Тема 1. Конкурентоспособность как категория и как свойство предприятия, которое функционирует в условиях рыночной экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Конкурентоспособность как категория и как свойство предприятия, которое функционирует в условиях рыночной экономики



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ»


ТЕМА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ И КАК СВОЙСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ, КОТОРОЕ ФУНКЦИОНИРУЕТ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Функции конкуренции как экономической категории

Функция Объяснение
Функция регуляции Для содержания в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которым отдает преимущество потребитель. Следовательно, и факторы производства под воздействием цены направляются в те отрасли, где в них чувствуется наибольшая потребность.  
Функция мотивации Конкуренция включает стимулы в высшую производительность Для предпринимателя конкуренция - шанс и риск одновременно: ü предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными расходами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции); это стимулирует технический прогресс; ü предприятия, которые не реагируют на пожелание клиентов или нарушение правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются из рынка (негативные санкции). ü
Функция распределения Конкуренция позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным взносом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения за результатами.  
Функция контроля Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую мощность каждого предприятия (если монополист может назначать единственно возможную цену, то конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов). Чем в совершенстве конкуренция, тем справедливее цена.  

Коротко охарактеризуем приемы ценовой и неценовой конкуренции (табл.1.3) [1; 295].

Приемы ценовой и неценовой конкуренции

Прием/Разновидность конкуренции

Характеристика

Ценовая конкуренция

Вид конкурентной борьбы с помощью цен, прежде всего путем их снижения с целью стимулирования спроса. Применяется большими компаниями, ориентированными на массовый спрос, фирмами, которые не имеют достаточные силы и возможности в сфере неценовой конкуренции, а также во время проникновения на рынки с новыми товарами, при укреплении позиций в случае внезапного заострения проблемы сбыта.

Неминуемые потери ценовой конкуренции: понижение цены ведет к уменьшению прибылей; постоянное манипулирование ценами взрывает финансовую стабильность фирмы, осложняет планирование ее деятельности и весь цикл менеджмента. Пределы: ценовая конкуренция в большинстве стран ограничена законодательством; снижение цен не должно доходить до уровня демпинга.

 

«Ценовая война

Вытеснение конкурентов путем постепенного уменьшения цен в расчете на финансовые трудности конкурентов, которые предлагают аналогичные товары, себестоимость которых выше. Потом цены поднимаются опять, и инициатор «войны» компенсирует потери и расходы, связанные с вытеснением конкурентов.

Если конкуренты предпримут в ответ шаги, ценовая война оказывается малоэффективной; фирма может попасть в «мертвую петлю» — процесс стремительного падения компании, которая вошла в порочный круг неудач.

 

«Содержание цен»

Вытеснение конкурентов с помощью содержания цен в период их роста у фирм-конкурентов

Прием эффективен в условиях инфляции, однако воспользоваться им могут не все, например, особенно сложно это делать тем фирмам, которые работают на импортном сырье

 

«Маневрирование ценами»

Предоставление разных скидок, тайное снижение цен, установления одинаковых цен, или максимальное сближение цен, на товары разного качества.

Наиболее распространенным является установление цен со скидками: скидки за ускорение оплаты, скидки, за платеж наличностью; скидки за количество товара или серийность; скидки из прейскурантных цен на товар, предназначенные для мелкооптовой торговли; дилерские скидки; скидки для отдельных категорий покупателей, в заказах и постоянных контактах с которыми заинтересован продавец; экспортные скидки иностранным покупателям; скидки за за сезонную покупку товара; скрыты скидки в виде услуг (бесплатная доставка товару, льготные кредиты, консультации, по эксплуатации и т. п.); товарообменный зачет, то есть уменьшение цены нового товара при условии возвращения ранее купленного и тому подобное. Использование скидок оправдано лишевідносно товаров с эластичным спросом.

 

«Ценовой прорыв»

Предусматривает проникновение на рынок принципиально новой высококачественной продукцией и установление на нее начальной ниже уровня рыночных цен (в среднем на 30—50 %) с целью привлечения массового покупателя и увеличения частицы фирмы на рынке.

Стратегия эффективна, если существует значительный потребительский рынок, спрос покупатели достаточно эластичный, а «цена внедрения» ниже уровня расходов производства основных конкурентов, что не позволяет им быстро и существенно снизит цены.

 

Неценовая конкуренция

Базируется на выделении отдельных товаров из ряда товаров-конкурентов и предоставлении им уникальных, отличительных для покупателя свойств (изменение свойств продукции; предоставление продукции качественно новых свойств; создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей; создание новой продукции для удовлетворения потребностей, которые не существовали раньше; обновление свойств товара, который является символом моды, престижа; совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт).

 

Конкуренция, основанная на промежутке времени

Заключается в том, чтобы превратить в фактор конкурентного преимущества время от зарождения идеи продукта к началу его снабжений клиентам. Время, которое тратится фирмой на выполнение заказа клиента (производительное время), не только определяет величину потерь компании, но и служит лакмусовой бумажкой того, насколько внимательные ее сотрудники к клиентам. Концентрация усилий компании на сокращении времени выполнения заказов позволяет снижать расходы и улучшать сервис одновременно.

Дж. Стек и Т. Хаут открыли правило «от 0,05 до 5»: для большинства продуктов только 0,05-5% всего времени является «производительным» (таким, которое увеличивает ценность продукта). Больше 95 % времени, какой продукт в той или другой форме проводит в компанії-його производителе, теряется зря. Устранив потери, время выхода продукции на рынок можно сократить в 20—200 раз. Время выхода продукции на рынок должно сопоставляться с аналогичными показателями конкурентов.

 

Конкуренция основана на промежутке времени для потребления товара

Конкуренция вытекает из деления товаров на тех, которые потребляют (пересмотр телепередач, рыбалка, занятие спортом, то есть все, что относится к досугу) и те, которые хранят (чаще всего это услуги: уборка дома, отложенная на «потом»; питание в ресторанах быстрого обслуживания; осуществление покупок в небольших магазинах, на АЗС, по почте, через Интернет и тому подобное; приготовление еды из замороженных готовых продуктов; наем работников для ухода за домом; использование посудомоечных машин, печи СВЕЧ.) личное время покупателей.

Определенных расходов времени требует именно осуществление покупки - сбор информации (просмотр разных источников информации, обзор витрин, изучения рекламы), сравнения разных продуктов; оформление покупки и оплату товара, пребывания покупателя, в дороге, в очереди; заполнение гарантийных бланков; ремонт и поддержка товара в рабочем состоянии; непосредственное использование продукта; освобождение от использованного продукта (его утилизация, отвоз, на свалку и тому подобное.

Много|многие| продуктов позиционируются как те, которые позволяют выполнять|исполнять| кое-что дел одновременно (двойное использование|употребление| времени (поліхропія|) - сочетание разных|различных| видов деятельности, например, робота на персональном компьютере во время полета|полит| на самолете|самолет-торпедоносце|, просмотр телепередач за ужином|вечерей|).

Некоторые производители постоянно ориентируются на «цену времени» - создают товары, которые уменьшают цену времени, удобно располагая свои торговые предприятия или предоставляя информацию о том, как лучше к ним добраться; предлагая быструю установку товара.

 

     

Принято выделять следующие также формы конкуренции (табл. 1.4).Таблиця 1.4

Ключевые параметры

Характеристика

Оптимизация обслуживания

Поскольку все производители начинают предлагать товар с теми характеристиками, которые предпочитают покупке, выбор последних будет зависеть в большей степени от того, какой продавец предложит товар за оптимальным для покупателя соотношению цены и уровня обслуживания.

Агрессивные методы борьбы

Фирмы, что желают поддерживать существующие темпы роста, начинают искать новые способы переманивания клиентов у своих конкурентов. Распространение получают ценовая конкуренция, рост рекламы и другие агрессивные методы борьбы.

Коррекция производственных мощностей

Снижение темпов роста отрасли означает замедление развития производственных мощностей. Каждая фирма должна отслеживать планы конкурентов с увеличению производственных мощностей и регулировать собственные объемы выпуска продукции, чтоб не допустить перепроизводства по отрасли в целом.

Сокращение параметрического ряда

Производство великоватого количества подвидов и модификаций товара не дает возможности фирмам достигать экономии за счет длительного производства одного и того же изделия. Цены на модификации товара, что медленно реализовываются, не всегда могут покрыть реальные производственные расходы. Снятие С производства такой продукции сокращает расходы и позволяет к центрировать усилие на тех товарах, которые дают максимальный уровень прибыли, по которым фирма имеет конкурентные преимущества

Акцент на модернизацию производственного процесса Усилия С модернизации производства могут иметь четырехкратную отдачу: более низкие расходы, лучший контроль качества, большие возможности по производству разнообразных модификаций продукции и сокращения сроков между разработкой товара и его выходом на рынок. Модернизация производственного процесса может коснуться механизации высокорасходных видов работ, переоборудование производственных линий с целью повышения производительности труда, создание самокерованих рабочих команд, реінженірінг производственной части, создание цепочки ценностей, использование современных технологий (робототехніка, компьютеризованный контроль)   Усиление внимания снижению расходов Конкуренция, что усиливается, вынуждает фирмы сокращать расходы на единицу продукции. Усилия могут быть направлены на разные сферы деятельности: добиваться более выгодных цен у поставщиков, переключаться на использование дешевых компонентов, более экономически осуществлять разработку продукта, ликвидировать малоэффективные и дорогие звенья в цепочке ценностей, увеличивать производственную и сбытовую эффективность, проводить реорганизацию внутрифирменного управления.   Увеличение объемов продажа существующим потребителям Стратегии С увеличения продаж собственным клиентам могут включать подарки от фирмы, поиск новых возможностей применения товаров или предоставления дополнительных услуг.   Приобретение фирм-конкурентов по низкой цене Иногда можно дешево приобрести пострадавшие крах компании-конкуренты. Приобретение по выгодным ценам фирм может способствовать уменьшению расходов, если оно также обеспечивает возможности увеличения эффективности производства. Кроме того, к компании переходит клиентура приобретенного конкурента. Самыми выгодными приобретениями являются те, которые существенно усиливают конкурентные позиции фирмы-покупателя   Выход на международные рынки По мере того как национальный рынок переходит в стадию зрелости, фирмы начинают искать пути выхода на зарубежные рынки, где еще наблюдается рост спроса на их товар и не такое сильное давление конкурентов. Стратегия интернационализации приобретает особенный смысл, когда имя и репутация фирмы, а также ее товары уже известны на зарубежном рынке.  

За Ю. Рубиним, в зависимости от целевых установок фирма-конкурент, что будет перебывать на стадии деловой зрелости, может применять в отношении к конкурентам следующие типы стратегий: стратегию механической монополизации; стратегию интегрирующей консолидации для сильных интеграторов; стратегию интегрирующей консолидации для слабых интеграторов; стратегию простого обособления; стратегию дезінтегруючого обособления; стратегию полного обособления (изоляции); стратегию кооперативной солидарности; стратегию компромиссного сотрудничества [242]. Охарактеризуем приведенные выше стратегии (табл.4.11).

Конкурентные стратегии для фирм, которые действуют в отраслях, что находятся в состоянии стагнации или спада. Много фирм действуют в отрасли, где спрос растет медленнее, чем в среднем по промышленности, а иногда, даже, наблюдается его падение. В данной ситуации наиболее очевидной является стратегия «сбора урожая», что обеспечивает получение максимального объема наличных средств за короткий период времени, продажу фирмы или прекращение деятельности. Но компании, что крепко стоят на ногах, все же могут добиться в этих отраслях хороших результатов за счет определенных стратегий, которые не являются взаємовиключними (табл.4.13). Следует принять к сведению, что все выше перечисленные стратегии являются производными от основных конкурентных стратегий и приспособленные к сложным внешним условиям отрасли.

Таблица 4.13

Варианты конкурентных стратегий для фирм, которые действуют в отраслях, что находятся в состоянии стагнации или спада

 

Стратегия Характеристика
Ориентация на стратегию фокусировки путем выявления, создания и разработки растущих рыночных сегментов Рынки на стадии стагнации или падения спроса, как и все другие, состоят из множества сегментов. Часто один или несколько сегментов растут быстрыми темпами, тогда как отрасль в целом переживает застой. Концентрация внимания первым за других, на самом выгодном сегменте, не только позволит избежать спада в продаже и доходах, но и достичь конкурентных преимуществ на целевом сегменте.
Ориентация на дифференциацию на основе улучшения качества и инноваций Улучшенное качество либо товарные нововведения могут оживить спрос путем создания новых сегментов, на которых наблюдается рост, либо путем завоевания большего доверия у покупателей. Удачное нововведение открывает путь для неценовой конкуренции. Дифференциация, что базируется на успешной инновации, дает еще одно преимущество: другим фирмам в течение определенного периода будет сложно и дорого самим разработать это нововведение.
Ориентация на постоянное сокращение затраты и рост производительности Фирмы могут достичь сокращения уровня расходов за счет: отказы от функций и видов деятельности, что могут быть выполнены другими фирмами с меньшими расходами; планирование внутренних процессов; консолидации неиспользованных производственных мощностей; использование большего количества бытовых каналов для достижения объема продажа, необходимого для снижения уровня расходов; отказы от мелких и дорогих сбытовых каналов; выделение С цепочки ценностей прибыльных видов.

 

 

Более привлекательными отраслями, что находятся в стадии спада, имеются те, где объем продажи сокращается медленными темпами, поскольку там всегда существуют встроенный спрос и прибыльные ниши. Типичные стратегические ошибки фирм, что работают на рынках, что стагнують: привлечение к изнурительной и убыточной конкурентной борьбе; слишком быстрое изъятие С оборота весомой части наличности; слишком оптимистичное отношение к ситуации и пассивное ожидание того, что дела пойдут на лучшее.

Конкурентные стратегии в раздробленных отраслях (отраслях, что состоят из сотен и даже тысяч мелких и средних фирм). Главной отличительной чертой раздробленной отрасли является отсутствие лидеров, что владеют огромной частью на рынке и признаны покупателями. Конкурентная борьба в раздробленных отраслях может варьироваться в границах от умеренно сильной к ожесточенной.

 

Таблица 4.14

Варианты конкурентных стратегий для раздробленных отраслей

Стратегия Характеристика
Создание и эксплуатация типичных условий Часто используется фирмами, если они осуществляют свою деятельность в разных географических районах (ресторанный бизнес, розничная торговля). Включает строительство типичных удобно расположенных помещений с минимальными затратами и доведения к совершенству процесса функционирования этих точек для достижения наивысшей эффективности.
Обеспечение низких расходов Когда сильная ценовая конкуренция и уровень прибыли чувствует постоянное давление, фирмам целесообразно уделять большее внимание вида деятельности, что не являются второстепенными, требует низких накладных расходов, высокопродуктивной (дешевой) рабочей силы, небольших капитальных расходов, обеспечивает эффективное функционирование компании в целом.
Увеличение выгод для потребителя путем интеграции Интеграция вперед или назад может предоставить возможность снизить расходы или увеличить выгоду от товара, что покупает потребителями (сборка узлов перед отгрузкой потребителям, обеспечение технической помощи, открытие региональных центров по сбыту).
Специализация на виде товару/послуг Эффективная, когда в раздробленной отрасли выпускается большое разнообразие моделей товаров и предлагается много видов услуг. Мастеру по ремонту автомобилей специализируются на ремонте трансмиссий, кузова и т.д.
Специализация на типе потребителя Фирма может выстоять в условиях растущей конкуренции, сконцентрировав внимание на обслуживании тех потребителей, которые: не борются за предоставление скидок, поскольку понимают, что сумма небольшая или объем покупок несущественный; менее чувствительные к изменению цен; заинтересованы в уникальных свойствах товара.
Фокусировка на ограниченных географических районах Концентрация и максимальное использование ресурсов на ограниченной территории может способствовать высшей эффективности производства, уменьшению срока доставки товара потребителю, познаваемости торговой марки, насыщенности рекламой, позволит избежать при этом перерасхода средств, что являются неминуемым при функционировании на большей территории. Супермаркеты, банки и магазины спорттовар успешно функционируют в ограниченном географическом районе, имея там множество филиалов.

Конкурентные стратегии на международных рынках должны четко отвечать ситуации, что складывается. Особенное внимание следует уделить тому, насколько вкусы и преимущества потребителей, сбытовые каналы, перспективы роста, движущие силы и давление конкурентов на мировом рынке отличаются от условий национального рынка; которым является уровень производственных расходов, колебания валютных курсов, особенности торговой политики национальных правительств, характер международной конкуренции. Существует шесть стратегий деятельности фирмы на мировом рынке [6]:

ü передача иностранным фирмам права на использование ее собственных технологий или на производство и распространение ее продукции (в этом случае доходы от международной деятельности уровни размера получаемых по соглашению роялти);

ü укрепление национального производства (в одной стране) и вывоз товаров на зарубежные рынки, используя как собственные сбытовые каналы, так и контролируемые иностранными компаниями каналы;

ü многонациональная стратегия (разработка особенной стратегии для каждой страны, где фирма осуществляет свою деятельность; стратегия лучше подходит для отраслей, где преобладает многонациональная конкуренция; преимущество - соответствие местным условиям страны; недостатки - не имеет в виду тесной стратегической координации по странам и недостаточно связана с конкурентными преимуществами);

ü глобальная стратегия (подходит преимущественно для отраслей, что конкурируют на мировом уровне; однообразная в разных странах, что позволяет фирме концентрироваться на обеспечении конкурентного преимущества как над международными, так и над внутренними конкурентами).

Одним из самых важных направлений конкретизации стратегии является ее привязка к конкурентному статусу компании, и в первую очередь к степени ее доминирования на рынке, что обусловливает выделение четырех конкурентных позиций для: аутсайдера рынка; фирм, что имеют слабую и сильную конкурентные позиции; лидера рынка [1;6].

Обычно принято говорить не о конкурентных преимуществах аутсайдера рынка, а о направлениях возвращения бизнеса в нормальное состояние (табл.4.15). Стратегии возобновления используются в случае, когда направление деятельности, которое нужно сберечь и развивать, находится в кризисном состоянии. Их целью быстрейшее выявление и ликвидация источника конкурентной и финансовой слабости фирмы. Наиболее распространены причины возникновения кризисных ситуаций: слишком большой размер долга; переоценка перспектив роста объемов продажи; игнорирование негативного влияния на прибыль агрессивных попыток «купить» часть рынка за счет значительного снижения цен; высокий уровень постоянных расходов через неспособность рационально использовать производственные мощности; ставка на технологический прорыв в долгосрочной перспективе; ставка на исследования и разработки (большие вложения) для укрепления конкурентной позиции и прибыльности и неудача в разработке эффективных новых товаров; частое изменение стратегий; уступка конкурентных преимуществ соперникам, что имеют больший нрав.

На практике попытки экономии, реорганизации, сокращения активов и тому подобное почти всегда подкрепляются комбинируемыми подходами, а не –рунтуються на конкретном С них. Усилие фирм по возобновлению — это действия с высокой степенью риска, которые часто заканчиваются провалом.

Таблица 4.15

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ»


ТЕМА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КАК КАТЕГОРИЯ И КАК СВОЙСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ, КОТОРОЕ ФУНКЦИОНИРУЕТ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.038 с.)