Проблема сознания в философии: структура, природа и сущность. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное. Общественное сознание. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема сознания в философии: структура, природа и сущность. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное. Общественное сознание.



 

Проблема сознания включает в себя многие аспекты, в частности, вопросы о природе, структуре и функциях сознания.

Первый подход ярче всего представлен в религиозной философии, а также в объективном идеализме. Согласно ему сознание – надмировое явление. С точки зрения религиозной философии разум человека – частица божественного Духа. Бог как надмировое, надприродное начало творит человека по своему образу и подобию, наделяя его способностью мыслить и познавать (Августин, Ф. Аквинский, В. Соловьев).

Второй подход исходит из принципа гилозоизма (от греч. zoe – жизнь), согласно которому космос в целом одушевлен и разумен. Дух и космос представляют собой величины одного порядка, «материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух без материи», – утверждал Гёте.

Третий подход, утверждающий, что сознание – свойство всех живых организмов, представлен в социобиологии и эволюционных теориях. Согласно ему, сознание – биологическая реакция самосохранения, биологические механизмы социальной организации присущие и человеку, и животному.

Четвертый подход доказывает, что сознание – атрибут человека, т. е. свойство присущее только человеку. Данный подход представлен многими философскими учениями, но ярче всего, пожалуй, диалектическим материализмом.

Суммируя все подходы, условно можно выделить следующие структурные элементы в природе сознания:

• божественный;

• космический;

• социальный;

• биологический

• психологический.

Объективный идеализм утверждает, что сознание есть особая субстанция, первичная по отношению к материи, независимая от нее.

Субъективный идеализм полагает, что сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – лишь его порождение.

Вульгарный материализм XIX в. (Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт) и сторонники физикализма ХХ в. (Д. Армстронг, Дж.Дж. Смарт) отрицают само существование сознания как качественно особой реальности.

В экзистенцианализме сознание выступает как специфически человеческий способ адаптации к миру через свободу и выбор.

Сознание – это способность человека воспроизводить в своих идеальных образах объекты и свойства окружающего мира и целенаправленно взаимодействовать с данными объектами.

Наличие сознания у субъекта предполагает взаимодействия, как минимум, трех компонентов:

• осознание внешней среды (природного и социального окружения);

• самосознания (самочувствия, самопредставления, самоконтроля);

• рефлексии (оценки себя и своего места в мире).

Сознание выступает как бесконечный поток непрерывно меняющихся чувственных и умственных образов, оценок и представлений, существующих во внутреннем опыте человека и реализующихся в его практической деятельности.

Общественное и индивидуальное сознание находятся во взаимодействии, диалектически связаны между собой. Индивидуальное сознание формируется и развивается за счет различных форм общественного сознания (мифа, религии, науки, искусства, философии и т. п.), вбирая в себя социально типичные черты, идеи, стереотипы, убеждения, мотивацию деятельности. С другой стороны, общественное сознание формируется за счет духовной деятельности индивидов, вбирая в себя социально значимые идеи, образы, мысли, представления отдельных людей. Оно складывается автоматически в силу принадлежности того или иного человека к определенному этносу, государству, классу, профессии и т. п. Другими словами, общественное сознание заключено как бы в каждом из нас. Как общество не есть сумма индивидов, так и общественное сознание не представляет собой сумму индивидуальных сознаний.

Сознание присуще субъекту и в этом смысле оно всегда уникально, субъективно, не присуще материальным вещам: книгам, зданиям, машинам и т. д. В то же время сознание объективно, т.к. обладает способностью существовать наряду с другими сознаниями и материальными вещами. Объективность (реальность) сознания позволяет его изучать.

В философии принято выделять основные свойства сознания: идеальность, интенсиональность и идеаторность.

Идеальность – главный признак, атрибут сознания, т.к. последнее не существует без первой. Сознание начинается там и тогда, когда и где человек вынужден объективировать свой внутренний мир в общезначимых ценностях, идеалах, нормах, соизмерять свое поведение с общепризнанными стандартами.

Следующее свойство сознания – интенциональность, т. е. направленность мысли на предмет. Термин «интенциональность» (от лат. intention – стремление) в современную философию ввел австрийский философ Ф. Брентано. Ключевым этот термин стал у его ученика Э. Гуссерля, для которого интенциональность есть акт придания смысла (значения) предмету при постоянной возможности различия предмета и смысла.

Идеаторность сознания. Термин был введен в философию К. Мегрелидзе в его книге «Основные проблемы социологии мышления» (Тбилиси, 1973 г.). Он необходим для четкого отличения сознания человека от психики животного. Идеаторность, строго говоря, суть способность сознания творить и воспроизводить идеи.

Прежде всего сознание вырабатывает осмысленный план поведения человека в мире и обществе. Ориентация животного зависит от наличной среды, основана на инстинкте. В этом случае сознание не помогало бы, а мешало поведению животных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.006 с.)