Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема сознания в философии: структура, природа и сущность. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное. Общественное сознание.
Проблема сознания включает в себя многие аспекты, в частности, вопросы о природе, структуре и функциях сознания. Первый подход ярче всего представлен в религиозной философии, а также в объективном идеализме. Согласно ему сознание – надмировое явление. С точки зрения религиозной философии разум человека – частица божественного Духа. Бог как надмировое, надприродное начало творит человека по своему образу и подобию, наделяя его способностью мыслить и познавать (Августин, Ф. Аквинский, В. Соловьев). Второй подход исходит из принципа гилозоизма (от греч. zoe – жизнь), согласно которому космос в целом одушевлен и разумен. Дух и космос представляют собой величины одного порядка, «материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух без материи», – утверждал Гёте. Третий подход, утверждающий, что сознание – свойство всех живых организмов, представлен в социобиологии и эволюционных теориях. Согласно ему, сознание – биологическая реакция самосохранения, биологические механизмы социальной организации присущие и человеку, и животному. Четвертый подход доказывает, что сознание – атрибут человека, т. е. свойство присущее только человеку. Данный подход представлен многими философскими учениями, но ярче всего, пожалуй, диалектическим материализмом. Суммируя все подходы, условно можно выделить следующие структурные элементы в природе сознания: • божественный; • космический; • социальный; • биологический • психологический. Объективный идеализм утверждает, что сознание есть особая субстанция, первичная по отношению к материи, независимая от нее. Субъективный идеализм полагает, что сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – лишь его порождение. Вульгарный материализм XIX в. (Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт) и сторонники физикализма ХХ в. (Д. Армстронг, Дж.Дж. Смарт) отрицают само существование сознания как качественно особой реальности. В экзистенцианализме сознание выступает как специфически человеческий способ адаптации к миру через свободу и выбор. Сознание – это способность человека воспроизводить в своих идеальных образах объекты и свойства окружающего мира и целенаправленно взаимодействовать с данными объектами.
Наличие сознания у субъекта предполагает взаимодействия, как минимум, трех компонентов: • осознание внешней среды (природного и социального окружения); • самосознания (самочувствия, самопредставления, самоконтроля); • рефлексии (оценки себя и своего места в мире). Сознание выступает как бесконечный поток непрерывно меняющихся чувственных и умственных образов, оценок и представлений, существующих во внутреннем опыте человека и реализующихся в его практической деятельности. Общественное и индивидуальное сознание находятся во взаимодействии, диалектически связаны между собой. Индивидуальное сознание формируется и развивается за счет различных форм общественного сознания (мифа, религии, науки, искусства, философии и т. п.), вбирая в себя социально типичные черты, идеи, стереотипы, убеждения, мотивацию деятельности. С другой стороны, общественное сознание формируется за счет духовной деятельности индивидов, вбирая в себя социально значимые идеи, образы, мысли, представления отдельных людей. Оно складывается автоматически в силу принадлежности того или иного человека к определенному этносу, государству, классу, профессии и т. п. Другими словами, общественное сознание заключено как бы в каждом из нас. Как общество не есть сумма индивидов, так и общественное сознание не представляет собой сумму индивидуальных сознаний. Сознание присуще субъекту и в этом смысле оно всегда уникально, субъективно, не присуще материальным вещам: книгам, зданиям, машинам и т. д. В то же время сознание объективно, т.к. обладает способностью существовать наряду с другими сознаниями и материальными вещами. Объективность (реальность) сознания позволяет его изучать. В философии принято выделять основные свойства сознания: идеальность, интенсиональность и идеаторность. Идеальность – главный признак, атрибут сознания, т.к. последнее не существует без первой. Сознание начинается там и тогда, когда и где человек вынужден объективировать свой внутренний мир в общезначимых ценностях, идеалах, нормах, соизмерять свое поведение с общепризнанными стандартами.
Следующее свойство сознания – интенциональность, т. е. направленность мысли на предмет. Термин «интенциональность» (от лат. intention – стремление) в современную философию ввел австрийский философ Ф. Брентано. Ключевым этот термин стал у его ученика Э. Гуссерля, для которого интенциональность есть акт придания смысла (значения) предмету при постоянной возможности различия предмета и смысла. Идеаторность сознания. Термин был введен в философию К. Мегрелидзе в его книге «Основные проблемы социологии мышления» (Тбилиси, 1973 г.). Он необходим для четкого отличения сознания человека от психики животного. Идеаторность, строго говоря, суть способность сознания творить и воспроизводить идеи. Прежде всего сознание вырабатывает осмысленный план поведения человека в мире и обществе. Ориентация животного зависит от наличной среды, основана на инстинкте. В этом случае сознание не помогало бы, а мешало поведению животных.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.006 с.) |