Занятие 3. «Классификация профессий» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3. «Классификация профессий»



Цель: знакомство обучающихся с классификацией профессий Е.А. Климова, развитие представлений о предмете и целях труда, активизация стремления к самопознанию.

Оборудование: шаблоны футболок, вырезанные из бумаги, бланки ответов ДДО А.Е. Климова, текст методики, памятка школьнику «Классификация профессий».

Ход занятия.

Вступление. Ритуал приветствия.

Приветствие. "Хорошее настроение": дети стоя в кругу с психологом приветствуют друг друга пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа и так далее по кругу.

Разминка. «Профессия на букву».

На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П

Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы?

Основная часть.

Теоретическая часть.

Классификация-осмысленный порядок вещей, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

Профессия – это вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности (раскрываются понятия).

По первому признаку – предмету труда- все профессии можно разделить на пять типов.

Типы профессий.

1. Предмет труда – техника («Человек – техника») - тип, включающий в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.

Представители профессий рассматриваемого типа умеют производить, участвовать в производстве вещественных продуктов труда, видов энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности. Они создают и поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, приборы, обрабатывают различные материалы. Этот тип профессий самый многочисленный.

Обсуждение: приведите примеры профессий, относящихся к данному типу.

2. Предмет труда – человек. («Человек - человек») - тип профессий, качественно отличающийся необходимостью наличия компетентности во взаимодействии с людьми. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой.

Деятельность людей данного типа связана прежде всего с общением. Поэтому у них должна быть хорошо поставлена и развита речь, как письменная, так и устная. Требования предъявляются к чёткости, раздельности, удобному для слушателя темпу, ясности и понятности содержания высказываний. У них должно быть развито умение слушать других людей (не перебивая), понимать внутренний мир людей, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении. Также немаловажен для людей этого типа профессий внешний облик.

Важна наблюдательность по отношению к человеку, отзывчивость, доброжелательность, готовность прийти на помощь людям, терпение.

Профессии данного типа требуют творческого склада ума, способности ясно представлять варианты возможных последствий людей

Обсуждение: приведите примеры профессий, относящихся к данному типу.

3. Предмет труда – природа. («Человек - природа») - тип, объединяющий профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

Условия труда очень нестандартны и изменчивы. Поэтому важна способность или умение подмечать самые незначительные изменения в среде обитания животных и растений. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в их поведении и делать это своевременно, т.к. возможны необратимые изменения – заболевания, гибель, поражения.

Человек, работающий в этом типе, должен иметь необходимый кругозор в общих основах растениеводства, животноводства, микробиологии, химии и др. Требования к двигательной активности в разных видах труда представителей этой профессии разнообразны – от навыков рисования (уметь зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами.

Обсуждение: приведите примеры профессий, относящихся к данному типу.

4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, формулы, карты, рисунки. («Человек – знаковая система») - тип, собирающий профессии, связанные с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми, световыми сигналами.

Представители этого типа должны хорошо уметь ориентироваться и разбираться в условных обозначениях, языковых системах, документах, текстах. Они создают и перерабатывают таблицы, схемы, чертежи, тексты, формулы, перечни и каталоги каких-либо объектов.

Например, делопроизводитель или бухгалтер должны учесть множество документов, следить за их происхождением, правильно их хранить и направлять нужным лицам. Программист, осмыслив задачу, поступившую от заказчика, порождает последовательную систему команд для машины, которая может привести к решению это задачи.

Для человека важны быстрые и точные, координированные движения пальцев рук (программист, оператор, наборщик), красивый и разборчивый почерк (библиограф, секретарь, паспортистка).

 Необходима систематичность в работе, аккуратность, хорошее сосредоточение внимания, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объёмов. Также важны аналитическое мышление и критичность восприятия, усидчивость, настойчивость, терпение. Важна умственная работоспособность. Физически же этот труд чаще всего нетяжёлый.

Обсуждение: приведите примеры профессий, относящихся к данному типу.

5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность («Человек – художественный образ») - тип содержит профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу.

Профессии связаны, как правило, с гармонией цветового решения (картины, архитектура, декорации, оформление чего-либо), художественными стилями, эстетикой, музыкальным звучанием и отклонением от темпа и пр.

Таким людям требуется нестандартное мышление, творческий подход, способность непредвзято видеть события, развитое эстетическое чувство. Важно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства. Важен художественный такт – уважительное отношение к произведению искусства. Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служению общественным идеалам.

Обсуждение: приведите примеры профессий, относящихся к данному типу.

Диагностическая часть.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова.

Цель: выявление склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:

человек - природа;

человек - техника;

человек - человек;

человек - знаковая техника, знаковый образ;

человек - художественный образ.

Упражнение «Футболка с надписью».

Цель: активизация стремления к самопознанию.

На шаблонах футболок, вырезанных из бумаги, необходимо сделать говорящую надпись. Важно, чтобы надпись что-нибудь говорила о ее владельце – о его любимых занятиях, об отношении к другим.

Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Пирамида любви»

Обучающиеся должны составить пирамиду из своих ладошек, каждый кто протягивает руку, говорит приятные слова всему классу.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.252 (0.01 с.)