в решении об учреждении (в случае создания общества одним лицом), что в оплату акций (долей) конкретными учредителями передаются права на товарный знак; б) заключить с обществом лицензионный договор (об отчуждении исключительного права на товарный знак).

В договоре простого товарищества, предусматривающем распоряжение исключительным правом на товарный знак, должны быть согласованы условия, характерные для одной из двух договорных моделей: об отчуждении исключительного права или лицензионного договора. Договор в таком случае носит смешанный характер (простое товарищество + лицензионный договор / договор об отчуждении исключительного права).

Распоряжение исключительным правом может быть также осуществлено правообладателем в рамках исполнения обязательств из смешанных договоров, содержащих также условия традиционных договоров, оформляющих передачу имущества (в частности, мены, дарения, предоставления отступного). Такие договоры также должны содержать все условия, характерные для лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительного права.

По договору об отчуждении исключительного права на товарный знак происходит переход исключительного права от правообладателя к его преемнику, т.е. полная уступка исключительного права. По лицензионному договору исключительное право не переходит (абз. 2 п. 1 ст. 1233 ГК РФ), имеет место лишь предоставление лицензиату права использования товарного знака, исключительное же право сохраняется у первоначального обладателя. Оба данных договора могут быть как реальными, так и консенсуальными. На практике последняя конструкция преобладает.

С учетом того что обладателями прав на товарные знаки являются, как правило, коммерческие организации (хотя могут быть и некоммерческие) и индивидуальные предпринимателя, такие договоры в большинстве своем носят возмездный характер.

 

§ 2. Лицензионный договор о предоставлении права

использования товарного знака

 

По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах (п. 1 ст. 1489 ГК РФ).

Согласно ст. 21 ТРИПС государства-члены могут определять условия предоставления лицензий на использование товарных знаков и передачи права на товарные знаки. Соглашение специально указывает на невозможность выдачи принудительной лицензии на использование товарных знаков. Владелец зарегистрированного товарного знака имеет право передавать права на товарный знак с передачей предприятия, которому принадлежит товарный знак, или без такой передачи.

 

Существенные условия

 

К существенным условиям лицензионного договора на использование товарного знака относятся:

- предмет договора. Он определяется путем указания на товарный знак, право использования которого предоставляется по договору, с указанием номера свидетельства на регистрацию такого товарного знака;

- способы использования товарного знака. Способы использования товарного знака должны быть обозначены предельно четко и полно. В ином случае существует риск признания договора незаключенным. Нельзя забывать, что использование товарного знака способом, не предусмотренным лицензионным договором, влечет ответственность за нарушение исключительного права на товарный знак, даже при условии существования между сторонами договорных правоотношений.

- перечень товаров, в отношении которых предоставляется право использования товарного знака.

К существенным условиям необходимо относить цену договора. ГК РФ допускает возможность заключения как возмездных, так и безвозмездных лицензионных договоров. Если договор является возмездным (в нем специально не указано на безвозмездность), то в нем должен быть определен размер вознаграждения (п. 5 ст. 1235 ГК РФ). При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применяются.

Закон не допускает безвозмездное предоставление права использования объекта интеллектуальных прав в отношениях между коммерческими организациями на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права на условиях исключительной лицензии.

Подобное решение законодателя объяснимо. Лицензионные соглашения, в отличие от договоров об отчуждении исключительного права, не предусматривают выбытие актива из сферы господства правообладателя. При простой (неисключительной) лицензии правообладатель вправе выдавать лицензии неограниченному кругу лиц. В таком случае, если правообладатель одному из лицензиатов предоставит право на использование товарного знака на безвозмездных началах, это не станет препятствием для коммерциализации такого актива. Он сможет получить выплаты от всех остальных лицензиатов. Тем более что объективно у него может возникнуть потребность в выдаче именно безвозмездной лицензии, например иным участникам холдинговой структуры, дочерним обществам.

В то же время исключительная лицензия, распространенная на территорию всего мира и на весь срок действия исключительного права, фактически означает переход объекта интеллектуальной собственности (при сохранении прежнего правообладателя) под контроль лицензиата. Именно он осуществляет коммерциализацию объекта. Правообладатель не может получить прибыль от предоставления лицензий иным лицам. Поэтому важно, чтобы исключительная лицензия была возмездной. В ином случае правообладатель - коммерческая организация будет действовать в противоречии со своей основной целью.

Следует учитывать, что сторонами лицензионных договоров в отношении товарных знаков являются, как правило, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Выплата вознаграждения по лицензионному договору может быть предусмотрена в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме.

При несогласовании сторонами обозначенных условий лицензионный договор должен является незаключенным. Между тем следует отметить, что стороны своими совместными действиями по исполнению лицензионного договора и отсутствием претензий друг к другу могут подтвердить заключенность договора, даже если в нем не была прописана конкретная цена <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление СИП от 8 февраля 2017 г. N С01-1132/2016 по делу N А04-312/2016.

 

Территория, на которой допускается использование товарного знака, существенным условием не является. Если она не указана в договоре, лицензиат вправе использовать товарный знак на всей территории Российской Федерации. Срок также не является существенным условием лицензионного договора. Если он не указан, договор считается заключенным на пять лет.

Содержание договора. В обязанности лицензиата по лицензионному договору входит выплата вознаграждения за использование товарного знака. Лицензионный договор предполагается возмездным, если самим договором прямо не предусмотрено иное (п. 5 ст. 1235 ГК РФ).

Если лицензионным договором прямо не предусмотрена его безвозмездность, но при этом не согласовано условие о размере вознаграждения или о порядке его определения, соответствующий договор в силу абз. 2 п. 5 ст. 1235 Кодекса считается незаключенным.

Лицензиару не может быть отказано в требовании о взыскании вознаграждения по мотиву неиспользования лицензиатом соответствующего результата или средства.

Лицензиат также обязан обеспечить соответствие качества производимых или реализуемых им товаров, на которых он помещает лицензионный товарный знак, требованиям к качеству, устанавливаемым лицензиаром (ст. 1489 ГК РФ).

Данное правило обусловлено в первую очередь интересами потребителя. Лицензиат выступает "за ширмой", под брендом лицензиара. Сталкиваясь с нанесенным на товары (услуги) товарным знаком, потребители атрибутируют такие товары лицензиару (при условии, что он сам использовал товарный знак). Если при этом товары (услуги) не соответствуют по своим характеристикам товарам (услугам) правообладателя, то можно говорить о введении потребителей в заблуждение.

Кроме того, установление на законодательном уровне соответствующей обязанности обеспечивает и интересы лицензиара. По мере использования товарного знака в обороте вокруг него формируются представления о качестве и иных свойствах маркируемого им товара. Правообладатель заинтересован в том, что подобные представления носили положительный характер.

Лицензиар, в свою очередь, наделен правом осуществлять контроль за соблюдением этого условия.

В интересах потребителей предусмотрено, что по требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров, лицензиат и лицензиар несут солидарную ответственность.

Форма договора. Лицензионный договор на право использования товарного знака должен быть заключен в письменной форме, под страхом его недействительности. Предоставление права на использование товарного знака подлежит обязательной государственной регистрации Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Виды лицензионных договоров. Видами лицензионных договоров о предоставлении права использования товарного знака являются:

- простая (неисключительная лицензия) лицензия: предоставление лицензиату права использования товарного знака с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам;

- исключительная лицензия: предоставление лицензиату права использования товарного знака без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

При предоставлении правообладателем исключительной лицензии, если иное не предусмотрено договором, сам он также лишается возможности использовать товарный знак в тех пределах, в которых право использования такого результата или такого средства индивидуализации предоставлено лицензиату по договору. Таким образом, при выдаче исключительной лицензии у правообладателя могут быть ограничены все три правомочия, входящие в содержание исключительного права: 1) запрещать иным лицам использовать товарный знак: в отношении лицензиара данное правомочие не действует; 2) использовать самому товарный знак; 3) распоряжаться исключительным правом: он не может предоставлять лицензии иным лицам.

Обладатель исключительной лицензии в то же время приобретает подобно правообладателю правомочие запрета иным лицам использовать товарный знак. Если нарушение третьими лицами исключительного права на товарный знак, на использование которого выдана исключительная лицензия, затрагивает его права, он может наряду с другими способами защищать свои права способами, предусмотренными ст. ст. 1250, 1252, 1253 и 1515 ГК РФ. Важно учитывать, что если нарушитель использовал товарный знак в объеме, не предоставленном лицензиату, последний не сможет воспользоваться предусмотренными ст. 1252 ГК РФ способами защиты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.237 (0.011 с.)