Раздел 1. Вводный. Мир профессий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Вводный. Мир профессий



Пояснительная записка

Старший подростковый возраст является тем возрастным этапом развития, который наиболее благоприятен для осознания самого себя, своих индивидуальных особенностей, построения планов на ближайшее и отдаленное будущее. Этот этап можно назвать готовностью к самоопределению. В подростковом возрасте складывается избирательный характер отношения к школьным предметам, появляются профессионально ориентированные мотивы учения, сензитивность к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.

Не имея еще ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, обучающиеся должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто обучающиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Поэтому так важно у обучающихся подросткового возраста формировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению, осуществлять психологическое сопровождение выбора профессии и подготовки к ней.

Чтобы сделать правильный профессиональный выбор подростку необходимо ориентироваться в мире профессий, знать какие требования предъявляет профессия к человеку, надо изучить свои индивидуальные особенности. В ходе проведения профориентационной работы с подростками важно предоставлять им необходимую информацию о профессиях и ситуации на рынке труда, активизировать самостоятельную работу по поиску информации об учебных заведениях. В этом подростку сможет помочь программа профориентационных занятий «Формула профессии».

Программа «Формула профессии» предназначена для обучающихся 8-9 класса.

Цель программы: содействие в профессиональном самоопределении обучающихся, развитие у школьников психологической готовности к профессиональному  самоопределению.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий;

2. Активизация самопознания, развитие умения соотносить индивидуальные особенности с требованиями будущей профессии;

3. Формировать умение планировать свое профессиональное будущее;

4. Создание условий для формирования у обучающихся сознательного отношения к выбору своей будущей профессии, повышение уровня   мотивации   к   профессиональному самоопределению;

5. Формирование навыков принятия решений и преодоления препятствий на пути к достижению целей;

6. Формирование представлений о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства, становления карьеры.

7. Формирование умений и навыков, необходимых для успешной самопрезентации.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами тренинга. Основное содержание групповой работы составляют дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, психотехнические приемы, диагностические методики, профориентационные игры, продуктивно-творческая деятельность.

Программа включает себя четыре раздела:

Раздел 1. Вводный. Мир профессий.

Раздел 2. Личностные особенности и ПВК.

Раздел 3. Система профессионального образования.

Раздел 4. Поиск работы и трудоустройство.

Раздел 5. Заключительный.

Структура каждого занятия включает в себя:

1. Вступление. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Основная часть.

4. Заключительная часть. Ритуал прощания.

Планируемый результат.

По окончании цикла занятий подростки должны:

1.      Иметь представление о классификации профессий (типы профессий; группы профессий, относящиеся к тому или иному типу), требованиях для каждого типа профессий. Определить наиболее привлекательный для себя тип профессий и группу профессий.

2.      Знать о необходимости соотнесения своих индивидуальных особенностей с требованиями будущей профессии, знать свои индивидуальные особенности.

3.      Знать о том, какие специалисты нужны на рынке труда.

4.      Приобрести навыки преодоления препятствий на пути к достижению целей, принятия решений и эффективного взаимодействия в группе.

5. Приобрести представления о профессиональном образовании, возможностях трудоустройства.

6. Приобрести навыки успешной самопрезентации, составления резюме.

Пространственно-временная организация.

Продолжительность занятий: 40 минут.

Периодичность встреч: 1 раз в неделю..

 

 

Тематическое планирование

 

 

Тема занятия Кол-во часов

Раздел 5. Заключительный

17 «КВН «В мире профессий»» 1

 

Список использованной литературы

1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007.

2. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.: Просвещение, 1998.

3. Зарипова А. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам. – М.: Чистые пруды, 2007.

4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005.

5. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000.

6. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, 2004.

7. Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – СПб.: Речь, 2007.

8. Шеховцова Л., Шеховцов О. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. – СПб.: Северо-Запад, 2006.

9. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. - М.: Вита-пресс, 2007.

Основная часть.

Психолог: «Как вы могли убедиться профессий много. Некоторые даже назвали несколько профессий на первую букву своего имени. Наши занятия направлены на то, чтобы вы познакомились с миром профессий, познакомились со своими индивидуальными особенностями и возможностями, с видами профессионального образования. А сейчас попробуем определить, что такое профессия. Профессия – это вид трудовой деятельности, который требует определенного уровня знаний, специальной подготовки и может служить источником дохода».

Упражнение «Профсловарь»

Психолог: «Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые написаны на карточках «Профсловарь». Вместо пробела напишите название профессии.»

Карточка

1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники(архитектор).

2. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье (портной).

3. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская (столяр).

4. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим (артист).

5. Ясли, детский сад, игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие (воспитатель детского сада).

6. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз (врач).

7. Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила, безопасность (милиционер).

8. Книга, фонд, знания, эрудиция, тишина, каталоги, читатели – пользователи (библиотекарь).

9. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. (корреспондент, журналист).

Профориентационная игра «Три судьбы»

Цель: помочь обучающимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей (труженика, лентяя, бездарности и др.)

Основные этапы

1. Вначале, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли.

Инструкция: «Представьте, что дело происходит в школе будущего, где-то в середине дующего столетия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в конце 90-х годов XX столетия закончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь, дотянув до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет.Но гости наши необычные: мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей. Первый - это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье. Второй?- выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки. Третий - удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье - заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные...)».

Но вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они выйдут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возьмет.

Мы за это время попробуем придумать для наших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли они счастливы, а потом постараемся угадать, какие роли они играли.

2. Главные игроки примерно на 3 - 4 минуты отправляются в Коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни. Ведущий предлагает оставшимся придумать по 2-3 душещипательных вопроса, касающихся не только профессиональной деятельности наших гостей, но и их личной, семейной жизни, досуга.

3. Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на почетные места, и им предлагается по очереди кратко (за 3-4 минуты) рассказать об основных этапах прожитых жизней.

4. После того как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, ведущий предлагает начать пресс-конференцию, т.е. остальным учащимся задавать краткие вопросы и получать на них краткие ответы.

5. Пресс-конференция прекращается, гостей благодарят, и им предлагается занять свои места в классе, чтобы участвовать в общем обсуждении.

Обсуждение

Сначала ведущий может спросить у присутствующих, кто из гостей показался им более счастливым и почему. При этом мнения могут быть очень разными.

Чтобы разобраться, удалось (или не удалось) участникам сыграть выбранную роль, ведущий может задать классу вопрос: «А чем вообще принципиально различаются труженик, лентяй и бездарность?»

На доске ведущий пишет критерии различия этих стереотипов (см. таблицу «Схема принципиального различия стереотипов труженик лентяя-дурака, бездарности»), предлагаемые участниками, но сам пока никак их не комментирует и свои критерии не называет.

Прокомментировать таблицу можно следующим образом. Выделяются только два основных критерия: 1) желание хорошо делать конкретное дело; 2) способность хорошо его делать (чем меньше таких критериев, тем понятнее, о чем идет речь).

Труженик (настоящий, а не карикатурный) - это человек, который умеет и мечтать, и реализовывать свои мечты.

Лентяй (по определению) - это тот, кто не хочет, не способен по-настоящему мечтать, хотя способности у него могут и быть. В этом смысле, лентяй близок к дураку: может сделать что-то значительное, но не хочет.

Бездарность - это тот, кто может и очень даже хочет, но совершенно не способен. (Бездарность при этом может быть большим начальником и даже президентом, бездарность способна пробраться на престижную работу, но саму работу она делать не умеет.)

Кто же по настоящему счастлив из выделенных стереотипов? Если за критерий счастья взять степень соответствия того, что человек способен хотеть, тому, чего он способен достичь, то счастливым должен быть труженик.

Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Пирамида любви»

Обучающиеся должны составить пирамиду из своих ладошек, каждый кто протягивает руку, говорит приятные слова всему классу.

 

 

Основная часть.

Группа делится на 2 команды.

Игра «Мои личные и профессиональные планы».

Каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке разным командам, которые должны угадать того, кто это написал

Мозговой штурм.

Цель: определить профессии по мотивационным направлениям.

Команда разбивается на три группы. Ребятам будут представлены три направления:

• Социально- значимые профессии

• Престижные профессии

• Высокооплачиваемы профессии

По каждому направлению группы должны назвать за определенное время как можно больше профессий. Затем после коллективного обсуждения, выбирается профессия, которая получила наибольшее количество голосов.

Коллективно-творческая деятельность. Коллаж «Портрет профессии».

Цель: создание портрета представителя определенной профессии

Каждая группа должна создать портрет представителя определенной профессии и определиться с подарком для другой группы.

Представление продукта коллективно- творческой деятельности

Игровое упражнение «Подарок».

«Представьте, что нас пригласили на день рождения фирмы (организации, учреждения и т.д.) друзья. Отказаться и не пойти никак нельзя. При этом важно выполнить три условия: 1) подарок должен содержать намек на их профессию; 2) подарок должен быть с «изюминкой», то есть быть веселым, необычным; 3) подарок должен быть доступным по цене.

Игровое упражнение «Маскарад».

В данной игре участники придумывают наиболее интересный и необычный маскарадный костюм для заранее определенной профессии. Например, для профессии предприниматель это может оказаться костюм в виде изящного галстука «в клеточку», для профессии экономист – костюм «деревянного рубля» и т.д.

Каждая команда представляет продукт коллективно-творческой деятельности.

Игра «Как здороваются представители разных профессий».

Участники делятся на пары. Каждой паре зачитывается следующая инструкция:

Вам надо изобразить при помощи жестов и мимики, как здороваются представители разных профессий. Остальным участникам предстоит угадать, что за профессию вы изобразили.

Упражнение «Профессиональный гороскоп».

Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Пирамида любви»

Обучающиеся должны составить пирамиду из своих ладошек, каждый кто протягивает руку, говорит приятные слова всему классу.

 

Основная часть.

Теоретическая часть.

Классификация-осмысленный порядок вещей, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

Профессия – это вид трудовой деятельности. Каждый вид труда человека имеет компоненты: предмет труда, цель труда, средства труда и условия деятельности (раскрываются понятия).

По первому признаку – предмету труда- все профессии можно разделить на пять типов.

Типы профессий.

1. Предмет труда – техника («Человек – техника») - тип, включающий в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.

Представители профессий рассматриваемого типа умеют производить, участвовать в производстве вещественных продуктов труда, видов энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности. Они создают и поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, приборы, обрабатывают различные материалы. Этот тип профессий самый многочисленный.

Обсуждение: приведите примеры профессий, относящихся к данному типу.

2. Предмет труда – человек. («Человек - человек») - тип профессий, качественно отличающийся необходимостью наличия компетентности во взаимодействии с людьми. Это профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой.

Деятельность людей данного типа связана прежде всего с общением. Поэтому у них должна быть хорошо поставлена и развита речь, как письменная, так и устная. Требования предъявляются к чёткости, раздельности, удобному для слушателя темпу, ясности и понятности содержания высказываний. У них должно быть развито умение слушать других людей (не перебивая), понимать внутренний мир людей, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении. Также немаловажен для людей этого типа профессий внешний облик.

Важна наблюдательность по отношению к человеку, отзывчивость, доброжелательность, готовность прийти на помощь людям, терпение.

Профессии данного типа требуют творческого склада ума, способности ясно представлять варианты возможных последствий людей

Обсуждение: приведите примеры профессий, относящихся к данному типу.

3. Предмет труда – природа. («Человек - природа») - тип, объединяющий профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

Условия труда очень нестандартны и изменчивы. Поэтому важна способность или умение подмечать самые незначительные изменения в среде обитания животных и растений. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в их поведении и делать это своевременно, т.к. возможны необратимые изменения – заболевания, гибель, поражения.

Человек, работающий в этом типе, должен иметь необходимый кругозор в общих основах растениеводства, животноводства, микробиологии, химии и др. Требования к двигательной активности в разных видах труда представителей этой профессии разнообразны – от навыков рисования (уметь зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами.

Обсуждение: приведите примеры профессий, относящихся к данному типу.

4. Предмет труда – схемы, знаки, устная и письменная речь, формулы, карты, рисунки. («Человек – знаковая система») - тип, собирающий профессии, связанные с работой с текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, картами, схемами, со звуковыми, световыми сигналами.

Представители этого типа должны хорошо уметь ориентироваться и разбираться в условных обозначениях, языковых системах, документах, текстах. Они создают и перерабатывают таблицы, схемы, чертежи, тексты, формулы, перечни и каталоги каких-либо объектов.

Например, делопроизводитель или бухгалтер должны учесть множество документов, следить за их происхождением, правильно их хранить и направлять нужным лицам. Программист, осмыслив задачу, поступившую от заказчика, порождает последовательную систему команд для машины, которая может привести к решению это задачи.

Для человека важны быстрые и точные, координированные движения пальцев рук (программист, оператор, наборщик), красивый и разборчивый почерк (библиограф, секретарь, паспортистка).

 Необходима систематичность в работе, аккуратность, хорошее сосредоточение внимания, способность воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объёмов. Также важны аналитическое мышление и критичность восприятия, усидчивость, настойчивость, терпение. Важна умственная работоспособность. Физически же этот труд чаще всего нетяжёлый.

Обсуждение: приведите примеры профессий, относящихся к данному типу.

5. Предмет труда – изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность («Человек – художественный образ») - тип содержит профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу.

Профессии связаны, как правило, с гармонией цветового решения (картины, архитектура, декорации, оформление чего-либо), художественными стилями, эстетикой, музыкальным звучанием и отклонением от темпа и пр.

Таким людям требуется нестандартное мышление, творческий подход, способность непредвзято видеть события, развитое эстетическое чувство. Важно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства. Важен художественный такт – уважительное отношение к произведению искусства. Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служению общественным идеалам.

Обсуждение: приведите примеры профессий, относящихся к данному типу.

Диагностическая часть.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова.

Цель: выявление склонности (предрасположенности) человека к определенным типам профессий. Испытуемому необходимо выбрать один из двух, указанных в вопросе, видов занятий. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А.Климова:

человек - природа;

человек - техника;

человек - человек;

человек - знаковая техника, знаковый образ;

человек - художественный образ.

Упражнение «Футболка с надписью».

Цель: активизация стремления к самопознанию.

На шаблонах футболок, вырезанных из бумаги, необходимо сделать говорящую надпись. Важно, чтобы надпись что-нибудь говорила о ее владельце – о его любимых занятиях, об отношении к другим.

Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Пирамида любви»

Обучающиеся должны составить пирамиду из своих ладошек, каждый кто протягивает руку, говорит приятные слова всему классу.

 

 

Основная часть.

Теоретическая часть.

Специальность (лат. specialis — особый, особенный; от species — род, вид) — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, религиовед, культуролог). Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии (Например профессия – учитель, а специальность - учитель физкультуры).

Должность - это место, занимаемое человеком в той или иной организационной структуре. (Завуч в школе – это должность, профессия завуча -учитель, специальность – учитель биологии.).

Упражнение «Профессия – специальность».

Психолог: «Сейчас я буду называть специальность, а вы будете называть профессию, объединяющую эти специальности».

Упражнение «Профессия – специальность - должность».

Детям предлагается список профессий, специальностей, должностей. Детям нужно распределить их по соответствующим группам (профессия, специальность, должность).

Упражнение «Групповой рисунок».

Детям предлагается сделать совместный рисунок профессии.

Упражнение «Телепередача».

Психолог: «Подумайте и назовите профессии, специальности, должности, которые необходимы для создания телевизионного ток-шоу».

Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Пирамида любви

Основная часть.

Психолог: «Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наша игра посвящена теме: «Мир профессий». Когда вы вырастете, то выберете себе одну из их множества. При многих обязанностях человека в обществе, о нём судят, прежде всего, по труду. Чтобы, определиться в жизни надо узнать о профессиях как можно больше».

Группа делится на 2 команды.

Конкурсы (путешествие по карте)

1 остров «Пословицы и поговорки о труде»

Командам выдаются конверты с разрезанными на слова пословицами. Нужно рас-положить слова в правильной последовательности, прочитать пословицы и объяснить их смысл.

2 остров «Загадки»

(команды по очереди отгадывают загадки о профессиях).

 

Я горд работой на земле,

От пота вымокла рубашка.

Зато ладони - на руле.

(Тракторист)

 

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нём.

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире.

(Каменщики)

 

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.

(Крановщик)

 

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

(Парикмахер)

 

Летают пальцы птицами –

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчёлками –

Поток струится шёлковый.

(Ткачиха)

 

На станке детали точит

Этот кадровый рабочий.

Без его умелых рук

Не собрать ни танк, ни плуг.

(Токарь)

 

Мы от простуды вновь страдаем,

Врача мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист?

(Терапевт)

 

Спрятан здесь вопрос такой:

Доктор с ниткой и иглой

Как зовётся?

Вспоминай

И быстрей ответ давай.

(Хирург)

3 остров «Самая - самая»

Психолог: «Сейчас я вам буду предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми -самыми денежными?.." (ответы детей)

1 команда

- "самая зеленая профессия",

- "самая сладкая профессия",

- "самая волосатая профессия".

2 команда

- "самая смешная профессия",

- "самая неприличная профессия",

- "самая детская профессия".

4 остров «Думай, смекай, вспоминай»

(команды по очереди отвечают на вопросы).

1. Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские, (машинист- машинистка)

2. Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая? (агроном)

3. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел? (Петр 1 - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный мастер)

4. Вопрос с участием сказочных персонажей. Назовите, кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки "Волк и семеро козлят"? (пародистом)

5. Вопросы с участием сказочных персонажей. Кем бы мог работать в наши дни ге-рой мультфильма "Кот Матроскин"? Назовите 3 профессии, (животновод, коммер-сант, дояр)

6. Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой? (лесник)

5 остров «Угадай профессию»

(команды по очереди угадывают)

1.      Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место собы-ий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию?(телерепортер.)

2.      Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты?(фармацевт.)

3.      Кто сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказы, которые выполняет, рассчитывает посетителей, собирает использованную посуду? (официант.)

4.      Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. О какой профессии идет речь? (нотариус.)

Подведение итогов.

Психолог: «Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять вам. При выборе профессии следует учитывать желание, интересы, склонности - все это мы обозначим словом "хочу" (показ карточки).

Обязательно нужно обратить внимание на возможности личности, т.е. знание,способности, психологические особенности, особенности здоровья - это мы выра-зим словом "могу".А также учитывать запросы рынка труда, потребность в кадрах "надо". При выборе профессии не забывайте эти слова: "хочу", "могу","надо".

Упражнение «Только вместе».

Психолог: «Разбейтесь на пары и встаньте спиной к спине. Сможете ли вы, не отрывая своей спины от спины партнера сесть на пол, нагнуться, повернуть голову и т.д.»

Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Пирамида любви»

Обучающиеся должны составить пирамиду из своих ладошек, каждый кто протягивает руку, говорит приятные слова всему классу.

Основная часть.

Теоретическая часть.

Темперамент –– постоянные и устойчивые индивидуально неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности.

Темперамент наиболее ярко характеризует личность, свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы человека и поэтому они наиболее устойчивы по сравнению с другими психическими особенностями.

Одна из наиболее распространенных в отечественной литературе классификаций типов темперамента:

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

Дети изучают памятку «Какой темперамент лучше».

Упражнение «Узнай по поведению».

Детям по описанию необходимо узнать тип темперамента.

Психолог: «Хочу вам напомнить, что плохих или хороших темпераментов не бывает. В каждом темпераменте есть свои плюсы и минусы. Надо их знать у себя и уметь определять у других».

Диагностическая часть.

Личностный опросник Г. Айзенка.

Упражнение «Темперамент и профессия».

Дети делятся на четыре группы, каждая группа представляет определенный тип темперамента. Каждой группе надо составить список из 10 профессий, которые будут лучше всего подходить к определенному типу темперамента.

Затем дети все вместе заполняют таблицу «Темперамент и профессия»,

Заключительная часть. Ритуал прощания

Упражнение «Пирамида любви»

Обучающиеся должны составить пирамиду из своих ладошек, каждый кто протягивает руку, говорит приятные слова всему классу.

 

Основная часть.

Теоретическая часть.

Мы уже говорили, что под волей понимается сознательное управление своми поступками и эмоциями. То есть волевой человек может управлять своими эмоциональными состояниями, настроениями.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов.

Наши эмоции, чувства, настроения оказывают влияние на успешность трудовой деятельности. Существует много профессий, в которых хорошее настроение становится одним из показателей успеха, особенно в профессии педагога, менеджера, продавца. При выборе профессии важно осознавать свои эмоции и чувства, ведь они могут помочь, а могут все испортить.

Обсуждение: Как эмоции могут повлиять на профессиональную деятельность.

Если вы осознаете свои эмоции и чувства и сможете некоторыми из них управлять, а другие просто учитывать, то вам будет легче определиться в жизни.

Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями (гневом, страхом, обидой и др.), не рекомендуется выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.

Диагностическая часть.

Диагностика агрессивности (Опросник Басса-Дарки) предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Обсуждение результатов.

Приемы саморегуляции.

Для того чтобы справиться с негативными переживаниями существуют специальные приёмы. Рассмотри некоторые из них.

Релаксация «Прогулка на берегу моря».

Как справиться со своими отрицательными эмоциями

1. Научитесь делать паузу

Очень важно научиться справляться с охватившим Вас возмущением или злостью. Самый простой способ снятия агрессии и злости - сделать глубокий вдох и досчитать до 10. Если есть возможность, прогуляйтесь.

2. Выдыхайте! Перед тем как что-нибудь сказать, сделайте восемь глубоких вдохов и выдохов.

3. Улыбайтесь! "Ведь улыбка - это флаг корабля." Вам приятно, когда к вам относятся доброжелательно? Другим тоже! Попробуйте провести эксперимент: улыбайтесь, когда здороваетесь или благодарите, или просто улыбнитесь конкретному человеку.

4. Улыбка Будды. Успокойтесь и ни о чем не думайте. Полностью расслабьте мышцы лица и представьте, как они наливаются тяжестью и теплом, а затем, потеряв упругость, как бы "стекают" вниз в приятной истоме.

5. Уменьшаем в росте. Вы можете также избавиться от гнева, который вызывает в вас отдельный человек, представив его намного ниже вас ростом, так, чтобы он стал малозначимым для вас.

6. «Листок гнева». Обычно он представляет собой форматный лист, на котором изображено какое-либо смешное чудовище с огромным хоботом, длинными ушами или восемью ногами (на усмотрение автора). Хозяин листа в момент наибольшего эмоционального напряжения может смять, разорвать его.

7. «Шаг вперед». Это упражнение особенно полезно застенчивым людям, стесняющимся своего гнева и стыдящимся его проявления. Сделайте шаг вперед, вызывая в себе дикую ярость, ощутите готовность крушить все на своем пути. Затем сделайте шаг назад, выполняя "улыбку Будды" и возвращаясь к состоянию абсолютного спокойствия.

8. Примеры разрядки накопившейся агрессивности в социально приемлемых формах:

ž 1. переориентация агрессии на безопасные объекты ("побей чучело", "порви бума



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.178 с.)