Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями детей



 

Для организации эффективной психолого-педагогической работы с детьми необходима тесная связь образовательной организации с семьей ребенка, имеющего трудности социальной адаптации и нуждающегося в коррекционной помощи.

Основу взаимодействия педагогического коллектива образовательной организации с семьей определяют следующие принципы:

· Единство требований к процессу воспитания и развития.

· Взаимное доверие между педагогическим коллективом и родителями.

· Доброжелательность и ответственность обоюдных намерений.

· Дифференцированный/индивидуальный подход к изучению потребностей каждой семьи.

· Индивидуальный подход к развитию ребенка.

Цель взаимодействия педагогического коллектива с семьей ребенка:

оказание психологической поддержки родителям и просвещение по вопросам эффективной социализации и адаптации ребенка в новых (незнакомых) условиях средствами коррекционно-развивающего обучения.

Задачи взаимодействия с семьей:

· информирование родителей о психофизических возможностях ребенка к социальной адаптации в условиях воспитания и образования,

· расширение кругозора родителей о возможностях образовательной среды,

· приобщение и включение родителей в процесс образования детей,

· активизация родительской позиции в воспитании и развитии собственного ребенка,

· формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и трудностям развития в сложившихся условиях воспитания,

· ориентирование родителей в дальнейшей маршрутизации ребенка,

· социально-правовое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.

Этапы работы с семьей.

Первый этап – налаживается знакомство и устанавливается контакт с родителями. Применяются методы – беседа, анкетирование, опрос, которые позволяют уточнить социальный запрос, проблемы, жалобы, вид ожидаемой помощи от образовательной организации [42].

Второй этап – изучаются история развития ребенка, социальные условия его воспитания, воспитательные позиции родителей. Используются методы: анализ справок и прочей медицинской документации на ребенка, беседа, анкетирование родителей [42].

Третий этап – проводится педагогическое обследование развития ребенка, изучаются его возрастные и индивидуальные возможности в основных линиях развития, выявляются специфические образовательные потребности, составляется план коррекционно-педагогической работы; прогноз его возможностей в коррекционном обучении [Приложение 2].

Четвертый этап – информирование и обсуждение с родителями содержания коррекционно-педагогической работы с ребенком: формы, способы, методы и средства обучения.

Пятый этап – планируется и разрабатывается содержание психологического сопровождения семьи в период пребывания ребенка.

Формы работы с родителями:

1. Коллективные:

· Родительские собрания.

· Дни открытых дверей. 

· Лекции, круглые столы, родительские конференции, тематические встречи.

· Тренинги, практические занятия, мастер-классы, вебинары, on-line консультации.

· Включение родителей в подготовку и проведение праздничных мероприятий в ДОО.

2. Индивидуальные:

· Индивидуальные беседы и консультации специалистов.

· Служба доверия.

· Анкетирование и опросы.

3. Социально-общественные, информационные:

· Информационные стенды и тематические выставки.

· Выставки детских работ.

· Открытые занятия специалистов и воспитателей.

· Опосредованное интернет-общение.

· Создание интернет-пространства родителей детей, электронной почты для родителей.

· Создание дистанционной связи-контакта с родителями для оперативной связи: вопрос-ответ и дистанционного общения (Whats app, Viber; Skype, Google Hangout).


Ответственные специалисты образовательной организации за работу с семьей ребенка.

Ответственный администратор образовательной организации (методист, старший воспитатель и др.) обеспечивает внешнюю связь и коммуникацию педагогического коллектива с семьей ребенка (интернет-пространство, информирование, приглашения к участию и пр.)

Педагог-психолог обеспечивает сохранность психологического здоровья детей, организует работу по предупреждению эмоциональных расстройств, снятию психологического напряжения всех участников образовательного процесса.

Педагог-дефектолог и логопед обеспечивают диагностическую и коррекционно-педагогическую работу с ребенком в соответствии с программой.

Воспитатель – организует досуговую и бытовую жизнь детей в режимные моменты, проводит развивающие занятия.

Инструктор по физическому развитию организует здоровьесберегающую среду и пространство для детей в соответствии с программой.

Музыкальный работник обеспечивает решение образовательных задач.

вернуться в оглавление


Диагностическая программа

 

Диагностическая программа основывается на современных достижениях отечественной психодиагностики, а также детской и специальной психологии, коррекционной педагогики.

Диагностическая программа состоит из 3-х направлений:

· выявление индивидуально-психологических особенностей развития и поведения ребенка,

· определение зоны его актуального и ближайшего развития в выделенных областях,

· изучение состояния речи воспитанника.

Каждое из этих направлений имеет конкретные цели, задачи, методы и инструментарий.

Направление - диагностика психологических особенностей развития и поведения ребенка

Цель– выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка, определение первичного нарушения и вторичных отклонений развития, системный анализ структуры нарушения, определение рисков развития или варианта дизонтогенеза. 

Задачи:

· раннее выявление отклонений в развитии,

· всестороннее изучение психического развития,

· определение причин и характера первичных нарушений развития, а также степени выраженности нарушения,

· соотнесение с диагностическими симптомами различных вариантов отклоняющегося развития, а также с закономерностями нормативного хода психического развития.

· определение специфических образовательных потребностей ребенка,

· определение путей коррекционно-педагогического воздействия и условий воспитания,

· оказание психолого-педагогической помощи родителям,

· обоснование психолого-педагогического прогноза.

Изучение психического развития ребенка опирается на разработанные современные принципы дифференциальной диагностики нарушений в развитии:

· тщательное анамнестическое обследование в целях как можно более полного исследования семьи ребенка, ее внутренней атмосферы, а также всех условий его воспитания;

· комплексный подход к оценке особенностей развития ребенка: соматического состояния, состояния слуха, зрения, двигательной сферы; особенностей психического развития ребенка;

· принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными проявлениями нарушения психического развития и первичными нарушениями, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в развитии, т.е. в психическом развитии, соотношении первичных и вторичных отклонений;

· принцип динамического изучения, опирающийся на два уровня умственного развития ребенка - актуальном и потенциальном, т.е. зоне его ближайшего развития;

· принцип качественного анализа данных, получаемых в процессе психологической диагностики, находится в тесной связи с принципом динамического изучения (отношение ребенка к обследованию, способы ориентировки в условиях задания, характер его ошибок, отношение к результату своей деятельности);

· учет возрастных особенностей развития ребенка при организации условий и методов построения диагностического обследования.

 В процессе дифференциальной диагностики используются следующие методы: наблюдение, изучение истории развития, беседа, графические методы, метод тестов, диагностический эксперимент.

Наблюдение за ребенком проводится педагогами группы в течение первых дней пребывания, заполняется протокол, в котором фиксируются следующие параметры:

· внешний вид – выразительность/невыразительность, амимичность/подвижность; отсутствие/наличие асимметрии или диспластичности; отсутствие фиксации взора, блуждающий взор; слюнотечение (гиперсаливация); косоглазие; форма черепа;

· игра -  наличие/отсутствие интереса к игрушке и игровым действиям, стойкость/слабость интереса, адекватность действий с игрушками/неспецифические манипуляции; характер игры (манипуляции, процессуальные действия, игра с элементами сюжета);

· внимание - длительность сосредоточения, фрагментарность, переключаемость;

· контактность – доброжелательный или формальный контакт, отрицательные реакции (отказ, плач, крик );

· реакция на одобрение – положительно реагирует (не капризничает, улыбается и т.д.), игнорирует, не прекращая своих действий или не изменяя свое поведение;

· реакция на замечание – положительно реагирует на замечания, стремится изменить свои действия, ориентируясь на взрослого, изменяет свое поведение; отрицательно реагирует на замечание и проявляет отрицательные реакции - кричит, машет руками или стучит ногами, отказывается от выполнения задания, ложится на пол и др.;игнорирует, не прекращая своих действий или не изменяя свое поведение;

· отношение к неудаче – стремится действовать в соответствии с требованиями взрослого; отказывается продолжать выполнять задание; отрицательно реагирует – бросает пособия или игрушки, прибегает к аутоагрессии (наносит себе удары, кричит, кусает руки и т.д.);

· моторика – общие движения соответствуют возрастным показателям; отстают от движений сверстников, походка явно носит патологический характер - при ходьбе корпус наклонен вперед; не сформировано умение прыгать на двух ногах или на одной ноге; ручная умелость – определена ведущая рука (с 2-х лет), сформированы согласованные действия обеих рук; при выполнении действий отмечаются синкинезии (лишние действия, сопутствующие или навязчивые движения, например, высовывание языка при прыжках и др.); наличие/отсутствие стереотипных или навязчивых движений;

· эмоционально-волевая сфера – активность, возбудимость, двигательная расторможенность, агрессивность/пассивность, инертность, вялость.

В ходе изучения истории развития ребенка уточняется наличие данных о семейной патологии, заболеваниях матери во время беременности, о задержке темпов психофизического развития, о социальной ситуации развития ребенка. Важно собрать анамнестические сведения о ребенке по следующей схеме:

· паспортная часть: Ф.И.О. ребенка, дата рождения, условия воспитания, домашний адрес, состав семьи (кем воспитывается, наличие брата, сестры);

· сведения о родителях: возраст, профессии, данные о семейной патологии (наличие у родственников психических расстройств);

· сведения о рождении ребенка: роды самостоятельные или с помощью кесарова сечения; вскармливание - грудное или искусственное; наличие двух и более отитов на первом году жизни (уточнить, какое лечение получал);

· доношенность или недоношенность (вес ребенка при рождении, находился ли в стационаре в первые месяцы жизни);

· сведения о здоровье ребенка: головные боли, судороги, энурез, энкопрез, трудности поведения, нарушения речи;

· сведения о раннем развитии: период новорожденности, болезни, особенности социально-коммуникативного развития (период гуления, лепета); поведение во время кормления;

· сведения о моторном развитии: овладение ползанием, сидением, ходьбой; появление навыка опрятности; понимание обращенной речи и др.

Анализ истории развития ребенка и анамнестические сведения позволяют специалистам понять причинно-следственную зависимость в структуре отклоняющегося или нарушенного развития.

Метод беседы используется для уточнения у родителей (или у законных представителей ребенка), сведений об условиях воспитания.

Графические методы (рисование)используются для изучения психического развития ребенка-дошкольника. Рисование является естественным занятием для детей дошкольного возраста. Ребенок часто принимает рисование в качестве игры, что способствует быстрому установлению контакта с новым взрослым. В рисунке он выражает свое отношение к миру и отражает свой собственный внутренний мир. Анализ детского рисунка является источником информации для специалистов относительно понимания внутреннего мира ребенка.

Метод тестов -   это стандартизированные и обычно краткие, и ограниченные во времени испытания (задания), предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Современные тесты представляют собой ограниченный набор заданий, выполнение которых должно свидетельствовать о способности человека решать весьма широкий круг жизненных задач [1].

 Наиболее часто используемые психологические тесты на современном этапе в психодиагностике: Тесты Дэвида Векслера (шкалы для детей от 4 до 6,5 лет, последняя реадаптация 1993г. [43]. Классификация IQ-показателей по Векслеру - IQ-показатель 130 и выше – весьма высокий интеллект; 120-129- высокий интеллект; 110-119 – «хорошая норма»; 90-109 -средний уровень; 80-89 – сниженная норма; 70-79- пограничный уровень; 69 - и ниже умственная отсталость.

Метод диагностического эксперимента включает в себя диагностическое обучение [7], результаты которого используется для оценки интеллектуального развития или отдельных компонентов умственной активности с помощью выявления потенциальных способностей ребенка к усвоению новых знаний, выработке способов решения. Суть его заключается в том, что помощь экспериментатора, оказываемая ребенку в ходе обследования, служит критерием для оценки обучаемости, т.е. зоны ближайшего развития. Помощь четко дозируется в виде отдельных «уроков-подсказок» и предъявляется каждому ребенку строго индивидуально только в том случае, если он не справляется с заданием самостоятельно. Чем выше обучаемость ребенка, тем меньше помощи ему требуется. В качестве таких «уроков» рассматриваются даже простое переспрашивание или одобрение действий ребенка. Этот метод применяется в обследовании развития детей разного возраста.

В целях уточнения структуры нарушения и степени его выраженности специалистам следует познакомиться с результатами аппаратных методов исследования (компьютерная томография головы, реоэнцефалография (РЭГ), электроэнцефалография, эхоэнцефалография, ядерно-магнитно-резонансная томография); генетических методов исследования (клинико-генеалогический, молекулярно-генетический, цитогенетический) (при наличии).

Младенческий возраст.

Для диагностики развития детей младенческого возраста (до 3-х лет) используются традиционные методики и современный инструментарий.

Традиционные методики.

Методика Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры и Э.Л. Фрухт «Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста» [32]. С помощью этой диагностики на ранних сроках возможно выявить наличие отклонений в здоровье детей, установить степень отставания в нервно-психическом развитии. 

Методика «ГНОМ» для оценки нервно-психического развития младенца с определением коэффициента психического развития (КПР) [26]. В этой методике выделены определенные психические сферы и показатели развития, комплексно отражающие особенности развития и поведения младенца. Данная методика позволяет выявить начальные проявления психических расстройств у детей с первого месяца жизни. По результатам обследования устанавливается коэффициент психического развития здоровья (КПР), который выражается в стандартизированных единицах. Нормальное нервно-психическое развитие – показатель коэффициента психического развития (КПР) в пределах от 90 до 110 баллов. Вторая группа риска по возникновению нервно-психической патологии – показатель КПР в пределах 80-89 баллов. Сюда же отнесены все случаи с опережающим развитием, когда КПР составляет свыше 111 баллов. Третью группу составили дети с нарушенным нервно-психическим развитием, КПР у этих детей – ниже 60 баллов. Данная методика не предполагает оценку качества выполнения каждого задания, а имеет количественную оценку «выполнил или не выполнил».

Современные методики.

«Методика диагностики психологического возраста детей первых трех лет жизни «Ясли» [27]. Использование предложенного инструментария позволяет определить психологический возраст, темп и вариант психического развития ребенка. Полученные сведения дают возможность специалистам составить индивидуальный психологический портрет ребенка, а их совокупность - выявить особенности психического развития. Предложенная методика позволяет выявить возможную задержку темпа психического развития и обозначить основные направления коррекционно-педагогической работы, составить конкретную программу развития ребенка.

Методика может быть использована при обследовании психического развития детей от 15 дней жизни до 3-х лет. Методика снабжена программой компьютерной обработки полученных результатов, кратким ее изложением в форме таблиц, а также перечнем необходимых диагностических пособий.

Ранний и дошкольный возраст.

Для дифференциальной диагностики широко используется методика психолого-педагогического обследования развития детей раннего и дошкольного возрастов (от 2 –х до 7-и лет) [33]. Методика направлена на изучение познавательного развития детей 5-и возрастных групп. Основными параметрами оценки познавательной деятельности являются: принятие задания, способы выполнения задания, обучаемость в процессе обследования, отношение к результату своей деятельности. Результатом обследования развития ребенка по этой методики служит выбор вариантов развития: нормативное развитие, отклонение от нормативного развития, значительное недоразвитие общих интеллектуальных умений, глубокое недоразвитие общих интеллектуальных умений. 

К этой методике разработан психологический инструментарий (набор игрушек и дидактических пособий) и иллюстративный материал для обследования развития детей 5 возрастных групп (от 2-х до 3-х лет, от 3-х до 4-х лет, от 4-х до 5-и; от 5-и до 6-и лет; от 6-и до 7-и лет). 

Дополнением к дифференциальной диагностике развития детей является методика прогностического скрининга, которая используется перед поступлением ребенка в школу [18]. Полученные результаты позволяют определить направления коррекционно-развивающего обучения при выявленных проблемах в развитии.

В качестве одного из методов определения «школьной зрелости» используется комплекс графических методик для проведения экспресс-диагностики, используемой для анализа рисуночной деятельности детей [37]. Применение комплекса графических заданий позволяет оценить процесс изображения и проанализировать графические уменияи исполнительские действия детей 6–7 лет. Результатом обследования является заключение специалиста об уровне развития рисуночной деятельности ребенка как показателя соответствия или несоответствия его психического развития возрастной норме. В тех случаях, когда уровень развития рисуночной деятельности оказывается ниже возрастной нормы, определяются основания для комплексного обследования ребенка с целью уточнения его прогноза обучения и образовательного маршрута.

Таким образом, результатом дифференциальной диагностики является полноценная индивидуально-психологическая характеристика развития ребенка, т.е. его «психологического портрета» [3], который складывается из анализа трех основных составляющих: первая - социальной ситуацией развития (круга общения и характера взаимоотношений с взрослыми и сверстниками в семье, с обществом в целом; вторая - уровня развития ведущей и других типичных для данного возраста видов деятельности (игры, учения, рисования, конструирования, элементов труда и т.д.), оценки его психофизических возможностей в соответствии с возрастными нормативами; третья- диагностики характерных для данного возрастного этапа новообразований в эмоционально-личностной и познавательной сферах психического развития.

Направление - определение зоны актуального и ближайшего развития ребенка

Цель – оценить знания, умения и навыки в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, а также уровня сформированности ведущей и типичных видов деятельности, характерных для определенного возраста.

Задачи: выявить актуальный уровень развития (какие задания он может выполнять самостоятельно) и зону ближайшего развития (какие задания он может выполнять при помощи педагога), что рассматривается в качестве потенциальных возможностей обучения.

Методы педагогической диагностики: наблюдение за ребёнком в процессе выполнения предложенных заданий согласно программе обучения. графические методы, метод тестов, диагностическое обучение.

Младенческий возраст.

В педагогическом обследовании младенцев используется методика «Диагностика психической активности младенцев», направленная на оценку функциональных возможностей тактильного, двигательного, зрительного, слухового анализаторов [28].   

Результатом диагностики служит качественное описание поведения ребенка при выполнении того или иного задания, педагогическое заключение и рекомендации по развитию его психической деятельности, обоснование организации коррекционно-педагогического обучения (режим, условия, приемы, предметно-развивающая среда в разные возрастные периоды (8, 9, 13, 14, 18, 19 месяцев).

Ранний и дошкольный возраст.

В ходе педагогической диагностики применяются такие варианты заданий, которые позволяют выявить уровни социально-коммуникативного развития ( невербальные и вербальные средства общения, контактность и т.д.); познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

Педагогическое обследование завершается анализом полученных данных в форме заключения для разработки содержания АОП на ближайшие 3 месяца, рекомендации к организационным формам обучения и воспитания ребенка на начальном этапе в системе коррекционно – педагогического воздействия.

Направление - диагностика состояния речи

Цель диагностики речевого развития – изучение уровня речевого развития ребенка и определение причин отклонения.

Задачи:

· уточнить уровень понимания обращенной речи: умение выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении; уточнить состояние слухового восприятия, слухового внимания и фонематического слуха,

· выявить предметный и глагольный словарь,

· уточнить сформированность грамматического строя, состояние голоса, его темпа и плавности, звукопроизношения;

· уточнить состояние активной речи: наличие фразовой речи, её коммуникативная направленность, средства коммуникации (пользуется ли жестами для решения коммуникативных задач);

· выявить умение слушать и наличие интереса к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;

· уточнить умение воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усечённые фразы;

· выявить особенности, непроизвольных движений органов артикуляции во время еды (откусывание, жевание, глотание), при мимических и речевых реакциях, в свободной деятельности,

· выявить сформированность уровня произвольных движений (по показу и слову с 1 года 6 мес.): подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, мягкого неба: отмечается плавность, быстрота равномерность движения, легкость перехода от одного движения к другому);

· выявить сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре: умение нахмуриться, поднять брови, надуть щеки;

· уточнить состояние мелкой моторики, возможности выполнения дифференциальных захватов пальцами рук (щепотный захват, пенцетный и др.).

Методы диагностики речевого развития:анализ результатов обследования индивидуально-психологических особенностей и потенциального уровня развития, заключения о состоянии слуха; беседа с родителями (лицами замещающих родителей) в целях выявления ситуации воспитания в иной языковой среде; наблюдение за ребёнком в процессе выполнения специально предложенных заданий, учитывающих психологические новообразования возраста.

 Рекомендуется использовать методику речевого обследования, а также дидактический материал (сюжетные и дидактические игрушки, Наглядный материал для обследования детей в Приложении к методическому пособию «Психолого - педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста») [33].

Результатом диагностики состояния речи являются заключение специалиста об уровне речевого развития ребенка и рекомендации к разработке содержания АОП.

 

вернуться в оглавление



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.068 с.)