Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими трудности социальной адаптации
На основе психолого-педагогического подхода к содержанию коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей реализуется личностно-ориентированное отношение к ребенку как к индивидууму, имеющему свою субъективно выраженную направленность и формы внешнего и внутреннего реагирования на изменяющуюся социальную среду. Взаимодействие ребенка и взрослого рассматривается в Программе как фундаментальный стержень коррекционно-развивающегося обучения и воспитания, учитывающий возрастные и индивидуальные особенности психического каждого ребенка. Процесс психического развития в Программе оценивается качественными возрастными изменениями, а не суммой определенных параметров. На каждой возрастной ступени психическое развитие своеобразно, оно отличается от предыдущего и от будущего. Взрослый организует условия для проявления активности ребенка в предметно-пространственной развивающей образовательной среде, проявляет инициативу и налаживает его общение с другими детьми, выстраивает систему отношений к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда – является одним из факторов, который оказывает влияние на психическое развитие ребенка. Ребенок младенческого возраста еще не владеет умениями, свойственными детям раннего возраста, так же, как и ребенок раннего возраста не владеет умениями, присущими детям дошкольного возраста, поэтому учет соотношения внешних требований, которые определяются окружающей предметно-пространственной средой, с возможностями и потребностями возрастного и индивидуального созревания каждого ребенка – составляют важную часть его дальнейшего развития. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (ППРОС) – специально организованное пространством (включая помещения и участки, оборудование и инвентарь, игры и игрушки, предметы), которое компонуется (или комплектуется) с учетом возраста и особенностей развития детей ДГ. Взаимодействие взрослых с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста налаживается в эмоционально – окрашенном общении, в предметно-игровой и игровой ситуации, что позволяет выделить специфичность ППРОС на каждом возрастном этапе с учетом эмоционального, предметного и игрового характера детской деятельности.
В младенческом возрасте – центральной деятельностью выступает ориентировочно-исследовательская деятельность. Проявление интереса к взрослому и его действиям стимулируют у ребенка появление хватательных умений и первых действий с игрушкой: он удерживает ее в руке, пытается ею манипулировать, наслаждаясь ее звуком, цветом, фактурой. Через предметные действия ребенок сначала познает окружающий предметный мир, а затем – социальный мир взрослых. Роль взрослого в этом процессе состоит в введении ребенка в мир окружающих предметов со своим специфическим содержанием, назначением и способом действия. Смыслы детской деятельности, рождаемые в предметно-игровых действиях, в обыгрывании игрушек-забав, элементах театрализации окружающего предметного мира позволяют выстраивать на перспективу отношения делового сотрудничества с миром взрослых, а затем и с социумом. В раннем возрасте ведущая деятельность - предметная/предметно-игровая. Дети проявляют познавательный интерес к предметам и явлениям окружающей действительности, они знакомятся с функциональным назначением знакомых предметов, учатся наблюдать за животными и природными явлениями, накапливая свои впечатления путем чувственного опыта. Ситуация делового взаимодействия взрослого с ребенком налаживается в игре; в ней совершенствуются манипуляции и поисково-ориентировочные действия с игрушкой. Начинается этап проявления самостоятельности в предметно-игровых действиях, которые носят процессуальный характер, отражая внешнюю сторону действия, а сотрудничество со взрослым более осмысленным. В этот период созревают предпосылки к наглядно-действенным формам мышления, что позволяет ребенку целенаправленно действовать с предметом, использовать вспомогательные средства для выполнения определенных игровых действий, применять орудийные действия для постижения бытового смысла используемых предметов. В дошкольном детстве происходит становление игровой деятельности. Взрослый организует и контролирует действия ребенка, определяет цель и задачи игры или игровой ситуации, анализирует условия и средства достижения игровой цели. В игровой процесс вплетаются элементы обучения, что позволяет вовлекать ребенка ДГ в процесс игры и побуждать его к анализу игровой ситуации, выбору способа действия и достижению результата.
В игровой деятельности реализуется образовательная потребность ребенка в новизне и познании предметного мира: он активно выбирает понравившуюся игрушку, проигрывает с ней знакомый сюжет, проявляет первые желания поделиться своей игрушкой со сверстником. В этот период взрослый обучает детей анализировать сюжет и проигрывать его, сопровождать речью роль выбранной игрушки, и, в то же время, примерять на себя ее возможности. Отдельные предметно-игровые действия объединяются в единое целое, и в опыте детей появляются целые творческие эпизоды из социальной жизни. В сюжетно-ролевой игре, которая приходит на смену сюжетной, дети начинают принимать сверстника как партнера и, по праву, учитывают его ролевые действия в игровом сюжете. Именно в сюжетной и сюжетно-ролевой игре находит свое место «замещающий» предмет, который использует ребенок-дошкольник для проигрывания ситуации. Именно этот момент является важным для дальнейшего развития и совершенствования мышления и речи. В этот период дети получают опыт «действовать по правилам» и подчиняют свои мотивы игровым задачам. Таким образом,на каждом этапе детского развития, в специфических видах детской деятельности, возрастает значение ППРОС и меняется ее содержание. У детей первого года жизни – это игрушки, предметы, доступные для захвата и манипуляций, проигрывания отдельных элементов движений рук (погремушки, колотушки, бубенцы и бубны, шарики и колесики, колокольчики и разные подвесы со звучанием). У детей раннего возраста – это сказочные (сюжетные) игрушки-персонажи (мишки, зайки, ежики и пр.), куклы и сборно-разборные конструкции, которые используются для совершения предметно-игровых действий (кормить, укладывать спать, катать на машине, соединять из двух и более частей). В дошкольном возрасте – это сюжетные и сюжетно-ролевые фрагменты (детский/е конструктор, посуда, мебель, разные игровые модули и пр.), которые являются уменьшенными копиями мира взрослых и позволяют вовлекать детей в социально-бытовые ситуации взаимоотношений между людьми. На игровой основе развиваются продуктивные виды деятельности (изобразительная, конструктивная, элементы трудовой) и творческие возможности. Ребенок овладевает способами усвоения общественного опыта, укрепляющими его интерес к подлинному сотрудничеству со взрослым и мотивационно-волевую сферу. Эмоциональная вовлеченность в игровую ситуацию и включенность на правах партнера в нее взрослого, по сути, являются центральным «смыслом» взаимодействия, стимулируют активность ребенка в период пребывания. В этом контексте эмоциональное общение, предметно-игровое и игровое взаимодействие, специфичность ППРОС с учетом возраста и индивидуальных возможностей, обеспечивают у ребенка переход процесса восприятия окружающего мира к подлинно познавательному интересу и побуждают его устойчивую активность к деловому взаимодействию со взрослым на основе созревающих социальных мотивов и потребностей. Такое взаимодействие взрослого с ребенком в ППРОС проходит сначала в совместных играх, а затем в свободной деятельности.
Характер взаимодействия со взрослыми Взаимодействие взрослого и ребенка реализуется в индивидуальном подходе к воспитанию и развитию детской личности с учетом ее возрастных и особых образовательных потребностей, а также возможностей. Создание доверительных и доброжелательных отношений между взрослыми и детьми обеспечивает защищенность и психологический комфорт пребывания каждого ребенка. Задача взрослого заключается в том, чтобы на каждом возрастном этапе ребенок становился активным участником обучающего процесса. Для этого взрослый использует такие способы усвоения общественного опыта, которые доступны ребенку на данном возрастном этапе развития. В то же время необходимо изменять эти способы вовремя, чтобы обучение было развивающим, а не бесполезным. Поэтому в Программе взаимодействие взрослого и ребенка это обучающий процессе, который ориентируется не на уже завершившиеся циклы развития, на зону ближайшего развития, а не на возникающие. «Зона ближайшего развития» в Программе подразумевается, как разница, или как расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного (ближайшего) развития ребенка. В зоне ближайшего развития находится психический процесс, формирующийся в совместной деятельности ребенка и взрослого. Поэтому, весь образовательный процесс основан на таком тесном взаимодействии. По инициативе взрослого выстраиваются эмоциональные и деловые способы включения детей в воспитательный процесс, а характер обоюдного взаимодействия определяется возрастными мотивами ребенка, его потребностями и возможностями. Так, в младенческом возрасте возрастные мотивы подчинены стремлению привлечь внимание взрослого к себе, чтобы первично удовлетворить элементарные потребности в защите и в комфорте. Эмоциональное насыщение сенсорной средой обогащают первый опыт ребенка в поиске наиболее сильного источника. Взрослый в этом процессе обеспечивает заботу, безопасное и свободное пространство для его знакомства с воздействиями внешнего мира (через ощущения и восприятия), обучая ориентировочно-исследовательским действиям. Подкрепление полученной информации о внешнем мире становится возможным только в случае жизненно-значимых для ребенка ситуаций, например, как кормление или поиск новых впечатлений. Поэтому возрастные ориентиры - проявления эмоций (в виде улыбки, мимических изменениях, вокализациях, агуканья и лепета), умение захватывать предмет или игрушку рукой, манипуляция ею, наслаждение звуками или фактурой; а также актуальные и потенциальные возможности ребенка в сотрудничестве со взрослым – определяют характер их взаимодействия как эмоционально-личностный и предметно-ситуативный.
Характер взаимодействия со взрослым меняется у ребенка в раннем возрасте, как и его ведущая деятельность, мотивы и потребности. Возрастные мотивы связаны с возросшей познавательной активностью, благодаря которой ребенок исследует свойства объектов, изучает их назначение. Его восприятие находится в тесной взаимосвязи с чувствованием, постепенно переходящее в действие. Поэтому повышается точность различения предметов по форме, величине, цвету, по их расположению в пространстве. Развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, которую взрослый направляет в русло наблюдений и изучения предмета с помощью осязания. В этом процессе воспитывается самостоятельность, позволяющая целенаправленно и сознательно исследовать новый предмет для решения определенной задачи. Результатом является появление у дошкольника образа восприятия окружающих предметов или игрушек. Роль взрослого в развитии восприятия детей заключается в организации дидактических игр, которые направлены на активизацию интереса ребенка к окружающему миру, потребность действовать и оперировать ими в окружающей среде. В дошкольной группе организуются специальные занятия с детьми по продуктивным видам деятельности: изобразительной, конструированию, лепке, на которых уделяется также большое внимание развитию восприятия. Взрослый обучает детей рассматривать предметы, а затем передавать их реальные особенности в рисунке, в лепке, или в конструкции. Его задача приобщить ребенка к созиданию и развивать творческие возможности. На дошкольном этапе детства это становится возможным как в основном виде детской деятельности– в игре, так и в продуктивных видах деятельности, где ребенок может воспроизвести фрагменты реальной жизни взрослых. Особое значение в ситуациях дидактического и продуктивного взаимодействия во время занятий играет речь и слово взрослого, которое имеет планирующую, уточняющую, обобщающую и контрольную функцию. С помощью слова взрослый «погружает» ребенка в познавательный мир сопутствующих ситуаций и явлений, в мир человеческих действий и связей между ними. Ситуативно-деловой характер взаимодействия взрослого с детьми оказывает влияние и на характер всех линий развития. Ребенок-дошкольник задает вопросы «Почему? Зачем?», потому, как ищет новые пути познания объектов, ситуаций или явлений. Взрослый помогает осмыслять цели человеческой деятельности, воспитывает нравственные, интеллектуальные и эстетические основы. Устная речь и правильность высказываний взрослого оказывают положительное воздействие на поведение и мотивы деятельности детей ДГ. Умение слушать и подчиняться требованиям взрослых, изучать и наблюдать предметы и ситуацию будут служить залогом будущих личностных качеств для налаживания и развития деловых мотивов взаимодействия с окружающими людьми.
Значимым компонентом содержания взаимодействия взрослого с ребенком-дошкольником на этом этапе детства является партнерская, равноправная коммуникация, способствующая становлению образа «Я». Поощрение и похвала в ходе занятий служит побудительным источником к развитию произвольности и самостоятельности, познавательной активности и чувств самодостаточности и гордости за успехи в разных видах детской деятельности. Таким образом, взаимодействие ребенка дошкольного возраста со взрослым имеет ситуативно/внеситуативно-деловой характер и направлено на развитие у детей личностных качеств, овладение культурно-общественным опытом и воспитания моральных и нравственных чувств как основы их воли и будущего характера. Характер взаимодействия с другими детьми В процессе игрового взаимодействия ребенка со взрослым развиваются его межличностные отношения со сверстниками. В раннем возрасте закладываются предпосылки к общению детей друг с другом. И, если сначала детей привлекает, прежде всего, внешность и поведенческие проявления, яркая игрушка в руках другого ребенка, то несколько позже имеют значение интерес к его действиям и подражательная способность. Ближе к 2-м годам появляются первые эмоциональные и инициативные действия по отношению к другому ребенку, желание поделиться игрушкой. Так, появляется эмоционально-положительное отношение к сверстнику, которое взрослый поддерживает специальными приемами в игровых и бытовых ситуациях: учит играть вместе, рядом, не мешать друг другу, оказывать помощь. В младшем дошкольном возрасте дети могут играть в небольших группах. Взрослый знакомит их с игровым сюжетом и распределяет первые роли, включает в дидактические и подвижные игры, способствует налаживанию положительного взаимодействия и учит разрешать конфликтные ситуации. В старшем дошкольном возрасте происходит обогащение игровых сюжетов, они наполняются элементами «взрослой» жизни из трудовой деятельности. В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры детей становятся основой произвольной регуляции поведения и взрослый является примером простых норм взаимоотношений между людьми. Важные воспитательные задачи касаются нравственных норм поведения детей, умений критично относиться к поступкам их сверстников, проявлять дружеские симпатии. Не менее важным является развитие эстетических переживаний, которые дети могут проявлять сначала по отношению к сказочным персонажам, а затем к реальным сверстникам. К концу дошкольного возраста появляются такие чувства как дружба и любовь к природе. Таким образом, характер взаимодействия детей друг с другом можно обозначить как эмоционально-практический и ситуативно-деловой, так как обусловлен эмоциональной чувствительностью и конкретным запасом навыков практических действий с предметами окружающего мира на основе сформированных представлений о нем и его свойствах. Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому Картина отношений ребенка к миру, к другим людям и в себе самому развивается на основе интереса и произвольности, действий познания и преобразования, и зависит от социальных условий развития и разных видов деятельности, выступающих центральным звеном всей системы воспитания. На протяжении первого года жизни большая роль отводится эмоциональному общению со взрослым, который разными способами привлекает внимание ребенка к окружающей обстановке для знакомства с ней. Первые хватательные движения руки совершенствуются и мир познается в ходе целенаправленных практических действий под руководством взрослого. Захват и манипулирование предметами дает ребенку много сенсомоторных впечатлений, которые впоследствии складываются в образы восприятий целостных предметов. Речевая активность взрослого направляет агуканье, гуление и лепет малыша в сторону понимания и двигательного отклика. Таким образом, система рассматриваемых отношений становится социально обусловленной и подкрепляется возрастающей двигательной и познавательной активностью ребенка. На втором году жизни совершенствуются предметно-практические действия: расширяются возможности переноса усвоенных умений с одного предмета на другой. Взрослый становится участником совместных игр и стимулирует появление у ребенка речевого общения, а, в последствии, словесной регуляции своих действий. У детей развиваются эмоциональные переживания, симпатия к близким людям, сочувствие и переживания. Более сложные стремления и чувства обусловливают привязанность к близким людям, влияют на появление потребности быть одобренным. Система отношений находится под влиянием детской самостоятельности, простых элементарных знаний и умений об окружающем мире. В дошкольном возрасте отношения к миру и к окружающим выстраивается на основе продуктивного сотрудничества, взаимопомощи, сознательного подчинения требованиям взрослого и детского коллектива. Познавательный интерес выходит за рамки ближнего окружения, и расширяется путем рассказов и бесед взрослых с детьми о жизни других людей, об их профессиях и общественно-трудовой деятельности. В процессе общения со взрослым дошкольник решает мыслительные задачи, анализирует наблюдаемые явления и цели человеческих действий. Постепенно усложняются его эмоции и чувства, которые могут вызываться как воспринимаемыми реальными ситуациями, так и представляемыми. Под руководством взрослых ребенок знакомится с системой элементарных представлений об окружающем мире и начинает понимать некоторые простые зависимости и причины воспринимаемых явлений. Так формируются зачатки мировоззрения, которое составляет важную особенность человеческой личности. Следует коснуться не только возможностей детей, но и их способностей, которые следует развивать в связи со сменой социальных условий жизни. Активизация интереса к определенным видам деятельности, как например, к музыке, к рисованию, к танцам и др., требует развития конкретных ощущений и восприятий, связанных с сенсорным воспитанием, и необходимыми, специфическими для каждого вида способностей, вариантами деятельности (музыкальной, изобразительной, танцевальной, театрализованной и т.д.). Правила поведения – тоже важная тема воспитания, связанная с нравственными нормами и оценками человеческих поступков. Навыки социального поведения дети приобретают не только в процессе обучения от взрослого, но в играх со сверстниками. В результате овладения программным материалом ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Достаточно хорошо, при необходимости взаимодействуя со взрослым, владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности. Таким образом, взаимодействие взрослых с детьми нацелено на создание специальных педагогических условий для воспитания, развития и активизации эмоционального, социального, интеллектуального потенциала, формирования положительных личностных качеств в основных видах детской деятельности. Безусловно, во взаимодействии, организуемом взрослым, необходимо учитывать возрастные закономерности и особые образовательные потребности детей, их индивидуальные, психологические и физиологические особенности развития, социальные условия воспитания. вернуться в оглавление
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.023 с.) |