Белоусова Алина.Группа НОЛк-219. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Белоусова Алина.Группа НОЛк-219.



Белоусова Алина.Группа НОЛк-219.

Практическое занятие.

Тема: «Смысл действий сложения и вычитания.

Приемы сложения и вычитания в пределах 10 и 20»

План.

1. Какие виды предметных действий может использовать учитель для того, чтобы раскрыть смысл действия сложения?

2. Раскройте последовательность изучения различных видов предметных действий на сложение, предложенную в учебниках математики для первого класса по программам М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, И.И. Аргинской, Л. Г. Петерсон и др.

3. Какие виды предметных действий может использовать учитель для того, чтобы раскрыть смысл действий вычитания?

4. Раскройте последовательность изучения различных видов предметных действий на вычитание, предложенную в учебниках математики для первого класса по программам М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, И.И. Аргинской, Л. Г. Петерсон и др.

5. Методика работы с математическими рассказами, раскрывающими смысл арифметических действий. Составьте фрагмент урока, посвященного работе с математическим рассказом, цель которого научить младших школьников переводить жизненные ситуации на язык математики.

 

1. Какие виды предметных действий может использовать учитель для того, чтобы раскрыть смысл действия сложения?

При изучении смысла сложения рассматривают 3 вида предметных действий:

1. Ситуации, в которых идет составление одного предметного множества из двух данных.

Например: На кормушке сидели 3 снегиря и 2 синицы. Сколько птиц сидело на кормушке?

Рассказ может содержать несущественные подробности.

Рисунок – это реальная модель.

Рассказ – вербальная модель.

Составляем графическую модель или схему, для этого каждый реальный предмет использует условные обозначения (каждая птица-определенный круг).

 

 


       ?

Модель может быть выполнена по другому. Ребёнок может придумать свою модель, но главное обосновать, что она подходит к данной ситуации.

Круги Эйлера

                                

     
 

 


Постепенно переходим к схемам на отрезах (условно – схематическая модель)

2          3


     ?

После этого составляют знаково-символическую модель:выражение и равенства

Обсуждают:сколько снегирей сидело?(2)

Выставляют карточку на доску.

Сколько синиц сидело?(3)

Они сидели вместе на одной кормушке.В этом случае математики говорят,что числа нужно складывать.

Составляем выражение:

3+2

Только в последнюю очередь учитель определяет общее количество

Получаем равенство: 3+2=5

 

Такие математические рассказы есть во всех учебниках. Обсуждают ответы на вопросы.. Составляется математический рассказ.

 

После 3х картинок дети постепенно переходят к двум картинкам (было/стало). А после этого постепенно переходят к 1 картинке

 

При переходе от одной модели к другой виды и примы работ:

1.Составление модели под руководством учителя.

2.Исправь ошибку в модели.

3.Дополни модель

4.Самостоятельное составление модели.

5.Выбери правильную модель

Петерсон Л. Г.

При изучении смысла сложения рассматривают 3 вида предметных действий.

Автор начинает изучение смысла сложения с первого вида, переходя ко второму, а далее к третьему.

Ситуации, в которых идет составление одного предметного множества из двух данных.

Приводим математический рассказ, который основан на жизненном опыте, картинке и т.д.

стр. 16

 стр. 20

Математический рассказ: На картинках нарисованы 4 зеленых круга и 2 красных квадрата, сколько всего было фигур?

стр. 30

Дается схема

Ситуации, в которых идет увеличение данного множества на несколько предметов.

В этих рассказах используют понятия «Стало больше на …» или «увеличилось на …»

Приводим математический рассказ, который основан на жизненном опыте, картинке и т.д.

стр. 36

Дается схема на увеличение

 стр. 41

 

М1П ч.2 стр. 6


Увеличение множества равночисленно данному на несколько предметов.

М1П ч.3 стр. 18


 

Н.Б.Истомина

Автор рассматривает изучение смысла сложения с первого вида предметных действий, далее вводит сначала второй вид и потом сразу третий.

Ситуации, в которых идет составление одного предметного множества из двух данных.

Приводим математический рассказ, который основан на жизненном опыте, картинке и т.д. 

М1И ч.1 стр. 50

Приводим математический рассказ, который основан на жизненном опыте, картинке и т.д. 

 

М1И ч.2 стр. 35

 

 

Ситуации, в которых идет увеличение данного множества на несколько предметов.

В этих рассказах используют понятия«Стало больше на …» или «увеличилось на …».

Приводим математический рассказ, который основан на жизненном опыте, картинке и т.д.

 ч.1 стр. 55  

 

 

 ч.2 стр. 19-20
Вводится понятие «Увеличить на …»

ч.2 стр. 37-38

 3 вид:Увеличение множества равночисленного данному на несколько предметов.

 ч.2 стр. 35

 

 

 Демидова, Козлова, Тонких

Автор начинает изучение смысла сложения с первого вида, переходя ко второму и третьему

1 вид: Ситуации, в которых идет составление одного предметного множества из двух данных.

 

 

ч.1 стр. 38

стр. 39

 

Стр 42

 

 

2 вид: Ситуации, в которых идет увеличение данного множества на несколько предметов.

 

 

стр. 3

стр. 27

 

 

3 вид:Увеличение множества равночисленного данному на несколько предметов.

Стр. 48

М1М ч.2 с.7

4.Сравнение 2-х предметных множеств с вопросом «на сколько меньше или больше?». Например, в вазе 5 красных яблок и 2 зеленых. На сколько больше красных яблок? На сколько меньше зеленых яблок?

Сначала моделируем ситуацию. Изображаем в 2-е строки 2 множества.

Показываем на схеме каких яблок больше (меньше) и на сколько.

                                               Скольким красным хватило пары? (2). Мы      

                                               должны из 5 красных яблок убрать те 2 яблока

5
                                               которым хватило пары, и узнать скольким

                                               красным яблокам не хватило пары?(3),т.е.

Кр.ябл
2
?
                                                 чтобы ответить на вопрос «на сколько

З.ябл
                                                 больше красных яблок, чем зеленых», нужно

                                                сказать скольким красным яблокам не хватило               пары.

М1М ч.2 с.10-11

Аналогично, как и при изучении смысла сложения, рассказы на вычитание составляют сначала по 3, потом по 2 и 1 картинке.

Главное при работе с рассказом - обосновать выбор действия вычитания. Это можно сделать 3 способами:

   1. Ориентируемся на глагол, описывающий действие  (съели, улетели). При этом убираем часть множества, следовательно, надо вычитать.

    2. Ориентируемся на изменение количества. Например, яблоки съели, следовательно, их стало меньше, следовательно, надо вычитать. (когда количество уменьшается, надо вычитать)

     3. Ориентируемся на понятия « Целое и часть». Если находим часть от целого, то надо вычитать.

 

 

4. Раскройте последовательность изучения различных видов предметных действий на вычитание, предложенную в учебниках математики для первого класса по программам М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, И.И. Аргинской, Л. Г. Петерсон и др.

Петерсон Л.Г.

1 вид.Удаление подмножества из множества.

М1П ч.2 стр. 14

 

Используется сразу несколько моделей:графическая,реальная и знаково-схематическая

 

2 вид.Уменьшение данного множества на несколько предметов («уменьшить на…», «стало меньше на…».

М1П ч.1 стр. 50

 

М1П ч.1 стр. 51

3 вид.Уменьшение множества, равночисленного данному на несколько предметов.

М1П ч.2 стр. 10

 

4.Сравнение 2-х предметных множеств с вопросом «на сколько меньше или больше?».

М1П ч.2 стр. 56

 

 

Н.Б. Истомина.

ч 2

1 вид: Удаление подмножества из множества.

Составляем математический рассказ.

Используется,как реальная,так и графическая модели.

 

2 вид: уменьшение данного множества на несколько предметов

стр.19, 20

 

3 вид: Уменьшение множества, равночисленного данному на несколько предметов.

 стр. 30.

 

 

4.Сравнение 2-х предметных множеств с вопросом «на сколько меньше или больше?».

ч.2 стр. 30

 

М1И ч.2 стр. 31

Дорофеев.

1.Удаление подмножества из множества.

М1Дор ч.1 стр. 95

М1Дор ч.1 стр. 104

 

2.Уменьшение данного множества на несколько предметов («уменьшить на…», «стало меньше на…».

М1Дор ч.1 стр. 120

М1Дор ч.1 стр. 121

М1Дор ч.1 стр. 122

 

3.Уменьшение множества, равночисленного данному на несколько предметов.

М1Дор ч.1 стр. 108

М1Дор ч.1 стр. 114

4.Сравнение 2-х предметных множеств с вопросом «на сколько меньше или больше?».

М1Дор ч.2 стр. 11

М1Дор ч.2 стр. 12

 

5. Методика работы с математическими рассказами, раскрывающими смысл арифметических действий. Составьте фрагмент урока, посвященного работе с математическим рассказом, цель которого научить младших школьников переводить жизненные ситуации на язык математики.

Тема: Математические рассказы

Цель: Создать условия, способствующие формированию у детей навыка составления математических рассказов по выражению.

Задачи:

Развивать навык составления математических рассказов, опираясь на жизненный опыт.

Развивать логическое мышление, творческое воображение;

Развивать усиление эффективности учебного процесса, организованного в группах

 

 

Название этапа Содержание этапа Оформление доски
1. Организационный момент -Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем   .     -Здравствуйте,ребята!Я рада вас видеть и очень хочу начать наш сегодняшний урок. Желаю вам хорошего настроения.Давайте улыбнемся друг другу! Все ли готовы к уроку? Дети: Дааа               Учитель:Тогда начнем      
2. Актуализация знаний. Устный счет.   - Итак, начинаем урок математики. Ребята, сегодня на уроке математики вы узнаете много нового и интересного-мы научимся составлять математические рассказы!Но для начала мы повторим уже пройденный материал. Посчитайте,пожалуйста · от 1 до 7 и обратно; · от 10 до 2;      Работа в парах.   - Посчитайте от 1 до 10и обратно по очереди.   - Молодцы, ребята!  :       - Молодцы, ребята!   в) Задачи в стихах: Вышла курочка гулять, Позвала своих цыплят. Семь бежали впереди Три отстали позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят? 7+3=10   Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели. Пять румяных, налитых, Три с кислинкой. Сколько их?   5+3=8   Сидят рыбаки, Стерегут поплавки: Рыбак Корней поймал трех окуней, Рыбак Евсей – четырех карасей. А рыбак Михаил двух сомов изловил. Сколько рыб из реки изловили рыбаки? 3+4+2=9     - Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. Числовой ряд мы не зря вспомнили и эти знания нам сегодня ещё пригодятся    
4.    Изучение нового материала   Учитель: Ребята,сегодня мы будем учиться составлять математические рассказы. Для этого нам помогут различные картинки,схемы,выражения. Посмотрите внимательно на доску. Откройте,пожалуйста, учебник на странице 25.Внимательно рассмотрите картинки.   Учитель: Дети,что вы видете на самой верхней первой картинке? Дети:Кота Учитель:Верно.А сколько котов изображено именно на 1 картинке? Дети:один Учитеьно:Правильно.Тогда мы можем начать с вами рассказ таким образом: -На поляне сидел 1 котик. Учитель: А что вы видете на второй картинке?Изменилось ли что-нибудь? Дети:Да,появился еще серый кот. Учитель:Конечно.Мы можем продолжить наш рассказ так: -На поляне сидел 1 рыжий котик,затем к нему пришел еще серый кот. Дети,сколько котов мы видим на 3 картинке? Дети:2 кота. Учитель:Мы можем поставить такой вопрос: «сколько же всего стало котов?» Итак,внимательно послушайте наш рассказ и посмотрите на картинку?Как вы думаете,точно ли он подходит к нашим картинкам. --На поляне сидел 1 рыжий котик,затем к нему пришел еще один серый кот.Сколько всего котов стало на поляне? Учитель: Давайте составим схему к нашему рассказу.Для этого мы обозначим рыжего кота красным кружком,а серого кота –зеленым. (составляется схема,анализируется) -Дети,а какое выражение мы можем составить к нашей задаче? Дети:Верно,1+1=2.   Учитель:Ребята,составлять математические рассказы можно не только по картинкам. Например,можно составить рассказ и по схеме. Все внимательно смотрим на доску.   Учитель:На тарелке лежало 3 зеленых яблока. На доске я обозначаю зеленые яблоки зелеными кружками,вы же рисуете кружки в тетради. Пришел Петя и съел 1 яблоко.(Учитель убирает 1 кружок) Сколько яблок осталось на тарелке? Дети:2 яблока. Учитель:А как вы решили эту задачу? Дети:3-1 =2 Учитель:Молодцы.   Учитель:Ребята,посмотрите на картинке с воробьями на странице 25.Кто может попробывать составить математический рассказ на основе этих рисунков. Дети:Было 2 воробья,один улетел.Сколько осталось воробьев? Учитель:Правильно!Молодец! А кто может решить задачу.которую составил нам (имя): Дети:2-1=1. Учительно:Молодцы.   Ребята,мы научились составлять математические рассказы по картинкам и по схеме.Мы также можем придумывать рассказам и по выражениям.Сейчас я на доске напишу 2 выражения.   Учитель: Сейчас мы придумаем математические рассказы на основе этих выражений. Я начну,а вы мне будете помогать. Итак,Валя купила 3 воздушных шарика.Что могло произойти далее? Дети:1 лопнул Учитель:Веерно.Было 3 шарика.1 лопнул. Соответствует ли первое выражение нашему рассказу? Дети:Да Учитель:Теперь придумайте рассказ к второму выражению. Дети: У Толи была 1 ручка,затем мама купила ему еще 2 ручки. Учитель:Ребята,молодцы.     На доску вывешивается сначала красный кружок.Учитель вывешивает и повторяет рассказ,далее к нему вешается еще один кружок.   Вывешивается на доску 3 зеленых кружка.Далее учитель снимает 1 кружок.   3-1 1+2
3. Физминутка.   -Все выходят по порядку (ходьба на месте) – Раз-два-три-четыре! Дружно делают зарядку- Раз-два-три-четыре! Руки выше, ноги шире! Влево, вправо поворот, Наклон назад, Наклон вперед. Руки в стороны – в полет Отправляем самолет, Правое крыло вперед, Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет.    
4.Усвоение новых знаний На доске написаны несколько равенств: Составить математический рассказ на нахождение суммы: - 1й ученик: У Тани было 2 красных шара и 4 синих. Всего у неё было 6 шаров. 2- й ученик: На клумбе росла одна белая роза и четыре желтые розы. Всего было пять цветов. 3- й ученик: У Вани было пять карандашей, а у Маши три. Всего у Вани и Маши восемь карандашей Составить математический рассказ на нахождение разности:   1- й ученик: На ветке сидело семь снегирей, два улетели. Осталось пять птиц. 2- й ученик: В вазе лежало шесть конфет, Лиза съела одну. В вазе осталось пять конфет. 3- й ученик: На поляне росло 5 грибов,Маша сорвала 2.На поляне осталось 3 гриба.   А теперь попробуйте составить математический рассказ по схемам: 1 ученик:У Вити было 3 машины,мама купила Вите еще 1 машину.  Ученик: У Зины было 2 шарика,1 лопнул.   2+4=7 1+4=5 5+3=8     7-2=5 6-1=5 5-2=3    
                     
   
 

 

 

5 Рефлексия. Учитель: Ребята,молодцы. Сегодня мы научились составлять математические рассказы на основе картинок,схем и выражений. Надеюсь,вы усвоили материал. Дома вы придумаете 2 любые задачи и схематически изобразите это в тетради. Урок окончен,можете идти на перемену.    

 

Белоусова Алина.Группа НОЛк-219.

Практическое занятие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.087 с.)